Rambler's Top100

№ 267 - 268
27 ноября - 10 декабря 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Эксперт - Северо-Запад» о материнском капитале и инфраструктуре взросления детей
«Ведомости. Пятница» об экономическом стимулировании деторождения
«Ведомости» о материнских пособиях и налогах
«Московский комсомолец» о российских чайлд-фри
«Московская правда» и «Вечерняя Москва» о новом законопроекте по абортам
«Berliner Zeitung» о католической церкви и презервативах
«Новые известия» о младенческой смертности и здоровье детей
«Огонек» о нерегистрируемых браках в России в XX веке
«Эксперт», «Московский комсомолец» и «Российская газета» о дешевой водке и алкогольной смертности
«Тайный советник» о миграционной политике в России
«Политический журнал» и «Новая газета» о возможностях репатриации соотечественников в Россию
«Газета» и «Огонек» о квотах для иностранцев
«Время новостей» о квотах для иностранцев из СНГ и отмене планировавшейся амнистии
«Gazeta.kz» о «миграционной амнистии» в Казахстане
«Российская газета» о биржах труда для иностранцев
«Газета» и «Коммерсантъ» о миграционной полиции
«Коммерсантъ» о проверке ФМС в Лужниках

«Время новостей», «Профиль», «Известия», «Московские новости», «Новые известия» и «Русский Newsweek» об отлучении иностранцев от рынков
«REGNUM» о реакции Азербайджана на изгнание иностранцев с российских рынков
«Коммерсантъ» об актуальных подражателях ДПНИ
«Новая газета» об антигрузинской кампании
«Российская газета» о миграционной политике и ксенофобии в России
«Вечерняя Москва» о миграции и ксенофобии
«Политический журнал» о миграционных мифах и реальных проблемах России
«Эксперт» об экономической стороне иммиграции в Германии
«Профиль» об эмиграции и иммиграции в Германии
«Бизнес & Балтия» о потребностях Латвии в иммигрантах
«Молодежь Эстонии» об иммиграции в Эстонии и других странах
«Коммерсантъ» о грядущем дефиците трудовых ресурсов
«Вечерняя Москва» и «Коммерсантъ» о «квартирах для москвичей»
«Зеркало недели» о голодоморе на Украине
«Страна.Ru» о жертвах голода в 1920-х - 1930-х годов
«День» о производственном травматизме на Украине

… об иммиграции в Эстонии и других странах

РАБсила тоже хочет жить

Нужна ли Эстонии иностранная рабочая сила? А если нужна - то какая именно: умная, дешевая или любая? В списке проблем, занимающих в последнее время умы эстонских политиков, социологов, предпринимателей, эта, пожалуй, является одной из наиболее важных.

Дожили...
Лечиться стало не у кого. Наши врачи и медсестры по известным причинам в последнее время стали чересчур часто связывать свои карьерные, материальные и личные планы отнюдь не с Эстонией, по причине чего энергично устремились для их реализации в соседние европейские страны. А мы ждем своей очереди на прием к специалистам неделями и месяцами.
Следить за порядком на улицах и бороться с преступностью стало некому. Наши полицейские вкалывают на стройках в других странах, получая там за "разный" труд на порядок больше, чем за работу по своей специальности в Эстонии. А мы читаем инструкции, обучающие нас соблюдению осторожности и умению себя защитить.
Доставлять нас до работы и обратно общественным транспортом тоже почти некому. Водители столичных автобусов, устав работать "тяжело, но забесплатно", давно возят пассажиров в Англии и Ирландии, а таксисты "прячутся" от проверок Транспортного департамента.
Острый дефицит рабочей силы испытывают и относительно крупные (в масштабах страны) производственные предприятия. И причина все та же: низкие зарплаты, не способные конкурировать с европейскими, при том, что цены с этим прекрасно справляются. В общем, инициированный сотню лет назад "законопроект" под условным названием "Мы - не рабы, рабы - не мы" остается актуальным и сейчас.
На этом фоне наша продвинутая молодая поросль, обученная наукам и ремеслам по европейским методикам, овладевшая несколькими языками и обзаведшаяся эстонскими (читай - европейскими) паспортами, покидает родные пенаты, "делая отчизне ручкой" с маршрута "чемодан - вокзал - Европа". Куда многие из этих молодых людей нацеливаются уже со школьной скамьи.
В общем, как ни крути, а трудоспособного населения в испытывающей еще и демографические проблемы Эстонии становится все меньше, и рано или поздно, но придется-таки законодательно решать вопрос упрощения порядка импорта недостающей рабочей силы из третьих стран. Этого прежде всего ждут работодатели.
Однако государство не очень-то спешит с принятием решения о ввозе иностранной рабочей силы, пребывая в глубоких раздумьях на тему: "А так ли уж нужны нам здесь новые "чужие"?

