Rambler's Top100

№ 221 - 222
7 - 20 ноября 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Ведомости" о женской карьере и рождении детей
"Россiя" об абортах в России
"Литературная газета" о демографической ситуации и демографической политике
"Россiя" о демографической и миграционной ситуации в России
"RBC daily" о проблемах населения России
"Красная звезда" о демографической ситуации в мире и в России
"Сеульский вестник" о демографической ситуации в Корее
"Экспресс-К" о росте населения столицы Казахстана
"Росбалт" о китайской демографической угрозе
"Парламентская газета" о российской смертности
"Газета" о причинах смертности в ДТП
"Медицинская газета" о самоубийствах в России
"Московский комсомолец" о СПИДе в Москве

"Профиль" о миграционной политике России
"Российская газета" и "Бизнес (Москва)" о легализации мигрантов в России

"Беларусь сегодня" о вопросах регистрации и гражданства в Белоруссии
"Gorod.lv" о миграции из Латвии в страны ЕС
"Телеграф" о рынке труда и миграции в Латвии
"Ежедневный журнал", "Новая политика", "The New York Sun", "Независимая газета" и "Время новостей" о причинах беспорядков во Франции
"Известия" о расистских преступлениях в России
"Политический журнал" о русофобии в России
"Независимая газета" о мигрантах в Москве
"RBC daily" об удвоении населения отдельно взятой области
"Новые известия" о региональных проблемах России глазами Всемирного банка
"Зеркало недели" о Чернобыльской катастрофе

