Rambler's Top100

№ 147 - 148
23 февраля - 7 марта 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Ведомости" об ограничениях миграции в рамках расширенного ЕС
"Русский курьер" и "RBC daily" о регистрации в Москве
"Бизнес & Балтия" об отмене прописки в Латвии
"Российская газета" об усилении ответственности за найм нелегальных иностранцев
"Новая газета" об общественной инициативе по миграционной амнистии в России
"Русский курьер" о инициативе ДНПИ по "очищению" Москвы от мигрантов
"RBC daily" о проблемах миграции в России
"Газета.Ru" о сегрегации в Москве
"Новые известия" и "Время новостей" о религиозной символике во Франции
"Время новостей" о межнациональных отношениях в России
"Новые известия" о законе "О русском народе"
"International Herald Tribune" о русских в Латвии
"Новые известия" и "Независимая газета" о положении чеченских беженцев

"Коммерсант" о переселении турок-месхетинцев в США
"RBC daily" о демографической ситуации в России
"Казахстанская правда" о демографической ситуации в Казахстане
"Новые известия" о "демографических" обвинениях Бушу
"Известия" о Буше и однополых браках
"Труд" о репродуктивном здоровье
"Le Figaro " о вреде употребления алкоголя при беременности
"The Guardian" о курении, импотенции и здоровье новорожденных
"Российская газета" о программе профилактики СПИДа в России
"Le Monde" о проблеме СПИДа в России
"Российская газета" о старении мирового населения
"RBC daily" о проблеме старения населения ЕС
"Собеседник" о пенсионном возрасте в России
"Российская газета" и "Новые известия" о политике России в области образования
"Российская газета" о среднем классе в России
"Газета.Ru" и "Коммерсантъ-Власть" о клонировании

