Rambler's Top100

№ 471 - 472
20 июня - 14 августа 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«День» и «УКРИНФОРМ» о демографической ситуации на Украине
«Московские новости» и «Ведомости» о пенсионной проблеме в мире
«Slon.ru» о пенсионных проблемах разделенных стран
«Obozrevatel.com» о пенсионной реформе в Украине
«Независимая газета» о социальном бремени российской экономики
«Полит.ру» о социальной и демографической подоплеке проблем американской экономики
«Завтра твоей страны» о брачности и разводимости в Белоруссии
«Литовский курьер» о фиктивных браках в Литве
«Независимая газета» о младенческой смертности в регионах России
«Белорусские новости» о родовспоможении в Белоруссии
«Armtoday.info» о выборочных абортах в Армении
«The New York Times» об антиабортной рекламе в России
«Коммерсантъ» о расходах на здравоохранение в России
«The New York Times» о таблетках от СПИДа
«Полит.ру» об антиалкогольной кампании
«Российская газета» о материнском капитале в Мордовии
«Московские новости» о проблемах национальной политики в России
«НГ-религии» о религии и национальном вопросе
«Московские новости» о проблеме нелегальной миграции глазами Мари Ле Пен
«Известия» о демографических и миграционных проблемах России
«Ведомости», «Российская газета» и «Мигрант.Фергана.ру» о миграционной политике России

«Ведомости» о миграции и экономике
«Взгляд» о соглашении России, Белоруссии и Казахстана по борьбе с нелегальной миграцией
«Независимая газета» о денежных переводах украинских мигрантов
«Novoye-vremya.com» о миграционных проблемах Азербайджана
«Новая газета» о завершении политики репатриации в Финляндии
«Новые известия» об индийской иммиграции в США
«Власть» о политике интеграции мигрантов
«Известия» и «Slon.ru» о камчатском «гетто»
«Газета» о временном жилье для мигрантов в Москве
«Forbes» о проблемах регулирования внутрироссийской миграции
«Газета» и «Российская газета» об особенностях системы регистрации в России
«Новая газета» о потенциальной эмиграции из России
«Comments.ua» об эмиграционных намерениях украинцев
«Деньги», «Московские новости» и «Российская газета» о расширении Москвы
«Огонек» о дефиците в России больших городов, как источников роста
«Огонек» о трех сценариях развития российских малых городов
«Global Post» о депопуляции в российской глубинке
«Российская Бизнес-газета» о российском среднем классе
«Независимая газета» о зарплатах в разных регионах России
«Ведомости» о дефиците квалифицированных кадров в мире
«Новые известия» о «немужском» занятии в Саудовской Аравии
«Российская газета» об интересе россиян к результатам переписи

