Rambler's Top100

№ 267 - 268
27 ноября - 10 декабря 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Эксперт - Северо-Запад» о материнском капитале и инфраструктуре взросления детей
«Ведомости. Пятница» об экономическом стимулировании деторождения
«Ведомости» о материнских пособиях и налогах
«Московский комсомолец» о российских чайлд-фри
«Московская правда» и «Вечерняя Москва» о новом законопроекте по абортам
«Berliner Zeitung» о католической церкви и презервативах
«Новые известия» о младенческой смертности и здоровье детей
«Огонек» о нерегистрируемых браках в России в XX веке
«Эксперт», «Московский комсомолец» и «Российская газета» о дешевой водке и алкогольной смертности
«Тайный советник» о миграционной политике в России
«Политический журнал» и «Новая газета» о возможностях репатриации соотечественников в Россию
«Газета» и «Огонек» о квотах для иностранцев
«Время новостей» о квотах для иностранцев из СНГ и отмене планировавшейся амнистии
«Gazeta.kz» о «миграционной амнистии» в Казахстане
«Российская газета» о биржах труда для иностранцев
«Газета» и «Коммерсантъ» о миграционной полиции
«Коммерсантъ» о проверке ФМС в Лужниках

«Время новостей», «Профиль», «Известия», «Московские новости», «Новые известия» и «Русский Newsweek» об отлучении иностранцев от рынков
«REGNUM» о реакции Азербайджана на изгнание иностранцев с российских рынков
«Коммерсантъ» об актуальных подражателях ДПНИ
«Новая газета» об антигрузинской кампании
«Российская газета» о миграционной политике и ксенофобии в России
«Вечерняя Москва» о миграции и ксенофобии
«Политический журнал» о миграционных мифах и реальных проблемах России
«Эксперт» об экономической стороне иммиграции в Германии
«Профиль» об эмиграции и иммиграции в Германии
«Бизнес & Балтия» о потребностях Латвии в иммигрантах
«Молодежь Эстонии» об иммиграции в Эстонии и других странах
«Коммерсантъ» о грядущем дефиците трудовых ресурсов
«Вечерняя Москва» и «Коммерсантъ» о «квартирах для москвичей»
«Зеркало недели» о голодоморе на Украине
«Страна.Ru» о жертвах голода в 1920-х - 1930-х годов
«День» о производственном травматизме на Украине

