Rambler's Top100

№ 221 - 222
7 - 20 ноября 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Ведомости" о женской карьере и рождении детей
"Россiя" об абортах в России
"Литературная газета" о демографической ситуации и демографической политике
"Россiя" о демографической и миграционной ситуации в России
"RBC daily" о проблемах населения России
"Красная звезда" о демографической ситуации в мире и в России
"Сеульский вестник" о демографической ситуации в Корее
"Экспресс-К" о росте населения столицы Казахстана
"Росбалт" о китайской демографической угрозе
"Парламентская газета" о российской смертности
"Газета" о причинах смертности в ДТП
"Медицинская газета" о самоубийствах в России
"Московский комсомолец" о СПИДе в Москве

"Профиль" о миграционной политике России
"Российская газета" и "Бизнес (Москва)" о легализации мигрантов в России

"Беларусь сегодня" о вопросах регистрации и гражданства в Белоруссии
"Gorod.lv" о миграции из Латвии в страны ЕС
"Телеграф" о рынке труда и миграции в Латвии
"Ежедневный журнал", "Новая политика", "The New York Sun", "Независимая газета" и "Время новостей" о причинах беспорядков во Франции
"Известия" о расистских преступлениях в России
"Политический журнал" о русофобии в России
"Независимая газета" о мигрантах в Москве
"RBC daily" об удвоении населения отдельно взятой области
"Новые известия" о региональных проблемах России глазами Всемирного банка
"Зеркало недели" о Чернобыльской катастрофе

…о легализации мигрантов в России

Дайте "рабам" волю

Легализация иммигрантов, о которой так долго говорили, может состояться в ближайшее время