… о миграционной политике России

Разборчивый хозяин

России, как и всем странам с тяжелыми демографическими перспективами, нужны мигранты. В них нуждается экономика, общественная жизнь и культура. За последние 20 лет к нам приехали более 8 млн уроженцев бывшего СССР, но даже эта волна, кажущаяся большой, компенсировала только две трети убыли населения. В ближайшие 15 лет трудоспособное население сократится на 11 млн человек.
В силу этих процессов будет стремительно расти спрос на людей, готовых занимать рабочие места на производствах, стройках, в торговле, многих видах малого бизнеса, крайне важного для роста экономики и улучшения качества жизни. Как сочетать обеспечение великих строек госкапитализма, торговлю, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство рабочими руками и заботу о гармоничном развитии общества и интеграции приезжих в российскую среду?
Понимая, что приток иностранцев и неизбежен, и желателен, эксперты из Федеральной миграционной службы (ФМС) и Высшей школы экономики вчера представили в Общественной палате составленную ими концепцию миграционной политики. Авторы уверены, что государство должно отказаться от количественного подхода — годовых квот — и перейти к качественному отбору приезжих. Предлагается по балльной системе оценивать потенциальных претендентов на работу в России и отбирать самых нужных. Авторы уверены, что в России, как, например, во Франции, Германии, Австралии и большинстве стран, являющихся магнитами для мигрантов, удастся выстроить систему, в которой преимущество будут получать обладатели дефицитных специальностей, сравнительно высокого уровня образования, люди, знающие язык страны, в которую они мечтают попасть. Еще один плюс — наличие родственников в России. Такие претенденты получат не только рабочую визу, но и необходимые страховки и возможность перевезти в Россию семью. Обладатели разрешений на временное пребывание смогут претендовать на получение вида на жительство через три года пребывания, но только если они повысят уровень своей квалификации, выучат русский язык, снимут или купят жилье. Авторы уверены, что по результатам такой политики они заменят временных мигрантов постоянными работниками — обладателями российского гражданства. ФМС также надеется на реанимацию программы переселения соотечественников.
Пока из 300000 человек, предполагавшихся по программе изначально, в Россию переехали около 45000 соотечественников. Ажиотажа на въезд не наблюдается. Необходимо будет привлекать мигрантов из всех возможных стран, причем не только из государств СНГ.
Идеи авторов концепции звучат так, как будто сами они переехали в Европу. Насколько реалистичными выглядят планы создать «французскую» привередливую систему отбора кадров в стране, которой работники нужны в огромных количествах? Если критерием выдачи вида на жительство будет жилье, то как мигранты, большинство из которых занимают низкооплачиваемые рабочие места, будут его покупать? Да и в целом: отбор мигрантов по качественным признакам будет иметь хоть какой-то смысл только при отсутствии коррупции, иначе новые меры просто приведут к увеличению «ценника» на ввоз рабочих и к удорожанию рабочей силы. На въезде предполагается поставить тонкое сито, но есть ли в стране условия, ради которых квалифицированные люди будут стоять в очереди?
Россия собирается стать разборчивым хозяином, выбирающим гостей. Но достаточно ли этот хозяин привлекателен и гостеприимен? Первой мерой любой миграционной политики в России должно быть искоренение ксенофобии. Наша страна просто не может ее себе позволить. Чиновникам нужно прекратить объяснять высокий уровень безработицы и преступности наплывом мигрантов, которых они намеренно или случайно отождествляют с приезжими из других регионов России. И еще одно обстоятельство, возможно главное: все меры миграционной политики должны быть предварены улучшением инвестиционного климата, поскольку в действительности именно его качеством и определяется «качество» приезжих.

«Ведомости», 26 июля 2011 года

Мигрант желания

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов о новациях, прописанных в Концепции миграционной политики

Отменить квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Россию, а вместо этого создать новые условия для мигрантов предлагает Федеральная Миграционная Служба страны (ФМС). В частности, предполагается упростить такое понятие, как разрешение на временное проживание, а иностранцам, которые нужны нашей стране, сразу давать вид на жительство.
Эти и другие новации прописаны в Концепции миграционной политики, составленной ФМС и экспертным сообществом при участии Высшей школы экономики (ВШЭ). Вчера проект документа обсуждался в Общественной палате.
О необходимости создания концепции говорят уже несколько лет, поскольку границы России со странами СНГ открыты.
Мигранты едут, и мы не можем ими управлять. С одной стороны, они порой создают напряжение на рынке труда, с другой — нам без них никуда. Как отмечено в концепции, численность трудоспособных россиян с 2011 по 2025 год уменьшится не менее чем на 10 миллионов человек, будет расти количество людей старшего возраста. Это повлечет дефицит рабочей силы, обострятся проблемы здравоохранения, пенсионного и социального обеспечения. При этом миграционные ресурсы стран СНГ, ориентированные на Россию, уменьшаются.
Кто хотел сюда переехать — уже переехали. Молодые поколения этих стран не знают русского языка. А наиболее близкие нам по языку и культуре жители Украины, Молдовы, Белоруссии сейчас предпочитают ехать работать в Европу, а не в Россию. Поэтому, пока остался еще хоть какой-то ресурс, надо брать быка за рога.
В концепции большое внимание уделяется перспективам переезда мигрантов на постоянное место жительства в Россию. Как пояснил директор ФМС Константин Ромодановский, предполагается, во-первых, отменить квотирование гастарбайтеров, поскольку оно вызывает много нареканий. Вместо этого планируется разработать программы краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающие использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности. В том числе развивать оргнабор, программы сезонной миграции, проекты для квалифицированных и высококвалифицированных специалистов. Также предполагается отменить понятие "разрешение на временное проживание", а давать сразу вид на жительство наиболее желанным мигрантам.
Кто желателен, а кто нет, определит балльная система, которая будет разработана. Она будет учитывать возраст, образование, уровень профессиональной квалификации и прочие параметры.
В зависимости от того, сколько баллов наберет мигрант, по такой программе он и сможет въехать в Россию. При этом, по словам ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, если мигранты не будут сдавать экзамены на русский язык, нормы права и законодательства России, через пять лет это будет связано с повышенными рисками для нашей страны. Кроме того, для мигрантов малой и средней квалификации не должно быть предусмотрено ввоза семей, иначе "мы породим больше проблем, чем решим", сказал он. И добавил, они должны будут сами повышать свою квалификацию, если захотят остаться в России.
Есть в концепции и раздел, посвященный внутренней миграции, но, как отмечают эксперты, проработан он слабо, видимо, потому, что составители документа знают: от перестановки мест слагаемых сумма не меняется, и если людей перемещать из одного региона в другой, общая демографическая ситуация не улучшится. Тем не менее, по словам Константина Ромодановского, люди уезжают из стратегических регионов Сибири и Дальнего Востока. За пять месяцев этого года Дальний Восток покинули шесть тысяч человек. И эту тенденцию надо переламывать.

