Rambler's Top100

№ 267 - 268
27 ноября - 10 декабря 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Эксперт - Северо-Запад» о материнском капитале и инфраструктуре взросления детей
«Ведомости. Пятница» об экономическом стимулировании деторождения
«Ведомости» о материнских пособиях и налогах
«Московский комсомолец» о российских чайлд-фри
«Московская правда» и «Вечерняя Москва» о новом законопроекте по абортам
«Berliner Zeitung» о католической церкви и презервативах
«Новые известия» о младенческой смертности и здоровье детей
«Огонек» о нерегистрируемых браках в России в XX веке
«Эксперт», «Московский комсомолец» и «Российская газета» о дешевой водке и алкогольной смертности
«Тайный советник» о миграционной политике в России
«Политический журнал» и «Новая газета» о возможностях репатриации соотечественников в Россию
«Газета» и «Огонек» о квотах для иностранцев
«Время новостей» о квотах для иностранцев из СНГ и отмене планировавшейся амнистии
«Gazeta.kz» о «миграционной амнистии» в Казахстане
«Российская газета» о биржах труда для иностранцев
«Газета» и «Коммерсантъ» о миграционной полиции
«Коммерсантъ» о проверке ФМС в Лужниках

«Время новостей», «Профиль», «Известия», «Московские новости», «Новые известия» и «Русский Newsweek» об отлучении иностранцев от рынков
«REGNUM» о реакции Азербайджана на изгнание иностранцев с российских рынков
«Коммерсантъ» об актуальных подражателях ДПНИ
«Новая газета» об антигрузинской кампании
«Российская газета» о миграционной политике и ксенофобии в России
«Вечерняя Москва» о миграции и ксенофобии
«Политический журнал» о миграционных мифах и реальных проблемах России
«Эксперт» об экономической стороне иммиграции в Германии
«Профиль» об эмиграции и иммиграции в Германии
«Бизнес & Балтия» о потребностях Латвии в иммигрантах
«Молодежь Эстонии» об иммиграции в Эстонии и других странах
«Коммерсантъ» о грядущем дефиците трудовых ресурсов
«Вечерняя Москва» и «Коммерсантъ» о «квартирах для москвичей»
«Зеркало недели» о голодоморе на Украине
«Страна.Ru» о жертвах голода в 1920-х - 1930-х годов
«День» о производственном травматизме на Украине

… о миграционных мифах и реальных проблемах России

Мифы об охоте к перемене мест

Миграция - это нормально

Человечеству изначально свойственна страсть к миграции, расселению, поиску лучших условий жизни. В противном случае оно как биологический вид до сих пор не покинуло бы пределов Африки. В современной миросистеме раскол богатых и бедных стран таков, что поток рабочей силы с условного Юга на Север является закономерным следствием мирового экономического и демографического дисбаланса. Пока условия жизни в богатых и бедных странах диаметрально различаются, любые ограничения не остановят людей, стремящихся к более достойным условиям жизни.
Согласно подсчетам ООН, в 1960 году число международных мигрантов в мире составляло 75 млн. человек. В 2000 году вне стран своего рождения постоянно проживало уже в 2,3 раза больше населения - 176 млн. человек. Однако за тот же период численность мирового населения тоже увеличилась в 2 раза - с 3 до 6 млрд. Казалось бы, бить тревогу повода нет. Тем не менее за последние 30 лет, по данным ООН, с 7 до 21% увеличилось число правительств, рассматривающих показатели миграции в свои страны как слишком высокие. И прежде всего недовольство связано с глобальным изменением направления миграции. Если в XVIII - первой половине XX века Европа из-за перенаселения поставила внешнему миру десятки миллионов лишних людей - переселенцев и колонистов, то позже ситуация принципиально изменилась. Для благополучного "золотого миллиарда" вал обратной миграции действительно стал неожиданностью. Для стран Запада - это нескрываемая боязнь тех, кого еще недавно он стремился осчастливить. В Европе, например, по данным авторитетной Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD), в 2000 году до 7,5% населения родилось не в Европе. Для России эта цифра равна примерно 8% населения. Но если для Европы мигранты в основной массе действительно являются культурно иными выходцами из третьего мира и бывших колоний, то в России большая часть мигрантов - соотечественники по СССР.

