Rambler's Top100

№ 257 - 258
18 сентября - 1 октября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Итоги» о труде и возрасте
«Медицинская газета» и «Парламентская газета» о положении пенсионеров
«Зеркало недели» о пожилых женщинах
«Санкт-Петербургский курьер» о старении населения и пенсиях
«Трибуна» о демографических проблемах России
«Газета» о демографических перспективах России
«Время новостей» о демографической политике России
«Время новостей» и «Газета» о декларациях и реалиях демографической политики в России
«Газета» о детских пособиях
«День» и «Коммерсант» (Киев) о предполагаемом ограничении выплаты детских пособий на Украине
«Россiя» и «Парламентская газета» о поддержке семьи в России
«Крестьянская Русь» и «Известия» о налоге на бездетность
«Наша версия» о восстановлении в Москве звания «Мать-героиня»
«Профиль» о суррогатном материнстве
«Азербайджанский Гендерный Информационный Центр» о младенческой смертности в Азербайджане
«НГ-регионы» о семье у чукчей
«Коммерсантъ» о демографическом шансе для развивающихся стран
«Газета» о миграционной политике России
«Коммерсантъ» о миграционной политике декларируемой и реальной
«Новые известия» о противодействии нелегальной миграции в России
«Тверская 13» о реакции властей Москвы на грядущие изменения миграционного законодательства

«Трибуна» о жилье в Москве для москвичей и немосквичей
«Российские вести» о проблемах реализации программы по привлечению соотечественников
«Российская газета» о проблемах преподавания русского языка на постсоветском пространстве
«НГ-Дипкурьер» о проблемах миграции и гражданства в странах СНГ
«НГ-регионы» о миграции и трудовых ресурсах в России
«Handelsblatt» о миграции в мире
«Новая газета» о парламенстком саммите по противодействию терроризму и нелегальной миграции
«Ведомости» о миграции в Европе и неточных прогнозах
«Эксперт-Казахстан» о дебатах по миграционной политике в Великобритании
«Regnum» об иммиграции из Молдавии
«Союз» о равных правах граждан России и Белоруссии на получение услуг здравоохранения
«Коммерсантъ» о роли диаспор в интеграции мигрантов
«Новые известия» о специфике национальных проблем в России
«Итоги» и «Профиль» о событиях в Кондопоге и нацпроблемах в России
«SmartMoney» о ксенофобии и практической политике
«Московские новости» о событиях в Кондопоге и проблемах национальной политики в России
«Санкт-Петербургские ведомости» о ксенофобии в России
«Новые известия» о нацполитике на Северном Кавказе
«Молодежь Эстонии» о Москве

… о реакции властей Москвы на грядущие изменения миграционного законодательства

Московское притяжение

Вопросы межнациональных отношений не могут не волновать руководство такого мегаполиса, как Москва, где проживают более ста шестидесяти национальностей. О том, как столица решает вопросы национальной политики, формирует атмосферу межнационального согласия, наш корреспондент беседует с Алексеем АЛЕКСАНДРОВЫМ, председателем Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы
- Алексей Олегович, этим летом президент России подписал законы, которые можно назвать революционными в смысле либерализации нашего миграционного законодательства. Теперь, то есть со следующего года, приезжему иностранцу из стран СНГ, имеющих безвизовый режим с Россией, для того чтобы быть легализованным, достаточно сообщить о месте своего пребывания в столице. Многие считают, что это не убавит, а прибавит проблем с мигрантами...
- Предлагаемые данными законами изменения в области правового регулирования трудовой миграции, несомненно, имеют право на жизнь, поскольку направлены на решение вопросов, затрагивающих интересы, права и свободы граждан. Заложен позитив в регулировании процессов трудовой миграции и правоотношений в этой области: расширены права работодателей по вопросам использования иностранной рабочей силы и мигрантов по выбору места и региона для работы. При этом предусматривается предоставление преференций гражданам иностранных государств, прибывающим в порядке, не требующем получения визы.
Однако предоставление прав мигрантам самостоятельно искать работу при уведомительном характере миграционного учета требует более глубокой проработки этого вопроса, а не только ориентации на получение прибыли за счет увеличения доходов от налогов. Да, доходы федерального бюджета пополнятся за счет увеличения числа трудовых мигрантов, желающих работать в Российской Федерации и уплачивающих государственную пошлину за выдачу разрешений на работу. Пока же из-за неуплаты этой пошлины и налогов незаконными мигрантами только в Москве бюджет теряет ежегодно несколько миллиардов рублей. Но какими будут потери государства от вывоза иностранными гражданами получаемого заработка? Ведь почти 40 процентов мигрантов посылают часть заработанных денег на родину. По оценкам экспертов, в среднем гражданин Азербайджана посылает ежемесячно домой примерно около пяти тысяч рублей, Молдовы - четырех тысяч, Армении - трех-четырехсот, Украины трех тысяч двухсот, Грузии - двух тысяч пятисот, Узбекистана - двух тысяч двухсот, Киргизстана - тысячи шестисот, Таджикистана - тысячи пятьсот рублей. По данным МВД, ежегодно мигранты вывозят из России от трехсот пятидесяти до четырехсот с лишним миллиардов рублей (или примерно 13-15 миллиардов долларов). В связи с этим и у нас возникает немало вопросов. Например, какими будут потери государства и населения от неконтролируемого притока более дешевой иностранной рабочей силы, провоцирующей работодателей на расширение перечня рабочих мест с заниженным уровнем оплаты труда?
