Rambler's Top100

№ 457 - 458
7 - 20 марта 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Вести FM» о рождаемости в России
«Деньги» о финансовых ограничениях поддержки рождаемости
«Ведомости» о налоговых вычетах на детей
«Московский комсомолец» об алиментах
«Комсомольская правда» об «уголовной профилактике» в отношениях разведенных родителей с детьми и бывшими супругами
«РБК-ТВ» о демографических проблемах России
«Телеграф» о рождаемости в Эстонии и Латвии
«Armtoday.info» о демографических проблемах Грузии
«Взгляд» о нацпроектах
«Комсомольская правда» о нацпроекте «Здоровье»
«Opec.ru» о финансировании российского здравоохранения
«Российская газета» о заседании Правительственной комиссии по миграционной политике
«Коммерсантъ» о миграции, демографии и рынке труда
«Opec.ru» о необходимости интеграции мигрантов в России
«Le Monde» о мультикультурализме и европейской культуре
«Телеграф» об индексе интеграции мигрантов
«Коммерсантъ» о турецком премьере – противнике интеграции турок в Германии
«РБК daily» о защите русских
«Ведомости» о визе как инструменте борьбы за «чистоту рядов» мигрантов
«Коммерсантъ» о новой кампании по борьбе с гастарбайтерами в Москве
«Ведомости» о грядущих проверках фирм, привлекающих нелагалов, в США
«Comments.UA» о предложении переселять безработных на Украине

«Ведомости» о проблемах населения моногородов
«Независимая газета» о миграции «провинция-столица»
«Корреспондент» о миграции в Киевской агломерации
«Ведомости» о проблемах экономики и социальной политике Москвы
«Огонек» о «мягкой» эмиграции из России
«The Washington Post» и «Собеседник» об эмиграционных настроениях в России
«Lragir.am» о миграции Армения-Россия
«Armenpress.am» о концепции репатриации в Армению
«La Repubblica» и «Ytro» о возможном исходе населения из Северной Африки
«Зеркало» о положении беженцев в Азербайджане
«Ведомости» о российском рынке труда
«Независимая газета» о пенсионном споре Минфина и Минздравсоцразвития
«Российская газета» о том, кто будет пенсионные взносы платить
«Независимая газета» о женском пенсионном возрасте
«Ведомости» о «женских» квотах
«Огонёк» о феминизме в Дании
«Взгляд» о глобальных проблемах человечества в XXI веке
«Time» о кибербессмертии
«Gorod.lv» о проблемах переписи населения Литвы
«Comments.ua» о территориальной реформе на Украине
«Вечерний Бишкек» о киргизских паспортах
«Ведомости» о бездомных в России

о финансировании российского здравоохранения

Новая финансовая модель здравоохранения: правила конструирования

В течение последних 20 лет в России происходил переход от бюджетного финансирования здравоохранения к страховому, от децентрализованной структуры — к подчиненной федеральному центру. Cистема оказания медицинских услуг эволюционировала от полностью бесплатной к комбинированной, с расширенным спектром легальных платных услуг, отмечает заведующий лабораторией экономики здравоохранения ГУ-ВШЭСергей Шишкин

Этапы большого финансового пути
Любая система финансирования здравоохранения выполняет ряд определеннных функций: формирование средств, их объединение, покупка и финансовое обеспечения предоставления услуг. Анализ каждой из них позволяет конструктивно обсуждать, какая система финансирования здравоохранения строится в России.
С точки зрения формирования денежных средств для здравоохранения, за последние 20 лет очевидно движение в сторону государственно-частной системы. Доля государственных средств среди всех расходов на здравоохранение сократилась с 90% в 1994 г. до 64% в 2009 г. (см. рис. 1).

Рисунок 1.Структура источников финансирования системы здравоохранения, в %

Источник: расчет автора по данным Росстата

В последние годы затраты государства на здравоохранение росли, но еще более уверенными темпами увеличивались расходы на эти цели самого населения. В 2009 г. государственные расходы на здравоохранение составили 3,2% ВВП, частные — 2,2% . Личные деньги россияне потратили в основном на медикаменты. Совокупные расходы на эти цели составили 1,3% ВВП; на оплату медуслуг было потрачено 0,6%. Объем неформальных платежей оценивается примерно в 0,3% — это половина объема фактически платных медуслуг (см. рис. 2). Впрочем, некоторые из экспертов полагают, что эти расходы меньше.