… о возможностях репатриации соотечественников в Россию

Не упустить соотечественников

Программа возвращения соотечественников - детище правительственной комиссии по миграции, которую возглавляет Виктор Иванов. Ее осуществлением будут заниматься миграционная служба, МИД, другие министерства - это ведь межведомственная программа. Кроме того, регионы будут заниматься этим самостоятельно - именно они должны составить миграционную программу.
В принципе эта программа - шаг в правильном направлении. Россия должна создавать какой-то благоприятный климат для миграции из стран СНГ в РФ. Но с другой стороны, мы значительно упустили время. Очень многие уже выехали оттуда самостоятельно. После того как распался СССР, очень много людей выехало из республик. И не только русских - они составили здесь процентов шестьдесят. Процентов десять - это другие россияне: татары, башкиры и т.д. Остальные - титульное население этих республик, выехавшее либо в составе смешанных семей, либо самостоятельно.
Известно, что в США годовая иммиграционная квота составляет около миллиона человек в год. У нас официально меньше - около полумиллиона. Но квоты эти не жесткие. Тем более что по многим регионам они не выбираются. Другая проблема в том, что реальное количество мигрантов превышает эти квоты. Это потому что многие предприятия не хотят брать работников официально. Ведь они должны платить за найм каждого работника определенную пошлину. Поэтому многие из них стараются нанять людей с улицы, или "по-черному". Таким образом, наша реальная потребность значительно больше существующих квот.
Я ожидаю некоторого миграционного всплеска, потому что оплата проезда и подъемных - это очень серьезная материальная помощь. Конечно, оплачивать будут не авиабилет, но все равно - если вы едете с семьей из 3-4 человек и можете перевезти имущество, значит, если вы там, хоть пусть и дешево, продали квартиру, вы эти деньги привезете, а не промотаете на проезд. Но не так много осталось людей, желающих приехать. Из Украины, например, не следует ждать потока, потому что оттуда не такой дорогой проезд, - кто хотел, тот приехал. Кроме того, далеко не все регионы будут оплачивать этот проезд. Например, если вы хотите в Москву или Московскую область, то вы ничего не получите - приедете по-прежнему за свой счет. Если только работодатели-предприниматели не скажут, что они готовы оплатить.
Но самое главное, что по сравнению с той потребностью, которая нужна России, этот поток будет недостаточен. Ведь если по России примерно миллион заявленных вакансий, то реальная потребность в 3-4 раза больше. Потому что далеко не все вакансии официально заявлены.
Общее же количество соотечественников за пределами РФ, которые в перспективе могли бы переехать в Россию, - не более полутора миллионов.
Здесь, конечно, не учитываются русские, проживающие в таких странах, как США, Германия, Израиль и т.д. Более того - прибалтийские русские тоже не хотят теперь переезжать в Россию. Это показывают все социологические опросы. Почему я и говорю, что время упущено. В свое время многие люди поехали сгоряча, испытав резкий этнический дискомфорт. Но в Прибалтике национализм подогревался не только политическими, но и экономическими моментами - конкуренцией за присвоение бывшей госсобственности. Прежде всего это досталось титульным народам, и ясно, что на всех уровнях старались сузить количество людей, конкурирующих за присвоение этой собственности. Этот экономический фактор все время был в тени и не выходил на поверхность. А на поверхности это был национализм. За все административные места сразу началась конкуренция. Но теперь все это схлынуло. Те, кто остался, приспособились к местным условиям. Да и сами условия изменились. Например, больше всего мигрантов после распада Союза мы получили из Казахстана. А теперь Казахстан развивается очень быстро. Промышленность поднимается, в том числе и на российских плечах. А кадров-то нет - русские и немцы уехали. Поэтому Казахстан предпринимает очень большие усилия, чтобы те, кто еще остался, не уехали. Тут даже получается, что мы вступаем в конкуренцию с их политикой.
Поэтому, безусловно, требуется определенная работа для того, чтобы бывшие союзные республики не возражали, не вставляли палки в колеса. Особенно если речь идет о квалифицированной рабочей силе - она-то везде нужна. Кроме того, эта помощь должна оказываться на месте, в тех странах, откуда люди выезжают. Поэтому нужны еще межправительственные соглашения, специальные люди в наших посольствах и в консульских отделах. Если получить пособие можно будет только в столице республики, людей будет мало. Представьте себе Казахстан. Если за пособием надо будет ехать в Алма-Ату, то можно проездить все это пособие. Все зависит от того, насколько будет большая сеть этих "раздаточных пунктов", как это все будет организовано, насколько оперативно будут давать деньги.

Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ, директор Центра миграционных исследований.
«Политический журнал», 20 ноября 2006 года

Узкая национальная идея

Родина-мать зовет миллион соотечественников из-за рубежа, чтобы работать. А три миллиона может депортировать

