Rambler's Top100

№ 233 - 234
6 - 19 февраля 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Новое время" о национализме в российской политике
"Российские вести" об этнополитической ситуации в России и в мире
"Ведомости", "Газета" и "Известия" о рабочей группе по добровольному переселению соотечественников
"Русская Германия" о новациях в иммиграционном законодательстве Германии
"Петровка, 38" о нелегальной миграции в России
"Газета" о нежелательных иностранцах в Белоруссии
"Казахстанская правда" о миграционной политике Казахстана
"Время новостей" об итогах пробной миграционной амнистии
"Бизнес" о грядущих новациях российской миграционной политики
"Вечерний Бишкек" о кыргызстанцах в Новосибирске
"Невское время" о мигрантах из Таджикистана в Санкт-Петербурге
"Вечерний Бишкек" о миграции врачей из Киргизии в Якутию
"Бизнес & Балтия" о трудовой миграции в Латвии
"Зеркало недели" о трудовой миграции из Украины в Европу
"Труд" и "Миграционные вести Приволжского федерального округа"о нехватке рабочих рук в регионах России
"Московская правда" о миграционной программе… московского округа
"Новые известия" и "Российская газета" о демографии и сокращении мест в российских вузах
"Время новостей" об избытке учителей-пенсионеров в России
"Вечерняя Москва" о рынке труда в Москве

"Газета" о страхах безработицы
"Казахстанская правда" о глобальном кризисе занятости

"Бизнес & Балтия" о демографических нехватках рынка труда ЕС
"Российская газета" о демографических перспективах Китая
"Газета" о демографических проблемах Германии
"The Guardian" о перспективах старения в Великобритании
"Зеркало" о демографической ситуации в Азербайджане
"Российская Бизнес-газета" и "Имеешь право" о демографической ситуации в России
"Московский комсомолец" о демографических проблемах и демографической политике в России
"Русская община (Нетания)" о "психодемографии"
"Эксперт" о демографических проблемах и страхах России
"Парламентская газета" о перспективах российских городов
"Новая газета" о новых книгах по социальной истории России
"Правда Украины" о младенческой смертности на Украине
"Московская правда" о проблемах детской кардиологии в России
"Тверская, 13" о здоровье детей в Москве
"Огонек" о "походных женах"
"The New York Times" о правовых коллизиях подросткового секса в США
"Родная газета" о СПИДе как медицинской афере
"Российская газета" о самоубийствах в армии
"The Guardian" о самых дорогих городах мира

