Rambler's Top100

№ 329 - 330
14 - 27 апреля 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Время новостей» о законе «Об опеке и попечительстве»
«Газета» о непринятии Мосгордумой доклада «детского Омбудсмена»
«Ведомости» об использовании материнского капитала на пенсионные цели
«Газета» о проекте закона по софинансированию пенсий
«Новая газета» о проблемах выплаты материнского капитала
«Парламентская газета» об институте семьи в России и других странах Европы
«Эхо» о рождаемости и семье в Азербайджане
«Независимая газета - религии» о новой географии католической паствы
«Парламентская газета» о миграции и рынке труда
«Русская жизнь» о волнах миграции в современной России
«Газета» о возможности и невозможности регистрироваться на дачах
«Казахстанская правда» о регулировании трудовой миграции в Казахстане
«Независимая газета» о трудовой миграции из Киргизии
«Вечерний Бишкек» о соглашении Киргизии и Казахстана в области трудовой миграции
«Коммерсантъ» о трудовой дискриминации
«Труд» об условиях труда гастарбайтеров

«Вечерняя Москва» о рынке труда Москвы глазами службы занятости
«Газета» о японском способе борьбы с дефицитом труда и старением
«SmartMoney» о влиянии старения на инвестиционные потоки
«Российская газета - Неделя» о докладе ООН по урбанизации
«Русская жизнь» о российских городах, селах и их жителях
«Коммерсантъ-Власть» о возможных плюсах переноса российской столицы
«Независимая газета» о маятниковой миграции в столичном регионе
«Российская газета - неделя» о малоэтажном строительстве как средстве решения жилищной проблемы
«Focus» о возможных последствиях локальной ядерной войны
«Ведомости», «Spiegel», «La Repubblica» и «Le Monde» о продовольственном кризисе и его последствиях
«Новая газета» и «The New Times» о 75-летии голодомора
«Труд» о грядущих новациях с призывом на военную службу
«Бизнес & Балтия» о запрете преподавания на русском языке в частных вузах Латвии
«Коммерсантъ-Украина» о начале подготовки переписи населения Украины

… о новой географии католической паствы

Магия цифр

Католическая Церковь теряет верующих даже в своих традиционных вотчинах. Наиболее показателен "католический бум" в таких странах, как Нигерия

***
В официальной ватиканской газете L'Osservatore Romano в конце марта появилось интервью с монсеньором Витторио Форменти, главным редактором статистического ежегодника Annuario Pontificio. Он заявил, что мусульман в мире стало больше, чем католиков, - 1,25 млрд. человек против 1,13 млрд. Виной всему, по словам Форменти, высокая рождаемость в мусульманских семьях. Католики за ними просто не поспевают.
Однако цифра 1,13 млрд., которая содержится в Annuario Pontificio, - заметное приукрашивание действительности. Из епархий в Ватикан поступают данные о том, сколько человек были крещены. Крестит Церковь немало, но крещеный ребенок вовсе не обязательно, повзрослев, станет посещать богослужения и вообще считать себя католиком. Таким образом, в Ватикане, по всей видимости, склонны преувеличивать число людей, мнение и убеждения которых выражает и представляет Католическая Церковь. Папа Римский, конечно, остается "главой миллионов католиков", но миллионы эти постепенно сокращаются.

