До самого последнего времени проблема трудовой миграции в Казахстане рассматривалась в основном с точки зрения защиты внутреннего рынка труда или вопросов безопасности.
Буквально в самое последнее время внимание аналитиков всерьез привлекла проблема финансовых потоков, переводимых мигрантами из Казахстана в страны-доноры трудовой миграции.
Такую ситуацию нельзя считать правильной, учитывая то, как много трудовых мигрантов уже традиционно, в течение ряда лет, работают в Казахстане.
Значит, связанный с ними финансовый аспект, фактически является очень важной составной частью экономических взаимоотношений Казахстана и тех стран, откуда приезжают мигранты: Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, в меньшей степени Турции и некоторых других государств. Эта проблема актуальна и в рамках интеграционных процессов на постсоветском пространстве; так, российские власти уже несколько лет работают с правительствами других стран СНГ и ЕврАзЭС по вопросам финансовых переводов трудовых мигрантов.
У нас же, к сожалению, к этому подходят лишь сейчас. И то, нельзя не отметить, что инициатором исследования проблемы стали не казахстанские государственные органы, как полагалось бы, а Азиатский Банк Развития (АБР).
Непосредственно исследование осуществлялось авторитетным экспертным казахстанским НПО - Центром анализа общественных проблем.
Сложность такой работы очень велика. Известно, что, несмотря на проведенную кампанию по легализации трудовых мигрантов, большинство из них продолжают работать на территории Казахстана нелегально.
Даже относительно точное их число неизвестно, одни эксперты говорят о 300 тысячах, другие о миллионе. Даже, если истина "где-то посередине", все равно получается значительное количество людей (вспомним, что число трудоспособных граждан Казахстана составляет примерно 8 млн. человек).
По итогам кампании по легализации было зарегистрировано менее 165 тыс. человек. Получается, что порядка 150-350 тыс. человек продолжают нелегально работать в стране. И, естественно, также нелегально вывозить или отправлять из нее заработанное.
"Одним из последствий притока мигрантов являются денежные переводы за пределы Казахстана, так как мигранты стремятся поддерживать свои семьи в других странах. Значимый является вопрос о механизме отправки переводов", - отмечено в Страновом отчете по исследованию мигрантов отправителей в Казахстане.
Так в чем же проблема? Ведь люди отправляют заработанные, а не украденные деньги. Но, поскольку абсолютное большинство денег переводится по неформальным каналам, финансовые власти ни страны-отправителя, ни страны-получателя не в состоянии отследить объемы этих процессов.
Не то что в целях налогообложения, но даже для статистического учета. В результате очень сложно оценить реальную степень экономического взаимодействия и взаимозависимости стран друг от друга. Хотя выяснилось, что существует большая разница между трудовыми мигрантами из различных стран и их подходами к формам перевода денег: большинство граждан Армении, работающих в Казахстане, пользуются услугами банков, а среди граждан Кыргызстана таковых менее 10%.
Кроме проблем на межгосударственном уровне, очень неудобна схема неформальных переводов и для самих мигрантов: способы передачи наличных денег часто ненадежны, особенно при необходимости самим мигрантам или их курьерам пересекать транзитом третьи страны.
Много драматических историй на этот счет можно услышать в Таджикистане.
В ходе исследования Азиатского Банка развития было получено немало разнообразной информации. Например, выяснилось, что средний доход мигранта составляет приблизительно 400 долларов в месяц, что заметно превышает среднюю заработную плату в Казахстане, которая по официальным статистическим данным в 2006 году составляла примерно 324 доллара. Интересная статистика, появляется повод вновь обратиться к другой проблеме - масштабу теневой экономики в Казахстане.
Ведь не может же в самом деле большинство наших сограждан, занятых, по официальным данным, в сфере обслуживания получать меньше мигрантов, работающих на стройках и на сезонных работах в сельском хозяйстве?
Исследование содержит ряд рекомендаций для правительства Казахстана, Национального банка и банков второго уровня по решению проблемы финансовых переводов трудовых мигрантов.
Среди них - упрощение процедуры их налогообложения, выработка банками ясной стратегии по работе с этой категорией лиц, обеспечение въезжающих мигрантов информацией по рынку труда и доступу к банковским услугам.
И, самое главное, необходимость "проводить дополнительные исследования для уточнения количества нелегальных мигрантов, оценки уровня оплаты их труда и потоков их платежей".
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)