Rambler's Top100

№ 257 - 258
18 сентября - 1 октября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Итоги» о труде и возрасте
«Медицинская газета» и «Парламентская газета» о положении пенсионеров
«Зеркало недели» о пожилых женщинах
«Санкт-Петербургский курьер» о старении населения и пенсиях
«Трибуна» о демографических проблемах России
«Газета» о демографических перспективах России
«Время новостей» о демографической политике России
«Время новостей» и «Газета» о декларациях и реалиях демографической политики в России
«Газета» о детских пособиях
«День» и «Коммерсант» (Киев) о предполагаемом ограничении выплаты детских пособий на Украине
«Россiя» и «Парламентская газета» о поддержке семьи в России
«Крестьянская Русь» и «Известия» о налоге на бездетность
«Наша версия» о восстановлении в Москве звания «Мать-героиня»
«Профиль» о суррогатном материнстве
«Азербайджанский Гендерный Информационный Центр» о младенческой смертности в Азербайджане
«НГ-регионы» о семье у чукчей
«Коммерсантъ» о демографическом шансе для развивающихся стран
«Газета» о миграционной политике России
«Коммерсантъ» о миграционной политике декларируемой и реальной
«Новые известия» о противодействии нелегальной миграции в России
«Тверская 13» о реакции властей Москвы на грядущие изменения миграционного законодательства

«Трибуна» о жилье в Москве для москвичей и немосквичей
«Российские вести» о проблемах реализации программы по привлечению соотечественников
«Российская газета» о проблемах преподавания русского языка на постсоветском пространстве
«НГ-Дипкурьер» о проблемах миграции и гражданства в странах СНГ
«НГ-регионы» о миграции и трудовых ресурсах в России
«Handelsblatt» о миграции в мире
«Новая газета» о парламенстком саммите по противодействию терроризму и нелегальной миграции
«Ведомости» о миграции в Европе и неточных прогнозах
«Эксперт-Казахстан» о дебатах по миграционной политике в Великобритании
«Regnum» об иммиграции из Молдавии
«Союз» о равных правах граждан России и Белоруссии на получение услуг здравоохранения
«Коммерсантъ» о роли диаспор в интеграции мигрантов
«Новые известия» о специфике национальных проблем в России
«Итоги» и «Профиль» о событиях в Кондопоге и нацпроблемах в России
«SmartMoney» о ксенофобии и практической политике
«Московские новости» о событиях в Кондопоге и проблемах национальной политики в России
«Санкт-Петербургские ведомости» о ксенофобии в России
«Новые известия» о нацполитике на Северном Кавказе
«Молодежь Эстонии» о Москве

… о семье у чукчей

Чукче одной жены мало

Групповые браки у северян были вызваны суровыми условиями жизни

Молодые чукчанки на выданье не забывают, что за их поведением пристально наблюдают родители возможных женихов.
Мужчины-холостяки, не сумевшие найти себе жену, исстари на Чукотке считались ущербными и недостойными уважения, в общем – бездельники и лентяи. Женитьба была одним из главных шагов в жизни молодого парня и девушки. Относились к этому факту чрезвычайно серьезно и взвешенно. Обычай «отработки невесты» существовал у оленных чукчей на протяжении многих столетий. В течение целого года жених работал в семье невесты пастухом. Тесть строго следил за тем, как он работает. Ленивого изгоняли из стойбища, а трудолюбивому позволяли жениться. Все решали родители невесты.
У береговых чукчей, в свою очередь, существовал обычай выкупа невесты, в основном имущественный. Потому-то именно среди береговых много было мужчин-холостяков, тех, кто не мог собрать достойный выкуп. Невесту брали только из другого племени. Видимо, неимущие женихи придумали альтернативный способ «найти» невесту – похищение. Если украденная невеста соглашалась остаться в семье жениха, то ее не неволили вернуться назад.
Чукчам-олигархам того времени разрешалось иметь несколько жен в зависимости от их оленного богатства. Если у хозяина было несколько стад, соответственно столько было и жен. Жена, которая не могла иметь ребенка, сама просила мужа взять еще одну жену, с тем чтобы та рожала детей.
Свадебный обряд был обязательным, когда в жилище жениха приходила невеста. Забивался жертвенный олень. Прежде чем ввести невесту в ярангу, ее и жениха старейшина связывал за руки нитями, мазал лицо и руки кровью жертвенного оленя. Кровопомазание говорило о том, что невеста навсегда отказывается от своего рода и входит в род жениха.
Разводы разрешались в трех случаях: когда жених оказывался недостойным рода невесты (стал ленивым или сильно заболел), когда невеста вела себя недостойно (гуляла, ленилась), при обоюдном охлаждении чувств. Имущество, нажитое совместно, доставалось тому, кто не нарушал заповедей супружества, или делилось поровну. Разводы в силу ряда причин были на Чукотке крайне редкими.
Групповые браки на Чукотке также имеют многовековые корни. В состав коллективных содружеств входило до десяти семей. Товарищи по женам имели право быть с женой того или иного члена группового союза только на период пребывания в данной семье. В остальное время соблюдалась неприкосновенность женщины. Мужчины, не входившие в брачный союз, не могли претендовать на жен членов группового брака. Правда, были мужчины, которые только и ездили по гостям, чтобы переспать с чужими женами, но таким женщина могла отказать от обязательной ночи. Брат должен был взять в жены супругу погибшего брата, так же брали в жены тех женщин, которые оставались одни в групповом брачном сообществе. Именно сохранением семьи, продолжением рода и были обусловлены групповые браки.
Преподаватель чукотского языка в Многопрофильном колледже Ирина Горгыльнаут, которая занимается изучением традиций и обычаев чукчей, сообщила корреспонденту «НГ»: «Групповые браки – это необходимость, вызванная суровыми условиями жизни. Семьи брачного союза помогали друг другу, а в случае гибели кого-то из мужчин воспитывали детей. Товарищи по женам держались сплоченно, как родственники».
Если в былые времена свадебный наряд невесты и жениха (керкер и кухлянку) шили в течение года, собирали солидное приданое, то теперь подвенечное платье продается в любом магазине, но можно взять его и напрокат. Правда, и теперь в качестве приданого невесте и жениху дарят оленей. Но не сто или двести, как раньше, а трех или четырех. Но в основном, как и в русских деревнях, дарят бытовую технику, деньги, другие вещи.
Брак ныне скрепляется не кровопомазанием, а обычной росписью в ЗАГСе или в местной администрации. Если прежде свадьба превращалась в различные игры, состязания среди членов племени или стойбища, гостей, которые собирались из многих мест, то теперь – обычное застолье с обильной выпивкой и закуской.
Но еще один обычай в какой-то мере сохранился. За молодыми чукчанками, особенно в национальных селах, родители перспективных женихов присматривают с особым вниманием. Работящая или нет, курит, пьет, гуляет с парнями или скромна. Понятно, кому родители жениха отдадут предпочтение. В наши дни на первый план вышла не только красота, но и уровень образования невесты. Важно еще и то, к чему она стремится. Фактов групповых браков в наши дни не установлено, но не исключено, что они есть – трудности в жизни и в наши дни не исчезли.

Евгений РОЖКОВ. «НГ-регионы», 18 сентября 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.