Падение бастионов
В 2002 году во Франции, по данным Comparative Study of Electoral Systems, лишь 8% населения регулярно (то есть раз в неделю) посещали католические богослужения. Начиная с 1995 года около полумиллиона австрийцев покинули Католическую Церковь. Впрочем, Ватикан, похоже, давно махнул рукой на эти прежние оплоты католицизма в старушке Европе. В последние годы все свои надежды на Старом континенте он связывал с такими странами, как Испания, Ирландия, Польша. Впрочем, и там, как показывают социологические исследования, для Церкви наметились малоприятные тенденции.
Испанская исследовательская организация Investiga прошлым летом опросила 1600 человек в возрасте от 15 лет на предмет их религиозности. 73,8% опрошенных назвали себя католиками. При этом выяснилось, что лишь 36% еженедельно ходят в церковь. По данным организации Centro de Investigaciones Sociologicas за 2002 год, католиков в стране - 80%, а богослужения регулярно посещает лишь четверть испанцев. Еще более интересен опрос, проведенный в 2006 году исследователями из Harris Interactive для британской газеты Financial Times. Он показал, что лишь 48% испанцев... верят в Бога. Выяснилось, что 30% жителей страны - агностики, еще 11% - атеисты. Для многих католицизм - часть национальной идентичности, и не более того.
"Многие испанцы не чувствуют связи с церковными установлениями, догмами, моралью, - говорит иезуит Хосе Игнасио Витон, профессор Мадридского университета Понтифиция Комийас. - Они уважают Церковь. Они разделяют защищаемые ею ценности. Но они не могут следовать этим ценностям в повседневной жизни, соответствовать предписаниям".
В 2006 году ирландские социологи по поручению государственного информационного агентства RTE провели исследование, которое показало, что лишь 61% жителей Зеленого острова считают себя религиозными людьми. В 1990 году еженедельно богослужения посещал 81% ирландцев (для секулярной Европы цифра потрясающая!), в 1998 году уже 60%, в 2002 году - 50%, а в 2006 году - 48%. В ирландских деревнях "посещаемость" церквей за пять лет - с 1997 по 2002 год - снизилась на 17%, даже в городах спад был менее ощутимым. По состоянию на 2006 год лишь 75% ирландцев считали себя католиками. Католический "корабль" в Ирландии помогают поддерживать на плаву многочисленные иммигранты из Польши.
Католический священник, преподаватель социологии из университетов Чикаго и Аризоны Эндрю Грили считает, что Ирландия, превратившись в европейского экономического гиганта с одним из самых высоких уровней жизни на континенте, "перестала быть аграрной, благочестивой католической страной", каковой ее традиционно считают. Большинство ирландцев верят в Бога, жизнь после смерти и чудеса, но не считает нужным придерживаться католической этики. Они хотят быть католиками "по-своему". Как отмечает Грили, лишь 7% ирландцев в возрасте от 30 до 40 лет доверяют Католической Церкви. При этом 70% доверяют местному духовенству. Местный священник для них - "свой парень", фигура популярная, чуть ли не фольклорная, тогда как "церковная машина", бюрократия их совершенно не прельщают. Говорить о повальном католицизме в Ирландии, как считает Эндрю Грили, не приходится. То же самое, по его мнению, касается Италии и Польши.
Бытует мнение, что католики в Польше составляют свыше 90% населения. В то же время, по данным польского Центра исследования общественного мнения, около 87-89% поляков считают "важными" крещение и похороны по церковному обряду, но при этом готовы назвать себя религиозными людьми лишь 69% опрошенных. Социологи обнаружили парадокс: 96% поляков утверждают, что они католики, при этом в Бога, как выясняется, верят лишь 95% опрошенных. Немецкие социологи в рамках проекта Aufbruch выяснили, что в 1990-е годы каждый пятый поляк не верил в то, что Христос воскрес. Лишь 45% жителей страны, по данным Института статистики Католической Церкви, регулярно посещают богослужения. При этом регулярно причащаются только 16,5%.
Если судить по числу крещений, венчаний и похорон по церковному обряду, то в европейских бастионах католицизма "все в порядке". Однако углубленное изучение проблемы показывает, что волна секуляризма постепенно накрывает Испанию, Ирландию, Польшу, Италию, Португалию, Словению, Словакию. Копни польского или ирландского католика чуть поглубже - получишь светского европейца, вполне индифферентного к религии.