… о регистрации в Москве

На каком основании нет оснований

Буквально на следующий же день после страшных событий в московском метро городское правительство в лице Юрия Лужкова вновь объявило о необходимости ужесточить режим регистрации в столице. Власти собираются выставить всех незаконных мигрантов из города или, как сформулировал Лужков, "резко, мощно усилить работу паспортных столов, участковых по определению и выдворению всех тех, кто является незаконными гостями с территории Москвы". Пока остается тайной, каким именно образом планируется усилить режим регистрации, ни о каких конкретных шагах до сих пор не заявлялось. Очевидно одно: городские чиновники в очередной раз могут умудриться усложнить то, что следовало бы, наоборот, упростить.
Ввести в Москве под видом регистрации фактически режим прописки городским властям самим не удается. Конституция запрещает, и Конституционный суд Москве уже на это однажды указал. Тогда московские власти решили зайти с другого бока: внести свои поправки в российское законодательство. В настоящее время проходит согласование с различными государственными структурами проект закона "О регистрационном учете населения в РФ". Как обещает Сергей Смидович, член правительственной комиссии по миграционной политике РФ от Москвы, к нынешнему лету проект должен поступить в Госдуму. И вот чего, по словам Смидовича, от него можно ожидать.
- Мы будем давать свои предложения с точки зрения эффективной работы по регистрации граждан, чтобы приблизить ее к ста процентам. Наши предложения касаются ужесточения ответственности за нарушения. Например, увеличится сумма штрафа. По закону (56-я статья Конституции РФ) ограничения по свободе передвижения могут быть введены в определенном субъекте Федерации, если, как в случае с Москвой, миграционная ситуация создает угрозу национальной безопасности, безопасности граждан, проживающих на данной территории. Это касается и такой ситуации, когда количество нелегальных мигрантов превышает допустимые пределы. То есть если их больше двадцати процентов. Закон "О праве граждан на свободное передвижение" от 1993 года содержит ряд противоречий. За десять лет произошли определенные изменения, и закон в прежнем виде не отвечает современным реалиям. Противоречие, в частности, в утверждении, что регистрация носит уведомительный характер, и в то же время гражданин обязан зарегистрироваться.
- И в какую сторону следует, по вашему мнению, поправить закон? В сторону "человек обязан" или в сторону "человек имеет право"?
- Считаем, что регистрация должна носить только уведомительный характер для россиян, для иностранцев же она должна быть обязательной.
- А зачем вообще нужно "привязывать" человека к месту? Во многих странах давно существует понятие "почтовый адрес". Человек просто ставит в известность, что теперь он живет там-то, и этим все ограничивается...
- Регистрация нужна, поскольку нам требуется учет. Последняя перепись населения показала, что существующая система учета никуда не годится: в Москве обнаружена разница между фактическим и зарегистрированным населением в два миллиона человек. Переписано в столице десять и четыре десятых миллиона, а в органах ГУВД информация о восьми и четырех десятых миллиона.
Еще один аспект проблемы - требуется обеспечить нормальное функционирование городского организма. Нужно, чтобы приезжие платили за коммунальные услуги - за пользование горячей водой, светом. Нам в России отказаться от регистрации невозможно. Но нужно сделать так, чтобы это стало почетной обязанностью человека. Ведь есть же десятки тысяч алиментщиков, скрывающиеся от возмездия преступники....
- Однако во многих случаях человек и был бы рад жить по правилам, выполнить, как вы называете ее, почетную обязанность, да не получается - слишком сложно, долго, унизительно оформлять регистрацию.
- Считаю, что проблема раздута правозащитниками. Однако надо признать, что процедура регистрации в Москве действительно усложнена. Наша задача - процедуру максимально упростить. Сейчас ведь как: слишком много нужно документов, которые требуются для регистрации, сложно избежать ошибок. Человек в итоге своих мытарств плюет и живет "нелегалом". Сейчас, кстати, наметилась новая тенденция - люди меньше регистрируются по месту пребывания в самом городе, оформляя регистрацию в области.
- Наверное, там препон меньше. А реально ли упростить процедуру в Москве?
