Перед новым годом министр по делам народонаселения Урве Пало пригласила журналистов в свое бюро, дабы ознакомить с последними демографическими новостями. Население Эстонии продолжает уменьшаться, однако министр настроена оптимистично, так как преобладают все же позитивные тренды.
В начале встречи Урве Пало сразу предупредила, что обработка статистических данных - дело достаточно долгое, поэтому речь пошла о данных за 2006 год и о предварительных данных за 2007 год. В Эстонии становится все меньше населения, но этот негативный процесс все же замедляется. В этом году население уменьшилось на 2275 человек и составляет, согласно последним данным, 1342409 человек. Но эти потери гораздо меньше по сравнению с периодом 2000-2003 гг., когда население уменьшалось более чем на 5000 человек в год.
Постепенно растет рождаемость. Пик рождаемости за последние 35 лет приходится на 1987-1988 гг. (так называемые «дети поющей революции»). После этого пошел непрерывный десятилетний спад, который достиг самой низкой отметки в 1998 году. Затем положение начало исправляться, но для воспроизведения населения на каждую женщину в фертильном возрасте должно приходиться в среднем 2,1 ребенка. А у нас этот показатель в 2006 году был равен 1,55.
Если сравнивать рождаемость с другими странами-новичками Евросоюза, то Эстония смотрится совсем неплохо. Но у скандинавских соседей упомянутый показатель гораздо выше (около 1,8), а в Исландии так вообще - 2,05.
Этнический состав населения довольно сильно различается по возрастным группам. Процент этнических эстонцев самый низкий среди 50-54-летних (60,1%), а самый высокий в двух группах: 5-14 лет (78%) и более 80 лет (76,4%). Комментируя низкий процент неэстонцев в «детской» группе, министр сказала, что родители-неэстонцы «по каким-то причинам не чувствовали себя так надежно, как эстонцы». В то же время в группе 0-4 года разница уже не так ощутима. Кроме того, в группах среднего возраста уровень образования у неэстонцев ниже, чем у эстонцев, что, по мнению министра Пало, ведет к более «рискованному поведению» и как следствие к более ранней смерти.
С тем же «рискованным поведением» связано и превосходящее количество женщин во всех возрастных группах начиная с 30 лет. После 75 лет количество женщин в Эстонии превосходит количество мужчин более чем в два раза. По гендерному дисбалансу Эстония наряду с Латвией занимает «лидирующие» позиции в Евросоюзе.
По мнению министра Пало, с этим дисбалансом связано и большое количество женщин, уезжающих из Эстонии искать свое счастье за границу. Причем вопреки широко распространенному мнению о том, что уезжают главным образом весьма юные представительницы прекрасного пола, статистика утверждает: основной поток составляют женщины старше 35 лет.
Несмотря на то, что с середины 90-х годов средняя продолжительность жизни в Эстонии имеет позитивную тенденцию, женщины живут у нас 78,4 года - на 3,6 года меньше, чем в среднем по Евросоюзу, а мужчины 67,4 - меньше среднего евросоюзного на целых 7,6 года. Количество официально заключенных в Эстонии браков в последнее время растет, но все равно по этому показателю мы остаемся в последней тройке Евросоюза, причем примерно половина заключенных браков распадается. «Думаю, что причина этого - темп жизни и отношение к семье как к чему-то второстепенному по сравнению с работой», - считает Урве Пало.
Если сравнивать со Скандинавией, то в Эстонии очень высок уровень абортов - в 3,5 раза больше, чем в соседней Финляндии, в среднем - 25 абортов ежедневно. «К сожалению, ценности не меняются за один день. И пока еще чаще выбирают покупку новой машины, а не рождение ребенка», - сетует министр. Запрещать аборты, по словам министра Пало, никто не собирается, но ее бюро будет постоянно проводить кампании для сокращения количества абортов. Кампании кампаниями, но министр признает: слишком много людей у нас еще живут на грани нищеты (каждая седьмая семья и каждый шестой ребенок).
Что же касается миграционных процессов, то, в отличие от советских времен, из Эстонии уже давно больше уезжают, чем сюда приезжают. Однако и подвижки в миграционном процессе Урве Пало считает позитивными. В 2007 году из Эстонии уехало на 700 человек больше, чем приехало. Сальдо предыдущих лет было хуже. В то же время данные по миграции довольно приблизительные из-за практического отсутствия границ внутри Евросоюза.
В целом министр по делам народонаселения смотрит на демографические процессы последних лет с оптимизмом. «Мы уже достигли фазы, когда больше думаем о семье», - говорит Пало, считая эту постепенную смену жизненных ориентиров ключевой для исправления демографической ситуации.
Александр ШЕГЕДИН. “Молодежь Эстонии», 29 декабря 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)