Учитывая, что пункт 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" распространяет на иностранных граждан и лиц без гражданства положения законодательства о занятости населения, можно уверенно сказать, что государство, получившее от иностранного работника денежные средства в виде государственной пошлины и выдавшее ему разрешение на работу с правом ее поиска, должно обеспечить государственные гарантии в сфере содействия занятости - услуги службы занятости по поиску работы, а в случае ее отсутствия - регистрацию в качестве безработного и выплату пособия. Какие средства могут потребоваться для дополнительного финансирования московской службы занятости, с тем чтобы служба оказывала услуги и обеспечивала государственные гарантии в сфере занятости населения иностранным гражданам, получившим разрешение на работу? Мы не знаем, сколько иностранцев из вышеуказанных стран приедет в Москву и сколько из них обратится с заявлением о выдаче разрешения на работу. Сколько из предположительно 1 млн. незаконно работающих мигрантов предпочтет легализоваться? Каким ожидается процент трудоустройства вышеперечисленных категорий и ожидаемый уровень безработицы среди иностранных граждан, получивших в законном порядке разрешение на работу и ее не нашедших? Все эти вопросы требуют ответа для того, чтобы субвенции, получаемые городом из федерального бюджета в целях обеспечения полномочий в сфере занятости населения, были достаточными для оказания услуг получившим разрешение на работу иностранным гражданам.
- Принятые законы, к сожалению, обходят стороной вопрос об усилении контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы и необходимости совершенствования законодательства в области трудовой миграции. В данном случае, как влиять на работодателей, идущих на сокращение или полное игнорирование обязательств перед государством и обществом?
- Нелегальный найм иностранных работников всегда сопряжен с нарушениями трудового, административного и налогового законодательств, а зачастую связан и с уголовными деяниями, а именно: с незаконной хозяйственной деятельностью, принудительным трудом, содержанием в подневольном состоянии, работорговлей, вовлечением в преступный бизнес. Мы пока не можем поделиться опытом работы с миграционными карточками, которые в реальном времени практически не обрабатываются. Более того, отсутствие ограничений может обернуться неконтролируемым и масштабным притоком и перемещением по стране масс иностранных работников, ранее не желавших работать в условиях нелегального найма.
Необходимо учитывать и такой психологический аспект. В последнее время прессой усиленно муссируются идеи, что данный закон - это "моральный и исторический долг России, закрепленный в законе о соотечественниках". С таким постулатом не всегда согласны коренные жители, испытывающие определенные неудобства, а иногда и серьезные проблемы в связи с наплывом приезжих: обостряется конкуренция на рынке труда, дорожают цены на жилье, меняется привычный уклад жизни.
Проблема также и в том, что недостаточное финансирование из федерального бюджета новаций, предусматриваемых федеральными законами, и их последствий ляжет дополнительным и пока трудно поддающимся оценке бременем на местные бюджеты. Очевидно, все это требует широкого и гласного общественного обсуждения и экспертизы.
- Какой вам видится роль Москвы как мегаполиса, столицы, субъекта Федерации в регулировании миграционных потоков?
- Все, кажется, понимают, что в этом вопросе политика не должна быть единой для, к примеру, Дальневосточного региона с его необъятными просторами и невеликим населением и российской столицы с ее плотностью населения в 12 тысяч человек на один квадратный километр. К сожалению, эта разница не принимается во внимание существующим законодательством.
Правоприменительная практика и сохраняющаяся нестабильность миграционной ситуации показывают, что действующее законодательство в сфере миграции не вполне соответствует реальному положению в субъектах Российской Федерации, которые фактически отстранены от решения проблем миграции. Не надо забывать, что ведь эти самые проблемы возникают не где-нибудь, а непосредственно на территории субъектов Федерации. При этом взаимодействие федерального центра с субъектами Федерации по вопросам миграции снизилось до уровня взаимодействия органов власти субъектов РФ с территориальными органами ФМС России и Федеральной службы занятости населения. Естественно, такое положение, с одной стороны, не может обеспечить адекватного реагирования на социально-экономические последствия миграционных процессов, а с другой - вряд ли способствует росту взаимопонимания в обществе и укреплению вертикали власти в стране. В то же время многолетний опыт регулирования миграционных процессов в развитых странах показывает, что основной упор при решении проблем миграции (не связанных с определением правового положения иностранцев) делается именно на местные органы власти. Конечно, больше всего от нелегальной миграции страдает Москва. На наш город приходится одна треть иностранной рабочей силы, регистрируемой в России. Здесь концентрируется до 3 миллионов мигрантов (до 1 млн. человек из стран дальнего зарубежья и до 2 млн. человек из стран ближнего зарубежья). Из них половина находится в городе с нарушением миграционного законодательства.