Марина ГРИЦЮК. «Российская газета», 26 июля 2011 года

Юрий Московский: Проблему иностранных мигрантов не нужно искусственно раздувать

В Российской Федерации завершается работа над концепцией миграционной политики. Возможно, она будет утверждена парламентом уже осенью. Предполагается, что документ облегчит приток мигрантов в Россию. Вместе с тем, проблема миграции и ксенофобии становится одной из наиболее болезненных для нашего общества. Однако директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» ответственный секретарь общественно-консультативного совета при УФМС Москвы Юрий Московский полагает, что вопросы, связанные с внешней миграцией, раздуваются искусственно, и что в их основе – мифы, а не факты.
- Юрий Викторович, мы говорим о «новой» концепции миграционной политики. А была ли старая?
- Да, такая Концепция была, в ней было много благих пожеланий. Но жизнь шла помимо Концепции. В нынешнем проекте документа тоже много правильных слов. И вокруг них уже сейчас начались споры. Начинается довольно активное обсуждение Концепции, пока еще в узких кругах.
Но, к сожалению, я должен констатировать: чтобы выработать и проводить реалистичную политику в данном вопросе, необходимо опираться на достоверные данные, на материалы серьезных исследований. А вот с этим в России сегодня большие проблемы. Даже в официальных документах нередко встречались, да и встречаются взаимоисключающие цифры: на одной странице говорится о миллионе нелегальных мигрантов в государстве, а на другой – о двадцати двух! Складывается впечатление, что иностранные исследователи гораздо лучше знают Россию, чем наши ученые. И объясняется это просто – денег на изучение ситуации нет.
Мне не нравится появившийся откуда-то термин «мигранты». Есть внешняя миграция и внутренняя. Есть те, кто приезжает к нам из других стран – это, говоря по-научному, иммигранты. А есть миграция внутренняя, о которой, кстати, упомянуто в Концепции. Давайте все же разделим эти два понятия и будем в основном говорить об иммигрантах или об иностранных рабочих, как это было всегда принято.
На самом деле, судя по тем данным, на которые опираюсь я, проблема внешней миграции очень сильно преувеличена (к слову, в отношении количества нелегалов, мне кажется, справедлива именно цифра один миллион, но… четыре года назад, до либерализации миграционного законодательства и выхода многих нелегалов «из тени»). А внутренняя миграция, по сравнению с 1980-ми у нас снизилась вдвое. Чему весьма много объяснений.
Когда журналисты, эксперты, чиновники и политики оперируют непроверенными цифрами, серьезно влияющими на состояние общественного мнения, это очень опасно. Ведь цифры способны убивать.
- На Манежную площадь в прошлом году вышло много тех молодых людей, которые и газет-то не читают…
- Вы имеете в виду события 11 декабря?
Зато они пользуются Интернетом. И вообще не надо считать в нашу эпоху критерием некультурности или неосведомленности такую категорию, как чтение газет или книг на бумаге.
И под какими главными лозунгами собрались на Манежную большинство там присутствующих? «Нет милицейскому беспределу!» А причем тут, извините, внешняя миграция и иммигранты? Это же совсем другая тема. Кстати, и конфликт произошел не с мигрантами-иностранцами, а с россиянами – с теми, кто приехал с Северного Кавказа. Кавказская тема тоже, к слову сказать, очень сильно раздута. Ну, судите сами, обыватели говорят о том, что кавказцы «все заполонили». Всех кавказских народов в стране – шесть-семь миллионов. Больше половины, допустим, живет в республиках Северного Кавказа. Три миллиона – в остальной части Российской Федерации. Причем, в значительной мере эти люди полностью адаптировались. И они «сильно мешают» ста сорока миллионам?
Что же касается внутренней миграции, то продолжается процесс взаимовлияния народов, и многих представителей нероссийских этносов от большинства населения отличает разве что внешность и фамилия. Но это уже люди современной русской культуры.
