Rambler's Top100

№ 193 - 194
7 - 20 марта 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Бизнес & Балтия" и "Коммерсантъ" о долгосрочном прогнозе населения мира и отдельных стран
"Новые Известия" об особенностях демографической политики Китая
"RBC daily" о поддержке семей с детьми в России
"День" о некоторых новациях семейной политики на Украине
"Казахстанская правда" о рождаемости в Казахстане
"Молодежь Эстонии" о недоношенных детях
"Бизнес" о пенсионном возрасте в России
"Итоги" о старении
"Независимая газета" и "The Wall Street Journal" о долгожителях
"Российская газета" о структурных реформах в России глазами Всемирного банка
"RBC daily" и "Время новостей" о новом жилищном кодексе
"Аргументы и факты" о российском образовании
"Зеркало недели" о международном рынке образовательных услуг
"Время новостей" о религиозном образовании в России

"RBC daily" о стратификации российского общества
"Известия" о доходах и здоровье населения
"Российская газета" о ДТП в России
"Труд" о СПИДе в России
"The Wall Street Journal" о СПИДе и проблемах брака в Индии
"Gazeta.kz" о валеологических проблемах в Казахстане
"Газета" и "Известия" об антитабачной конвенции ВОЗ
"Новые Известия" о взглядах на либерализацию миграционной политики
"Российская Бизнес-газета" о российской экономике и миграционном законодательстве
"Политический журнал" о регистрации в России
"Коммерсантъ-Власть" о выборах в Молдавии и миграции
"Аргументы и факты" о нелегальной миграции в Москве
"Новые Известия" об эмиграции турок-месхетинцев в США
"Время новостей" о реэмиграции евреев в Россию
"Профиль" о сексуальных домогательствах на работе

… о российском образовании

Вузы попадут в яму. Демографическую

В университете со мной учился кореец Ли Кен Мо. Было ему уже за 30, и он получал третье (!) высшее образование. "Чем больше у тебя образования, тем ты более компетентный специалист" , - объяснял Ли.
Наше время, предельно насыщенное информацией и глобализацией, диктует свои требования к тому, что должен знать и уметь человек. Каким будет высшее образование XXI века?
Спрос на образование растет во всем мире. По данным ЮНЕСКО, численность студентов за последние 40 лет выросла в 6 раз. Если в 2000 году в вузах мира учились 82 млн. человек, то в 2015 году студентов будет около 97 млн., а в 2025 году их число перевалит за 100 млн.
В российской столице сейчас более 400 вузов. Количество студентов в Москве за последнее десятилетие выросло в 1,5-2 раза. Правда, опытных педагогов не хватает. Существует разрыв поколений. Есть молодые, 26-28-летние, преподаватели, вчерашние аспиранты. И есть преподаватели предпенсионного и пенсионного возраста. Между этими людьми - разница в два-три десятилетия. "Нарушена преемственность опыта, - говорит ректор Московского гуманитарного университета (МосГУ) Игорь Ильинский. - От этого качество образования в будущем может сильно пострадать. Уже сейчас из тех, кто учится в аспирантуре, только 25% собираются остаться на преподавательской работе или уйти в науку. Для остальных аспирантура - вопрос престижа или способ избежать армии".
Еще одна проблема: наша система образования неотвратимо приближается к демографической яме (в период с 1990 по 1998 год в стране произошло резкое снижение рождаемости), из-за чего часть вузов будет вынуждена закрыться, а часть преподавателей останется без работы. По данным Минобрнауки, прием в вузы в 2009-2019 годах сократится на 40-50%. Сложится ситуация, что мест в вузах будет больше, чем выпускников школ. Конкурс резко упадет, придется пересматривать всю систему обучения.
У Ильинского, доктора философских наук, свое видение того, каким должно быть высшее образование XXI века: "Образование становится массовым и узкоспециализированным. Студент бросает все силы на углубленное изучение своей специализации, и это правильно: мы живем в то время, когда профессионализм должен достигать высочайшего уровня. Но этого мало.
Нельзя тиражировать только "специалистов" (по сути - ремесленников), этакого человека-функцию. Параллельно надо готовить деловую, политическую элиту, которая будет иметь широкий взгляд на мир и соответствующий спектр знаний. Если этот слой исчезнет и нами станут управлять "специалисты", миру придет конец.
Образование должно помочь нашим потомкам лучше понять себя и свои проблемы.
Во времена СССР высшая школа всегда шла впереди промышленности. Вузы готовили специалистов под те отрасли, которые только набирали обороты. А как теперь? "Система госзаказа постепенно возобновляется, но, думаю, рынок и здесь внесет кое-какие коррективы, - поясняет директор Института МосГУ Валерий Луков. - При корпорациях тоже появится высшая школа, она будет готовить специалистов для своих нужд. А государству ничего не останется, как принять это к сведению и попытаться конкурировать в этой сфере. "Мертвые" специальности устранятся сами собой, как, например, произошло после краха социалистической системы со специальностью "историк КПСС".
Что касается возраста будущих студентов и слушателей академий, то, согласно прогнозам исследователей, наряду с 17-летними выпускниками школ возрастет доля тех, кто пришел на студенческую скамью, уже будучи взрослым человеком. "Среди наших слушателей редко встретишь людей моложе 30. Все они, как правило, уже состоявшиеся люди", - говорит Владимир Зинов, декан факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства, где читают курсы по "управлению интеллектуальной собственностью". Кроме того, есть категория людей, которым нравится учиться, и они готовы делать это на протяжении всей жизни. Наблюдения показывают, что процент таких граждан тем больше, чем выше уровень жизни общества.
Для современных студентов компьютер стал основным поставщиком информации. Не станет ли образование XXI века целиком дистанционным? "Думаю, студенты следующих поколений будут значительную часть информации усваивать на дому, но по-прежнему посещать лекции и семинары. Живое общение, непосредственная передача информации от профессора к студенту, -утверждает Валерий Луков, -такая форма контакта помогает лучше запоминать материал".

Дмитрий ПИСАРЕНКО. "Аргументы и факты", 23 февраля 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.