- Какие шаги предлагалось сделать законодательным органам со стороны вашего комитета для выправления ситуации?
- До принятия, как вы справедливо выразились, "революционных законов" Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы были подготовлены и представлены предложения в Государственную Думу РФ. Кратко их содержание сводилось к следующему:
• при миграционном учете иностранных граждан, заявивших целью своего въезда в Российскую Федерацию осуществление трудовой деятельности, применять разрешительный порядок при регистрации указанной категории лиц на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если на его территории установлена квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу;
• ввести и устанавливать по субъектам Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу с определением перечня профессий и специальностей, по которым разрешается их трудовая деятельность;
• при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу установить обязательность его письменного заявления на русском языке или на иностранном языке с предоставлением нотариально заверенного перевода с аналогичным представлением документов о профессиональном образовании (подготовке) и указанием в заявлении профессии (специальности), по которой он намерен осуществлять трудовую деятельность;
• функции по выдаче иностранным гражданам разрешений на работу и, соответственно, функции по регулированию социально-трудовых отношений - трудовой миграции передать службе занятости населения, оставив за федеральными органами в сфере миграции вопросы миграционного учета, регистрации и контроля пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства;
• учитывая закрепленное законодателем право профсоюзов на участие в решении вопросов о привлечении иностранной рабочей силы, а также то, что в привлечении иностранной рабочей силы, в первую очередь, заинтересованы работодатели, установление квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу осуществлять путем переговорного процесса сторон социального партнерства, закрепляя достигнутые договоренности в генеральном соглашении, а также в отраслевых и территориальных соглашениях, на основании которых правительство Российской Федерации квоты утверждает. В новых законах предложения Москвы - крупнейшего в стране импортера трудовых мигрантов - не учтены. Но это вовсе не означает, что роль Москвы как субъекта Федерации в регулировании миграционных потоков будет пассивной. Мы уже готовимся к тому, что с начала будущего года Москве, как и другим субъектам Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 31.12. 2005 года N 199-ФЗ будут переданы полномочия по осуществлению государственной политики в области занятости населения и, следовательно, право принятия собственных законодательных и нормативных правовых актов по вопросам трудовой миграции. К тому же в новую редакцию Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" включена статья 13.1, пункт 6 которой предусматривает: "Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены правительством Российской Федерации".
- Обычно мигранты из стран дальнего зарубежья группируются вокруг своих земляков, которые уже получили гражданство в России и обустроились здесь. В результате в Москве происходит разделение труда по принципу национальной сегрегации. Нужно ли противостоять этому процессу? Да и можно ли это сделать?
- Влияние потока мигрантов на социокультурный климат мегаполиса оценить еще сложнее, чем экономические и социальные последствия. С одной стороны, концентрация в одном месте большого количества приезжих, приносящих с собой незнакомый и непривычный уклад жизни, нередко приводит к столкновениям на бытовом уровне. И мы изо дня в день становимся свидетелями таких этнических и социальных конфликтов.