… об этнополитической ситуации в России и в мире

Крейг Калхун: сила России - в ее полиэтничности

Профессор Нью-Йоркского университета Крейг Калхун является одной из наиболее значимых фигур в современной мировой социологии и политологии. Недавно он посетил Москву и выступил с лекциями в рамках международной программы Института общественного проектирования "Русские чтения". В эксклюзивном интервью "РВ" профессор Калхун рассуждает о перспективах России в контексте процессов глобализации.
- Вы известны не только как ученый с мировым именем, но и как президент старейшей неправительственной научной организации в США - Совета по социологическим исследованиям (The Social Science Research Council или SSRC). Что представляет собой эта организация и какого рода проекты она осуществляет в России?
- SSRC является наиболее важной в США независимой исследовательской организацией, призванной мобилизовать интеллектуальный потенциал ученых, политиков и экспертов для разработки инновационных подходов к решению ключевых социальных проблем, касающихся как отдельных регионов, так и судеб всего человечества. Наша организация была создана в 1923 году при участии Фонда Рокфеллера и действительно имеет весьма значительный вес в среде социологов и политологов. Любопытно, что членом совета директоров SSRC одно время была Кондолиза Райс. В последние десятилетия в центре научного внимания нашей организации находятся, прежде всего, такие феномены, как модернизация и глобализация, их влияние на судьбы отдельных регионов и мира в целом. В рамках организуемых нами программ и проектов сотни специалистов в различных частях мира проводят серьезные социологические исследования, дающие затем материал для сравнительного анализа по самому широкому кругу проблем - будь то миграционные процессы или перспективы развития крупнейших мировых городов, систем здравоохранения и образования. В настоящее время мы уделяем особое внимание тем глобальным проблемам, которые волнуют всех - например, проблеме распространения СПИДа и других эпидемий, а также проблеме межконфессиональных и межэтнических отношений.
Что касается России, то мы рассматриваем процессы в вашей стране во взаимосвязи с тем, что происходит на постсоветском евразийском пространстве в целом. Например, сейчас в России, а также государствах Центральной Азии мы проводим исследования на темы миграции и восприятия людьми окружающей их социальной действительности, отношения населения к реформам и коммунистическому прошлому, к религии. Опять же особое внимание уделяется социальным последствиям таких не знающих границ заболеваний, как СПИД или "птичий грипп".
- С какими научными центрами вы сотрудничаете в России?
- В проектах, организуемых и финансируемых SSRC, участвуют как американские, так и местные ученые. В России мы, прежде всего, сотрудничаем с такими крупнейшими научными центрами, как Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, а также с Институтом социологии РАН.
- А кто финансирует вашу организацию?
- Наша система финансирования типична для американских неправительственных организаций. В первую очередь, средства на наши проекты поступают от частных фондов - например, Фонда Рокфеллера и Фонда Форда. Правительство США также предоставляет некоторые средства, но мы получаем деньги и от Великобритании, и от Японии, и от ряда других стран, заинтересованных в результатах наших исследований.
- Как вы можете оценить феномен глобализации, о котором столь часто говорят сегодня?
- Глобализация представляет собой необычайно сложное и многомерное явление. Это - не теория или концепция, а именно объективное явление мирового масштаба, которое справедливо привлекает к себе внимание и становится объектом исследований. Единого научного определения этого феномена не существует, но речь так или иначе идет о качественной интенсификации потоков, связывающих между собой весь мир, - будь то движение капиталов или информации, наконец, перемещение самих людей (миграции). Все это - различные стороны глобализации, которая началась, конечно же, не с изобретения Интернета, а гораздо раньше. Собственно говоря, формирование мировой капиталистической системы, деколонизация и становление национальных государств на месте бывших колоний тоже являлись проявлением глобализации, результатом распространения и адаптации новых идей. Просто сегодня мы наблюдаем явное ускорение процессов глобализации, связанное с развитием информационных и транспортных технологий. Еще в первой половине 90-х годов на Западе глобализация расценивалась исключительно как явление со знаком "плюс", предполагалось, что утрата национальными государствами своей былой относительной замкнутости и "стирание границ" быстро приведут к решению множества проблем. Но теперь уже очевидно, что это далеко не так, у глобализации оказались и "темные" стороны. Например, все мы знаем, как наряду с информацией, способствующей борьбе с болезнями и социальными "недугами", распространяются и новые, ранее невиданные болезни, а также технологии, поставленные на службу терроризму. А, главное, далеко не всегда понятно, кто же выигрывает, а кто - проигрывает в процессе глобализации, кто направляет этот процесс. Я лично считаю, что у глобализации нет единого "штаба" или "мозгового центра". В одних случаях мы видим лидирующую роль транснациональных корпораций, в других - того или иного национального государства, интересы разных сил то совпадают, то конфликтуют друг с другом. К слову сказать, национальные государства, как мы видим, отнюдь не исчезают, они стремятся не только сохранить, но и укрепить свои позиции, зачастую по-новому формулируя свою роль в мире. Общий вывод же таков: глобализация становится явлением все более сложным и малопредсказуемым. Теперь даже на Западе она все чаще вызывает рост скептицизма и тревожных ожиданий.
- Как вы относитесь к феномену "столкновения цивилизаций"? Что это - реальность или миф, выдуманный Хантингтоном и иже с ним?