Кого прикажете ввозить?
Интерес к эстонскому рынку труда со стороны иностранных рабочих (особенно после вступления Эстонии в Европейский союз) растет год от года.
По данным Фонда миграции (приведенным в опубликованном две недели назад исследовании "Ввоз в страну высококвалифицированных работников из третьих стран и условия пребывания в государствах Европейского союза"), если в 2002 году от иностранцев поступило 745 заявлений о выдаче разрешения на трудовую деятельность в Эстонии, то уже в 2005 году таковых было 1196. Больше всего среди кандидатов граждан Украины, России и США, а из представителей стран Европейского союза - граждан Финляндии, Польши и Германии.
Часть из них уже получила разрешение на работу и вполне успешно замещает эстоноземельцев, уехавших в "чужедальние страны" в поисках лучшей доли, однако желанием массово запускать иностранцев в Эстонию (особенно рабочих из стран, не относящихся к Евросоюзу) власти по-прежнему не горят.
В последние месяцы эстонская пресса довольно эмоционально обсуждала проблему разрешения импорта рабочей силы в Эстонию. Это, вне всякого сомнения, один из важнейших вопросов, который невозможно решить без учета множества различных факторов. Как говорится, "с кондачка" и не ответишь: а какую конкретно рабочую силу мы хотели бы ввозить в дальнейшем?
Если высококвалифицированную, чтобы направлять ее в отрасли с высокой добавочной стоимостью, тогда это вполне можно обсудить, взвесив целесообразность разрешения импорта такой рабочей силы в Эстонию. Но если речь идет об использовании дешевой рабочей силы, то это совсем не та экономическая политика, которая согласуется с наукоемкой экономикой, к чему мы стремимся.

Эстония вам не резиновая
По некоторым официально не подтвержденным прогнозам, если эмиграция трудоспособного населения из Эстонии продолжится теми же темпами, как сейчас, то уже через пять-семь лет нам понадобится ввезти несколько десятков тысяч (называется даже цифра 100 000) иностранных рабочих. Иначе, утверждают, наша развивающаяся стремительными темпами экономика рискует просто рухнуть.
Однако "переварить" такое количество трудовых иммигрантов Эстония не сможет в силу своих малых размеров и по причине того, что является далеко не самой богатой страной ЕС. Что отличает нас от западноевропейских стран той поры, когда они начали ввозить иностранную рабочую силу.
Да и установленная еще в начале девяностых годов теперь уже прошлого столетия и не менявшаяся с тех пор иммиграционная квота (0, 05 процента от общей численности населения) позволяет впускать в Эстонию не более 600-700 человек в год, что, в общем-то, и является основным показателем "вместимости" страны.
Так нужны ли Эстонии иностранные рабочие?
Безусловно, нужны. Но, как считают и социологи, и ученые, и специалисты, занимающиеся проблемами рынка труда Эстонии, прежде чем принять решение о масштабном ввозе иностранной рабочей силы, необходимо самым тщательным образом взвесить все "за" и "против". И если уж ввозить иностранцев для работы, то пусть это будут высокопрофессиональные работники.
Как отметила генеральный директор Департамента рынка труда Тийна Ормиссон в своей статье, опубликованной на сайте предпринимателей Aktiva: "Такие специалисты дали бы эстонскому государству больше, чем взяли бы. В общем случае высококвалифицированные специалисты лучше приспосабливаются к новой среде и усваивают местный язык. Их приезд не повлечет за собой возникновения типичных проблем, связанных с иностранной рабочей силой.
Эстонии нужны умения и знания иностранных специалистов, ввоз которых не создаст напряжения на рынке труда и социальных проблем...
Хотя к ввозу иностранной рабочей силы следует относиться на полном серьезе, не стоит все же этого бояться. Положительным примером является Ирландия, где иностранная рабочая сила в основном прибыла из стран-членов ЕС, в том числе из Эстонии. В конце прошлого года в Ирландии доля иностранной рабочей силы составила 3, 8%, но в то же время безработица была там одной из самых низких в Европе.
Таким образом, если регуляция хорошо продумана, гибко и оперативно дополняется, то иностранная рабочая сила будет в любом случае способствовать развитию производства и экономическому росту".
Но, с другой стороны, многолетняя европейская практика показывает, что вслед за квалифицированной рабочей силой в страну обязательно потянется и "дешевый, некачественный" иммигрант со своими социальными и экономическими проблемами. А оно нам надо?

