Rambler's Top100

№ 257 - 258
18 сентября - 1 октября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Итоги» о труде и возрасте
«Медицинская газета» и «Парламентская газета» о положении пенсионеров
«Зеркало недели» о пожилых женщинах
«Санкт-Петербургский курьер» о старении населения и пенсиях
«Трибуна» о демографических проблемах России
«Газета» о демографических перспективах России
«Время новостей» о демографической политике России
«Время новостей» и «Газета» о декларациях и реалиях демографической политики в России
«Газета» о детских пособиях
«День» и «Коммерсант» (Киев) о предполагаемом ограничении выплаты детских пособий на Украине
«Россiя» и «Парламентская газета» о поддержке семьи в России
«Крестьянская Русь» и «Известия» о налоге на бездетность
«Наша версия» о восстановлении в Москве звания «Мать-героиня»
«Профиль» о суррогатном материнстве
«Азербайджанский Гендерный Информационный Центр» о младенческой смертности в Азербайджане
«НГ-регионы» о семье у чукчей
«Коммерсантъ» о демографическом шансе для развивающихся стран
«Газета» о миграционной политике России
«Коммерсантъ» о миграционной политике декларируемой и реальной
«Новые известия» о противодействии нелегальной миграции в России
«Тверская 13» о реакции властей Москвы на грядущие изменения миграционного законодательства

«Трибуна» о жилье в Москве для москвичей и немосквичей
«Российские вести» о проблемах реализации программы по привлечению соотечественников
«Российская газета» о проблемах преподавания русского языка на постсоветском пространстве
«НГ-Дипкурьер» о проблемах миграции и гражданства в странах СНГ
«НГ-регионы» о миграции и трудовых ресурсах в России
«Handelsblatt» о миграции в мире
«Новая газета» о парламенстком саммите по противодействию терроризму и нелегальной миграции
«Ведомости» о миграции в Европе и неточных прогнозах
«Эксперт-Казахстан» о дебатах по миграционной политике в Великобритании
«Regnum» об иммиграции из Молдавии
«Союз» о равных правах граждан России и Белоруссии на получение услуг здравоохранения
«Коммерсантъ» о роли диаспор в интеграции мигрантов
«Новые известия» о специфике национальных проблем в России
«Итоги» и «Профиль» о событиях в Кондопоге и нацпроблемах в России
«SmartMoney» о ксенофобии и практической политике
«Московские новости» о событиях в Кондопоге и проблемах национальной политики в России
«Санкт-Петербургские ведомости» о ксенофобии в России
«Новые известия» о нацполитике на Северном Кавказе
«Молодежь Эстонии» о Москве

… о событиях в Кондопоге и нацпроблемах в России

Пока погром не грянет

Недавние события в карельской Кондопоге выявили тревожную тенденцию: сегодня практически в любом городе России банальная криминальная разборка может вылиться в массовые беспорядки под националистическими лозунгами. Кто выпускает на свободу джинна ксенофобии?
До недавнего времени название городка Кондопога мало о чем говорило среднестатистическому россиянину. На слуху, да и то лишь у специалистов, был, пожалуй, только Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК) - градообразующее предприятие, за счет которого, собственно, и кормится сегодня большинство местных жителей. Сама Кондопога мало чем отличается от массы других провинциальных городков России: замурзанные пятиэтажки, неосвещенные улицы, подвыпившие работяги, десяток коммерческих магазинов да центральный рынок. Из достопримечательностей - суперсовременный ледовый дворец, выстроенный на деньги ЦБК, кинотеатр, пара павильонов с игровыми автоматами да ресторан "Чайка", куда обыватели стараются без нужды не соваться. Местечко еще то! Окрестные жители рассказывают, что редкий вечер в "Чайке" обходился без мордобития, вышибания стекол или ломания мебели. Братва гуляет... Именно эта скромная точка общепита в ночь с 29 на 30 августа и стала той осью, вокруг которой и закрутилась злополучная история, прогремевшая на всю страну.

