После трагических событий в Кондопоге это не праздный вопрос для многих городов нашей страны
"Возможно ли в Петербурге массовое межнациональное противостояние?" - за "круглым столом" в "РосБалте" на эту тему размышляли ученые и политики. Общий вывод оптимистичен: для массового противостояния причин нет. Ксенофобские настроения носят единичный характер, подавляющим большинством населения резко осуждаются. К тому же в мегаполисе нет компактного проживания национальных диаспор, как, например, в пригородах Парижа. В то же время, говорят, отдельные конфликты на национальной почве неизбежны. И последствия их зависят от того, как этими процессами управлять. Чтобы из искры не возгорелось пламя, национальную политику в стране нельзя пускать на самотек и ждать, куда кривая вывезет. Михаил РЕШЕТНИКОВ - доктор психологических наук, академик, ректор Восточно-Европейского института психоанализа считает, что "экономическая политика у нас хоть какая-то есть, а национальной политики нет никакой".
Свои, но как бы чужие
Когда происходит преступление на националистической почве и задерживаются подозреваемые, как правило, подчеркивается их национальная и религиозная принадлежность.
- И хотя зачастую речь идет о местных жителях, - говорит ученый, - создается впечатление, что это как бы не совсем наши сограждане. А хорошо известно, что национальная идея самая мощная. Есть такое устоявшееся понятие: родовой миф. Когда становится плохо - мало еды, денег, жилья, высокий уровень преступности, - ищут виноватых. Виновным обязательно оказывается инородец из тех, кто реально достижим. Глупо же говорить, что во всех наших бедах виноваты никарагуанцы. Их не достать. А вот евреи, кавказцы - рядом. На них можно направить свою агрессию. Вот кавказцы к нам понаехали и захватили рынки, рестораны... К кому "к нам"? Среди тех, кто торгует, занимается предпринимательством, много граждан Российской Федерации. А почему мы-то рынки не захватываем? Кто нам, русским, мешает?
На бытовом уровне известно кто - рыночная мафия. Что входит в это понятие, толком никто не скажет. Однако на рынках годами торгуют одни и те же "южные" люди, внедриться в этот круг человеку со стороны практически невозможно.
Но кто подобный порядок установил и поддерживает? В руководстве рынков, в правоохранительных органах, контролирующих эти объекты, - наши братья-славяне. От "кавказского засилья" им явно что-то перепадает, но к ним серьезных претензий по этому поводу никто не предъявляет. Но и это не вся правда. Южане - торговые люди, это их кровное дело, выгодное для всех. Уберите их завтра с рынков - кто останется?
Обиженных много
- Мы справедливо говорим об угрозе международного терроризма, - размышляет Михаил Решетников. - Однако на территории собственного государства население гораздо чаще сталкивается с проявлениями фанатизма и терроризма своих сограждан. На один крупный международный теракт приходится сотня локальных в виде убийств, взрывов, поджогов и ультимативных требований к действующей власти. По сути, эти два вида терроризма отличаются только масштабом угроз, жертв и освещения в СМИ. Но мы почему-то не замечаем этих параллелей. И в результате наше продвижение к пониманию ряда социальных процессов явно тормозится.
Кто же они, потенциальные террористы? Преимущественно молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет, мировоззрение которых формировалось на сломе эпох, когда представление о социальной справедливости подверглось серьезным испытаниям.
- Социальные активисты, - продолжает ученый, - в первую очередь из молодежной среды, легко трансформируются в социальных фанатиков, которым не чужды террористические действия. Это касается и титульной нации, и всех остальных. Но эту проблему также никто не исследует или изучает поверхностно и сверхполитизированно. Никакой социальной терапии в этом отношении не проводится в надежде, что авось все как-нибудь рассосется. Не рассосется, если культура, социум и власть не разрешают и не обсуждают проблемы обиженных, неважно, к какому этносу они относятся. Недовольство будет накапливаться и периодически прорываться в виде мотивированной или немотивированной, спровоцированной или, казалось бы, неспровоцированной агрессивности одних в отношении других.
Агрессивность поощряется
Кто сегодня в героях? Скромность исключена из списка добродетелей. В почете амбициозность, граничащая с наглостью и нахрапистостью. В борьбе за место под солнцем все средства хороши. Иначе пропадешь, обгонят на первом повороте.
- Не надо закрывать глаза, - констатирует Михаил Решетников, - мы живем в обществе, где агрессивность поощряется. И даже более того. Низкий уровень агрессивности как индивидуальная или национальная черта характера подается как качество отрицательное. Ключевой вопрос: каким образом модулируется и контролируется, не надо бояться этого слова, нормальная социальная активность и нормальная социальная агрессивность? Если не происходит разрядки этих потребностей на значимые цели, она легко принимает иные формы, вплоть до патологических проявлений.
Опасный коктейль - чувство социальной несправедливости в совокупности с ощущением своей беззащитности. Но граждане все в большей степени наблюдают такую тенденцию. Разбухший госаппарат и правоохранительная система не способны эффективно работать. Если убивают губернаторов и крупных бизнесменов, что уж говорить о простых людях? На этом фоне, считает ученый, масла в огонь добавляют иные журналисты, у которых отсутствует представление о социальной терапии: "СМИ часто хлещут население по лицу, ничуть не заботясь о том, чтобы создать для людей мало-мальски комфортное состояние, подать надежду на лучшее будущее".
Не жить друг без друга
Но пресса пишет и снимает то, что реально происходит. Крен в сторону негатива, к сожалению, отражает реальное состояние нашего общества. И что такое социальная терапия, может, и понимают только ученые:
- Для меня всероссийская концепция национального примирения - это нечто абстрактное. Социальная терапия должна строиться с учетом национальной специфики, состава населения, преобладающих традиций с привязкой к конкретному месту. Что консолидирует многонациональное государство? Не общий гимн, флаг, гражданство, и даже не язык. Консолидирует прежде всего обращенность в общее будущее. Идея, привлекательная для всех этносов, религий и конфессий.
Эта идея хотя и не сформулирована сверху, но всем понятна. Каждому хочется быть сытым, счастливым, иметь крышу над головой. И каждый за эту идею бьется как умеет. В одиночку или в кругу людей, близких по духу и по крови.
С демографической точки зрения, будущее нашей страны выглядит туманно:
- Я с огромной симпатией воспринимаю заботу президента и государства о повышении рождаемости. Но есть цивилизационные процессы, которые мы можем только отслеживать и заблаговременно к ним приспосабливаться. Но не управлять. Сегодня в Германии до 40% населения в детородном возрасте не собираются иметь детей, в России таковых до 30%. В демографическом плане Европа убывает. По прогнозам авторитетных экспертов, в том числе экспертов ЮНЕСКО и ООН, к концу XXI века афроазиатское население на планете будет составлять 75 - 80%.
Уже сегодня в Норвегии есть небольшие городки, где не говорят на местном языке. Проживают в них пакистанские дорожные рабочие, которые построили в этой стране прекрасные тоннели. В Европе есть профессии, в которых представители титульной нации не заняты. Те же процессы нарастают и в России, и в Петербурге. Чтобы развивать ЖКХ, строить, убирать улицы, мы волей-неволей должны приглашать гастарбайтеров. И не только они должны адаптироваться по отношению к нам. Но и мы должны адаптироваться к ним, потому что в них нуждаемся.
Эмма БЕЛЕНКОВА. «Санкт-Петербургские ведомости», 18 сентября 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)