Свое чужого лучше
Согласно результатам социальных исследований, принять на работу иностранных работников хотели бы 14 процентов работодателей, из них 2 процента уже занимаются подготовкой ввоза работников в Эстонию. Та же статистика утверждает, что иностранную рабочую силу уже используют 5 процентов работодателей. Много это или мало - с ходу ответить сложно, ибо рассматривать названную цифру следует в двух отдельных группах: высококвалифицированные специалисты на должности, которым в Эстонии не обучают или получение которых, к сожалению, уже (или еще) не популярно среди молодежи, и простые рабочие.
Последних, по мнению гендиректора Департамента рынка труда Тийны Ормиссон (оно приведено в последнем исследовании Фонда миграции, ставшем достоянием гласности пару недель назад), не стоит ввозить в Эстонию, ибо своих девать некуда.
"Нет смысла ввозить в Эстонию рабочую силу с низкой квалификацией, - считает специалист. - Здесь разумнее развивать или переучивать внутригосударственные человеческие ресурсы для заполнения вакантных рабочих мест. Эти аргументы носят чисто экономический, а не политический характер.
Во-первых, при ввозе иностранной рабочей силы наши безработные никуда не денутся, и государство будет расходовать на них столько же, сколько и раньше.
Во-вторых, за требованием предпринимателей ввозить в массовом порядке простую рабочую силу стоит желание поддерживать низкий уровень зарплат. Но именно низкая зарплата стала причиной, по которой многие эстонские работники уехали в другие страны.
Поскольку границы Европы открыты, то в Эстонии зарплата должна неизбежно вырасти, так как в противном случае отток рабочей силы не прекратится. В дальнейшей перспективе предприятия, использующие низкооплачиваемую рабочую силу, должны или инвестировать в новую технику или повышать производительность посредством инноваций. Использование дешевой, и в особенности иностранной рабочей силы не является решением, и рано или поздно возникнут проблемы как у предприятия, так и у эстонского государства в целом".
В общем, специалисты сходятся во мнении, что если Эстония при существующем во многих секторах серьезном дефиците рабочей силы намерена и дальше сохранять хотя бы те экономические показатели, которых страна уже достигла, ей следует уже сейчас что-то предпринять в этом направлении. Например, подумать о том, чтобы начать заполнение рабочих мест посредством более эффективного использования внутригосударственного человеческого ресурса.
Или вспомнить о тех наших согражданах, которые заняты поисками себя за рубежами отчизны. Так, только в одной соседней Финляндии, по данным тамошнего Министерства труда, работают около 12 тысяч приезжих из Эстонии, но, возможно, вместе с "неучтенными" по разным причинам их гораздо больше. В основном это строители, доходы которых в Финляндии примерно на треть выше, чем дома.
"Учитывая рост цен на недвижимость и строительство, строительным предприятиям Эстонии было бы вполне по силам повысить заработную плату строителей на 20%, - считает Тийна Ормиссон. - Такое повышение зарплаты закрепило бы большое количество строителей в Эстонии, поскольку исследования подтверждают, что эстонцы, как правило, предпочитают работать на родине".
Помимо строителей, в Финляндии трудятся также и специалисты в области судостроения, транспорта, гостинично-ресторанного обслуживания, здравоохранения и даже уборщицы из Эстонии. При этом многие из них не живут в Финляндии, а просто ездят туда на работу, возвращаясь на выходные домой (своеобразный вахтовый метод).
Если же брать в целом европейские страны, то "наших" там наберется довольно много. Трудоспособных, активных, деятельных, которые могли бы приносить пользу и Эстонии тоже. Привлечь их домой было бы лучшим выходом в сложившейся ситуации, и тогда уже сейчас не надо было бы ломать голову над проблемой импорта рабсилы из третьих стран.
Тем более что этого опасаются многие политики, склонные считать (пусть не все, но значительная часть), что чем больше иностранцев легально осядет в Эстонии, тем большее давление они будут оказывать не только на экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. А это чревато самыми непредсказуемыми последствиями.
Поэтому, если выбирать между иностранцами (возможно, "недообразованными", а потому не востребованными у себя на родине) и своими, то уж лучше предпочесть последних. Вот их-то и следует энергично зазывать домой. Ну, а поскольку, согласно многим социологическим исследованиям (в том числе проведенным авторитетной фирмой Saar Poll), основной причиной выезда за границу является желание получать более высокую зарплату, то и начинать надо с повышения заработной платы потенциальным "возвращенцам".
А заодно подумать о том, чтобы этот важный момент потерял свою актуальность и для потенциальных эмигрантов.
И пусть кто-то из политиков заявляет, что "не в деньгах счастье", но мы-то знаем, что кушать хочется всегда, и лучше, если корочка хлеба все-таки будет намазана маслом.