Сегодня ФМС проводит чрезвычайно важное совещание, на котором будет решаться судьба иммиграционной амнистии. Точнее - механизм ее проведения.
В том, что такая амнистия жизненно необходима как для иммигрантов, так и для России, сегодня уже никто не сомневается. Уникальный случай, когда позиции чиновников и правозащитников наконец совпали.
Следующий шаг - либерализация миграционного законодательства. Готовы ли власти к этому?
Лидия Графова, председатель Исполкома "Форума переселенческих организаций":
- Было ощущение, что пятнадцать лет бьешься лбом в стену, доказывая очевидное: "Мигранты не обуза, а благо для России. Мигранты не обуза..." Теперь эта стена, кажется, треснула.
После распада Союза в Россию, как на остров спасения, переселилось около 11 миллионов наших соотечественников. Когда в 2001 году миграция была вдруг передана милиции и когда в 2002-м были приняты бессмысленно жестокие, будто нарочно запутанные законы (о гражданстве и о правовом положении иностранных граждан), миграционные потоки стали иссякать. В последнее время соотечественники к нам почти не едут. Зато 5 миллионов ранее приехавших превратились в "иностранцев-нелегалов" и всех их, если дотошно исполнять наши антимиграционные законы, нужно немедленно депортировать из России. То есть выгнать вон.
Но это же абсурд - выгонять уже прижившихся в стране мигрантов, в то время как Россия стремительно вымирает и только они, мигранты, могли бы спасти Россию от угрозы превратиться во второстепенное европейское государство по эту сторону Уральского хребта.
О том, что в России срочно необходимо проводить "иммиграционную амнистию" (так в мировой практике называется массовая легализация мигрантов в упрощенном порядке), впервые публично заявил Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту мигрантов еще в 2002 году. И президент Путин, как известно, много раз говорил, что России нужны мигранты, и призывал легализовать соотечественников, не имеющих никакого правового статуса. Однако, кроме поправок в одну из статей закона о гражданстве, дальше дело не двигалось.
Летом 2004-го по инициативе "Форума переселенческих организаций" при Уполномоченном по правам человека в РФ была создана группа экспертов, разрабатывающая идею проведения "иммиграционной амнистии".
5 миллионов российских нелегалов делятся, согласно исследованиям, на две части: примерно 1,5 миллиона приехали в Россию жить, то есть навсегда, а другие 3,5 миллиона - временные трудовые мигранты. Экспертная группа при уполномоченном тоже разделилась на две части. Одни разрабатывали предложения о легализации приехавших на ПМЖ, другие - концепцию легализации трудовых мигрантов. Подготовленный первой группой комплекс поправок в законы о гражданстве и о правовом положении уполномоченный Владимир Лукин еще в июле направил в администрацию президента. Ответа пока нет.
А вот проект концепции иммиграционной амнистии для трудовых мигрантов уже обсуждался в разных аудиториях и даже в Белом доме на заседании Российской трехсторонней комиссии. В основном проект был одобрен. Предстояло еще дождаться главного заключения - от Федеральной миграционной службы.
Но вот в конце лета в теленовостях промелькнул интересный сюжет: сотрудники ФМС приехали на московскую стройку, собрали рабочих-нелегалов и тут же, что называется, "на коленке", оформили им миграционные карты. Двухминутный сюжет запомнился, вызвал интерес у широкой публики, многие спрашивали: неужели амнистия может происходить так легко и просто?
Хотелось поскорее понять, что этот сюжет означает, но полковник Поставнин, возглавляющий Управление внешней трудовой миграции ФМС, был неуловим. То нам сообщали, что он в Красноярске, то в Иркутске, то аж в Приморском крае. И всюду, оказывается, он проводит такие же эксперименты по "мини-амнистии", как на московской стройке. Когда же удалось встретиться с Вячеславом Александровичем Поставниным, беседа шла на удивление легко и мне не пришлось ему ничего доказывать .
Вячеслав Поставнин: Хочу сразу заметить, что амнистия трудовых мигрантов - это по сути первый шаг на пути к новой миграционной политике, разработать которую решил Совет безопасности на заседании 17 марта. Перед нами поставлена задача: сделать Россию страной, привлекательной для мигрантов. За последние годы было совершено, к сожалению, столько ошибок, что Россия превратилась в страну закрытых дверей. Это же ненормально, что пять миллионов человек, в основном наши вчерашние соотечественники, приехавшие в Россию законно, по безвизовому режиму, с самыми добрыми намерениями, попали вдруг в положение абсолютно бесправных рабов. Разве положение этих миллионов не есть "страшилка" для тех, кто, может быть, еще собирается к нам приехать? И, значит, пока мы не легализуем их, "нелегалов поневоле", звать новых мигрантов, я считаю, просто безнравственно.
Лидия Графова: Да и не поедут они к нам. Кому захочется переносить все муки и унижения, на которые обрекает человека наше законодательство, а в особенности иезуитские инструкции МВД, когда в мире много других стран, где приветливо и с комфортом принимают мигрантов.
Поставнин: Действительно, в мире уже началась борьба за мигрантов. Ведь и европейские страны, и та же Америка - все переживают, как и мы, демографический кризис. Дефицит трудовых ресурсов скоро станет самым острым из всех существующих дефицитов. Когда думаешь об этом, становится обидно за нашу неразумную миграционную политику: какое богатство мы упустили! После распада Союза 25 миллионов русских оказались отрезанными от России, их терроризировали в "братских" республиках, называя "оккупантами". Какие ностальгические чувства к исторической родине они испытывали! Стоило их позвать и хотя бы дать кредит, наделить землей, как в свое время это делала Екатерина, и Россия сегодня была бы счастливым исключением среди развитых стран. Не было бы у нас демографического кризиса.