…о русофобии в России

Не для русских

Исследование причин русофобии в России Московским бюро по правам человека (МБПЧ) стало почти сенсацией. Неожиданностью явился не результат проведенной работы, а сам факт проявления интереса московских правозащитников к данной теме. МБПЧ - организация, финансируемая Евросоюзом, который до сих пор не отказывался от двойных стандартов при рассмотрении межнациональных проблем и конфликтов в нашей стране. Для экспертов ЕС в России существует некая "презумпция виновности большинства" - досконально изучаются и предаются гласности все факты противоправной деятельности русских националистов. А национализма меньшинств как бы не существует. И вот впервые сделана попытка серьезного анализа в этой области. Как и следовало ожидать, этот труд породил больше вопросов, чем ответов.
Громкое и очевидное
В аналитическом докладе МБПЧ "О русофобии явной и мнимой" отмечено, что правозащитные организации, работающие в России и занимающиеся проблемами дискриминации по национальному признаку, в основном посвящают свои доклады национализму этнического большинства. Эксперты находят это вполне объяснимым, поскольку "именно проявления этого национализма бывают особенно громкими - десятки убийств, сотни нападений, агрессивные пропагандистские кампании в СМИ". Тем не менее, исследователи признали, что национализм меньшинств обычно остается "за кадром" и фактически отдается на откуп "профессиональным патриотам", делающим на этом свою политическую карьеру. Чтобы пресечь спекуляции со стороны ксенофобов и расистов, часто использующих реальные или мнимые факты национализма меньшинств в качестве оправдания своих действий, правозащитники и решили изучить проблему притеснения русских в России.
Президент российской секции Международного общества прав человека, юридический директор МБПЧ Владимир Новицкий согласен с тем, что поворот в исследованиях правозащитников получился несколько неожиданным:
- Но никто нам ничего не подсказывал. В рамках нашего общего проекта "Общественная кампания противодействия расизму, ксенофобии, антисемитизму и этнической дискриминации в многонациональной РФ" существует направление по изучению русофобии. Евросоюз не диктует нам, как вести работу. Просто у комиссии ЕС есть директивная линия, по которой она дает нам соответствующую поддержку в рамках грантовых программ. Причем с одобрения правительства России. А дальше уже каждая организация действует по-своему, поэтому ее мнение может не совпадать с мнением Евросоюза.
- А разве можно в рамках одного исследования расставить все точки над "i"?
- Давайте рассмотрим то, что происходило в нашей стране хотя бы за последние 50 лет. Под лозунгом построения единого социалистического общества, или общества советских людей, в определенной степени ограничивалось проявление самобытности этнических меньшинств. Это воспринималось как деятельность большинства, то есть русских или русскоязычных, хотя на самом деле инициатива шла от партийного руководства, которое включало в себя представителей этих же этнических меньшинств. И все-таки этот процесс ассоциировался с русским народом. И когда построение общества советских людей "отменили", то сразу же проявился ответный национализм по отношению к русскоязычному большинству.
- Но те годы давно позади, и теперь, наверное, можно говорить уже об ответном национализме со стороны русскоязычных. Вы не опоздали с исследованием мнимых и явных причин русофобии?
- Нет, до сих пор актуально и то, и другое. На самом деле происходит развитие ксенофобского национализма со стороны русскоязычного большинства. А со стороны этнических меньшинств происходит определенное консолидированное действие, которое нельзя назвать ответным или прямым действием, направленным в одних случаях против русскоязычного большинства, в других - против иных этнических меньшинств в рамках различных территориальных образований России. Поэтому мы считаем необходимым исследовать все аспекты проявления ксенофобии, образованной на этнической почве, чтобы отыскать рецепты для улучшения ситуации. Надо дать понять всем, что мы находимся в одной лодке и надо грести в одну сторону.
"За кадром"
В таком случае понятно, что в первую очередь надо выявить всех тех, кто "гребет не туда". На главной странице интернет-сайта МБПЧ www.antirasizm.ru размещена фотогалерея "Национал-патриотические движения России". Пока на картинках - сплошь славянские лица в зверином оскале, нацистская символика времен Гитлера и Баркашова. Щелчок "мышью" - и на экране компьютера появляются бритые затылки. На таком фоне размещена карта-схема деятельности национал-патриотических движений России: НБП, "скинхеды", НДПР, ДПНИ, РНЕ. Других нет.
Но другие появились в аналитическом докладе эксперта МБПЧ Семена Чарного. Регионом с наиболее развитой "низовой" русофобией исследователь считает Северный Кавказ, и прежде всего Чечню. В 1991-1993 гг. произошло массированное "выдавливание" русскоязычного населения из Чечни, сопровождавшееся актами насилия. Отток русскоязычного населения из других республик в середине 1990-х годов несколько приостановился. "Но он имеет все шансы возобновиться, поскольку властями не было сделано ничего для преодоления националистической пропаганды первой половины 1990-х", - считает эксперт.
Лозунги националистов из этнических меньшинств почти не отличаются от лозунгов националистов русского большинства. Молодежь считает русских "пришельцами", которые должны всегда уступать дорогу "коренным нациям" или "убираться в свою Россию". Наличие массовых общин приверженцев радикального ислама - ваххабитов, получающих подпитку от международных исламистских организаций и фондов, является специфической особенностью Южного федерального округа, а также ряда регионов в Поволжье и Сибири со значительным мусульманским населением. Другой очаг национализма меньшинств обнаружен экспертом МБПЧ в Якутии, Туве и Горном Алтае.
Но все эти факты - лишь капля в море белых пятен, образовавшемся за последние 15 лет, поскольку все это время серьезных исследований проблемы не проводилось. И "свежие" факты национализма меньшинств стали откровением для правозащитников. Тем более что эксперты МБПЧ весьма настороженно относятся к "жалобам" русского большинства на притеснения со стороны этнических меньшинств. И только из-за регулярного характера нападений кабардинской молодежи на станицу Солдатскую в Прохладненском районе Кабардино-Балкарской республики под лозунгами "Русские, уходите с нашей земли!", "Мы вам устроим вторую Чечню!" правозащитники признали: факты агрессивной русофобии имеют место.
Как заявил обозревателю "ПЖ" эксперт Семен Чарный, после многократных перепроверок в МБПЧ признали проявлением национализма меньшинств погром, учиненный дагестанцами в Приаргунской школе (Читинская область) в сентябре 2004 года. Выходцы из Чечни признаны инициаторами столкновений на межнациональной почве в городах Серафимовичи и Суровикино Волгоградской области осенью 2003 года и в январе 2004 года. По мнению правозащитников, осквернение тремя чеченцами кладбища в селе Яндыки Астраханской области 23 февраля 2005 года, оставленное без должного внимания правоохранительных органов, стало "спусковым крючком" к происшедшему в августе 2005 года чеченскому погрому в этом селе. 18 августа 2005 года была сожжена Свято-Пантелеймоновская церковь в селе Балыктуюль Улаганского района Республики Алтай.
