Rambler's Top100

№ 457 - 458
7 - 20 марта 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Вести FM» о рождаемости в России
«Деньги» о финансовых ограничениях поддержки рождаемости
«Ведомости» о налоговых вычетах на детей
«Московский комсомолец» об алиментах
«Комсомольская правда» об «уголовной профилактике» в отношениях разведенных родителей с детьми и бывшими супругами
«РБК-ТВ» о демографических проблемах России
«Телеграф» о рождаемости в Эстонии и Латвии
«Armtoday.info» о демографических проблемах Грузии
«Взгляд» о нацпроектах
«Комсомольская правда» о нацпроекте «Здоровье»
«Opec.ru» о финансировании российского здравоохранения
«Российская газета» о заседании Правительственной комиссии по миграционной политике
«Коммерсантъ» о миграции, демографии и рынке труда
«Opec.ru» о необходимости интеграции мигрантов в России
«Le Monde» о мультикультурализме и европейской культуре
«Телеграф» об индексе интеграции мигрантов
«Коммерсантъ» о турецком премьере – противнике интеграции турок в Германии
«РБК daily» о защите русских
«Ведомости» о визе как инструменте борьбы за «чистоту рядов» мигрантов
«Коммерсантъ» о новой кампании по борьбе с гастарбайтерами в Москве
«Ведомости» о грядущих проверках фирм, привлекающих нелагалов, в США
«Comments.UA» о предложении переселять безработных на Украине

«Ведомости» о проблемах населения моногородов
«Независимая газета» о миграции «провинция-столица»
«Корреспондент» о миграции в Киевской агломерации
«Ведомости» о проблемах экономики и социальной политике Москвы
«Огонек» о «мягкой» эмиграции из России
«The Washington Post» и «Собеседник» об эмиграционных настроениях в России
«Lragir.am» о миграции Армения-Россия
«Armenpress.am» о концепции репатриации в Армению
«La Repubblica» и «Ytro» о возможном исходе населения из Северной Африки
«Зеркало» о положении беженцев в Азербайджане
«Ведомости» о российском рынке труда
«Независимая газета» о пенсионном споре Минфина и Минздравсоцразвития
«Российская газета» о том, кто будет пенсионные взносы платить
«Независимая газета» о женском пенсионном возрасте
«Ведомости» о «женских» квотах
«Огонёк» о феминизме в Дании
«Взгляд» о глобальных проблемах человечества в XXI веке
«Time» о кибербессмертии
«Gorod.lv» о проблемах переписи населения Литвы
«Comments.ua» о территориальной реформе на Украине
«Вечерний Бишкек» о киргизских паспортах
«Ведомости» о бездомных в России

о миграции в Киевской агломерации

Царство неместное

Ежедневно сотни тысяч людей из Киевской и соседних с ней областей мигрируют в Киев и обратно. Они преодолевают социальную пропасть, проводя в пути до пяти часов в день
Утро. На часах 7:30. "Да где же она, черт возьми?!" - нервничает Александр Гордиенко, 23-летний банковский менеджер. После 20 минут ожидания на морозе он покидает длинную очередь и идет на трассу ловить попутку. Убедившись в тщетности этой попытки, с удрученным видом возвращается обратно.
Наконец-то появляется маршрутка, забирает Гордиенко, а с ним еще 18 человек и увозит их в Киев. Завистливые взгляды тех, кто остался ждать следующий автобус, провожают счастливчиков на работу.
В этом вынужденном флеш-мобе ежедневно участвуют минимум 1 тыс. жителей 30-тысячного Обухова, городка, расположенного в 40 км от Киева. "А что делать? На работу как-то нужно добираться", - пожимает плечами Гордиенко.
Закончив учебу полтора года назад, он ежедневно ездит в столицу на работу из другого города, затрачивая на дорогу ежедневно как минимум три часа. Таких, как он, тысячи - тех, кто просыпается утром в одном городе, а на работу едет в другой.
Экономическая пропасть между регионами и Киевом достигла гигантских размеров. Официально средняя зарплата в столице на треть выше, чем доход по стране. Реально - в разы. Кроме того, быстро развивающаяся столица гарантирует карьерный рост, чего не скажешь о маленьких городках Украины.
Работу в каких городах чаще всего предлагают соискателям в Украине, %
Вот почему даже жители соседних областей, не пугаясь расстояний, каждое утро садятся в междугородний транспорт и мчатся в Киев. Вечером на тех же колесах едут переночевать домой. Только из Белой Церкви, помимо двух полных электричек, каждый рабочий день в Киев выезжают до 100 маршруток. Часть "заробитчан" добираются на своих авто и попутках.
По данным исследования, проведенного международным кадровым порталом hh.ua, основной процент иногородних соискателей, желающих работать в Киеве, не меняя своего места жительства, отдают предпочтение торговле, фармацевтике, охранному бизнесу, транспортным перевозкам, например работе в такси. Совсем небольшой процент претендует на высший менеджмент в компаниях.
"Соискатели из областей, соседних с Киевской, отдают предпочтение вакансиям, где работа ведется вахтовым методом или в ночную смену", - резюмирует Илона Цывинская, HR-директор портала hh.ua.

