Rambler's Top100

№ 147 - 148
23 февраля - 7 марта 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Ведомости" об ограничениях миграции в рамках расширенного ЕС
"Русский курьер" и "RBC daily" о регистрации в Москве
"Бизнес & Балтия" об отмене прописки в Латвии
"Российская газета" об усилении ответственности за найм нелегальных иностранцев
"Новая газета" об общественной инициативе по миграционной амнистии в России
"Русский курьер" о инициативе ДНПИ по "очищению" Москвы от мигрантов
"RBC daily" о проблемах миграции в России
"Газета.Ru" о сегрегации в Москве
"Новые известия" и "Время новостей" о религиозной символике во Франции
"Время новостей" о межнациональных отношениях в России
"Новые известия" о законе "О русском народе"
"International Herald Tribune" о русских в Латвии
"Новые известия" и "Независимая газета" о положении чеченских беженцев

"Коммерсант" о переселении турок-месхетинцев в США
"RBC daily" о демографической ситуации в России
"Казахстанская правда" о демографической ситуации в Казахстане
"Новые известия" о "демографических" обвинениях Бушу
"Известия" о Буше и однополых браках
"Труд" о репродуктивном здоровье
"Le Figaro " о вреде употребления алкоголя при беременности
"The Guardian" о курении, импотенции и здоровье новорожденных
"Российская газета" о программе профилактики СПИДа в России
"Le Monde" о проблеме СПИДа в России
"Российская газета" о старении мирового населения
"RBC daily" о проблеме старения населения ЕС
"Собеседник" о пенсионном возрасте в России
"Российская газета" и "Новые известия" о политике России в области образования
"Российская газета" о среднем классе в России
"Газета.Ru" и "Коммерсантъ-Власть" о клонировании

… о межнациональных отношениях в России

"Простых решений национальных проблем не бывает"

Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Евгений ТРОФИМОВ рассказал корреспонденту газеты "Время новостей" Ксении ВЕРЕТЕННИКОВОЙ о том, как, по его мнению, можно оздоровить межнациональные отношения в России.
- В последнее время Россия с жутковатой периодичностью вздрагивает от кровавых историй, вызванных межнациональной рознью. Вам понятны причины этой общественной болезни?
- Если говорить о скинхедах, то за ними не просматривается некий злодей или какая-то другая сила. Корни явления, на мой взгляд, скорее бытовые. В большинстве случаев за скинхедом просматриваются мама или бабушка, которые все его детство, не думая о последствиях для души ребенка, твердили: "Понаехали черные, житья от них нет". И ребенок вырос с заданной установкой.
Со временем он, вероятно, поймет, насколько ложен поиск виновных в своих несчастьях. Но и общество должно не только вздрагивать, а и осознать новые явления, общими усилиями препятствовать криминальным способам утверждения национального самосознания. У законодательной власти здесь непаханое поле деятельности.
- Вы считаете, что процесс можно оздоровить законодательным путем?
- Безусловно. Россия - самое многонациональное государство в мире. И вот парадокс: правовая база межнациональных отношений до 1996 года у нас по существу отсутствовала. Или была очень слабой. Поворотным моментом стала концепция о межнациональных отношениях, введенная указом президента. Пусть этот документ теперь называют паллиативным, но он сделал свое дело, открыв дорогу к принятию целого ряда основополагающих документов по межнациональным отношениям. И все равно законодательная база пока недостаточна. Дума этого созыва просто обязана принять несколько ключевых законов, которые бы двинули эту работу вперед. Но сначала нужно немного осмотреться. С 1996 года прошло восемь лет, и за это время, на мой взгляд, изменился сам подход к принятой концепции. Нам нужно ее дополнить. И только потом, окончательно определившись, комитету по делам национальностей следует запустить законодательный механизм.
- Но уже можно четко обозначить суть новой, уточненной концепции? "Россия - для русских" или "за столом никто у нас не лишний"?
- Вот-вот. Когда меня утверждали в должности, Жириновский тоже задал вопрос, поддержу ли я предложение ЛДПР внести изменения в Конституцию и сделать русский народ государствообразующим. Так нельзя: или - или. Это тонкая область, требующая большой осторожности и деликатности. По данным переписи, в России проживает свыше 160 наций, а в анкетах жители России назвали вообще около 800 наций. Видите, сколько путаницы накопилось. Но сколь бы малыми ни были нации, они в России должны быть равны с другими. Все до единой. Для меня это бесспорно. Но, с другой стороны, нужно более активно думать и о русском народе. Ведь если тенденция, даже в своих уродливых проявлениях, возникла, значит, для нее были какие-то основания. Их следует учитывать.
Здесь не нужно изобретать велосипед. Наша политика должна быть прежде всего направлена на развитие культур разных национальностей. Взаимосвязь здесь абсолютно непреложная: деградация нации всегда идет параллельно с упадком национальной культуры.
- Другие народы тоже не вполне спокойны. Возможно ли гасить их конфликты силой параграфа закона?
- Простых решений в национальных проблемах просто не бывает, и тем более принятых сгоряча. Вот пример. У нас с 1992 года тлеет конфликт между осетинами и ингушами. Горячие головы предлагают много быстрых решений. Но мудрое руководство в Северной Осетии и Ингушетии работает по крупицам, и пока им удается контролировать ситуацию.
- Но как федеральной власти уследить за всеми межнациональными и этническими столкновениями и недоразумениями? Ведь ее действия остаются решающими.
- Это действительно очень сложно, тем более при недостаточности инструмента. Более двух лет идет наработка документов по вопросам введения института уполномоченного Российской Федерации по правам народов России. У нас есть уполномоченный по правам человека. Но при 160 национальностях конфликты возникают постоянно, случаи нарушения прав человека по национальному признаку - тоже. Не говоря уже о нарушении прав народов в целом. До сих пор существуют десятки трудноразрешимых конфликтов. Как с ними быть? Уполномоченный по правам народов может стать своеобразным посредником между конфликтующими сторонами, защитником народов, приблизит проблемы к центру, поможет в них разобраться и эффективно решить. Структура такого уполномоченного не потребует больших затрат. Здесь, в Госдуме, нужно найти подходящего депутата и избрать его на эту должность.

Беседовала Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА. "Время новостей", 20 февраля 2004 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most