Rambler's Top100

№ 471 - 472
20 июня - 14 августа 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«День» и «УКРИНФОРМ» о демографической ситуации на Украине
«Московские новости» и «Ведомости» о пенсионной проблеме в мире
«Slon.ru» о пенсионных проблемах разделенных стран
«Obozrevatel.com» о пенсионной реформе в Украине
«Независимая газета» о социальном бремени российской экономики
«Полит.ру» о социальной и демографической подоплеке проблем американской экономики
«Завтра твоей страны» о брачности и разводимости в Белоруссии
«Литовский курьер» о фиктивных браках в Литве
«Независимая газета» о младенческой смертности в регионах России
«Белорусские новости» о родовспоможении в Белоруссии
«Armtoday.info» о выборочных абортах в Армении
«The New York Times» об антиабортной рекламе в России
«Коммерсантъ» о расходах на здравоохранение в России
«The New York Times» о таблетках от СПИДа
«Полит.ру» об антиалкогольной кампании
«Российская газета» о материнском капитале в Мордовии
«Московские новости» о проблемах национальной политики в России
«НГ-религии» о религии и национальном вопросе
«Московские новости» о проблеме нелегальной миграции глазами Мари Ле Пен
«Известия» о демографических и миграционных проблемах России
«Ведомости», «Российская газета» и «Мигрант.Фергана.ру» о миграционной политике России

«Ведомости» о миграции и экономике
«Взгляд» о соглашении России, Белоруссии и Казахстана по борьбе с нелегальной миграцией
«Независимая газета» о денежных переводах украинских мигрантов
«Novoye-vremya.com» о миграционных проблемах Азербайджана
«Новая газета» о завершении политики репатриации в Финляндии
«Новые известия» об индийской иммиграции в США
«Власть» о политике интеграции мигрантов
«Известия» и «Slon.ru» о камчатском «гетто»
«Газета» о временном жилье для мигрантов в Москве
«Forbes» о проблемах регулирования внутрироссийской миграции
«Газета» и «Российская газета» об особенностях системы регистрации в России
«Новая газета» о потенциальной эмиграции из России
«Comments.ua» об эмиграционных намерениях украинцев
«Деньги», «Московские новости» и «Российская газета» о расширении Москвы
«Огонек» о дефиците в России больших городов, как источников роста
«Огонек» о трех сценариях развития российских малых городов
«Global Post» о депопуляции в российской глубинке
«Российская Бизнес-газета» о российском среднем классе
«Независимая газета» о зарплатах в разных регионах России
«Ведомости» о дефиците квалифицированных кадров в мире
«Новые известия» о «немужском» занятии в Саудовской Аравии
«Российская газета» об интересе россиян к результатам переписи