- Можно сделать так, чтобы за регистрацию граждан отвечал один конкретный человек - сотрудник внутренних дел или работник ДЭЗа. Еще одна идея -пусть ответственность на себя берет тот человек, к кому регистрируется приезжий. Ответственный квартиросъемщик или хозяин жилья. Понятно, что потребуются дополнительные средства, придется посадить в паспортные столы еще по пять, а то и по десять человек. Но наша задача - чтобы девяносто пять процентов мигрантов регистрировались. Существует и еще один вариант подхода - ввести предварительную регистрацию по месту нахождения. Человек приходит в паспортный стол, уведомляет, что он приехал, получает штампик, платит сто рублей и дальше уже спокойно и неспешно занимается оформлением регистрации.
То есть другими словами, если я правильно поняла Сергея Смидовича, человек получает в паспорт временный штампик, чтобы потом уже спокойно оформлять штампик постоянный. И на каждом этапе платит.
По мнению чиновников, все беды перенаселенного мегаполиса - преступность, терроризм и состояние городского коммунального хозяйства - на совести приезжих. По неофициальной статистике, в Москве сегодня проживают около трех миллионов немосквичей, регистрацию из них оформили всего десять процентов. Возможно ли треть фактического населения города отнести к категории преступников? И возможно ли, чтобы такое количество людей дружно наплевало на закон и не оформляло пресловутую регистрацию из принципа или из жадности? Между тем многочисленные фирмы, предлагающие "левую" регистрацию, плодятся и богатеют. И за свои услуги деньги они берут немалые - до ста шестидесяти у.е. Государство за такую же, но только официальную процедуру взымает чисто символические деньги. Однако у государства процедура регистрации растягивается на недели. А иногда и на месяцы. В РЭУ и ДЭЗах прием населения ведется два дня в неделю, по два-три часа в дневные часы, причем к единственной паспортистке очередь собирается. А потом очередь в паспортный стол в милиции.
Елена Буртина, руководитель общественной приемной московской правозащитной организации "Гражданское содействие", "собаку съела" на тяжком деле регистрации. Дома у нее постоянно кто-то живет, многих подопечных - беженцев она регистрирует в своей квартире.
- Такое ощущение, что все усложняется намеренно. У милиции - свои правила. Очень распространенное нарушение во всех округах - ограничение сроков регистрации. Оформить регистрацию в Москве на год очень сложно, в основном ограничивают полугодом. Это совершенно незаконно, подобные ограничения нигде в законе не прописаны. Кроме того, людей заставляют заключать договоры аренды жилья, хотя и это условие никак не отражено в правилах регистрации. А ведь оформление подобного договора стоит около тысячи рублей. Причем в паспортных столах вынуждают оформлять их исключительно в конторе "Мосжилсервис". Договор, зарегистрированный у нотариуса "со стороны", часто не признают, отказываются принять договор безвозмездного предоставления жилья, а увидев в руках у посетителя Кодекс об административных правонарушениях, хватаются за сердце.
Результат - это, как водится, следствие мотивов. Если, несмотря на все усилия и ужесточения, порядка, учета и контроля как не было так и нет, зато есть постоянный источник дохода от поимки нарушителей, то, может, следовало бы сразу, открыто с каждого приезжего брать деньги прямо по приезде? По крайней мере так было бы честнее.
***
"Нелегалы" влетят в копеечку
Московская городская дума требует ужесточить ответственность работодателей, использующих труд незаконных мигрантов. Столичные депутаты решили обратиться к коллегам из Государственной думы с предложением о внесении соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Как пояснила пресс-служба МГД со ссылкой на слова депутата Юрия Попова, для того чтобы миграционная ситуация в Москве изменилась в лучшую сторону, необходимо установить еще один барьер на пути незаконного привлечения иностранной рабочей силы. Проще говоря, нужно сделать так, чтобы работодателям стало невыгодно нарушать миграционное законодательство. Сегодня штраф за привлечение к работе гастарбайтеров составляет от 1000 до 2000 рублей (10-20 МРОТ) независимо от числа нелегалов, а государственная пошлина за использование иностранной рабочей силы - 4000 рублей.
Поэтому депутаты МГД предлагают определять размер штрафа, исходя из количества задействованных нелегалов. По мнению столичных парламентариев, за каждого "левого" работника бизнесмены должны платить двойной размер неуплаченной госпошлины. А иностранные рабочие, считают депутаты, должны сначала заплатить двойной размер неуплаченной госпошлины за разрешение на работу, после чего их нужно будет отправить на родину.