- Но есть же регионы, где мигрантов особенно много – Москва, Московская область… Там, наверное, и появляется больше всего проблем?
– Опять-таки, давайте оперировать фактами. Настоящий гигантский всплеск миграции, когда население Москвы быстро выросло в четыре раза (!) за счет приезжих, был между Революцией и Великой Отечественной войной. В двадцатые-тридцатые годы число москвичей выросло с 1 миллиона с небольшим до четырех с половиной – вот это миграционный бум. Да и сама столица разрослась тогда чуть ли не вдвое. Сейчас, по официальным данным, в столице постоянно проживают около 350 тысяч иностранцев. Зарегистрированных. Но сегодня в Москве проще зарегистрироваться, чем ходить без регистрации. Ну, пусть даже еще 20 процентов от этого количества живут без регистрации. Четыреста тысяч. Из них двадцать пять тысяч – дети, которые учатся в школах, столько же примерно – студенты. На город с населением в 11,5 миллиона не мало, но и не много: около пяти процентов от числа работающих. Вдвое меньше, чем Париже или Берлине. Кстати, вы знаете, что даже сегодня рынок образования иностранных студентов в России оценивается более чем в миллиард долларов в год? Вот об этом бы напомнить тем, кто считает, что приезд иностранных студентов не в наших национальных интересах.
Давайте попытаемся разобраться, сколько иностранцев сейчас находится в Российской Федерации, а конкретно – в Москве и области. Слухов вокруг этого ходит много. И в их распространении, к сожалению, негативную роль играют некоторые СМИ, пользующиеся информацией самых различных «экспертов», желающих обрести популярность на жареных фактах. И появляются бредовые утверждения о двух миллионах постоянно находящихся на территории области и еще о двух миллионах находящихся в столице иностранцах. То есть о четырех миллионах трудящихся в Московской агломерации людей. И это на 19 миллионов ее населения… То есть каждый второй работоспособный мужчина у нас – иностранец? Бредятина какая-то.
В нашей столице, согласно последней переписи населения, проживает около 11,5 миллиона человек. Из них, по данным ФМС, имеют постоянную регистрацию чуть более 9 миллионов граждан России, временную регистрацию – 1,1 миллиона, до 1 миллиона наших сограждан, в основном из Центрального федерального округа, живут и работают безо всякой регистрации. И в Москве постоянно находится 300-400 тысяч иностранцев (кстати, в это число входят студенты и школьники – около 45 тысяч).
Давайте «включим мозги». В Подмосковье живет чуть более 7 миллионов человек. Из них не более 2 миллионов трудоспособных мужчин. Следовательно, если довериться этим «специалистам по миграции», утверждающим о миллионах иностранцах, да еще и нелегальных, получится, что практически все мужчины, живущие в Московской области, – иностранцы. Чушь, конечно.
Следовательно, реально в Московской области может постоянно находиться менее 250 тысяч иностранцев. Что, на самом деле, достаточно много: получается, что каждый девятый взрослый мужчин в области – иммигрант из «ближнего зарубежья». Но ведь не все из них из Средней Азии и Закавказья. По оценкам экспертов, да и по данным ФМС, более половины приезжих – из Украины, Белоруссии и Молдавии. К тому же многие из приехавших из Средней Азии – это славяне, пока еще в силу разных причин не получившие российские паспорта.
Конечно же, есть нелегально проживающие иностранцы, но таких, вопреки легендам, относительно немного, ведь силовые структуры так поставили работу, во всяком случае в столице, что ходить приезжему по улице без документов все равно что на машине без прав ездить. Можно, но замучаешься штрафы платить. Поэтому большинство иностранцев, конечно же, живут вполне легально, а вот работают часто без соответствующего оформления. Как, впрочем, и многие граждане России.
Следует учесть, что летом число наших бывших соотечественников неизбежно возрастет, ведь приедут сезонные рабочие. Да и вообще – тепло располагает к смене обстановке и к желанию начать новую жизнь, вырваться из нищеты, пробиться «в люди».