Рисунок 2. Источники финансирования здравоохранения в Российской федерации в 2009 г., % ВВП

Источник: расчет автора по данным Росстата и РМЭЗ

Оплата под столом
Доля пациентов, прибегавших к платному амбулаторному лечению в период с 1994 по 2009 гг. возросла в 3,3 раза. Стационарное лечение сопровождается возрастающими неформальными платежами. По расчетам сотрудника НИУ ВШЭ Елены Селезневой на основе данных РМЭЗ 1994–2009 гг., в 2001 г. вознаграждение в конверте преподносили медперсоналу 18% опрошенных, в 2009 г. их уже 38,5%. Таким образом, частные платежи за медуслуги в стационарах еще более сместились «в тень». В то же время в амбулаторном лечении наметился переход к формализации оплаты: в 2001 г. 52,1% опрошенный пациентов говорили, что оплачивали услуги врачей в поликлиниках и диагностических центрах неформально, в 2009 г. доля таких больных сократилась до 28,6% (см. рис. 3).

Рисунок 3.Доля пациентов, оплачивающих необходимую медпомощь неофициально в общем числе плативших

Источник: расчеты Е.В. Селезневой по данным РМЭЗ, 1994-2009 гг.

Интересно, что и при амбулаторном, и при стационарном лечении в последние годы на первое место выходит «оплата-благодарность». Преобладает она в стационарах — 59% респондентов, среди плативших неформально, использовали именно такую форму оплаты в 2009 г. по сравнению с 44% в 2002 г. А в амбулаторном секторе она возросла в два раза по сравнению с 22%-ным уровнем семилетней давности.

Закон «Об обязательном медицинском страховании»
В общей структуре источников госфинансирования растет доля федерального бюджета, например, в связи с реализацией национального проекта «Здоровье», а доля бюджетов субъектов в финансировании здравоохранения, соответственно, снижается.
Добровольное медстрахование остается маргинальной системой финансирования. Доля граждан, имеющих полис ДМС, достигла максимума в 2007 г. и составила 6,2% (по расчетам Е.В. Селезневой на основе данных РМЭЗ, 2000-2009). А вот доля государственных средств, объединяемых в системе ОМС, медленно растет на протяжении 17 лет, то есть с 1993 г. В 2009 г. она составила примерно 36% общего объема госфинансирования здравоохранения.
В ближайшие годы движение в этом направлении резко ускорится, и в 2013 г. на долю обязательного медстрахования придется порядка 69% от общего объема госфинансирования здравоохранения. Это предусмотрено новым, принятым 19 ноября 2010 г. и вступающим в силу с 1 января 2011 г. законом «Об обязательном медицинском страховании». Закон предусматривает полную централизацию обязательных страховых взносов и обещает гражданам возможность выбора страховой компании и получение медпомощи по всей стране. Отчисления на ОМС повысятся с 3,1% до 5,1% с начала 2011 г.
Закон об ОМС также позволит выравнить финансовое обеспечение региональных программ страхования на уровне единого подушевого норматива затрат. Ведь разница между регионами в финансировании здравоохранения достигла в последние годы значительного размера, несмотря на программы выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. Индекс Джини, характеризующий уровень различий в подушевом финансировании здравоохранения из региональных бюджетов, вырос с 0,195 в 1996 г. до 0,252 в 2009 году (см. рис. 4).

Рисунок 4. Рост территориального неравенства в бюджетном финансировании здравоохранения.
Соотношение размеров расходов бюджетов субъектов РФ на здравоохранение и физическую культуру в 1996 г. и 2009 г. в расчете на одного жителя*, Москва = 100%>

* с учетом коэффициентов удорожания условной единицы бюджетной услуги
Источник: рассчитано по данным Федерального казначейства и Министерства финансов России

Наконец, новый закон об ОМС позволяет унифицировать методы оплаты медицинской помощи, позволяет привести к единому знаменателю региональные модели оплаты стационарной помощи, сделать их более рациональными.

Новые риски

Однако стремление выравнить финансовое обеспечение регионов чревато новыми рисками. Например тем, что регионы-доноры при распределении средств получат намного меньше, чем ими было отдано в систему ОМС. Тогда им придется либо создавать параллельную систему финансирования медучреждений, чтобы добавлять из бюджета недостающие медучреждениям средства, восполнять финансовый пробел не за счет внутренних резервов, а переложив эту задачу на население, которое начнет платить за услуги медперсонала.
С другой стороны, доселе бедные субъекты федерации, получившие дополнительные средства, могут «поплатиться» искусственным упрощением работ медучреждений с последующим «откомандированием» сложных больных в другие регионы, где оплата их лечения обойдется дороже.
Начавшиеся изменения в системе финансирования здравоохранения не соответствуют, строго говоря, ни модели страховой, ни квазибюджетной организации здравоохранения. Скорее, следует говорить о возникновении некой структуры типа lego-модель, комбинирующей элементы и страховой, и бюджетной систем, бесплатной и платной медпомощи. Причем на федеральном уровне задаются общие рамки возможных комбинаций и правила компоновки, по которым могут действовать регионы, развивая свои модели финансирования здравоохранения.

Сергей ШИШКИН.«Opec.ru», 25 февраля 2011 года
Текст подготовлен при участии Ирины Ильинской

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.