Маргарита ПАРФЕНЕНКОВА. "Русский курьер", 14 февраля 2004 года

Проживающих в Москве будут "фильтровать"

Законодательная инициатива столичного градоначальника по ужесточению правил регистрации в Москве на этот раз может найти поддержку в Госдуме

На этой неделе мэр Москвы Юрий Лужков заявил о том, что столичные власти готовятся внести на рассмотрение российского парламента предложение об ужесточении правил прописки и регистрации в городе. По словам столичного градоначальника, "когда преступность растет - законы должны быть жестче". Как стало известно RBC daily, скоро на рассмотрение Госдумы поступит законопроект по миграционной политике с соответствующими поправками московских властей. Очевидно, что инициатива московских властей связана, в первую очередь, с участившимися терактами. Однако есть и другие причины: число нелегалов, находящихся в городе, уже достигло 1 миллиона человек (по другим данным, их свыше 3 миллионов), а урон, наносимый "неучтенными людьми" бюджету города, достигает 100 миллионов долларов. До сих пор предложения городских чиновников не находили отклика на федеральном уровне. На этот раз ситуация может сложиться иначе, чему немало поспособствует состав новой Госдумы.
Предложение об изменении правил прописки и регистрации мэр столицы выносит на обсуждение не в первый раз. Начиная с 1993 года, когда был упразднен институт прописки, ограничивающий приток иногородних в столицу, о нем периодически вспоминали. Однако особенно активно по этому поводу начали дискутировать лишь несколько лет назад, когда в столице произошли первые теракты. В сентябре 1999 года в Москве был введен особый режим, ужесточающий правила пребывания в городе приезжих. Так, согласно утвержденному тогда "Временному порядку перемещения лиц, злостно нарушающих правила регистрационного учета", сотрудникам милиции предписывалось выявлять граждан России и СНГ, не прошедших регистрацию, и доставлять их в дежурные части ОВД. После этого нарушителей столичного порядка должны были выдворять "к месту их постоянного проживания" за счет средств нелегалов или - в случае отсутствия денег - за счет средств ГУВД Москвы. В целом, по данным Миграционной службы Москвы, на территории столицы сейчас находится около 1 миллиона мигрантов. Причем только 70 тысяч из них имеют официальное разрешение на работу.
Но, несмотря на удручающую статистику, даже после первых взрывов столичным властям было отказано в принятии каких-либо других мер по сокращению миграционного потока в столицу. Ведь особого статуса Москва не имеет, а, согласно закону, граждане имеют "право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации". Теперь, судя по всему, ситуация с миграционной политикой в городе может измениться. "Я всегда был против снятия прописки и снижения требований к регистрации. Если у нас растет преступность, то законы не должны способствовать этому, - заявил на днях Юрий Лужков. - Когда преступность растет - законы должны быть жестче". Он также отметил, что "если мы не можем решить проблему с терактами, то нужно находить барьеры для того, чтобы усложнить задачу этим бандитам и нелюдям".
Как удалось узнать RBC daily, на этот раз столичные власти намерены выйти с инициативой не самостоятельно, а в рамках законодательной инициативы по изменению миграционного законодательства (над проектом нового закона сейчас работает МВД). "До сих пор регистрация, согласно действующему закону, считается одновременно и обязательной, и уведомительной - это противоречие необходимо устранить, - сказал RBC daily член Правительственной комиссии по миграционной политике от Москвы Сергей Смидович. - Например, в Германии регистрация существует для установления личности и проверки законности нахождения гражданина в жилом помещении". Как отметил г-н Смидович, положения действующего закона не выполняются, но это еще не значит, что новый будет предусматривать ужесточение мер по отношению к мигрантам. "В новом законе не предусмотрено никакого ужесточения правил, - сказал он RBC daily. - Речь идет, прежде всего, об их обязательном выполнении. Ведь миграционная ситуация - комплексная проблема: миграционный учет необходим для регулирования притока населения. Причем необходима оперативная система регистрации". Однако при этом в законопроекте предусмотрено положение, согласно которому в отдельных регионах могут вводиться дополнительные ограничения. "То есть закон определит правила, общие для всех, - прокомментировал RBC daily Сергей Смидович. - А подробности или конкретные моменты целесообразно доверить высшим органам исполнительной власти субъектов Федерации. Конечно, мы будем добиваться, чтобы в новом законе была учтена специфика крупных центров, где концентрируется основная доля населения".
Московские чиновники, с которыми удалось поговорить RBC daily, положительно отозвались о начинании столичного градоначальника. "Я согласен с тем, что у Москвы нет прав на особый статус, на что нам неоднократно указывали, - сказал RBC daily зампред Мосгордумы Михаил Вышегородцев. - Но власти города могут усиливать ответственность за нарушение закона, выходя с законодательными инициативами по ряду регионов. Думаю, в этот раз у предложения столичных властей будут сторонники хотя бы потому, что Лужков - один из лидеров движения "Единая Россия". Так что Госдума, где работают более 300 членов этой фракции, может его и поддержать". По мнению г-на Вышегородцева, наказание должно быть более серьезным еще и потому, что обойти закон сейчас довольно легко.
В самой Госдуме, правда, есть и противники подобных изменений. Так, например, депутат Валерий Гальченко в разговоре с корреспондентом RBC daily отметил, что причина подобной ситуации с мигрантами в столице - следствие неразумной градостроительной политики московских властей. Что касается террористов, то у них обычно "все прикрыто". "Не очень понятно, какая связь между случившимся в московской подземке и желанием изменить существующий порядок регистрации, - говорит г-н Гальченко. - На мой взгляд, люди, приезжающие с недобрыми намерениями, оформляют все необходимые документы. А если и нет, то попадают в город в день совершения теракта".

Анна ПОПОВА. "RBC daily", 12 февраля 2004 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most