Не стоит игнорировать и то, что взаимодействие с новыми культурными традициями обогащает нашу жизнь, разнообразит ее. Многое в оценке этих явлений, в нашем к ним отношении зависит от позиции власти и мер, принимаемых ею. Главной целью московского правительства является создание условий для ассимиляции мигрантов, а также атмосферы толерантности и взаимного уважения традиций как со стороны коренного населения, так и со стороны приезжих. В настоящее время каждый седьмой ребенок в Москве рождается у женщин, не являющихся постоянными жительницами столицы. Наиболее активными являются "новые" мигранты из Азербайджана, основной сферой занятости которых остается торговля на рынках и предприятиях общественного питания. Данная категория азербайджанцев по своему поведению и менталитету отличается от тех, кто иммигрировал в Россию в 90-е годы и в настоящее время занят в среднем и крупном бизнесе, в промышленности. По результатам анализа данных ЗАГСа по национальности (родившихся и умерших), доля азербайджанцев составляет 8,1 процента населения. Китайское землячество в Москве, включая мигрантов, составляет по разным данным от 30 тысяч до 100 тысяч человек и состоит в основном из молодых мужчин в возрасте до 40 лет. Около 40 процентов китайцев торгуют на рынках, 15-20 процентов работают в сфере услуг - в центрах традиционной китайской медицины и косметологии, китайских гостиницах, ресторанах или занимаются организацией торгового бизнеса. Имеющиеся различия в характере расселения представителей различных этнических сообществ мигрантов на территории столицы и формирование сфер занятости по этническому признаку свидетельствуют о достаточной их замкнутости, что затрудняет, а порой делает невозможной интеграцию мигрантов в общество, а также не ориентирует их на новую среду обитания. Положение усугубляется тем, что эти новые национальные общины "не работают" на общую толерантность населения столицы. В некоторых районах столицы уже обозначились мини-анклавы "общежитие-рынок", заселенные и контролируемые диаспорами, где вместо стремления к интеграции запускается процесс реконструкции этничности, причем на конфессиональной основе. При этом степень общественного сознания и культурного уровня мигрантов в период пребывания в столице, как правило, не повышается, поскольку они занимают низкостатусные или маргинальные социальные роли в городском сообществе в качестве дешевой рабочей силы, рыночных торгашей и т. д. Вследствие этого у многих из них вырабатывается асоциальное поведение в быту и общественных местах (агрессивность, неуважение местных традиций), которое провоцирует негативное отношение к ним.
Таким образом, для города простое отторжение мигрантов без использования эффективных мер по их интеграции в общество, включая обучение русскому языку, предоставление образовательных услуг и оказание помощи в поиске работы, создает серьезные проблемы.
- Скажите, Алексей Олегович, куда мигранты могут обратиться в Москве для консультаций по самым животрепещущим для них вопросам?
- Мигрантов и иногородних россиян по вопросам труда и занятости консультирует по телефонам "горячей линии" Московский информационно-деловой центр (телефон "горячей линии": 291-12-61).
- Кстати, а какие регионы России являются наиболее активными донорами, пополняющими столичный рынок труда?
- Традиционно активно такой обмен населения столицы проходит с близлежащими областями, в основном с Московской, Калужской, Тульской, Тверской, Владимирской и Рязанской, а также с Южным и Приволжским федеральными округами. Существенно пополняется городской рынок труда и за счет маятниковой миграции - жителей Подмосковья, приезжающих на работу в Москву. В начале 90-х годов объем трудовой маятниковой миграции из Московской области составлял 500 тысяч человек. В настоящее время ежедневная трудовая маятниковая миграция жителей различных районов Подмосковья в Москву составляет около 1 млн. человек. Столь значительная коррекция миграции произошла в связи с изменениями на рынке труда после распада СССР, что особенно отразилось на занятости населения области, где уровень зарегистрированной безработицы намного превысил прежние показатели. Разница в оплате труда тоже играет в этом процессе существенную роль, особенно для молодежи, которая стремится к более высоким доходам, поскольку ей важно самоутвердиться.
- На ваш взгляд, существует ли конкуренция на рынке труда Москвы между приезжающими из российских регионов и мигрантами из других стран?
- Конечно. И зависит она от уровня оплаты труда в регионе исхода. Если, к примеру, в Нижнем Новгороде специалист может заработать 15 тысяч рублей в месяц, ему незачем ехать в Москву, даже если здесь его заработок будет в два раза выше: разницу все равно придется потратить на оплату наемного жилья. Китаец или таджик у себя не заработает и трех тысяч рублей. Высокая по их меркам московская зарплата позволяет жить не только работнику в Москве, но и его семье на родине. Он готов мириться с плохо оборудованным рабочим местом, антисанитарными условиями быта, ненормированным рабочим днем и другими непривлекательными сторонами жизни, с которыми не станет мириться житель Тамбова или Рязани. Работодатель же предпочитает более дешевый вариант.
Расхожее представление о том, что иностранные работники заняты в Москве лишь непрестижным, малоквалифицированным трудом, на глазах устаревает. В столице уже работают не только иностранные дворники, водители, разнорабочие на стройках и рыночные торговцы, но и инженеры, архитекторы, врачи, учителя и артисты, получая за свою работу от 8 до 10 тысяч рублей в месяц. Их готовность работать за небольшую для специалиста в столице зарплату лишает работы москвичей. И это при том, что статья 18 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" закрепляет принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов. Закреплять-то закрепляет, да сам этот принцип как не выполнялся, так и не выполняется. Мы не собираемся ждать у моря погоды. Приближение 15 января 2007 года - даты вступления в силу новых законов - ставит правительство Москвы перед необходимостью в короткий срок решить крайне сложную, но, мы считаем, выполнимую задачу построения эффективной системы регулирования рынка труда, которая, с одной стороны, будет способствовать его развитию и расширению, а с другой - ограничит деятельность недобросовестных работодателей.

Беседу вел Юрий ВАСЮНЬКИН. «Тверская 13», 19 сентября 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.