Ни статистики, ни политики
В настоящее время в России отсутствует не только целостная миграционная политика, но даже общая система учета и статистики миграции. Эта система так и не была создана за весь постсоветский период. Данные пограничных служб условны, а статистика различных ведомств во главе с Госкомстатом РФ охватывает лишь часть общей картины, надводную часть айсберга, чья подводная часть не поддается адекватному исчислению. Российское государство не может определиться с тем, сколько и каких мигрантов оно хотело бы принять ежегодно, для каких отраслей экономики. Поэтому процесс миграции почти не регулируется и идет стихийно.
Вопрос о положительных и негативных сторонах миграции чрезвычайно политизирован в развитых странах, к которым, как это ни парадоксально, де-факто относится и Россия. В постсоветский период Россия временно вышла на второе место в мире по числу принятых мигрантов после США. В США сейчас проживает около 35 млн. человек, родившихся за пределами страны. В России эта цифра достигает 13 млн. человек, подавляющую часть которых составляют мигранты из СНГ, переехавшие в Россию в 1990-е годы в связи с распадом СССР (межнациональные конфликты, безработица, ухудшение стандартов жизни и т.п.). Но парадокс в том, что назвать этих людей мигрантами, тем более нелегальными, вряд ли возможно, поскольку границы СНГ в 1990-е годы были прозрачны, а население имело единообразные советские паспорта. В начале XXI века ситуация с миграцией в Россию стабилизировалась. Если в пиковый 1994 год в Россию въехал почти 1 млн. "мигрантов" из СНГ, то в 2003-2005 годах в Россию ежегодно въезжало на постоянное место жительства порядка 70-100 тысяч человек, что составляет всего 0,05% российского населения! Стоит ли ломать копья вокруг этой ничтожной цифры!