Дело было в Кондопоге
А дело было так. Трое местных, мнящие себя криминальными авторитетами и известные в определенных кругах под кличками Ян, Мозгаль и Плюха, решили заглянуть в "Чайку", дабы помянуть скоропостижно ушедшего в мир иной товарища по кличке Бутер. Их ждал неприятный сюрприз: вход в заведение, которым, к слову сказать, владел азербайджанский коммерсант Иманов, оказался платным. И для простых смертных, и для авторитетов без всякой оглядки на национальность. Визитерам, выросшим в Кондопоге, сей факт показался оскорбительным, в результате чего бармен с неславянской внешностью в одночасье лишился нескольких зубов. Пострадавший первым делом позвонил не в милицию, не стоматологу, а чеченским джигитам, которые, как многие уверены, являлись крышей заведения. Через несколько минут к ресторану примчались на двух машинах девять лиц кавказской национальности с ножами, битами и арматурой наперевес. К тому времени бузотеры уже покинули стены "Чайки", однако чеченцы сочли для себя оскорбительным покинуть поле битвы без драки и решили проучить хотя бы посетителей ресторана. В завязавшейся потасовке двое славян-кондопожцев были убиты. Как бы это дико ни звучало, но для Кондопоги этот трагический инцидент вполне мог остаться просто строчкой в суточной милицейской сводке - жители уже попривыкли к беспределу, творимому в округе то местными братками, то заезжими кавказцами, то правоохранителями. Мог, но не стал... Кто-то решил спустить взведенный курок.
Ночью по городу распространились слухи, что убитым славянам отрезали уши. Кто-то в массовом порядке стал рассылать на мобильные телефоны горожан эсэмэски с призывами "очистить город от черных". На националистических сайтах в Интернете появилось воззвание превратить Кондопогу "в центр белого сопротивления, с которого начнется освобождение русской земли от инородцев". Город наводнили листовки, призывающие к погромам.
Через три дня, после похорон убитых, в распаленной Кондопоге стихийно собрался народный сход. На центральной площади сошлись около двух тысяч человек, единогласно проголосовавших за то, чтобы рынок и все торговые точки, принадлежащие неславянам, закрыть, злополучную "Чайку" у хозяина-азербайджанца отнять, а всех приезжих с Кавказа в течение трех дней из города выселить.
Той же ночью "Чайку" и прочие заведения, принадлежащие кавказцам, закидали камнями и бутылками с зажигательной смесью. Были и адресные погромы - поджоги автомашин и забрасывание камнями окон "нехороших" квартир. Поднятый по тревоге ОМОН едва успевал "держать и не пущать" погромщиков: среди них были и школьники, и рабочие, и даже, говорят, трое милиционеров. Задержали более сотни человек, сколько успели разбежаться - никому не известно.
Тем временем за трое суток, отпущенных сходом, из Кондопоги выехало более семидесяти семей неславянской национальности...

Чемодан, вокзал...
Только когда события в Кондопоге приняли характер массовых беспорядков, прокуратура Карелии возбудила уголовное дело. Отвечая на вопрос "Итогов", чего больше во всей этой истории - криминала или политики, заместитель прокурора Карелии Петр Клемешев заявил, что "на сегодня нет такого мудреца, который смог бы однозначно ответить на этот вопрос". Как считают в прокуратуре, криминальная завязка и "беспредельный" ответ со стороны чеченцев подняли волну возмущения со стороны жителей небольшого города. "Я не буду утверждать, что горожане мстили всем южанам подряд, - говорит Петр Клемешев, - они сводили счеты именно с теми, кто обидел их земляков. А потом всю эту ситуацию попытались использовать в своих целях представители и руководители общественных организаций, которые через Интернет, а иногда и через СМИ пытались продемонстрировать, что в Карелии царит межнациональная вражда. Безусловно, вражда эта присутствует, но она не явно выражена. Карелия - многонациональная республика, где самих карелов живет меньше половины. Те же чеченцы у нас есть и среди депутатов Законодательного собрания, и в милиции работают на руководящих должностях".
Сегодня в Кондопоге о погромах напоминают разве что усиленные наряды милиции на улицах - мобильные группы дежурят у всех крупных магазинов, рынка и многострадальной "Чайки". У ресторана, на том месте, где произошла драка, лежат живые цветы и бьют баклуши несколько молодых людей. Из разговоров с ними понимаешь, что горожане уже выпустили пар.
- Мы не хотим ни с кем воевать и драться, - говорит паренек лет шестнадцати, - но если они приехали к нам, то пусть живут по нашим законам.
- У меня есть знакомый азербайджанец, так он всегда с ножиком ходит, -вступает в разговор парень постарше. - Я его спрашиваю: "Зачем?" - а он отвечает: "У нас такая традиция: хоть маленький ножик, да должен быть с собой". А я вот думаю: мы ведь северяне-промысловики, охотники, так у нас тоже традиции, нам что теперь, с карабинами везде ходить?!
На городском рынке идет бойкая торговля, правда, в самом престижном месте, по центру торговых рядов, бросается в глаза непривычная пустота - это торговые прилавки азербайджанцев и чеченцев. Их занимать пока никто не решается. Мужчина кавказского вида мрачно пакует обувь в коробки и грузит в багажник старенькой "пятерки":
- Да уезжаем мы, уезжаем, - раздраженно бросает он нам, - радуйтесь теперь. Вот только кто объяснит моей русской жене, почему это произошло и кто теперь будет кормить моих наполовину русских детей? Я армянин, живу тут больше десяти лет, никому не мешаю.
- Так почему же уезжаете?
- Боюсь. Тут никто ведь не будет разбираться, кто я - армянин или чеченец. Черный и есть черный...