Графова: Да, мы упустили редкий счастливый шанс. Я вообще не могу понять: если административная реформа вроде бы вывела миграционную службу из состава МВД, почему она по-прежнему остается в ведении МВД? И почему за миграционную политику по-прежнему отвечает милиция? Как это возможно?
Поставнин: Милиции можно посочувствовать, на нее возложены не свойственные ей функции. Впрочем, в ряде западных стран миграцией тоже занимается полиция, и вполне успешно.
- У нашей милиции менталитет другой, да и зарплаты такие, что сотрудники за свое место не держатся, смело обирают мигрантов, считая, что незаконные штрафы и поборы - просто компенсация за их действительно опасную службу. Знаете, когда пытаешься понять, кому и зачем было выгодно лоббировать такие человеконенавистнические законы о миграции, невольно приходишь к выводу, что это МВД постаралось, чтобы "обеспечить" заработок своим сотрудникам. Ни для кого ж не секрет, что честным путем получить сегодня вид на жительство или гражданство просто невозможно, зато купить - пожалуйста. Многие считают, что недаром директором ФМС назначен Ромодановский, известный своей успешной борьбой с "оборотнями в погонах". Скажите, Вячеслав Александрович, не пришло ли наконец время для развода миграции с милицией?
Поставнин: Позвольте мне не комментировать тему развода. А вот что касается вопроса, кто определяет миграционную политику, могу ответить определенно: сама жизнь, экономика, рынок. Вот я езжу сейчас по стране и с радостью убеждаюсь: руководители ряда регионов уже поняли, что без мигрантов им не обойтись, и с пониманием встречают наши попытки начать иммиграционную амнистию. Сейчас, знаете, в чем главный тормоз? В том, что нет у ФМС своих региональных отделений.
Графова: Как нет? Ведь с самого начала - с момента своего создания Федеральная миграционная служба представляла собой сеть...
Поставнин: Действительно, во всех регионах и сегодня есть управления по делам миграции, но подчиняются они не ФМС, а местным УВД и ГУВД. Так что дать из Москвы распоряжение о проведении иммиграционной амнистии в регионе мы не имеем права.
Графова: Но ведь, согласно последнему указу президента о реорганизации ФМС в регионах, должны были возникнуть независимые органы миграции, объединенные с паспортно-визовыми службами. Значит, МВД не выполнило указ?
Поставнин: Непростительно затянуто время. И потому сейчас мы обязаны спешить, провести работу в регионах так серьезно с учетом ошибок прошлого, чтобы кончилось, наконец, миграционное "землетрясение". Это ж подумать только: за последние семь лет ФМС пережила, кажется, пять реорганизаций.
Графова: Уже шесть. Сейчас происходит седьмая. А сколько лет работаете в ФМС вы, Вячеслав Александрович?
Поставнин: Третий год. Начинал я с создания информационного центра в ФМС. Служба, можно сказать, завалена компьютерами, а сообщение с регионами происходило дедовским способом - телефонограммы или факсы.
Графова: А вот переселенческие организации нашего "Форума..." давно имеют единую электронную информационную сеть. Вообще технический и интеллектуальный потенциал, накопленный переселенцами, грех было бы сейчас не использовать. Западные страны при проведении иммиграционных амнистий всегда опираются на общественные организации. Они лучше чиновников проводят и информационные кампании, и первичное консультирование. Нелегалы боятся милиции и "сдаваться" пойдут скорее в общественную организацию, чем в миграционную службу.
Поставнин: К сожалению, на целую Россию сил общественности не хватит. А от сотрудничества мы ни в коем случае не отказываемся.
Графова: В одной газете написано, что Поставнин предлагает "до гениальности простой способ легализации мигрантов". Но возможно ли это при нынешнем законодательстве? Вы что, игнорируете закон?
Поставнин: Нет, мы не выходим за пределы правового поля, но и в действующем законодательстве, которое вы так ругаете, можно отыскать ряд послаблений, которые, если свести их в единую цепочку, позволяют упростить и ускорить процесс легализации. Например: обнаруживаем мы, что у трудового мигранта просрочена или потеряна миграционная карта. Процесс легализации, как известно, начинается с миграционной карты. Если ее нет, значит, это уже нелегал, надо его депортировать, после чего человек пять лет будет лишен права въехать в Россию. А он вот - мы своими глазами видим - изо всех сил вкалывает на стройке и клянется, что миграционную карту у него забрал и порвал милиционер. Ну, кому будет польза, если мы этого трудягу депортируем? Депортация, между прочим, очень дорого обходится государству.
Графова: Социолог Гавхар Джураева (она возглавляет общественную организацию, помогающую таджикским мигрантам) возмущается: "Если милиции совсем не жалко мигрантов, пусть хоть деньги российского бюджета пожалеют". Гавхар уверяет, что те самые нелегалы, депортацию которых так картинно нам показывают по телевизору, уже через два-три месяца все равно окажутся в Москве, на той же стройке.