Элитный национализм
Помимо "низового" существует и "элитный" национализм. Эталоном этого явления эксперт МБПЧ считает Татарстан. В 1992 году местные власти отказались подписывать Федеративный договор, в республике не проводился референдум по Конституции РФ. Многие республиканские законы не соответствовали федеральным, российский бизнес не имел доступа в Татарстан, кроме того, республика имела огромные преференции по налогообложению.
Еще одним проявлением подобного национализма правозащитники признали дискриминацию при кадровых назначениях в национальных республиках. Практически везде верхний слой назначенцев составляют исключительно представители титульной нации. Здесь снова лидирует Татарстан: хотя татары составляют около 50% населения республики, среди руководителей высшего и среднего звена представителями татарского этноса занято от 75 до 85% кресел.
Линия на "коренизацию" руководящих кадров полуофициально провозглашалась во многих нацрегионах. В Адыгее, например, нетитульное население составляет почти 80%, а представители титульной нации занимают практически все руководящие посты. Поскольку собственность в этих республиках обычно делилась по клановому принципу, то "русский" бизнес, обычно не входивший ни в какие кланы, оказывался в невыгодной ситуации. Такая же проблема обозначивается при поступлении "нетитульных" в университеты. В ряде национальных республик фактически произошла "коренизация" школы с вытеснением русского языка и преподаванием на языке титульной нации.
В том же Татарстане татарскому языку отведено 6 часов, русскому - 4. При этом учителям татарского языка платят дополнительные надбавки, а учителям русского - нет. Все это регулируется "Национальной доктриной развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан", разработанной в 2000 году Институтом истории АН Татарстана. Согласно доктрине, федеральные учебные планы являются "вторичными", а местные - "первичными". Предполагается также создание "своих" учебно-методических пособий не только для татарских, но и для русских школ. В Башкортостане представителям титульного народа отдается приоритет при защите кандидатских и докторских диссертаций. В результате представители других национальностей вынуждены выезжать для получения ученых степеней в другие регионы России.
Лекарство от страха
Национализм меньшинств - реально существующее явление, признает автор аналитического доклада "О русофобии явной и мнимой" Семен Чарный. Однако размеры этого явления и возможность его влияния на ситуацию в регионах эксперт МБПЧ считает многократно преувеличенными "патриотической" печатью.
- Можно ли представить полную палитру проявления национализма в России, увидеть в различных регионах соотношение толерантных граждан и националистов?
- Пока это невозможно. Ксенофобия большинства гораздо больше исследована, поэтому мы можем сказать, что лозунг "Россия - для русских!" стабильно, хотя и в разной степени, поддерживает от 50% до 60% населения. А вот национализм меньшинств исследован гораздо меньше, поскольку даже опрос на эту тему не проводился. Приходится использовать косвенные данные, что приводит к весьма условным результатам. Кроме того, национализм элитный, который описан в докладе, не всегда сопрягается с национализмом массовым. В том же Татарстане, "эталонной" в этом отношении республике, у 50% русских и татар отличные отношения. А доля татар, которые чувствуют себя "национально ущемленными", составляет 5%. Правда, этот опрос проводился лет 10 назад.
- Как можно, опираясь на такие условные данные, утверждать в докладе, что национализм меньшинств - ответный? Вы не считаете, что в некоторых случаях у него может быть совершенно иное происхождение?
- Конечно, термин "ответный национализм" не совсем удачный. Если докапываться до корней, то не удастся ограничиться временами Ивана Грозного. Это непродуктивно. Но есть теория о том, что национализм являет собой маятник. В начале 90-х маятник был на стороне резко возросшего национализма меньшинств, потом он стал затихать. Зато во второй половине 90-х начался рост национализма большинства. То есть маятник качнулся в обратную сторону. И как реакция - опять возникновение национализма меньшинства. Именно в этом смысле идет понятие "ответный национализм".
- В вашем докладе вскользь затронуто такое явление, когда одно национальное меньшинство в России проявляет нетерпимость по отношению к другому меньшинству.
- Это еще менее изученная проблема. На эту тему почти нет никаких исследований. Вспоминают об этом только тогда, когда полыхнет, как, например, во время столкновения чеченцев с кабардинцами за полтора месяца до вторжения в Нальчик. Еще пример - нынешнее напряженное отношение в Горном Алтае между казахами и алтайцами. В докладе, посвященном миграции и мигрантофобии мы частично затронем и эту тему: один народ считает себя коренным, а другой для них - пришельцы. Но говорить о размахе этого явления пока очень сложно.
- Зато вполне очевидна заинтересованность местных элит в постоянном "бурлении" национального самосознания…
- Использование народной массы для выбивания экономических преференций как тактика не ново. В свое время этот процесс тяжело переживала Франция. Ее национальные окраины проявляли сепаратизм, бунтовали и грозили отсоединением, потому что местная элита не желала платить налоги. Восстания жестоко подавлялись, но налоги все равно снижали. То же самое сейчас мы видим, например, в Якутии: "Народный фронт" регулярно получает всевозможные площадки для своих выступлений против концентрации в руках федеральных властей контрольного пакета акций госкомпании по добыче алмазов. Здесь как минимум проявляется благосклонность местной власти. В общем, тема серьезная, а мифов слишком много. И эти мифы эксплуатируются радикалами разных национальностей. Это очень опасно. Бездеятельность правоохранительных органов только способствует росту таких проявлений, потому что безнаказанность развращает. Ведь если бы деятельность Татарского общественного центра (ТОЦ) пресекли еще в начале 90-х, то они бы сейчас не хвалились так открыто, что воевали в Чечне против федеральных войск.
- Какие отношения между нациями в нашей стране должны сложиться в идеале?
- К сожалению, это слишком далекая перспектива - формирование единой российской гражданской нации. Когда люди будут вспоминать о национальных различиях, только входя в церковь, в мечеть или в синагогу.
Противоречия и в аналитическом докладе, и в комментариях к нему самого автора вполне очевидны. И вполне объяснимо: исследование пришлось начинать почти "с чистого листа". Впрочем, надо отдать должное эксперту МБПЧ, он не претендует на истину в последней инстанции. И признает, что на карте, где отмечена активность националистов, "наверное, все-таки должны появиться не только русские национально-патриотические движения". В докладе Семена Чарного названы "кандидаты" для фотогалереи национал-патриотов: Татарский общественный центр, татарская партия "Иттифак" ("Независимость"), "Милли-меджлис татарского народа", "Татарский клуб", Башкирский национальный центр "Урал" и Союз башкирской молодежи, эрзянская национальная община "Эрзянь Мастор" (Мордовия) и т.д. Видимо, этого требует не просто элементарная справедливость, но и здоровый прагматизм.

Валерий ЦЫГАНКОВ. "Политический журнал", 7 ноября 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.