Миграционная риторика
Сегодня "миграционную карту" успешно разыгрывают националисты и популисты, превращающие объективный и выгодный России с экономической и демографической точек зрения процесс в политический миф, а мигрантов - в демонизированных чужаков, на которых легко списать все слабости социальной политики. Отчасти конструирование миграции как одной из ключевых политических проблем выгодно и властным элитам для канализации социального протеста. В настоящее время национализм, основанный на борьбе со "злом миграции", принимает все более изощренные юридические формы. Очевидно, что прошли времена этнического национализма "русские против всех" в стиле "Русского национального единства" (РНЕ), который легко квалифицируется как экстремизм. В России набирает обороты другая модель - юридически почти безупречный гражданский национализм в стиле Ле Пена. Он подразумевает деление всех жителей на полноправных граждан, сомнительных граждан и мигрантов-нелегалов. Полноправными все чаще считаются те, кто имел российское гражданство до 1991 года. Жители постсоветского пространства, получившие гражданство после 1991 года, уже проходят для националистов как граждане второго сорта. Нелегалы - это люди, незаконно находящиеся на территории России без разрешительных документов. В частности, эту тему активно отрабатывает "Движение против нелегальной иммиграции" (ДПНИ), которое пришло на смену рогозинской "Родине". Юридически такой национализм не подпадает под определение экстремизма или разжигание национальной розни. Поскольку исходит из примата не русских как этнической общности, но россиян как общности гражданско-политической.
Попробуем просто проанализировать некоторые мифы о миграции, ставшие предметом постоянных политических спекуляций.
***
Миф № 1
"Мигранты разрушают российское общество"
Размывание цивилизационного ядра России мигрантами, которыми любят пугать националисты, является мифом. Согласно переписи 1989 года, в РСФСР проживало 81,5% русских от общей численности населения. По переписи 2002 года в России русских насчитывалось 79,8%. Разница в 1,5% статистически незначительна. Столь же незначительны и отклонения в численности других наиболее крупных национальностей - татар, украинцев, башкир, чувашей и т.д. Количество мигрантов, легально приезжающих в Россию, сегодня на порядок ниже по сравнению с Европой и США. Более того, во времена СССР миграционные потоки, связанные с переменой места жительства в бывших советских республиках, были гораздо активнее. Например, в 1990 году миграционный прирост в России составил 1,9 человека на 1000 населения, а в 2004 году только 0,7 человека на тысячу населения, при естественной убыли населения в 2004 году на 5,6 человек на тысячу. Таким образом, волны мигрантов присутствуют скорее в воспаленном воображении политиков, нежели в реальности. В логике мифа властные элиты представляют деградацию российского общества как результат чего-то вроде инфекционной болезни. А такие болезни излечимы, стоит только найти возбудитель. И поэтому мысль националистов и державников следует по накатанному пути теории заговоров. Причины бедности и отсутствия перспектив для значительной части населения они пытаются увидеть в мигрантах. Иначе как попыткой стравить российское население по признаку свой-чужой это назвать нельзя.
***
Миф № 2
"Мигранты обостряют криминогенную ситуацию"
Отчасти это справедливо для нелегальных мигрантов первого поколения с низким образованием и без постоянной работы. Во многом такая ситуация является следствием непродуманной миграционной политики, когда мигрантов вместо комплексной адаптации поселяют компактно, что ведет к образованию социальных гетто и чайнатаунов, воспроизводящих из поколения в поколение социально дезадаптированных людей, не знающих языка страны пребывания, потерявших стимулы к труду и живущих на пособие. Если подобной ситуации избежать, то уже дети первой волны мигрантов полностью адаптируются в новую социокультурную среду и их вклад в общую статистику преступления сравним с тем, что дают "коренные жители". Более того, половина мигрантов, приезжающих в Европу в XXI веке из бывших колоний и стран третьего мира - люди с высшим образованием и нормальными трудовыми навыками. И в процентном отношении их вес увеличивается год от года. Фактически для развивающихся стран эмиграция означает банальную утечку мозгов, поскольку уезжают их лучшие представители.
Представляется полезным, если российское государство просто легализует находящихся в России мигрантов. Это позволит им стать полноправными гражданами, поставленными на статистический и правоохранительный учет, а также работать в законном секторе экономики, получая нормальные зарплаты и платя налоги. В противном случае они действительно будут являться потенциальным источником повышенной социальной напряженности.
***
Миф № 3
"Без мигрантов развитые страны не проживут"
Европа и Россия пережили свой демографический взрыв, ведущий к избытку населения и чреватый революциями и войнами в XVIII - начале XX в. Развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки и Среднего Востока переживают его в настоящем. Но рост среднедушевых доходов, всеобщий охват населения образованием и медициной, сокращение доли сельского населения неизбежно ведут к стабилизации рождаемости на низком уровне. Причем нынешние развивающиеся страны переживают этот демографический скачок в более краткие сроки, чем Европа, которой для этого потребовалось почти два века. Поэтому в долгосрочной перспективе темпы роста мирового населения и давление мигрантов будут падать.
Развитые страны достигли оптимальной численности населения и качества жизни при нынешнем развитии производительных сил и уровне прогресса. Плотность населения в них, как правило, чрезвычайно высока, а возможный рост населения обернется частичной потерей качества жизни. Эти страны в принципе могут обойтись без эмигрантов.
Аналогична ситуация и в России. По статистике Госкомстата РФ, в сентябре 2006 года безработными являлись 5,3 млн. человек, что составляет 7,1% экономически активного российского населения. Эта цифра сопоставима с общим числом российских мигрантов. Большая их часть едет в страну не столько для конкуренции с россиянами за их рабочие места, сколько чтобы заполнить экономические ниши, не пользующиеся спросом у российских граждан. На самом деле даже в теории не существует ни идеальной, ни оптимальной численности населения для какой-либо страны. Это зависит от климата, истории, культуры, планов развития экономики и т.д. Поэтому логическая связка "сокращение населения ведет к нехватке рабочих рук" не всегда оправданна. При нынешней демодернизированной структуре российской экономики ей совершенно не соответствует почти всеобщее высшее образование. В результате образуется избыток предложения "белых воротничков" и, наоборот, нехватка людей в производящем и "бюджетном" секторах экономики, которую во многом и заполняют мигранты в виде разнорабочих, продавцов, дворников, строителей и т.п.