Миграционные потоки и ограничительные процедуры в странах ЕС
Австрия и Германия
По прогнозам до 2030 года, около 4 миллионов рабочих планируют переместиться в страны ЕС, из которых 50% желают перебраться в Германию и 15-20% - в Австрию. Судя по данным этих исследований и общей неблагоприятной экономической ситуации последних лет, характеризующейся замедлением темпов экономического роста и высоким уровнем безработицы, Германия и Австрия намерены регулировать ограничения переходного периода.
По статистике, 70% немцев безработица воспринимается как одна из главных проблем, они боятся иммигрантов и офшорных рабочих. В 2004 году на сезонном рынке труда Германии были представлены более 200000 поляков, 10000 чехов, словаков и венгров. На постоянном контракте работают 20000 человек из стран А8, что составляет всего 6, 4% от общего количества иностранных рабочих, имеющих разрешение на работу в Германии.
Великобритания
Желающий работать должен зарегистрироваться и получить учетный номер, данные обрабатываются и включаются в итоговые отчеты, проводимые в рамках мониторинга результатов расширения.
Количество зарегистрированных работников из стран А8 в настоящий момент - порядка 175000 (82% из них в возрасте 18-34 лет, мужчин - 60%). В Лондоне сосредоточено до 20% работающих.
Национальный состав: поляки 56%, литовцы 15%, чехи и словаки - примерно по 7%.
Общее число трудовых мигрантов составляет 0, 4% от всего трудоспособного населения. Основной род занятости приезжих - сфера обслуживания (работы, за которые не берутся британцы), а также квалифицированные рабочие, дантисты.
Ирландия
С 1999 года принимает рабочих из-за пределов ЕС, за 5 лет количество регистраций выросло с 6250 до 47551. Населением и правительством ситуация воспринимается как одна из причин высокого экономического роста.
За год после расширения зарегистрировано 85000 новых работников из стран А8 (из них 40000 поляков, 18000 литовцев, 9 000 латышей). Таким образом, Ирландия становится одним из главных направлений миграционного потока.Основные виды специальности трудовых мигрантов: строительство, нянечки, доктора.
Швеция
Полный доступ к рынку труда и системе социальной защиты. Из почти 22 тысяч заявок 60% приходится на поляков, за ними идут литовцы и эстонцы. Согласно результатам опроса, проводимого Евробарометром, только 7% шведов обеспокоены миграцией, 25% считают ее полезной для экономики страны.
Дания
Лишь 3250 заявок на трудоустройство из 5167, поданных гражданами А8, были удовлетворены.
Финляндия
В настоящий момент легально работают 12000 эстонцев, что является второй по численности группой трудовых мигрантов (первая - русские).
Франция
В основном на рынке труда представлены сезонные рабочие, до 80% из которых составляют поляки. 2, 5 миллиона французов официально считаются безработными при наличии 250000 незаполненных вакансий в сфере обслуживания и тяжелых работ. При этом Франция выдает в год менее 1000 разрешений на постоянное трудоустройство.
Бенилюкс
Нидерланды предусматривают годовую квоту на 22000 мест. В то же время существует государственная программа, предусматривающая дотации нанимателям, принимающим на работу голландцев, которые более года находятся без работы, с оплатой до 6 евро в час.
Греция
В основном принимает рабочую силу из стран, не входящих в Европейский союз, - албанцев, болгар, румын, украинцев.
Италия
Введена годовая иммиграционная квота на 20000 мест.

Ситуация в странах - новых членах ЕС

Несмотря на высокий экономический рост (5-8%) и приток иностранных инвестиций, исследования показывают устойчивую тенденцию утечки не мозгов, а молодежи (3-5% молодых людей в новых странах - членах ЕС намерены мигрировать).
Страны Балтии
Литва - 1, 3% населения считают миграцию возможной и желаемой.
Из уже уехавших 48% (26 145) литовцев направились в Великобританию, 33% в Ирландию, 6% в Швецию.
Эстония - до 3% хотят уехать, основное рассматриваемое направление - Финляндия.
Латвия - статистики нет.
Польша
450 поляков работают в ЕС, из них в Германии 21%, Великобритании 21%, Италии 11%, Нидерландах и Ирландии по 7%. Поток в Польшу из ЕС - 6000 запросов на получение разрешения на работу в польских компаниях, 35000 человек (из них 20000 немцев и 10000 французов) работают в Польше в зарубежных компаниях.
Центральная Европа
Вторым после Польши донором рабочей силы становится Словакия - 150000 человек работают в странах ЕС, 61000 в Чехии, 20000 в Венгрии.
Источник: Центр европейских и трансатлантических исследований, 2005 год

Любовь СЕМЕНОВА. «Молодежь Эстонии», 18 ноября 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.