Кондопожский нацпроект
Власти республики утверждают, что ситуация в Кондопоге на данный момент полностью контролируется. И внешне это действительно так. Однако очаг конфронтации лишь внешне кажется потухшим. Под пеплом успокоительных заявлений и деклараций пылают угли раздора. И самое страшное, что Кондопога -не какое-то исключение. Сегодня практически в любом городе России банальная криминальная разборка может вылиться в массовые беспорядки с националистическими лозунгами. Кто выпустил на свободу джинна ксенофобии? Ответ банальный: сами власти и выпустили. А теперь не знают, что с ним делать.
Следует признать, что Россия в плане решения щекотливого национального вопроса ненамного отстала от просвещенной Западной Европы. И там и тут власти пытаются ассимилировать многочисленные диаспоры, пытаясь проскочить между Сциллой политкорректное и Харибдой ксенофобии. Недавние погромы в Париже и террористические вылазки в Лондоне говорят о том, что принципиально вопрос этот нигде на Западе так и не был решен. Не решен он и у нас. Но если в Париже и Лондоне все выливается в "проблему предместий", где компактно проживают этнические выходцы из Африки и Азии, то у нас другая засада. Речь идет о, так сказать, этническом предпринимательстве. Не секрет, что практически в каждом городе России определенные сферы бизнеса контролируются представителями вполне конкретных национальных диаспор. Ничего противоестественного в этом нет: талант к торговле у тех же кавказцев, что называется, в крови. Вот только проблема в том, что местные столоначальники зачастую рассматривают присутствие на их территории "коммерческой диаспоры" исключительно как статью для пополнения личного бюджета. Как правило, под флагом борьбы с терроризмом и нелегальной миграцией заезжих коммерсантов сначала зажимают, а потом берут под "покровительство". Отсюда поборы, взятки, круговая порука и, как результат, возникновение этнического криминалитета.
Особенно болезненным выглядит в этом плане чеченский вопрос. Еще бы: налаживание мирной жизни в Чечне объявлено чуть ли не нацпроектом, именем первого президента республики называют улицы и площади, премьер Рамзан Кадыров - Герой России, обласкан Кремлем, а по Рублевке, что ни день, носятся, безнаказанно нарушая все мыслимые и немыслимые правила движения, роскошные кортежи с чеченскими госномерами. Такой месседж не может быть не услышан в регионах: местные власти и раньше не рисковали связываться с буйными сынами Ичкерии, а сейчас и подавно. Себе дороже, да и неполиткорректно как-то... Как результат - кондопожское побоище, в котором пострадали в основном вполне законопослушные мигранты. Ибо у местного населения складывается впечатление, что искать защиты у властей законными способами бесполезно, а значит, надо бить того, кто попался под горячую руку... Кстати, в той же Кондопоге в 2003 году в День ВДВ на рынке был устроен погром, однако тогда власти предпочли не услышать тревожный звонок.
Самое неприятное, что такая ситуация устраивает в первую очередь ту политическую силу, о которой сегодня стараются не говорить вслух. Речь идет о русском черносотенном национализме, с каждым днем все выше поднимающем голову. Для них ситуация, когда "гости" шумят, "хозяева" недоумевают, а власть бездействует, - все равно что уютный омут для щуки. Именно эти силы, судя по всему, и опробовали захолустную Кондопогу для генеральной репетиции своего концерта, который они намерены транслировать на всю страну. На одной из листовок, которые распространялись в городе накануне погрома, было написано: "Сегодня - Кондопога, завтра - Россия".
...Никто не говорит: Россия не может стоять в стороне от мировых миграционных процессов. Да и иностранная сила стране остро нужна. В том числе из Закавказья. Вопрос в другом - в мифах, которыми мы все еще живем с советских времен. Нам пора признать, что у роскошного костюма космополитизма, мультинациональности и интернационализма есть неприглядная подкладка, пошитая из ксенофобии, зависти и национализма. Все это имеется и в Нью-Йорке, и в Париже, и в Лондоне, и в Москве. И в Кондопоге тоже. Стыдиться или бояться этого не надо. Ведь это, так сказать, медицинский факт, и относиться к нему нужно соответственно: болезнь нужно терпеливо, аккуратно и настойчиво лечить, а не выдавать липовые справки с вердиктом "здоров". Причем лечиться необходимо всем: и власти, и обществу, и людям, пытающимся в него интегрироваться. Работы тут, увы, непочатый край. Ну чем вам не еще один национальный проект?

Григорий САНИН. «Итоги», 11 сентября 2006 года

На радость избирателям

В условиях полного недоверия к институтам и бытовой агрессии "кондопоги" могут случаться все чаще и все шире.