… о пенсионной реформе в Украине

Пенсия: чем позже, тем больше

Стартовавшая в декабре прошлого года пенсионная реформа на этой неделе может получить свое законодательное завершение. И хотя подготовленные более тысячи поправок ко второму чтению по законопроекту «О мерах относительно законодательного реформирования пенсионной системы» обещают жаркие дебаты, концептуально документ, как считают многие в парламенте, не претерпит кардинальных изменений. 
Учтем, что принятый за основу в первом чтении 16 июня законопроект отражает и итоги многомесячного общественного обсуждения, лейтмотивом которых была социальная справедливость пенсионных начислений. И жесткие требования президента («людям нужно объяснить, что реформа позволит повысить их пенсии»). И достигнутый консенсус парламентского большинства, на отсутствие которого публично жаловался вице-премьер, министр труда и соцполитики Сергей Тигипко: «Заговаривая пенсионную реформу, мы консервируем бедность в стране».
В середине июня в парламентском зале нашлось 245 ответственных депутатов, взявших на себя смелость, наконец-то, на 20-ом году независимости, попытаться сдвинуть «пенсионную глыбу» и приблизить социально-пенсионные стандарты к более-менее устоявшейся цивилизованной практике.
По недоброй украинской традиции мы подошли к разрешению наиболее социально уязвимой проблемы «за ночь до расстрела» - когда и мизерную (по евроканонам) для большинства пенсию через год-другой платить будет нечем, и покрывать дефицит бюджета ПФУ станет неоткуда. 
Широко тиражируемый в СМИ посыл о том, что отсутствие пенсионной реформы не позволит нам заполучить очередной транш МВФ, следовало бы трансформировать в другой: Украина вынуждена будет понизить пенсии сначала понемногу всем, а потом - и в значительной степени - работающим пенсионерам. Как это сделала, к примеру, дважды Литва (в конце 2009-го и начале 2010-го), дабы уйти от социального дефолта. 
Украинские реалии таковы, что пенсионный груз стал непомерным не только для бюджета страны - обеспечение расходов ПФУ составляет 17% ВВП (для сравнения: в Европе - 8-10%, в США – 5-6% ВВП), а дефицит средств Пенсионного фонда Украины на 2011 г. составил 17,8 млрд. грн. А это значит, что с учетом демографической ситуации и налоговых стандартов в Украине солидарное обеспечение сегодня грозит солидарным «погребением» завтра.
По данным Госкомстата, за первый квартал текущего года пенсионеров увеличилось на 60 тыс. человек – до 13 млн. 766 тыс., а трудоспособных граждан, плательщиков в Пенсионный фонд на постоянной основе с начала года сократилось до 400 тыс. человек – до 14 млн. Выходит, что каждый работающий должен содержать одного пенсионера. 
Логика цифр приводит к убийственной социальной перспективе. Для того, чтобы работающий при выходе на пенсию получал хотя бы минимальную пенсию – 764 грн., он должен заплатить вместе с работодателем такую же сумму налогов. Но это нереально: ведь средняя зарплата по стране 2533 грн. (33,2% от которой работодатель отчисляет в ПФ, 2% - каждый трудоспособный), а 2,5 млн. украинцев (из 14 млн.), занятых в сфере производства и оказания услуг, оформлены на минимальную зарплату в 960 грн. При такой тенденции дефицит Пенсионного фонда будет только нарастать, пенсии уменьшаться, а их выплаты задерживаться, как это было несколько лет назад. 
Подсчеты экспертов показывают: плательщиков взносов до 2050 года сократится на 25%, а получателей пенсий, напротив, вырастет на 8%. Изменение же демографической ситуации приведет к снижению соотношения средней пенсии и заработной платы с 40% в 2009-ом до 28% в 2050-ом. То есть, работать придется не меньше, а получать – значительно меньше. При этом придется выбирать: или увеличивать социальные взносы на пенсионное обеспечение и соответствующие фонды с нынешних 35,2% до 50% в 2050-ом или увеличивать дотации из госбюджета, которые, опять же, надо будет брать за счет урезания других социальных статей.
Словом, куда взором на пенсионную проблему ни кинь – всюду клин. За которым - как уменьшение благосостояния каждого, так и страны в целом. 
Можно было бы внять требованиям оппозиции: сначала, дескать, побороть коррупцию, потом создать рабочие места, после этого снизить налоговую нагрузку для предприятий (те самые 32,2%), а уже затем проводить пенсионную реформу. Но вся беда в том, что пенсионный лимит времени исчерпан – популистская политика депутатского корпуса, правительств и президентов предыдущих двух десятилетий сделала нынешнюю партию власти во главе с Януковичем не только заложником ситуации, но и не оставила им выбора.
Альтернатива состоит только в том, как показали общественные и парламентско-правительственные дискуссии, какие выбрать темпы проведения пенсионной реформы, какие критерии поставить во главу угла и какие создать стимулирующие механизмы для выхода на пенсию. 
Если верить заверениям Тигипко во время голосования в первом чтении, «предлагаемый Кабмином план – один из самых мягких вариантов проведения пенсионной реформы». В чем его отличие от первоначального законопроекта, воспринятого и Партией регионов, и президентом в штыки?
Во-первых, обязательное правило выхода женщин на пенсию в 60 лет заменено добровольным. Во-вторых, будет более стимулирующим механизм доплат за «сверхурочную» работу пенсионерам. В-третьих, льготы для госслужащих, пресловутые спецпенсии, приведут к базовой формуле социальной справедливости.
Всего Кабмин предложил более десятка принципиально важных изменений.
Начнем по порядку. Женщины смогут выйти на пенсию в течение 3 лет с момента утверждения закона добровольно либо в 55 лет, либо в 60. В последнем случае с более высокой пенсией. Повышение пенсионного возраста женщинам до 5 лет будет проходить в течение 10 лет (по полгода – каждый год). При этом предусмотрена компенсация за каждые полгода допстажа в размере 2,5%. За пять лет – это 25% дополнительно начисленной пенсии. 