Поставнин: Действительно, депортации часто устраивают для показухи, чтобы показать свою активность. А мы вот разделяем мнение правозащитников, что самый эффективный способ борьбы с нелегальной миграцией - это легализация. При неполадках с той же миграционной картой можно ведь применить постановление правительства N 413 от 16 августа 2004 года "О миграционной карте", позволяющее в случае порчи или утери миграционной карты выдавать новую. Мы считаем, что процесс легализации должен быть предельно прост и четок. От трудового мигранта, который решил выйти из тени, требуется всего лишь три документа: паспорт, личное заявление и контракт с работодателем. Когда мы проводим эксперимент в регионах, мы даже врача с собой берем, чтобы можно было на месте провести необходимые медицинские обследования.
Графова: И сколько же времени занимает такой эксперимент?
Поставнин: Примерно неделю. А обычно легализация растягивается на два-три месяца. И более. Правда, тут не только наши милицейские сотрудники виноваты, работники других ведомств тоже "стараются". Но при проведении эксперимента Роструд нам оперативно помогает.
Графова: Должна сказать, что предложение ФМС о едином временном центре, куда нелегалы со всех концов страны должны присылать свои документы, представляется нам слишком громоздким. Вот когда Испания проводила иммиграционную амнистию (совсем недавно), там было 670 центров. А Испания раз в пять меньше нашего Красноярского края. И если вспомнить, как работает сегодня в России почта...
Поставнин: Наверное, вы догадываетесь, почему мы предложили, чтобы общение между мигрантом и чиновником было "виртуальным", по почте? Конечно, чтобы исключить возможность вымогательства, взяток. Получив письмо от заявителя, Центр должен будет в течение 10 дней оформить пластиковую карточку - разрешение на работу - и отправить ее фельдъегерской почтой в региональную миграционную службу (или, если так решим, в службу занятости), а мигранта Центр известит, куда он должен обратиться за этим документом.
Графова: Недавно МОТ - Международная организация труда - приглашала в Москву западных экспертов по проведению иммиграционных амнистий. Познакомившись с нашей Концепцией, эксперты отнеслись к проекту весьма положительно. Подчеркивали, что амнистию нужно проводить в быстром темпе, иначе она потеряет свой смысл. Кажется, француз, сказал: "Когда готовишь майонез, нужно спешить. Затянешь время - получишь не майонез, а уксус". Г-жа Полин Барет-Рид, возглавляющая московский офис МОТ, выразила опасения: "Россия - слишком огромная страна, и я не представляю, как можно провести быструю амнистию на такой территории".
Поставнин: Знаете пословицу: желание - тысяча возможностей, а нежелание - тысяча причин... Если хорошо подготовимся, все заранее обдумаем, работа пойдет быстро. Когда ездишь по стране, приходит новое осмысление. Я порой меняю свои взгляды и говорю об этом открыто. Одно только для меня совершенно безусловно: амнистия нужна, и чем скорей мы ее проведем, тем лучше и для страны, и для самих мигрантов. Ну можно ли такое терпеть: в Москве, на площади у трех вокзалов, происходит настоящая работорговля. Мигранты выходят из поезда, беспомощные, как слепые котята, и тут же их подбирают "проводники", потом продают работодателю, точнее сказать - рабовладельцу.
В каких скотских условиях нелегалы живут, представить страшно. Получают нищенские зарплаты и не имеют никаких социальных прав. Они и рады бы платить государству налоги, да не могут выйти из подполья. Это сколько же государство теряет на неполученных налогах, если, согласно оценкам, только десятая часть трудовых мигрантов работает легально, а девять десятых - "серая масса" обогащающая ненасытных предпринимателей.
Графова: Предприниматели вряд ли обрадуются иммиграционной амнистии.
Поставнин: Знаете, официальных возражений мы ни от кого не получили. Ведь амнистия - это движение в обе стороны. Мы же амнистируем не только мигрантов, но и работодателей. Многие из них из-за крайне усложненной процедуры оформления разрешений на наем рабочей силы не получают этих разрешений. Вынуждены брать нелегалов, а это чревато. Ведь в уголовном кодексе появилась недавно статья, предусматривающая не только огромный штраф, но и лишение свободы. Кому нравится жить под дамокловым мечом? Так что работодатели, как и мигранты, охотно участвуют в эксперименте.
Графова: У наших с вами оппонентов есть веский аргумент: иммиграционная амнистия почти нигде не бывает разовой. Пока, мол, легализуете одних нелегалов, приедут тысячи других.
Поставнин: Во-первых, чем больше наших бывших соотечественников приедет в Россию, тем лучше. В этом же цель новой миграционной политики. А чтоб не становились они здесь у нас бесправными нелегалами, одновременно с иммиграционной амнистией будут корректироваться и законы. Надеюсь, уже в этом году Дума примет существенные поправки в закон о правовом положении иностранных граждан.
Графова: Больше трех лет назад один известный юрист на совещании в Администрации президента утверждал, что каждую вторую статью этого закона можно оспорить в Конституционном суде. Поразительное дело: называется он "О правовом положении...", а ни о каких правах иностранцев там даже и речи нет. Только обязанности, штрафы, наказания... Почему до сих пор не вносились никакие поправки в этот репрессивный закон?
Поставнин: Поправки, которые теперь, наконец, согласованы, думаю, удовлетворят правозащитников. Ведь сегодня вся миграционная политика меняет курс на 180 градусов - из запретительной становится доброжелательной к мигрантам. И я верю, что у нашего руководства хватит политической воли, чтобы воплотить этот новый курс в реальную жизнь. От этого зависит судьба России.