...Два года назад мы с женой сидели на лавочке во дворе дома, в который только что переехали. Был теплый июньский вечер, поженились мы недавно... Короче, мы целовались. Вдруг сзади кто-то крикнул: "Вы чего здесь, б...и, делаете" и огрел меня по плечу. Обернувшись, я увидел смуглого паренька лет 15 (звали его, как я потом узнал, Гоша). Он был бледен от гнева и крыл нас с женой отборнейшим матом. Бить его было как-то неловко - мы разговорились. Гоша оказался аварцем - в одном из крыльев дома проживала целая аварская община. А маленькие девочки, копающиеся в песочнице невдалеке от скамейки, - его племянницами.
Понимали мы друг друга примерно так же, как жители Марса понимают жителей Юпитера. Для меня поцеловать законную жену на людях было в порядке вещей. Гоша увидел в этом не только крайнюю распущенность (с этим он бы еще смирился), но и растление его малолетних родственниц. Он считал: русские иногда не ведают, что творят.
Гоша выслушал мои объяснения. Я выслушал его. Мы извинились друг перед другом и расстались приятелями. Хотя, признаюсь, первой мыслью было: "И какого рожна он здесь командует?!" История произошла в центре Москвы.
Люди из разных миров по-разному смотрят на одни и те же вещи. Что для одних в порядке вещей, для других - оскорбление и повод для яростной злобы. Что для одних почетно, для других - стыд и унижение. Так было веками в разных уголках мира. Сегодня мир пытается эти противоречия если не разрешить, то хотя бы сгладить. В России их для простоты и удобства жизни называют хулиганством. Но простота все чаще оборачивается вещами, которые скоро могут стать фактором жизни не только маленького городка в карельских лесах, но и всей страны, пунктом политической повестки дня и угрозой всему общественному строю. Потому что этих угроз не хотят видеть на уровне целых институтов, самим же институтам население в массе своей давно перестало доверять.

Неверие - в безнадеге
В отсутствие работающих механизмов адаптации конфликты, неизбежно возникающие между представителями различных культур, не изживались, а накапливались и наслаивались на многочисленные конфликты социальные. По словам директора по исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Владимира Петухова, существующие латентные настроения нельзя объяснить одним лишь ростом ксенофобии. "Это и отсутствие возможностей для самореализации, и идиотизм деревенской жизни в маленьких городках, и отсутствие перспектив!" - восклицает Петухов.
По мнению Ольги Вендиной, ведущего научного сотрудника Института географии РАН и автора исследования "Москва этническая", ситуация усугубляется тем, что и принимающее население, и представители нацменьшинств очень часто смотрят друг на друга с позиций "культурного фундаментализма" - каждый считает, что только его образ жизни, ценности и культура правильные и обязательны к исполнению всеми остальными. Особенно это характерно для людей с невысоким культурным уровнем.
В целом же, считает председатель фонда аналитических программ "Экспертиза", декан факультета прикладной политологии Высшей школы экономики Марк Урнов, "ни "коренные", ни "понаехавшие" в массе своей не отличаются высокой образованностью и культурой. Получается, две массы с дремучим сознанием сталкиваются между собой".
По мнению Вендиной, и "принимающее", как говорят демографы, большинство, и пришлые представители нацменьшинств с самого начала выдвигали друг другу заведомо невыполнимые требования. "Местные" были готовы предоставить "пришлым" равные права, если те ассимилируются, то есть станут русскими. "Чужаки" же нередко заявляют претензии на изменение чужой среды обитания под себя, не считаясь с мнением коренного населения.
При этом и та, и другая сторона все чаще апеллируют не к гарантированным законом гражданским правам (ни в закон, ни в его гарантии давно никто не верит), а к собственному пониманию "справедливости".
Невозможность же добиться "справедливости", говорит Ольга Вендина, порождает и у русского большинства, и у пришлого меньшинства сильнейший комплекс неполноценности. У большинства - потому что освоившаяся на чужой территории диаспора не уважает его "в должной степени" и отказывает ему в праве распоряжаться в собственном доме по своему усмотрению. У представителей нерусского меньшинства - потому что они подвергаются незаслуженной дискриминации только за то, что они непохожи на русских (а подчас, кстати, и потому, что работают лучше, не пьют, богатство создают, что на Руси никогда не приветствовалось).
В российских городах "принимающее" большинство оказалось не готово конкурировать со сплоченными и ведущими себя агрессивно диаспорами. И уж тем более оно не готово было эту конкуренцию проигрывать. Все это на фоне общей жизненной неустроенности, невозможности, а подчас неумения и нежелания реализовать себя вызывает у обывателя целую гамму чувств. Сначала обескураженность, потом глухой ропот недовольства, потом гнев и, наконец, - "чешущиеся руки" и непреодолимое желание этот гнев на ком-нибудь выместить.

Дубина доверия
Кто-то скажет: ах, неужели Россия наводнена отморозками? Нет. Просто эти эмоции больше деть некуда. Искать справедливость в суде и милиции? В это давно никто не верит, ни блондин, ни брюнет. Скорее, шарахнутся, чем понадеются. Обратиться в администрацию? С чем, как на него посмотрит среднестатистический руководитель на дорогой машине с охраной? Ведь первой мыслью будет, что он покушается на "свечной заводик". Поднять народ, создать гражданскую структуру? В России нет традиции активности снизу. Если народ до нее созревает, то лишь в ситуации, когда "и на бар, на царя, на попов и господ" требуется отыскать "покрепче дубину". Так и формируется представление, что надеяться можно лишь на себя. Только не в американском или германском, а в исконно российском смысле.
Эксперты полагают: если власть хочет избежать массовых "кондопог" в будущем, ей всерьез нужно, наконец, заняться комплексными социальными программами, а также восстановлением веры в институты, в их способность по-настоящему помогать людям решать их проблемы. "Чем больше возможностей для адаптации, самореализации, тем меньше желания пойти и набить кому-нибудь морду", - говорит Петухов. Логика нехитрая, но сколь трудно ей следовать. Особенно когда на самых высоких уровнях ставятся иные задачи и произносятся иные слова. Вместо призывов проявлять терпимость, созидать и трудиться - воззвания к порушенной гордости, поиск врагов и глумление над соседями. Если это и зажигает, говорят социологи, то лишь узкую прослойку "политического класса", до простых людей это доходит в несколько ином виде - в ощущениях какой-то неудовлетворенной гордости.
Заклинания о "возрождении великой державы", которые обывателю приходится регулярно выслушивать, зачастую преломляются в его голове самым неожиданным образом, поскольку ему не очень-то понятно, как именно это возрождение к нему относится. Понятие "гражданин России" для подавляющего большинства россиян - это неясная абстракция и ассоциируется скорее с милицейским протоколом, нежели с объединяющей всех идеей или чувством, осознанной (по крайней мере, на уровне нескольких базовых слоев общества) ценностью прав и свобод, охраняемых как обществом, так и государством. Поэтому когда в России начинают говорить о великой державе, считает Марк Урнов, мгновенно начинает мобилизовываться национализм. Ведь для многих за великодержавной проповедью слышится призыв "восстановить" права русских, попранные "понаехавшими" торговцами с рынка.