Стимулы для остальных в целом тоже весьма существенные: достигший пенсионного возраста работник в случае продолжения трудовой деятельности за каждый проработанный год – с первого по пятый – получит увеличение пенсии на 6% (нынче надбавка за стаж составляет не более 1%), а свыше 5 лет - каждый год добавит ему 9% к начисленной пенсии.
Правда, и мужчинам, и женщинам увеличен обязательный трудовой стаж на 10 лет (соответственно до 35 и 30 лет) для получения пенсии. А если женщина уйдет на заслуженный отдых в 55 лет, то она потеряет 0,5% пенсии за каждый месяц досрочного выхода на отдых. В год – это 6%, за пять лет – 30%. Многие депутаты (из числа проголосовавших в первом чтении) допускают, что эта норма может быть смягчена. 
Пенсионный возрастной потолок предлагают поднять для госслужащих (и приравненных к ним девяти категорий): 57 - для женщин и 62 -для мужчин. При этом продление срока госслужбы в исключительных случаях, как это практикуется сегодня, предлагается упразднить. Но это наталкивается, как поведали нам, на ожидаемое сопротивление определенной части депутатского корпуса ввиду миграции народных избранников из законодательного органа в центральный орган исполнительной власти – Кабмин и возрастного ценза некоторых из них. «С принятием этой нормы премьер-министр Азаров будет вынужден паковать чемодан», - резюмирует один из депутатов-регионалов. 
Зато нет разночтений в депутатских рядах по части поднятия с 20 до 25 лет срока выслуги военным. В первоначальном варианте на это отводилось пять лет, теперь – 10. Схема та же, что и у женщин: каждый год выхода на пенсию продлевается на полгода.
Спорные моменты – как политические, так и юридические – возникают при ограничении максимального уровня спецпенсий не 12 минимальными пенсиями, как это имеет место сегодня (что составляет 9 тыс. 168 грн.), а только десятью. Таким образом, самая-самая привилегированная пенсия в стране не будет превышать 7640 грн. 
Камень преткновения в том, что предлагается урезать пенсии не только будущим пенсионерам, но и нынешним. В когорте избранных и социально облагодетельствованных сегодня насчитывается, по словам Тигипко, 14 тысяч человек. Среди них: нардепы-пенсионеры – 13,5 -15,5 тыс. грн., бывшие министры – 16 тыс. грн., замминистры, начальники управлений, департаментов – от 7-8 тыс. до 15 тыс. грн. , прокуроры , следователи, начальники управления Генпрокуратуры – от 8 до 16 тыс. грн., от 8 тыс. и выше пенсии у судей. 
Надо заметить, что, кроме будущего пенсионного закона, сегодняшние спецпенсии регламентируются еще 29 законодательными актами. А статья 22 Конституции запрещает ограничивать и сужать имеющиеся социальные права. На сей счет уже имеется не одно решение КС и детальное разъяснение по этому поводу. 
«Спецпенсионеры» из числа конституционных судей букву закона и дух социальной справедливости чтут как зеницу ока. Им бы еще помнить: их средняя пенсия в 16 тыс. грн. - это почти 4,5 раза больше, чем у настоящей элиты – ученых, преподавателей вузов с ученой степенью и званиями (в среднем 3,5 тыс. грн.), почти в пять раз больше, чем у «чернобыльцев» и в 7 раз - чем у госслужащих среднего звена. Ну, а о 80% рядовых пенсионеров с «минималкой» в 764 грн. умолчим. Но напомним: в странах развитой демократии с устоявшимися социальными традициями соотношение средней пенсии (у нас она не многим больше 1 тыс. грн.) к социально привилегированной не превышает пятикратного размера. 
Поэтому депутатам придется проплыть между Сциллой конституционно возможного и Харибдой социальной справедливости. А сделать это будет непросто. Лидер регионалов Александр Ефремов, например, предлагает облагать налогом высокие, более 10 «минималок» пенсии, а бютовец Андрей Павловский – отменить все спецпенсии, но при их расчетах ввести один универсальный пенсионный принцип – размер зарплаты и трудового стажа. Для доплат же предусмотреть специальные механизмы и осуществлять их из бюджета.
Во всех остальных нюансах пенсионных трансформаций у госслужащих (они могут получать пенсию досрочно за 1,5 года до выхода на отдых, но при наличии необходимого стажа; их пенсия не может превышать 80% от зарплаты (сейчас – до 90%); максимальную пенсию рассчитывают не из их заработка, как сегодня, а из максимальной ставки в 14400 грн., из которой платят взносы в ПФУ) – и в Кабмине, и в парламенте достигнуто принципиальное согласие.
Не вызывает разногласий и такое предлагаемое новшество: бюджетникам – учителям, врачам, работникам социальных служб и сферы культуры - при выходе на пенсию будут выплачивать одноразовое пособие в размере 10 начисленных пенсий.
А вот авторское гражданское естество не хочет мириться с оставшейся незамеченной такой малостью: в законе о Госслужбе и статусе народного депутата закреплена норма в пять лет трудового стажа, чтобы парламентариям и высокопоставленным чиновникам получать по достижению пенсионного возраста «максималку» в 10 минимальных пенсий. В проекте пенсионной реформы об этом ни слова, хотя общий трудовой стаж для простых смертных увеличен, напомним, еще на 10 лет – до 35 у мужчин и 30 лет у женщин.
Оправдано ли такое исключение из социальных правил для отдельных госслужащих и народных избранников?
Впрочем, хочется думать, что эта норма, как и все остальные, будут отражать в итоге социальную справедливость и задекларированный ранее принцип: реформы, в том числе и в пенсионной сфере, проводятся не только за счет народа, но и для народа. 

Николай ЗАКРЕВСКИЙ. «Obozrevatel.com», 6 июля 2011 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.