Закрытие Америки
"Основным оплотом католицизма остается Латинская Америка. В целом на Американском континенте, в Северной и Южной Америке, проживают 49,8% католиков всего мира", - сообщил в интервью L'Osservatore Romano монсеньор Форменти. Annuario Pontificio ежегодно фиксирует рост числа католиков в этом регионе. Он составляет чуть более одного процента. Едва ли это признак стабильности. Рост числа католиков объясняется высоким уровнем рождаемости, тогда как в целом Церковь в Америке переживает острый кризис.
Традиционно страной, где проживает наибольшее число католиков, считается Бразилия. Между тем, по данным национального Института географии и статистики, в 2000 году лишь 73,6% бразильцев считали себя католиками. Если учесть, что в 1960 году таковых было 93,1%, а в 1980 году -89%, то тенденция для Католической Церкви вырисовывается тревожная. За 40 лет число бразильцев, считающих себя католиками, снизилось почти на 20%. Еще более печальные цифры привел весной прошлого года исследовательский институт Datafolha. Выяснилось, что свою принадлежность к Католической Церкви готовы подтвердить лишь 64% бразильцев. При этом свыше 90% из них верят в Бога и воскресение Христа, а 86% в непорочное зачатие Девы Марии. Бразильцы принимают ряд фундаментальных католических догматов, но Церковь как институт вызывает у них все большее отторжение.Результаты опроса были опубликованы в газете Folha de Sao Paolo в мае, накануне визита в страну Папы Римского Бенедикта XVI.
"Вера становится более индивидуальной, поэтому Церковь слабеет", - считает епископ Жозе Нельсон Веструпп из бразильского городка Санту-Андре. В числе основных причин снижения числа католиков нередко называют моральный ригоризм Церкви, а также урбанизацию. Церковь преимущественно опирается на село, а сельские жители все чаще перебираются в крупные города. Жизнь в городе постепенно разрушает их привычки, в том числе и связанные с религиозной жизнью. "Городская жизнь основана на потреблении", - констатирует священник Фернандо Альтемейер из Католического университета Сан-Паулу. На этом поле, по его мнению, католикам сложно состязаться с весьма активными протестантскими миссионерами, которые традиционно связывают веру и материальное благополучие. Сельский житель, оказавшись в городе, не перестает быть верующим, но протестантизм кажется ему более привлекательным, адекватным ситуации.
По данным американского Pew Research Center, 34% населения Бразилии принадлежат к харизматическим протестантским общинам и Церквам, в первую очередь - к пятидесятническим. В Чили к харизматам относит себя 1/5 часть жителей. По данным демографических исследований, проводившихся по заказу правительства Гватемалы, в конце 1990-х католики составляли 52,6% от населения страны, протестанты - около 30%. В 2006 году Pew Research Center провел собственное исследование в Гватемале, и выяснилось, что католиков в стране 48%, а протестантов - 34%. Только Annuario Pontificio уже в нынешнем столетии продолжает "упорствовать" и утверждать, что католиков в Гватемале... свыше 70%, тем самым выдавая желаемое за действительное.
Согласно опросу, проведенному в 2004 году Университетом Коста-Рики, католиками считают себя 71,3% жителей страны - при том что годом ранее таковых было 77%. В середине XX века население Колумбии было почти полностью католическим. Сейчас лишь 2/3 колумбийцев заявляют о своей принадлежности к Католической Церкви. В странах Латинской Америки растет число людей без определенной религиозной принадлежности и просто неверующих. Мексиканский институт статистики, географии и информационных технологий опубликовал в конце марта этого года интересную статистику. Выяснилось, что в стране наблюдается ежегодный прирост числа католиков -1,7%. Но при этом ежегодный прирост атеистов составляет... 5,2%. И эти цифры (в отличие от данных католических организаций) никакими крещениями не объяснишь.
"Бога отодвинули на задний план", - сетует архиепископ города Картаго и глава Конференции католических епископов Коста-Рики Хосе Франсиско Уллоа Рохас. Однако, по мнению религиоведа и латиноамериканиста Элио Масферрера, речь вовсе не идет о кризисе веры. Просто Католическая Церковь теряет позиции в "религиозном супермаркете". "Если Церковь не изменит свою централизованную структуру и авторитарный стиль управления, то в Латинской Америке в ближайшие 15 лет ее ожидает настоящий крах", - прогнозирует Масферрер.
Что касается США, то здесь довольно красноречивую картину дает февральское исследование Pew Research Center. По его данным, 10% американцев - бывшие католики. Общее число католиков год от года остается относительно стабильным лишь благодаря иммигрантам. Но ведь иммигранты не прилетают из космоса, а приезжают из той же Латинской Америки... Вопреки оптимизму Форменти Католическая Церковь медленно, но верно теряет Американский континент, судорожно пытается спасти положение и постепенно поворачивается в сторону более перспективных регионов.