Требуется не честность, а дееспособность
Погромы в Кондопоге начались не на пустом месте. Сначала милиция не хотела замечать растущего напряжения, потом не смогла остановить побоище, потом - признать факт межнационального конфликта и отчитаться о расследовании. Однако видимое невооруженным глазом разделение российского общества по национальному признаку (лозунг "Россия для русских", по данным "Левада-Центра", в той или иной степени поддерживают более 54% населения, причем этот показатель практически не меняется пять последних лет) хотя и представляет серьезнейшую угрозу, само по себе не означает, что погромные настроения овладевают массами. Русские и нерусские могут сколь угодно сильно не любить друг друга, но обходиться при этом без поножовщины. Однако лишь при одном условии - если власти на местах будут жестко пресекать любую уголовщину или хотя бы, как в случае с Кондопогой, не выступать в роли провокаторов.
"Нельзя объяснять события, происшедшие в Кондопоге, лишь одной причиной, - говорит Владимир Петухов. - Это не просто следствие роста ксенофобских настроений среди россиян. Тут огромный комплекс причин, поэтому картина достаточно смазанная".
И все же глубинные причины подобных "кондопог" выявить можно, и сам социолог о них сказал. (Просто без детального исследования он поостерегся говорить о них как об основных.) Это глубокое и устойчивое неверие в существующие политические и общественные институты. В социологии это называется "аномия" (от французского "отсутствие закона"), в жизни - твердое понимание, что с помощью существующих институтов, партий, структур решить проблемы нельзя. Институты отторгаются, а следующий шаг затем - поиск собственных способов решить проблемы.
"Массовые беспорядки начались потому, что население не верило милиции. Люди считали, что милиция "легла" под чеченцев, - согласен с социологом высокопоставленный чиновник МВД в отставке. - Чтобы разруливать такие конфликты еще до того, как они перешли в горячую стадию, милиции не обязательно быть честной, ей достаточно быть просто дееспособной".
Сейчас возможны две модели отношений между милицией и этническими ОПГ, уверен бывший следователь одного из московских РОВД. Либо милиция сама превращается в самую мощную ОПГ в городе - и тогда этнические ОПГ начинают самостоятельно бороться со своими беспредельщиками еще до возникновения каких-либо эксцессов. Либо милиция становится орудием этнической "бригады", и тогда все может закончиться, как в Карелии.
"Наличие этнической или любой другой ОПГ - еще не повод для беспредела, - согласен с ним собеседник "Профиля" в московском ГУВД. - Наоборот, если милицейский начальник является хозяином на своей территории, ему гораздо проще прижать руками ОПГ мелочь, терроризирующую население".
В качестве примера он вспомнил одного такого "хозяина", ныне покойного начальника ОВД "Головинский" (бывшее 86-е отделение милиции) Андрея Кузина. После амнистии 2000 года милиция переживала не лучшие времена, поскольку улицы захлестнул вал грабежей и разбоев (тогда выпускали всех больных туберкулезом, независимо от тяжести совершенного преступления). Кузин, бывший начальник Службы криминальной милиции, решил эту проблему просто. Он встретился с местными авторитетами и сделал им предложение, от которого невозможно было отказаться: либо на вверенной ему территории установится порядок, а грабители вновь пойдут на нары, либо оперативники приступят к проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий, подконтрольных местной ОПГ. Результат почувствовался сразу: оперативники несколько раз "принимали" из багажников тонированных машин связанных людей, которых разыскивали в связи с грабежами и разбоями. С доказательствами никогда проблем не возникало, свидетели готовы были давать показания в суде. Да, сильно смахивает на "Крестного отца", но далеко ли мы ушли от раскладов, описываемых там?..
Как предположил источник, робкое поведение правоохранительных органов в Кондопоге можно объяснить двумя обстоятельствами. Либо начальник местной милиции слишком сильно зависит от диаспоры, либо он просто слабый начальник, который боится всех "сильных". Во втором случае рядовые оперативники понимают, что любые "неудобные" действия вызовут гнев либо городских властей, либо прокуратуры, а их никто при этом не защитит.