ЧЕТВЕРТЬ ЖИЗНИ В ПУТИ

Инна Иванченко, жительница Белой Церкви (80 км от Киева) уже третий год подряд встает в 5:30 утра, чтобы успеть на раннюю киевскую электричку. Иванченко работает кредитным представителем в банке Ренессанс Кредит. Она говорит, что на этой должности в Белой Церкви можно заработать столько же, сколько в Киеве.
"Но в Белой Церкви нет никакой возможности карьерного роста, - рассказывает она. -Хочется развиваться, а наш городок развиваться не позволяет. Я же всегда стремилась к чему-то большему. Так я и попала на электричку N83, которой многие жители нашего города добираются в Киев".
Некоторые из белоцерковских трудовых мигрантов за время, проведенное в дороге, уже настолько сдружились, что совместно проводят досуг и отмечают праздники. "У нас образовалась своя компания, которую мы называем"коллектив электрички". Можно сказать, у нас своя маленькая жизнь", - говорит Иванченко. Жизнь в дороге в данном случае не метафора.
Ввиду того что дорога в оба конца отнимает ежедневно до пяти часов, у Иванченко, как и у многих других ее товарищей по электричке, свободного времени не остается. Домой она добирается к девяти вечера. "Получается, что пять дней в неделю я только на работу езжу, - сетует украинка. - Даже покушать приготовить, и то времени нет". Наиболее массово на заработки в Киев едут автолюбители. Например, из соседнего Чернигова (150 км от столицы). Арифметика простая. В Чернигове минимальная стоимость проезда на такси - 12 грн. в Киеве - вдвое выше, да и заказов больше. За последний год такси с номерными знаками AM (Житомир) и СВ (Чернигов) в столице стали более частым явлением, чем машины с киевской пропиской (АА).
Вячеслав Николенко, директор Авалон-Такси, говорит, что среди таксистов, работающих в столице, иногородних больше половины. "В основном едут из пригородов - Борисполь, Васильков и т. д. - рассказывает Николенко. - На моей памяти, правда, был один экстремальный случай, когда человек приезжал из Полтавской области [350км], работал сколько мог. Иногда около 16 часов за рулем проводил и затем уезжал домой".
Не менее экзотическое турне ежедневно совершает Мирослава Кочин. Она живет в Житомире, а работает тестировщиком программного обеспечения в киевской компании Софтэнжи. Билет в оба конца обходится ей в 70 грн. То есть в месяц на дорогу уходит около 1,5 тыс. грн. и как минимум 100 часов.
"Мне повезло, что офис компании находится на [район метро] Житомирской, недалеко от места остановки моей маршрутки, и не нужно тратить время на проезд по Киеву", - рассказывает Кочин. Найти работу в IТ-сфере соответствующего уровня и с достойной оплатой в Житомире сложно. По словам Конич, зарплаты айтишников в их городе на треть ниже, чем в столице.
Оксана Довбий, представитель кадрового агентства Азбука, говорит, что в ее родном Полтавском регионе дела обстоят ничуть не лучше. Средняя зарплата здесь - 1,5 тыс. грн. Но даже за такой мизер условия труда кабальные.
Высокое, по сравнению с областями, жалованье - ключевой магнит столицы. Средняя зарплата по Украине - 2,3 тыс. грн. В Киеве этот показатель - около 3,5 тыс. грн. Принципиальная разница для того, чтобы не засиживаться в провинции.