Миссионерские территории
По большому счету у Католической Церкви осталось лишь три направления для возможной экспансии. Одно из них обозначилось в конце 1980-х - начале 1990-х. Это страны бывшего соцлагеря и республики бывшего СССР. Однако в таких странах, как Польша, Венгрия, Словакия, Церковь уже выработала свой ресурс, рост ее популярности сменился постепенным спадом. Что касается Белоруссии, Украины и России, то здесь католикам просто не даст развернуться Православная Церковь, которая видит в них своих конкурентов. В многомиллионной России католиков, по разным оценкам, от 200 до 600 тыс. человек, и едва ли эта цифра в обозримом будущем претерпит существенные изменения.
Другое направление - Африка. Черный континент в последние десятилетия стал отрадой и надеждой Католической Церкви. В 1978 году здесь, по данным Annuario Pontificio, проживало около 55 млн. католиков. Сейчас - свыше 150 млн. Более 13% католиков всего мира - африканцы. Ежегодный прирост верующих - свыше 3%. "Самые католические" страны - Бурунди (65% населения - католики), Конго (свыше 50%), Демократическая Республика Конго (около 50%), Руанда (48%), Уганда (42%). При этом наиболее показателен "католический бум" в таких странах, как Нигерия, где, по некоторым данным, проживает около 25 млн. католиков (19% от всего населения страны). За год их число увеличивается на 4,7%. Африка также чемпион по числу католического духовенства и готова экспортировать темнокожих (и довольно консервативных) священников в Европу и США, чтобы воздать "белым миссионерам" сторицей. Сегодня Католическая Церковь куда больше нуждается во внутренней миссии среди европейцев, чем во внешней.
Причины успеха Католической Церкви в Африке вполне понятны. Это, в частности, высокий прирост населения. Это высокая активность миссионеров. Причем обращают они в католицизм не только "бесхозных" язычников, но и мусульман, которым местный ислам кажется слишком жестким. Впрочем, головокружение от успехов опасно. Рост числа верующих естественным образом подпитывает амбиции местного духовенства, неудовлетворение которых в будущем чревато конфликтами, схизмой, поиском своего "африканского" пути в католицизме. II Ватиканский Собор (1962-1965) предоставил африканцам возможность бить в барабаны и танцевать во время мессы, но других послаблений не последовало. Ватикан возлагает на Африку большие надежды, но на ее проблемы подчас закрывает глаза. На юге континента священники на свой страх и риск раздают больным СПИДом презервативы. В традиционно католической Руанде с середины 1990-х число мусульман увеличилось в 16 раз. Причина - преступления католического духовенства в период геноцида народа тутси.
Третья надежда Католической Церкви - Азия. Католиков здесь приблизительно 113 млн., львиную долю которых составляют филиппинцы. Прирост числа католиков в Азии составляет свыше 2% в год. Достигается он, разумеется, не за счет мусульманских стран. За последние десятилетия католицизм стал ведущей христианской конфессией в Индии, католики составляют 7% от населения Вьетнама и около 10% от населения Южной Кореи. Около 5 млн. человек являются членами Китайской патриотической католической ассоциации, при этом официальная статистика не дает точных сведений о числе католиков-катакомбников. По данным Ватикана, их чуть ли не 8 млн. Пока отношения между Святым Престолом и Пекином не нормализуются, говорить о том, сколько в Поднебесной католиков, можно лишь приблизительно.
Поступающие из Азии в Рим отчеты могли бы быть еще более оптимистичными, если бы Церковь не сталкивалась в регионе с ограничениями миссионерской деятельности со стороны правительств (как, например, в том же Вьетнаме или некоторых штатах Индии). В то же время для Филиппин, единственной традиционно католической страны Азии, характерны (пусть и в несколько смягченном варианте) те же тенденции, что и для стран Латинской Америки. По данным официальной переписи 2000 года, Annuario Pontificio и опроса Pew Research Center за 2006 год, католики составляют чуть более 80% от населения страны. Их число не растет, а, напротив, постоянно снижается, и протестанты (прежде всего пятидесятники) перехватывают бывших католиков.
Стоит ли Ватикану вообще цепляться за цифры, которые в большинстве случаев ни о чем не говорят? Кто важнее, ценнее для Церкви: небольшие группы убежденных католиков, сохранивших веру в условиях секулярной Европы, или толпы новообращенных африканцев, освоивших лишь азы католицизма и в душе остающихся язычниками? Количество никогда автоматически не переходит в качество. Но, видимо, в Ватикане считают наоборот!

Станислав МИНИН. «НГ-Религии», 16 апреля 2008 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.