- Я полагаю, что концепция "столкновения цивилизаций" представляет собой одну из попыток осмыслить реальность, но не столько с объективных, сколько именно с идеологических позиций. Все мы стали свидетелями тяжелейшего кризиса неолиберальной модели гражданского общества - и отнюдь не только на постсоветском пространстве или в исламском мире. Это не означает, что идеи гражданского общества и демократии умерли, просто в разных культурных (или цивилизационных) ареалах они понимаются по-разному. Цивилизационные различия - это реальный и весьма действенный фактор, но это вовсе не означает, что цивилизации должны находиться в некоем перманентном конфликте друг с другом. В сегодняшнем мире у людей слишком много общих проблем, их можно и должно стремиться решать сообща, а для этого необходимо, прежде всего, взаимоуважение и взаимопонимание.
- Почему же тогда, по вашему мнению, этого взаимопонимания так недостает политическим элитам России и США?
- Это, в самом деле, парадокс. Нашим странам объективно выгодно быть союзниками. Но беда высшей политической элиты обеих стран - в ее узости и корпоративной замкнутости. И в Вашингтоне, и в Москве ключевые решения принимаются узкой группой людей, все больше отрывающихся от реальных нужд населения. Элиты не слышат тех, кем они управляют, и с подозрением относятся друг к другу. Я просто убежден в том, что российско-американские отношения были бы совершенно иными, если бы на государственном уровне велся такой же честный и открытый диалог, как это сегодня имеет место на научном уровне - между российскими и американскими социологами и политологами. Но, увы, в США (вероятно, как и в России), власть, по сути дела, не желает слушать ученых. Даже если участвует в финансировании их деятельности. Остается лишь надеяться на то, что рано или поздно власть будет вынуждена прислушаться к ним.
- В нашей стране доминирует точка зрения, согласно которой США заинтересованы в "слабой России", а отнюдь не в сильной. Как вы можете прокомментировать это?
- Действительно, такое восприятие весьма распространено, но я не думаю, что оно имеет под собой объективную базу. Конечно, США с позиции "единственной сверхдержавы" считают себя вправе вмешиваться в процессы, происходящие на постсоветском пространстве. Но в то же время в Вашингтоне доминирует верное представление о том, что слабая Россия способна создать для США (и не только для них) гораздо больше проблем, чем сильная Россия.
- Каким вам видится будущее России? В чем ее сила и слабость?
- Ваша страна остается и впредь будет оставаться одним из ключевых мировых центров. Огромные пространства и ресурсы, высокий образовательный и интеллектуальный потенциал объективно должны способствовать росту. Особо хочу отметить: сила России - в ее полиэтничности. В России мирно уживаются множество народов и религий, и все это (как и в Америке) представляет собой нечто вроде "плавильного котла", то есть люди, которые в прошлом были советскими гражданами, а теперь привыкают именоваться россиянами, в целом неплохо понимают друг друга, у них есть общий язык общения (русский), сходный менталитет, общие проблемы и заботы. Ни в коем случае не следует отказываться от этого внутреннего многообразия России и ее жителей. Кстати говоря, именно в этом состоит и залог сохранения и укрепления тесных связей России с ее соседями. Что же касается проблем России, то главной из них представляется недостаточная развитость механизмов защиты прав и свобод граждан. И усилий одного лишь государства для решения этой проблемы недостаточно. Одним лишь укреплением "вертикали власти" здесь не обойтись - крайне необходимо развивать и "горизонтальные" связи в обществе, чтобы люди привыкли сообща уважать и соблюдать законы, сообща, а не в одиночку бороться против нарушений своих прав. Необходима социальная интеграция, равенство социально-экономических возможностей. Так, чтобы россияне на деле почувствовали себя единой и сильной нацией, в которой представители всех народов и религий России в равной степени ответственны за судьбу своей общей Родины. Для этого необходимы усилия не только государства, но и российского бизнеса, и общественных организаций. Я полагаю, что процесс идет в верном направлении, но пока что, увы, слишком медленно.
- Есть ли у России враги? Существует мнение, что угрозой территориальной целостности для нее может стать не Запад, а Восток, в частности, исламский мир. Что вы думаете об этом?
- У России есть богатый и, можно сказать, уникальный опыт мирного сосуществования и сотрудничества христиан и мусульман в рамках одного государства. Да, доля мусульман в населении России будет расти, но почему это должно пугать Россию и россиян? Ислам как религия не несет и не может нести угрозы миру, угроза может исходить от правительства, властной элиты того или иного государства. Например, Иран стремится заполучить ядерное оружие, но отнюдь не потому, что он считает себя исламским государством, а в силу объективных геополитических причин. Конечно, в рамках любой религии находятся экстремисты, прикрывающие свои политические цели религиозными лозунгами. Для того чтобы в России не развивалась "исламофобия" или какая-либо иная "фобия", опять же необходим нормальный мирный диалог между представителями разных религий, а также создание равных социальных возможностей для всех граждан.
***
"РВ" - ДОСЬЕ
Крейг КАЛХУН. Президент SSRC, профессор социологии Нью-Йорского университета. Ученый с мировым именем. Докторскую степень получил в Оксфорде, преподавал в университетах Северной Каролины и Чэпел-Хилл (США), а также в Великобритании, Норвегии, Китае, Судане. Автор множества трудов по социально-политическим проблемам современного мира, различным аспектам глобализации и модернизации. Особую известность ему принесло глубокое исследование социальных причин и проявлений протестного движения на площади Тяньаньмынь в Китае. Труды Крейга Калхуна переведены и изданы на более чем 12 языках. Сотрудничал с такими "светилами" современной западной социологии, как Пьер Бурдье, Жак Деррида, Юрген Хабермас, Иммануил Валлерстайн.

Беседовал Дмитрий ЖАНТИЕВ. "Российские вести", 1 февраля 2006 года

<<< Назад


Вперёд >>>

 

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.