Кто воспользуется Кондопогой?
Неспособность власти предотвратить погромы вкупе с озлобленным населением и запущенным национальным вопросом в перспективе вполне могут стать той взрывчатой смесью, которая способна всерьез изменить не только социальный, но и политический климат в стране.
Следует, впрочем, отдать должное кремлевским политменеджерам: в деле недопущения во властные кабинеты людей, открыто пропагандирующих ксенофобские идеи, они преуспели. На протяжении последнего десятилетия партии националистического толка отсекались ими от выборов еще "на подходе" (националистическое движение "Спас", РНЕ и пр. даже не смогли попасть в бюллетени). С допущенными же (в силу разных объективных или же конъюнктурных причин) до участия в выборах партиями - ЛДПР образца 1993 года или "Родиной" образца 2003 года - проводилась серьезная "разъяснительная" работа. Последний пример - изгнание из "Родины" Дмитрия Рогозина, приведшее к резкому переходу родинцев из разряда "фашиствующих" в стан "актуальных левых". А почему? Потому что всем стало видно, какую силу он набирает на лозунгах, как живо на них откликается "электорат"...
Судя по всему, и в дальнейшем Кремль не намерен ослаблять контроль за публичным политическим пространством. Но это, увы, не означает, что ксенофобы не имеют шансов рано или поздно попасть в политбомонд. Если в обществе существуют настроения, и не просто существуют, а ширятся, значит, рано или поздно найдется их выразитель, которого уже не убрать будет со сцены "техногенно-политическими" методами.
Хороший способ проникновения во власть - местные выборы, на которые вовсе не обязательно идти под лозунгами "Россия - для русских!" или "Бей жидов - спасай Россию!". "В глубинке все про всех известно, специально афишировать взгляды совсем не обязательно, - делится на условиях анонимности наблюдениями чиновник администрации одной из областей, граничащих с Подмосковьем. - Достаточно, чтобы электорат понимал, что предприниматель Петров - "за наших": и с "черными" не якшается, и президента любит, и для народа кое-что делает. Будь он хоть трижды ксенофоб, за него проголосуют. И станет Петров главой муниципального образования, а то и депутатом регионального закса".
"У нас даже среди федеральных депутатов такие есть, - признаются в высоких московских кабинетах, - только они знают: стоит им проявить себя - их карьере конец. Вот и молчат".
Но молчание можно хранить лишь до времени. Вполне возможен медленный дрейф ныне вполне политкорректных политических структур "социально-консервативного", а в реальности - популистского толка в сторону большей "национальной составляющей". Стремление набрать побольше голосов, отобрав их у столь же искусственно создаваемых конкурентов, помноженное на неизбывную тягу к популизму и отсутствие собственных идеологических принципов, может скорректировать любой партийный курс. Так что, навстречу всероссийской "кондопоге"?

В подготовке материала принимали участие
Светлана БАБАЕВА, Владимир РУДАКОВ, Максим АГАРКОВ

30 октября 2001 года в Москве, на рынке около метро "Царицыно" и в районе станций "Каховская" и "Каширская", произошли столкновения, в которых участвовало около 300 человек. Погибли четыре человека, пострадали свыше 80.
В мае 2002 года в райцентре Частоозерье Курганской области произошла драка между русскими и чеченцами, участвовало около 400 человек. Поводом стало изнасилование чеченцем местной девушки. Один чеченец был госпитализирован с огнестрельными ранениями.
8 июля 2002 года в подмосковном Красноармейске произошло массовое избиение армян. Причиной стала ссора в кафе "Пальма": Гарик Саян ударил ножом 26-летнего Игоря Самолюка. Вечером того же дня вооруженные битами мужчины стали врываться в дома армян, требуя выдать обидчика их друга. Пострадали около 20 человек, 8 оказались в больнице.
В сентябре-октябре 2003 года в Нальчике было зафиксировано сразу несколько случаев избиения студентов из Чечни. Массовые драки произошли 15 и 17 сентября. В каждой участвовало по 200-300 человек, пострадали более 50. Поводом послужило жестокое избиение местного жителя несколькими выходцами из Чечни.
23 января 2004 года в Абинске (Краснодарский край) были избиты трое турок-месхетинцев. В нападении участвовало 10-12 человек славянской внешности в возрасте от 13 до 25 лет.
14 февраля 2005 года в городе Искитиме Новосибирской области порядка 20 местных жителей подожгли более десяти домов в цыганском поселке. Акция мотивировалась борьбой с "цыганским наркотрафиком". После погрома город покинули около 400 цыган.
22 марта 2005 года в Новороссийске произошла драка между группой местных армян и казаков, в которой серьезно пострадал атаман городского казачьего общества. После чего около 200 казаков учинили погромы в одном из районов города. По этому факту было возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной ненависти), которую затем заменили на ст. 213 (хулиганство).
6 августа 2005 года на почве бытовой ссоры произошла масштабная драка между жителями селений Мосхоб (Дагестан) и Новосельская (Чечня). Серьезно пострадали трое аварцев и 24 чеченца.
18 августа 2005 года в селе Яндыки Астраханской области произошли столкновения калмыков с чеченцами. Причиной стало убийство в массовой драке (участвовало более 50 человек), происшедшей между выходцами из Чечни и калмыками, юноши-калмыка. После похорон 300 калмыков двинулись по селу, избивая чеченцев и поджигая их дома. Пострадали несколько десятков человек, сожжено восемь домов.
23 сентября 2005 года в Нальчике произошла драка между местными и чеченскими студентами, в которой участвовало около 200 человек. Спустя час у стен Кабардино-Балкарского госуниверситета прошел митинг с требованием выгнать всех чеченцев из города.
10 июня 2006 года в Москве чуть не произошло массовое столкновение азербайджанцев с жителями микрорайона Бирюлево. Причиной послужила ссора между местным жителем и выходцем с Кавказа. В результате столкновения задержаны пятеро азербайджанцев, при досмотре машин изъяты ножи, палки, бейсбольные биты.