"Российская газета", 28 октября 2005 года

Четыре года для гастарбайтера

Власти намерены либерализовать процедуру легализации трудовых мигрантов

В скором времени процедура приема иностранных граждан на работу может существенно упроститься. Федеральная служба по труду и занятости подготовила законопроект, согласно которому общий срок действия разрешения на работу для гастарбайтеров должен быть увеличен с одного до четырех лет. Как сообщил вчера начальник отдела трудовой миграции этого ведомства Георгий Гаденко, документ скоро будет внесен в Госдуму. Эксперты инициативу чиновников одобряют, но в то же время считают, что только этих мер будет недостаточно для легализации иностранной рабочей силы. Сейчас иностранным гражданам разрешается безвыездно работать в России в течение одного года. "Процедура приема гастарбайтера на работу ежегодно отнимает у работодателя три-четыре месяца, так как он должен как минимум за три месяца до истечения срока старого разрешения на работу приступать к оформлению нового", - отмечает директор межгосударственного миграционного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей Сергей Ткачук.
Федеральная служба по труду и занятости предлагает увеличить этот срок до трех лет с возможностью его продления еще на один год. "Таким образом, общий срок будет увеличен до четырех лет.
Иностранный рабочий получит право в течение этого времени работать безвыездно", - говорит Георгий Гаденко.
Эти предложения содержатся в подготовленных службой по труду и занятости поправках в закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Георгий Гаденко пообещал, что в ближайшем времени документ будет внесен в Госдуму.
Эксперты единодушно поддерживают инициативу чиновников. "Если поправки будут приняты, то комплексные издержки предпринимателей, связанные с привлечением иностранной рабочей силы, сократятся, - говорит директор центра трудовых исследований Владимир Гимпельсон. - Благодаря упрощению самой процедуры вместо бумажной волокиты фирмы смогут заняться развитием своего бизнеса". "Работодатель не будет заниматься каждый год одной и той же процедурой. Новый порядок сократит общение предпринимателей с чиновниками", - добавляет Сергей Ткачук.
По словам специалистов, от увеличения срока действия разрешений на работу прежде всего выиграют строительные компании, которые активно привлекают иностранцев. "Строительство - это довольно длительный процесс. Поэтому существенное увеличение сроков действия разрешений будет стимулировать компании к привлечению иностранных работников в установленном законом порядке", - пояснила эксперт "ОПОРЫ России" Юлил Духнина.
В то же время предложенных новаций недостаточно, чтобы полностью решить проблему незаконной миграции. "Не секрет, что в настоящее время привлечение иностранной рабочей силы в большинстве своем носит нелегальный характер", - отмечает Юлил Духнина. Если по официальным данным ежегодно в России трудоустраиваются 350 тыс. иностранцев, то по данным независимых специалистов рынок рабочих мигрантов оценивается в 3, 5-5 млн. человек. "Лишние ограничения по привлечению иностранной рабочей силы приводят к тому, что фирмы трудоустраивают иностранцев нелегально, уходя в "теневой" сектор рынка", - говорит Владимир Гимпельсон.
Чтобы "обелить" миграционный рынок труда, эксперты считают необходимым отменить систему квотирования гастарбайтеров. "Также издержки работодателей сильно сократятся, если им разрешат заменять одного работника на другого без получения разрешительной документации", - указывает Сергей Ткачук. По мнению Юлии Духниной, необходимо упростить порядок получения разрешений. "Хочется верить, что этими положительными инициативами Федеральная служба не ограничится, а задумается и над вопросом упрощения порядка получения разрешений", - отмечает Духнина.

Татьяна АЛЕШКИНА. "Бизнес (Москва)", 28 октября 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.