В целом же по стране экспертные оценки численности находящихся в России иностранцев расходятся от 1,5 до 14 миллионов. Что говорит о полном отсутствии у нас реальной аналитики, слабости учета и контроля, мифологизированности сознания экспертов. Если принять за основу утверждение, что 20-25 процентов иностранцев проживает в Москве, то можно смело утверждать, что в Российской Федерации постоянно находятся от 1,5 до 2,5 миллионов иностранных граждан.
- Вернемся к Концепции миграционной политики. Что нового предусматривает проект?
- Предполагается, например, отменить квотирование на привлечение рабочей силы из-за рубежа. Но тогда встает вопрос: а что будет вместо квот, какой механизм защиты внутреннего рынка рабочей силы? В Концепции на него ответа нет. А между прочим, механизмы защиты внутреннего рынка труда есть во всех развитых странах. В США, например, невозможно иностранцу официально устроиться на работу, пока он не докажет, что на данную вакансию нет претендента-американца. Другое дело, что бизнесмены это решение постоянно нарушают. Но это уже компетенция фискальных органов. Сегодня многие российские предприниматели берут завышенные квоты, либо на всякий случай, либо с целью их потом перепродать.
- А сколько в последние годы составляла по России эта квота?
- В разные годы и для разных регионов по-разному. В Москве в этом году порядка двухсот тысяч человек. А доходило до 750 тысяч, но они тогда просто «не выбирались», зато приходилось много сил тратить на их оформление.
- Сотрудник Института демографии Никита Мкртчян полагает, что в ближайшие годы России для сохранения нынешних темпов роста понадобится привлечение порядка миллиона гастарбайтеров в год. Вы с этим согласны?
- Я считаю, что Никита Владимирович Мкртчян – один из лучших специалистов в стране по этой теме. По реальным оценкам, весной в России постоянно находилось до 2,5 миллионов человек с зарубежными паспортами. Летом их число увеличится. Получается, что «они уже здесь». И, к слову сказать, у меня большие сомнения вызывают цифры, заложенные в проекте Концепции миграционной политики. Там сказано, что к 2025 году потребность России в трудовых мигрантах составит 10 миллионов человек. Без какого-то научного обоснования. А почему не девять, почему не двенадцать? Или не пять? Боюсь, что цифра просто взята с потолка, как это у нас часто делается.
Я вот недавно присутствовал на заседании, посвященном демографии и миграции, где весьма серьезные ученые утверждали, что демографическая ситуация в России в значительной мере стабилизировалась. Да, через 15 лет будет некоторое уменьшение населения, но не в таких апокалиптических масштабах, как описано в Концепции. И вообще, если мы всерьез говорим о модернизации, то не надо забывать о том, что она предполагает рост производительности труда, за счет чего должна снизиться потребность в привлечении иностранцев для работы в Российской Федерации.
Нынешнее население Российской Федерации — около 143 млн. человек, из которых более 90 миллионов находятся в трудоспособном возрасте. А в 1979 году население РСФСР составляло 137 млн., в 1959-м — 117 млн., в 1926-м — 93 млн. В те годы страна переживала масштабный экономический рост и именно в этот период создавались те материальные ценности и инфраструктура, которой мы пользуемся и которую растрачиваем. И той численности населения хватало без массовых приездов на работу в РСФСР из других республик Союза. Наоборот – именно наши территории стали донорами окраин. Именно из областей коренной России ехали квалифицированные инженеры, рабочие, чиновники, учителя.
Да, конечно же, убыль населения будет восполняться за счет иммигрантов. Как это и было на протяжении последних 20 лет.
Да, за 20 лет в Российскую Федерацию переехали около 8 миллионов человек, но ехали к нам в основном люди «русской культуры» – русские, украинцы, белорусы, словом, русскоязычные советские люди. И когда говорят о миллионах приехавших к нам после распада СССР, почему-то об этом забывают. А сейчас это поток стал значительно меньше. Люди уехали от экономических и политических неурядиц, стремясь обезопасить себя и будущее своих детей.