"К низменным чувствам всегда легче апеллировать..."
Дмитрий Орешкин, руководитель аналитической группы "Меркатор" Института географии РАН:
"События в Кондопоге не следует экстраполировать на всю Россию - пока это лишь симптом, хотя и весьма тревожный. Нужно отдавать отчет в том, что мы имеем дело с проблемами, которые связаны с неизбежным процессом переселения больших масс населения внутри страны - как русских, так и представителей иных этнических групп. Чем ниже уровень организации социального пространства, тем хуже там живется, и люди "уползают" в более развитые пространства. На языке географов это называется "социально-географический переход". Он начался не сегодня и не вчера: распад СССР лишь придал такого рода миграциям массовый характер.
На примере благополучной Москвы это видно лучше всего. Как в советское время люди (кстати, в основном этнически русские) стремились в столицу (вспомните "лимитчиков" и как к ним относились в московских очередях 1970-х годов), так и сегодня стремятся. Просто теперь мы наблюдаем следующую волну - в Москву хлынуло этнически нерусское население из неустроенных окраин.
Это неизбежный процесс, как и формирование землячеств. Приезжают в основном люди необразованные, которые плохо подстраиваются под культурные обычаи среды, у них своя культура, они живут своим мирком. Но от этого никуда не деться: чеченцы, которые убежали из Кондопоги, туда вернутся - там есть потребность в их рабочих руках.
Другое дело, как относиться к этой неизбежности. В России примерно 83% живущих на ее территории граждан считают себя русскими. При этом, судя по опросам общественного мнения, значительная часть населения ощущает себя ущемленными. И не важно, являются ли они таковыми на самом деле: раз они себя так ощущают, значит, и ведут себя как ущемленные.
При этом "теоретически" люди понимают: даже если этническая мафия контролирует рынок, откаты-то она все равно платит этнически русской милиции и русским чиновникам. Но "на практике" - сплошь и рядом рассуждения, что "понаехали тут". Правда, когда "русским патриотам" нужно построить на даче забор, нанимают они таджиков или молдаван: дешевле...
Власть же произносит на тему "дружбы народов" какие-то дежурные фразы, но при этом сплошь и рядом проявляет некомпетентность, коррумпированность и равнодушие. Ей нужны поддержка и консолидация общественного мнения вокруг нее самой, а также механизмы, позволяющие отвлекать внимание от собственных неудач. Но вся штука в том, что люди улавливают даже не слова, а интонации. А интонации власти - такие же обиженные: "Нас Америка обижает", "нас Запад не любит" и т.д. В этой ситуации попытки "разогреть" патриотические чувства одновременно "разогревают" и общую неудовлетворенность, фактически способствуя росту ксенофобии.
Тогда как неудовлетворенность должна быть направлена прежде всего на самих себя. Ведь это мы виноваты в том, что живем плохо, хуже, чем хотим жить. Но власть по понятным причинам боится сказать это. Вместо этого она занимается тем, что потакает низменным страстям (кои есть в каждом народе), рассчитывая консолидировать нацию в предвыборных целях. Да, к низменным чувствам легче апеллировать. Правда, часто идя по пути наименьшего сопротивления, можно нарваться на весьма крупные неприятности..."

Записал Владимир РУДАКОВ

***
Как предотвращать погромы?
Что делают в других странах для того, чтобы интегрировать приехавших иммигрантов и сохранить межнациональный мир.