Общее впечатление такое: Россия хочет заткнуть дыры в своем хозяйстве, цинично эксплуатируя патриотические чувства соотечественников
До чего же обидно: дождались, наконец, наши дорогие зарубежные соотечественники, что Россия о них вспомнила, позвала и даже предлагает финансово обеспеченную программу переселения, а эта программа вместо радости и энтузиазма вызывает у большинства знающих миграцию чувство горечи и недоумение. В чем же дело? Почему мы такие неблагодарные?
Я внимательно изучила информационный пакет, где 12 пилотных регионов конкретно излагают, какие специалисты им нужны и на каких условиях их могут принять. Единственная безусловная льгота, которая предлагается во всех регионах, это предоставление гражданства РФ без бюрократических заморочек в максимально короткий срок. Что касается зарплат, то они в большинстве случаев чуть выше прожиточного уровня. Жилье - общежитие или гостиница. А в дальнейшем пусть новоселы строят за свой счет или воспользуются ипотекой. Дельный, конечно, совет, но многие ли способны его выполнить?
Общее впечатление от программы такое: Россия хочет заткнуть дыры в своем хозяйстве, цинично эксплуатируя патриотические чувства своих соотечественников.
Впрочем, дареному коню, как говорится, в зубы не смотрят - не нравятся условия, пусть не едут Авторы подчеркивают, что это программа содействия именно добровольному переселению и рассчитана она на сознательный выбор самих соотечественников. Немного странен этот акцент на "добровольности", будто могло быть и насильственное переселение... А вообще, если вдуматься, покинуть все нажитое в теплых южных краях и уехать в российскую глубинку поднимать, допустим, запущенную свиноферму может лишь тот, кому стало совсем уж невмоготу на прежнем месте. Давайте все же признаем, что в нынешних условиях, когда 40% самих россиян живут за чертой бедности, добровольное переселение в Россию практически невозможно. И речь может идти только о вынужденном.
К тому же само словосочетание "добровольное переселение" скомпрометировано российской практикой. Уже давно наша страна заключила с большинством стран СНГ соглашения о том самом "добровольном переселении". Это было сделано в угоду нашим соседям - не нравился им действующий в России закон о вынужденных переселенцах: от нас, мол, не бегут, а просто добровольно уезжают. Статус добровольного переселенца давал право на таможенные льготы при переезде, а на территории России абсолютно ничего не значил. Между тем люди, не разобравшись, надеялись, что это их охранная грамота.
Обман вызвал множество трагедий. Я писала о злоключениях семьи Канашкиных, которые переехали из Туркменистана в Ярославскую область к родной бабушке, но потеряли (на время, потом нашли) миграционные карты, так вот их, имеющих тот самый статус добровольного переселенца, собирались депортировать к Туркменбаши.
Ну ладно, хочется надеяться, что в рамках новой программы такие издевательства будут невозможны. Ведь теперь наше государство собирается реализовать либеральную миграционную политику привлекательную для соотечественников, и эта программа - первый шаг, пробный шар...
Всем известно, что Россия стремительно вымирает, теряя от 700 тысяч до миллиона человек в год, и особенно быстро уменьшается число граждан трудоспособного возраста. Уже завтра одному работнику придется кормить двух пенсионеров. И это значит, что государство будет вынуждено поднять пенсионный возраст, уменьшить и без того невеликие наши пенсии и другие социальные выплаты. Острый дефицит трудовых ресурсов остановит развитие экономики, рост благосостояния. Не говоря уже о том, что наша Россия, самая большая по территории страна в мире, рискует потерять из-за обезлюдения свои огромные богатейшие земли в Сибири и на Дальнем Востоке.
Если бы даже все российские женщины детородного возраста дружно откликнулись на призыв президента, все равно необходимые стране работники появились бы не раньше чем через 20 лет. Так сколько же еще доказывать, что именно мигранты могут сыграть роль "скорой помощи" для России?
Многие считают, что программа переселения фатально опоздала. Да, у России после распада Союза был уникальный шанс избежать демографического кризиса, который сегодня переживают, надо заметить, все развитые страны мира. Да, в 90-е годы в Россию, как на остров спасения, устремились миллионы наших соотечественников, и если бы наша страна встречала их как мать, а не как мачеха, мы бы сегодня уже жили в более благополучной стране. Но в 90-е годы, объясняют нам, Россия была слишком бедна, а вот сейчас появились деньги и стала возможна программа переселения.
Нет, это неправда, что неразумная, а в последние пять лет откровенно антимиграционная политика России объясняется отсутствием средств. Вот уже 17-й год (с тех пор, как первые массовые потоки беженцев хлынули в Москву) я занимаюсь проблемой миграции, а точнее сказать, живу внутри этой трагедии, и смею утверждать, что доброжелательное отношение окружающих помогает выживанию этих обездоленных людей даже эффективнее, чем деньги. И привлекательность миграционной политики зависит не столько от материальных стимулов, сколько от человеческого отношения к приезжающим людям.