ДО КИЕВА ДОВЕЛИ

Андрей Быченко, директор социальной службы Центра Разумкова, считает, что отсутствие работы на периферии - результат провальной государственной политики. "Основные налоги и сборы идут в госбюджет, откуда их уже распределяют на регионы, - говорит эксперт. - Этих средств катастрофически не хватает на развитие и создание рабочих мест в регионах".
Кроме финансовой отсталости на дно провинцию тянет отсталость техническая. Проникновение интернета, ключевого средства коммуникации, продвигается черепашьими темпами. По данным портала bigmir.net, 58% украинских интернет-пользователей являются жителями столицы и Киевской области. В соседнем Житомире эта доля составляет 0,25% - один из худших показателей в стране.
В 2010 году на конференции в Киеве координатор отдела Совета Европы по вопросам медиа и информационного общества Ли Хиббард вывел любопытную социальную формулу. Увеличение уровня проникновения фиксированного интернета хотя бы на 10% влечет за собой 1,3%-й рост ВВП. Соответственно, технологическая отсталость областей убивает рынок труда.
По словам Татьяны Макаревич, менеджера из житомирского рекрутингового агентства HR-Service, в ее городе немного высокотехнологичных компаний. Есть, правда, предприятия мясо-молочной, кондитерской промышленности, бумажный комбинат. Но туда если требуются рабочие руки, то в основном низкой квалификации.
"Молодежи с высшим образованием приходится работать не по специальности, - констатирует житомирский кадровик.
Один из пассажиров белоцерковской электрички, Александр (фамилию просил не называть), работает в сфере инвестиций и финансов.
На вопрос Корреспондента о том, что его заставляет ежедневно четыре часа проводить в дороге, отвечает:"А Вы зайдите в интернет и посмотрите, какие рабочие требуются в Белой Церкви. Сплошные грузчики и торговцы.
А я экономист и хочу развиваться в этой сфере"."Они [работодатели] понимают, что у людей нет выхода, - негодует еще один из пассажиров белоцерковской электрички, не пожелавший, чтобы его имя упоминалось в печати, - и выжимают из своих работников последнее".

СТОЛИЦА УПЛОТНЯЕТСЯ

Ежедневно в Киев въезжает около 250 тыс. иногородних автомобилей. Город перегружен. Дороги, мосты, переезды - все это разрушается на глазах у горожан.
Вместе с тем киевлянам грех жаловаться на судьбу. Каждый десятый предприниматель Украины зарегистрирован в столице. Годовой бюджет Киева вдвое больше суммарного бюджета пяти соседних областей - Житомирской, Полтавской, Черниговской, Черкасской и Винницкой.
По данным Госкомстата, в 2010 году прибыль предприятий, зарегистрированных в столице, превысила 10 млрд. грн. В это же время корпоративный сектор во всех остальных регионах Украины собирает только 8 млрд. грн.
Большие деньги влекут в Киев трудовые ресурсы страны. По данным последней переписи населения, в Киеве проживают 2,7 млн. человек. Цифра к реальной жизни не имеет никакого отношения. По данным Александра Сергиенко, директора Института города, перед началом кризиса столицу населяли не меньше 4 млн.
Демографический рост обеспечили трудовые мигранты - как те, кто поселился в Киеве, так и те, кто ежедневно наезжает в столицу на заработки."Могу спрогнозировать, что в 2012 году в Киеве будет вдвое больше людей, чем сейчас, - рассуждает Быченко. - Это связано с проведением Евро-2012".
При этом эксперт сетует на то, что развитие мегаполиса не успевает за темпами прироста населения."У нас пять лет вводили три станции метро, - говорит Быченко. - Неудивительно, что при таком подходе к развитию города уровень комфорта жизни в столице постепенно снижается".
Городская инфраструктура трещит по швам. Пробки на дорогах, аварии на инженерных станциях и даже низкое качество воды - таковы плоды перенаселения мегаполиса.
По словам Дмитрия Андриевского, депутата Киевсовета, у столицы уже не осталось резервов, которые позволили бы обеспечить достойные условия всем ее обитателям."Если мы считаем, что столица должна быть культурным, туристическим центром, то необходимо думать о том, как вынести крупные предприятия за пределы города, - предлагает депутат. - Это бы разгрузило столицу и создало рабочие места за ее пределами".
Сергиенко в целом с такой оценкой ситуации согласен, однако признает, что приезжие вносят существенный вклад в экономическое благополучие Киева.
Ведь почти 80% городского бюджета формирует налог с доходов физических лиц. "Город этим людям обязан, - говорит эксперт. - Ведь чем больше людей работают в Киеве, тем лучше для города".

Анна КОКОВА. «Корреспондент», 4 марта 2011 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.