На днях были опубликованы результаты двух международных образовательных рейтингов. В одном российские школьники заняли верхнюю строку, в другом - одну из последних.
Международный проект "Изучение качества чтения и понимания текста" (PIRLS) показал, что наши выпускники начальной школы - самые грамотные и вдумчивые читатели. А вот ученики 15-летнего возраста, согласно рейтингу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая осуществляла Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), показали уровень знаний "ниже среднего".
О чём мечтал комочек глины?
Мониторинговое исследование PIRLS, которое проводится раз в пять лет, сравнивало уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в 44 странах мира. Россию представляли 4955 учеников из 232 школ 45 регионов страны. Итог - 565 баллов и первое место среди стран-участниц. Второе место у школьников из Гонконга, третье - у Сингапура. Для сравнения: в 2001 г. Россия занимала 12-е место из 35 стран - участниц исследования.
- Оценивались два вида чтения, - рассказала "МН" национальный координатор исследования в России, руководитель Центра исследования качества образования Института содержания и методов обучения РАО Галина Ковалева. - Это чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и освоения и использования информации. Задания были различны: с выбором ответа из четырех предложенных; с кратким ответом на установление последовательности событий; со свободно конструируемым ответом. В исследовании оценивалось умение находить, интерпретировать и обобщать информацию; формулировать выводы; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Например, задание к тексту "Комочек глины" оценивало умение найти в нем нужную информацию, не сформулированную напрямую, но подразумеваемую. Речь шла о старом засохшем комочке глины, который лежал на дне ларца, и очень переживал, что забыт. "Когда же наступит моя очередь?" - думал он. Дни проходили в темноте, и комочек терял надежду". Вопрос: "О чем мечтал комочек глины в начале рассказа?" Один из примеров ответа школьника: "Чтобы люди сделали из него что-то полезное". На этот вопрос смогли ответить 84% российских школьников, средний международный показатель - 68%.
По мнению специалистов центра, высокие результаты наших школьников можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, увеличился средний возраст выпускников российской начальной школы: в 2001 г. он составлял 10,3 года, а в 2006 г. - 10,8 лет. Для развития ребенка на этом этапе это существенная разница. Кроме того, на результат повлияли структурные изменения в системе начальной школы, которая, начиная с 2001 г., стала полностью 4-летней, прежде параллельно существовали две системы обучения - 1-3-й классы и 1-4-й. Увеличение продолжительности на год, как считают специалисты центра, сказалось на качестве обучения.
Еще один фактор - повышение уровня готовности первоклассников к школе. По количеству учащихся, читающих каждый день художественную литературу, Россия продолжает оставаться на первом месте в мире. (50% по сравнению с 32% в среднем по странам-участницам). Значительно (на 17%) снизился процент детей, чья ситуация в семье характеризуется как экономически неблагополучная.
"Чистые" знания
Однако вслед за блистательными показателями российских четвероклашек были опубликованы удручающие результаты исследования знаний 15-летних школьников. Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), из 20 млн. учащихся 57 стран мира, задействованных в эксперименте, школьники из России продемонстрировали результаты "статистически значимо ниже среднего балла". Результаты подобных исследований публикуются раз в три года и считаются самыми авторитетными международными рейтингами уровня знаний учащихся средних школ. Первую строчку заняли подростки из Финляндии, за ними следуют учащиеся Гонконга, Канады, Тайваня. В рамках среднестатистической нормы оказались пять стран - Венгрия, Швеция, Польша, Дания, Франция. В список аутсайдеров вошли 22 страны, в том числе и Россия - 33-38-е место.
- Цель тестирования - понять, могут ли школьники отличить научные аргументы от псевдонаучных, - пояснила Галина Ковалева. - Могут ли применить знания для решения современных проблем. Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Также в исследовании PISA изучаются факторы, которые позволяют объяснить различия в результатах учащихся стран - участниц программы. К этим факторам относятся характеристики учащихся и их семей, характеристики образовательных учреждений и учебного процесса.
- Школьникам предлагались нетипичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, - продолжает Ковалева. - Задания были близки к реальным проблемным ситуациям. Они были связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни, для их решения требовалось не только знание основных учебных предметов, но и высокий уровень общего интеллектуального развития.
Как показало исследование, результаты российских учащихся статистически ниже средних международных. Итоговый рейтинг наших учеников: 33-38-е место по естественно-научной грамотности, 32-36-е - по математической, 37-40-е - по грамотности чтения. По данным специалистов, по сравнению с результатами предыдущих исследований, нынешние показатели стали значительно ниже. При этом достаточно многие из российских учащихся (22,2%) не овладели базовым уровнем. Это означает, что, окончив основную школу, они имеют только ограниченный запас естественно-научных знаний, которые могут применять только в знакомых ситуациях. Они способны давать в основном очевидные объяснения, которые явно следуют из имеющихся данных.
Вывод, сделанный экспертами центра, неутешительный: уровень естественнонаучной грамотности российских учащихся не соответствует основным требованиям, сформулированным ведущими специалистами мира.
- Это означает, что наши школьники уступают своим сверстникам из многих стран в способности использовать знания для объяснения естественнонаучных явлений, формулировать выводы, понимать суть исследований, проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием, - подытожила Галина Ковалева.
По мнению специалистов, традиционно сильные стороны российского школьного естественнонаучного образования не могли проявиться в данном исследовании, поскольку оно направлено на реализацию других задач, в большей степени ориентированных на требования современного информационного общества. Это говорит о том, что нынешняя российская система обучения обеспечивает учащихся значительным багажом предметных знаний, но не способствует развитию умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых эти знания формируются.
КСТАТИ
В г. Тайбэй (Республика Китай) завершилась IV Международная естественно-научная олимпиада школьников (International Junior Science Olimpiad - IJSO), на которой сборная России показала отличные результаты, завоевав 4 золотые и 2 серебряные медали и заняв первое место в неофициальном общекомандном зачете по общему числу наград. Задания олимпиады составляются по трем разделам естественно-научных дисциплин - физике, химии и биологии - и предполагают наличие знаний более широких, чем предполагает обычная школьная программа. Сами соревнования состоят из тестового тура, теоретического тура и эксперимента.
Екатерина РОЖАЕВА. «Московские новости», 14 декабря 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)