США

Последние крупные беспорядки на "межрасовой" почве случились весной 1992 года в Лос-Анджелесе. Поводом для выступлений афро-американского населения стала не столько показанная по телевидению любительская видеосъемка, запечатлевшая избиение на автозаправке несколькими полицейскими чернокожего Родни Кинга, сколько то, что суд не признал за полицейскими никакой вины. В ходе погромов (кстати, чаще всего объектами их становились магазины, принадлежащие китайцам и корейцам) было совершено свыше 7 тыс. поджогов, город понес материальный ущерб почти на миллиард долларов. Погибло, по неполным подсчетам, 58 человек, ранения получили 2383 человека, арестовано 12111 человек. Для подавления беспорядков в город были переброшены части национальной гвардии, с воздуха их поддерживали вертолеты.
После терактов 11 сентября Америка вновь оказалась перед угрозой межэтнического насилия. По данным Human Rights Watch, количество случаев насилия в отношении арабов и мусульман в 2001 году по сравнению с предыдущим периодом возросло в 17 раз. К чести властей, они сумели вовремя подготовиться, высокопоставленные чиновники всех уровней, включая президента Буша, сделали несколько программных заявлений, призвав граждан не смешивать мусульманство и терроризм.
Кстати, за гражданский и межрасовый мир Америка "платит", по разным подсчетам, от 3% до 5% своего ВВП. Целый ряд законодательных актов (прежде всего Закон о гражданских правах 1964 года) запрещает дискриминацию на работе по расовому, половому, религиозному, национальному признаку, по цвету кожи, а также в связи с инвалидностью и возрастом. Оборотная сторона практики - лазейки для "малограмотных и лентяев". К примеру, работодатель хочет направить сотрудника на курсы переподготовки. Сотрудник может отказаться, ссылаясь на то, что содержание учебной программы противоречит, к примеру, его религиозным убеждениям. И останется неучем...
Тем не менее, американское общество становится в целом все более толерантным: число граждан, живущих в межрасовых браках, в США с 1960 года возросло почти в 10 раз, с 149 тыс. до 1,5 млн., а готовых пойти под венец с представителем иной расы теперь и вовсе подавляющее большинство (71% опрошенных белых, 90% выходцев из Латинской Америки, 91% афроамериканцев).
Иммигранты, имеющие вид на жительство, могут бесплатно обучать детей в государственных школах. При этом во многих школах есть учителя, преподающие английский как второй язык. А если ребенок инвалид и не может посещать занятия в обычном классе, учителя занимаются с ним отдельно... Семьи, у которых нет денег на школьные завтраки и обеды, правительство США подключает к федеральной программе бесплатного школьного питания. Взрослым иммигрантам местные власти предлагают пройти курсы (они либо бесплатные, либо очень недорогие, преподают, как правило, волонтеры). И еще один момент: по закону 1964 года ни одному гражданину или резиденту страны не может быть отказано - по мотивам национального, религиозного и иного порядка - в посещении общественных мест, праве аренды торговых площадей.

Австралия

В воскресенье, 11 декабря 2005 года, в сиднейском районе Кроналла около 5 тыс. белых австралийцев - многие "под градусом" - устроили демонстрацию, протестуя против совершенных арабскими подростками нападений на пляжных спасателей и оскорбительных действий в отношении белокожих девушек. В ходе шествия белые побили несколько подвернувшихся под руку лиц арабского происхождения. На следующий день на улицах Сиднея между белыми и арабскими молодежными группировками вновь вспыхнули столкновения. В ход пошли бейсбольные биты, камни, ножи и стальные прутья. Жгли машины, громили магазины. Обошлось без жертв, но несколько человек получили легкие ранения.
Парламент штата Новый Южный Уэльс в срочном порядке принял закон о расширении полномочий полиции, она получила право перекрывать дорожное движение в районах беспорядков, обыскивать подозрительных людей и конфисковывать транспортные средства. В случае возникновения беспорядков теперь автоматически прекращается продажа любых алкогольных напитков, а тюремные сроки за преступления на почве разжигания межэтнической неприязни увеличены с 5 до 15 лет.

Франция
После прошлогодних пылающих предместий Парижа Франция в рекордно короткие сроки подготовила, обсудила в двух палатах парламента и приняла новое иммиграционное законодательство, тем самым кардинально поменяв вектор иммиграционной политики. Отныне государство в минимальной степени берет на себя обязанность по предоставлению долгосрочного вида на жительство и гражданства, зато оставляет за собой право отказать на всех стадиях с мотивировкой "недостаточная интегрированность в жизнь общества". Если раньше десятилетнее нахождение на территории Франции, даже нелегально, вело к получению вида на жительство, то теперь с подобной практикой покончено. Каждый случай будет рассматриваться отдельно, причиной отказа может быть, в том числе, недостаточное знание французского языка или неуважение принципов, на которых базируется Французская Республика. Не обошли вниманием и процветающие повсеместно фиктивные браки. Если десятилетие назад "вторая половина" сразу же получала долгосрочный вид на жительство, то в новом законе планка повышена до трех лет. И опять-таки будет требоваться знание французского языка и "интегрированность". В новом законе специально обговариваются условия, на которых может происходить воссоединение семей. Теперь право приглашения начинает действовать после 18 месяцев пребывания (раньше было год), и то только у тех, кто в состоянии продемонстрировать хотя бы минимальную официальную заработную плату. "Иммиграция, которую мы выбираем, а не которую нам навязывают" - этот лозунг стал квинтэссенцией новой французской иммиграционной политики, авторство которой принадлежит Николя Саркози.

Евгений ВЕРЛИН, Вера МЕДВЕДЕВА. «Профиль», 11 сентября 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.