Нам нужно различать два явления – тех иностранцев, которые приехали временно, как говорится, «на шабашку», отработать сезон и уехать, и тех, кто решил пустить здесь корни. Таких сейчас существенно меньше, чем было лет пять назад.
Существует нехватка кадров – в ряде территорий и по определенным специальностям, но нет тотальной нехватки людей, сравнимых с той, что была, скажем, в Германии после ее разгрома во II мировой войне, в ходе которой треть мужчин погибло или стали инвалидами.
В нашей стране на протяжении ближайших десятилетий будут постоянно находиться 1,5-3 миллиона иностранцев. Кто-то будет уезжать, кто-то – приезжать на место выбывших, кто-то – получать российское гражданство. Но это же не арифметическая сумма всех въехавших в страну, которая, возможно, и даст искомые авторами проекта Концепции 10 миллионов.
Кроме того, есть проблема более рационального использования рабочей силы внутри страны. И это, по большому счету, тоже вопрос миграционной политики. Не зря в Концепции есть описание и внешней, и внутренней миграции. Только внутренней миграции необходимо уделить гораздо больше внимания. В Москве, как я уже сказал, на шесть граждан России, живущих без регистрации или со временной регистрацией, приходится дин иностранец. Вот и сравните масштаб.
Если, извините, руководители управляющей компании решают завезти дворников из Центральной Азии, заплатить им в разы меньше, чем указано в ведомости, а разницу безнаказанно положить себе в карман – то с этим нужно бороться государственным организациям. И это к налоговым органам вопрос, к МВД, прокуратуре, профсоюзам, но отнюдь не к ФМС.
И уж в любом случае иностранный гражданин не должен иметь преимущества перед российским. А сейчас по факту получается, что имеет. Хотя бы потому, что за него работодатель не платит в Фонд социального страхования. Это, мне кажется, нужно менять. Развивать, например, патентную систему (которая частично в отношении иностранной рабочей силы у нас в государстве уже работает). Но при этом патент не должен освобождать от всех остальных налогов с дохода. И медицинскую страховку мигранты должны приобретать обязательную, а не добровольную, как сейчас. На этом пытаются экономить, а потом все равно неизбежно едут, в случае проблем со здоровьем, в обычную российскую больницу. А кто его лечение оплачивать должен? Та же самая ситуация со школами и детскими садами. Детей, безусловно, надо учить и лечить. Но и их родители должны тоже, как и россияне, платить налоги. Тягло должны нести вместе. И здесь вопросы к нашей фискальной системе, к системе отношений работников и работодателей, к муниципальным чиновникам, а не к иностранным работникам.
Так что относительно иностранцев в России я не склонен впадать в истерику. Да, они есть. Они являются раздражителем для части нашего общества. Но у нас много других, более реальных проблем. Это коррупция, все более увеличивающееся технологическое отставание, преступность, слабость гражданского общества, низкая квалификация управленческих кадров.
А к иностранцам, 95 процентов из коих – наши бывшие соотечественники, многие из которых по-прежнему считают Россию старшей сестрой, а русский народ – старшим братом, надо относиться просто по-человечески. Карать тех, кто нарушает законы относительно приезжих. При этом не оставляя безнаказанными тех иммигрантов, кто сам нарушает наши законы. Но ведь все это не только к иммигрантам относится.
Конечно же, проблемы с иностранцами в России имеются. Но нужно видеть реальную картину. Нужны серьезные, комплексные исследования. А когда ты просто рисуешь перед собой мираж, то никогда не поймешь, как выйти из реальной ситуации. Вот на том, чтобы нарисовать для себя реальную картину, государству и стоило бы сейчас сосредоточиться. Тогда концепция миграционной политики оказалась бы гораздо более приближена к реальности.

Беседовал Алексей ВАСИЛИВЕЦКИЙ. «Мигрант.Фергана.ру» 15 июня 2011 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.