Вне фокуса
Парадоксально, но из поля зрения российских политиков, аналитиков и СМИ совершенно выпадает масштабное явление внутренней миграции в России. За период январь-август 2006 года место жительства внутри России сменили 1,17 млн. человек. Иными словами, внутри страны на новое место жительства переместилось в 13 раз больше людей, чем в/из России. И проблемы, связанные с переездом и поиском новой работы, для граждан России не менее важны, чем тонкий ручеек международной миграции. Практически никто не хочет замечать проблем внутренней миграции. Дальний Восток, занимающий по площади почти половину страны, постепенно превращается в огромную пустыню с суммарным населением около 13 млн. человек. За постсоветский период, как никогда ранее, в России обострилось географическое социальное неравенство - зависимость условий жизни и жизненных перспектив людей от конкретной территории проживания. Фактически экономическое неравенство отдельных регионов России сопоставимо с неравенством постиндустриальных и слаборазвитых стран. Это неравенство не сокращается, становясь источником социальной напряженности. Если в Москве среднемесячные доходы на душу населения в августе 2006 года составили, по данным Госкомстата РФ, 29,3 тысячи рублей, а в Ханты-Мансийском автономном округе - 21,7 тысячи рублей, то во Владимирской и Ивановской областях лишь 4,5 тысячи рублей на душу населения, а в Калмыкии 3,7 тысячи рублей. При этом официальный прожиточный минимум в той же Ивановской области ненамного уступает средним доходам, составляя на сегодня 3 тысячи рублей в месяц.
Географическое неравенство регионов усугубляется информационным. Например, долгими годами могут происходить коммунальные бои местного значения во Владивостоке. Видимо, может полностью замерзнуть заполярный город Лабытнанги, даже не попав в федеральную повестку дня. Но любое мельчайшее ЧП в пределах центра Москвы выносится на первые полосы СМИ, привлекая внимание и ресурсы всех уровней и видов власти.
Таким образом, драматизировать ситуацию с миграцией в Россию не стоит, так как она является органичной частью глобальных процессов движения людей в мире. Обывательский страх перед мигрантами вызван не тем, что их все больше, но, в первую очередь, тем, что "нас все меньше". Это по сути неоправданный страх оказаться чужим в собственном доме. Страх, который не имеет разумной почвы, но которым можно легко манипулировать. Скрытый расизм мигрантофобов заключается в том, что он предполагает принадлежность каждого человека от рождения лишь к одной из рас, а не к человечеству как таковому. Просто термин "раса" заменяется на "цивилизацию", а генетико-антропологическая детерминированность расы на культурную идентичность. Человек оказывается фатально и пожизненно вписан в рамки некой расы, или в политкорректном варианте - цивилизации. Такая аксиома дает аргументы культурного свойства националистам в пользу того, почему, например, к российской цивилизации не могут примкнуть различные группы "чужаков", ее якобы разрушающие.
Но искусственно взращиваемые конфликты создают дурную политическую оптику. Поскольку ключевые задачи, стоящие перед Россией, и способы их решения совсем другие, нежели те третьестепенные опасности в виде миграции, "куриного гриппа", международного терроризма и экстремизма, которые присутствуют во внутри российской политической повестке. Реальная проблема все же в том, что поиск мифических козлов отпущения в виде мигрантов, мировой за кулисы, масонов и прочих заговорщиков снимает ответственность за происходящее в стране с тех, на ком она по праву должна лежать.

Виктор МАРТЬЯНОВ. «Политический журнал», 20 ноября 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.