Так вот, чувство горечи по отношению к новой программе возникает потому, что ее появление ничуть не смягчило суровый миграционный климат в России. Более того, эта адресная забота для некоторых будущих переселенцев еще больнее обнажила бесправие и абсолютную заброшенность тех, кто уже давно бесприютно мечется по нашим бескрайним просторам.
В программе настойчиво повторяется, что она рассчитана на сознательный выбор каждого участника и те, кто не сможет прижиться в местах не столь отдаленных и раньше двух лет захочет разорвать договор, будут обязаны возместить деньги, затраченные на переезд, оплату контейнера, подъемные и т. д. Законное, конечно, требование. Но вот читатели задают резонный вопрос: а не разумнее ли было бы не южан в Сибирь и на Дальний Восток звать, а системой различных льгот удержать и даже вернуть тех, кто из этих мест уехал.
Нет, оказывается, нельзя.
Или пишут в редакцию уже переселившиеся соотечественники, которым никак не удается ни зарегистрироваться, ни найти работу: а можно ли стать участником программы, если твоя профессия будет востребована? Готовы, мол, ехать куда угодно.
Нет, нельзя.
Программа только для тех, кто живет за рубежом. Якобы желающих и так уже набралось около 6 миллионов. Сомнительная цифра. По экспертным оценкам, миграционный потенциал ближнего зарубежья - всего 3-4 миллиона человек. И то далеко не все из них готовы немедленно сорваться и ехать. Ведь напуганы люди нашими репрессивными законами, обманами со стороны государства и все более вскипающей ненавистью к "понаехавшим".
Впрочем, о каких миллионах речь, если трехлетняя программа рассчитана на 300 тысяч человек. Зато отпущено на нее 17 миллиардов рублей. И вот сравним: на обустройство всех давно переселившихся, имеющих законный статус вынужденного переселенца (таких осталось 147 тысяч) выделяется в год всего лишь 250 миллионов. То есть в 18 раз меньше! И если государство будет такими же темпами исполнять свои обязательства, то очередь вынужденных переселенцев затянется... на 40 лет! Да не дождутся же они, "списанные в архив". Так может ли эта циничная очевидность вдохновлять новых переселенцев?
Но если даже все 300 предусмотренных программой тысяч приедут вместе со своими семьями, изменит ли этот, предположим, миллион новожителей экономическую и демографическую ситуацию в России? А посчитайте, сколько за те же три года умрет. И вот возникает недоуменный вопрос: какую, собственно, цель преследует эта дорогостоящая программа?
Да если мы в самом деле дозрели до мысли, что МИГРАНТЫ НЕ ОБУЗА, А БЛАГО ДЛЯ РОССИИ (наша общественная организация вот уже десять лет пытается убедить в этом власти), то давайте же наконец проведем давно назревшую иммиграционную амнистию для тех соотечественников, которые попали в число нелегалов из-за нашего взяткоемкого миграционного законодательства и милицейского произвола. Тревогу о судьбе этих без вины виноватых соотечественников, не имеющих никакого правового статуса, не раз высказывал президент. Ясно же, что вывести их из подполья, освободить из рабства - это не просто гуманная, но и крайне выгодная для государства акция. Иммиграционные амнистии, то есть легализацию упрощенным способом скопившихся в стране нелегалов, регулярно проводят развитые страны. У нас вроде бы все понимают, что амнистия давным-давно назрела, а с решительными мерами власти все медлят и медлят. Интересы коррумпированных работодателей сильнее политической воли?!
Но вот с 15 января, как известно, вступают новые законы, существенно облегчающие регистрацию и легализацию тех новичков, что к нам приедут. Ну а с давно живущими в подполье как быть? ФМС (Федеральная миграционная служба) считает, что таких в стране 10 миллионов. Если следовать нынешним умопомрачительным законам и инструкциям, все эти миллионы нужно немедленно затащить в суд и депортировать из России. Но вот же закавыка: на такую сумасшедшую грандиозную акцию не то что всего российского бюджета, но и Стабилизационного фонда не хватило б. Интересная, конечно, ситуация: одних зовем, других вроде бы обязаны высылать. А ведь нужны же нам, еще как нужны, эти уже успевшие интегрироваться миллионы. Так почему же, спрашивается, чеченским боевикам мы регулярно объявляем амнистии, а этим рабам дать волю боимся? И неужели непонятно, что, легализовав тех, кто уже здесь, мы можем, практически не затрачивая никаких средств, разом существенно увеличить население России?
Итак, пока государство не расплатилось со старыми долгами перед вынужденными переселенцами и не исправило положение исстрадавшихся без прав нелегалов-соотечественников, программа содействия добровольному переселению будет выглядеть так, как воспринимают ее сегодня многие, - просто пиар. Однако мне не хочется соглашаться с таким мнением, я знаю, что у многих уже состоявшихся и потенциальных переселенцев забрезжила надежда, что они и в самом деле нужны России. И было бы преступно в очередной раз эту надежду обмануть.

Лидия ГРАФОВА, председатель Исполкома "Форума переселенческих организаций".
«Новая газета», 16 ноября 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.