Rambler's Top100

№ 329 - 330
14 - 27 апреля 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Время новостей» о законе «Об опеке и попечительстве»
«Газета» о непринятии Мосгордумой доклада «детского Омбудсмена»
«Ведомости» об использовании материнского капитала на пенсионные цели
«Газета» о проекте закона по софинансированию пенсий
«Новая газета» о проблемах выплаты материнского капитала
«Парламентская газета» об институте семьи в России и других странах Европы
«Эхо» о рождаемости и семье в Азербайджане
«Независимая газета - религии» о новой географии католической паствы
«Парламентская газета» о миграции и рынке труда
«Русская жизнь» о волнах миграции в современной России
«Газета» о возможности и невозможности регистрироваться на дачах
«Казахстанская правда» о регулировании трудовой миграции в Казахстане
«Независимая газета» о трудовой миграции из Киргизии
«Вечерний Бишкек» о соглашении Киргизии и Казахстана в области трудовой миграции
«Коммерсантъ» о трудовой дискриминации
«Труд» об условиях труда гастарбайтеров

«Вечерняя Москва» о рынке труда Москвы глазами службы занятости
«Газета» о японском способе борьбы с дефицитом труда и старением
«SmartMoney» о влиянии старения на инвестиционные потоки
«Российская газета - Неделя» о докладе ООН по урбанизации
«Русская жизнь» о российских городах, селах и их жителях
«Коммерсантъ-Власть» о возможных плюсах переноса российской столицы
«Независимая газета» о маятниковой миграции в столичном регионе
«Российская газета - неделя» о малоэтажном строительстве как средстве решения жилищной проблемы
«Focus» о возможных последствиях локальной ядерной войны
«Ведомости», «Spiegel», «La Repubblica» и «Le Monde» о продовольственном кризисе и его последствиях
«Новая газета» и «The New Times» о 75-летии голодомора
«Труд» о грядущих новациях с призывом на военную службу
«Бизнес & Балтия» о запрете преподавания на русском языке в частных вузах Латвии
«Коммерсантъ-Украина» о начале подготовки переписи населения Украины

… о маятниковой миграции в столичном регионе

Маятниковые волны

Из Московской области выгоднее ездить в столицу, чем искать работу возле дома

Ехать с утра на работу - как серфинг, если, конечно, вы начинаете трудовой день в 9-10 часов утра. Людское море колышется в электричках, вагонах метро, автобусах. Особенно тяжело не захлебнуться в нем тем, кто едет из Подмосковья.
Многие москвичи очень негативно относятся к тому, что их коллеги - жители городов Долгопрудного, Серпухова или Подольска. Почему? Пусть работают у себя дома и нам жить не мешают - к сожалению, именно таково усредненное мнение.
Если задаться вопросом, сколько людей совершают ежедневные поездки, можно прийти к очень интересным выводам. Специально для описания подобного явления социологи ввели термин "маятниковая миграция". Каждое утро жители области с неотвратимостью маятника движутся в Москву, покидая ее вечером такой же организованной волной. Маятниковая миграция является результатом несоответствия размещения производств и прочих мест приложения труда и расселения людей. Особенно развито это явление в пригородных зонах крупных городов, городских агломерациях, мегаполисах, таких как Москва.
Плюс у маятниковой миграции один - возможность выбирать работу по душе вне зависимости от места жительства, для города, впрочем, тоже есть преимущество: жители области охотно устраиваются на те вакансии, которые москвичи обходят вниманием. Минусов этого явления, как ни печально, достаточно: прежде всего, возникающие проблемы с транспортом, который не справляется с перевозками. Соответственно, приезжающие на личных автомобилях жители Подмосковья вносят свой вклад в загрязнение воздуха выхлопами.
Считается, что активно маятниковая миграция стала развиваться в 90-е годы прошлого века, когда большая часть градообразующих предприятий Подмосковья (в том числе и военных) оказалась закрыта или обанкрочена. Тогда жители области отправились в столицу, готовые заниматься абсолютно любой работой. В этот период специалисты насчитывали, согласно данным, опубликованным в Решении Столичной коллегии от 1 февраля 1999 года, примерно 700 тыс. человек, отправлявшихся каждое утро на работу в Москву. По тем же данным, 200 тыс. москвичей шли против потока, выезжая за город с теми же целями.
Сейчас, как сообщили корреспонденту "НГ" в Федеральной службе государственной статистики, цифры остались примерно теми же: по данным за 2007 год, 670 тыс. обитателей Подмосковья выезжают работать в столицу, а вот покидают мегаполис только 50 тыс. человек.
С последней цифрой не согласен начальник отдела информации Службы занятости населения города Москвы Андрей Гринберг.
"Реальных оценок маятниковой миграции мало. Как правило, называют такие цифры: 750-700-800 тыс. человек - жители Подмосковья, работающие в Москве. Также, по нашим данным, 250 тыс. москвичей трудятся в Подмосковье. Отследить, кто эти люди и на каких предприятиях работают, практически невозможно.
Для этого необходимо поднимать статистику каждой компании, а такие данные нигде не учитываются. Представляете объемы работы?" - говорит он.
"НГ" обращалась за уточнениями к транспортным службам, но их данные тоже не отличаются точностью. Сотрудница пресс-службы Московской железной дороги сообщила, что точно можно посчитать только общий пассажиропоток. "Разграничить жителей Москвы и области невозможно, разве что только прописку спрашивать. Пассажиропоток известен: мы перевозим примерно от 1,5-2 миллиона человек в сутки. Из них почти 1 миллион приходится на движение между Москвой и областью. Большая часть этого миллиона - жители области, двигающиеся по утрам в город, по вечерам - в Подмосковье".
В ГУП "Мострансавто", занимающемся пассажирскими автобусными перевозками по Московской области, подобных данных тоже нет. Начальник Управления пропаганды ГИБДД ГУВД Игорь Колосков отметил, что ведомство не занимается подобным учетом: "Такие данные получить практически невозможно".
Более или менее точные данные можно извлечь из сводок метрополитена. По данным специалистов подземки, метро оказывается загруженным сильнее всего, естественно, в промежуток между 8 и 9 часами утра. Причем самыми загруженными являются те ветки, которые стыкуются со станциями пригородных поездов или автовокзалами: Таганско-Краснопресненская (1449,2 тыс. человек в сутки), Калужско-Рижская (1399,4 тыс. человек) и Замоскворецкая (1362 тыс. человек).
Получается, что учет маятниковой трудовой миграции никто не ведет.
"Приблизительные оценки можно экстраполировать из сведений по высвобождению кадров (увольнению). С помощью этих данных можно узнать, сколько в Москве уволено жителей Подмосковья. Например, всего за 2007 год собирались уволить 17,4 тыс. человек. Из них жителей Подмосковья - фактически 1/5 часть. Можно сделать определенные выводы", - делится Андрей Гринберг.
По данным Московской службы занятости, в Москву приезжают 700 тыс. человек только на работу. А ведь есть те, кто приезжает на учебу, с туристическими или бытовыми целями.
Неужели в Подмосковье негде работать? Рабочие места, конечно, есть, даже филиалы крупных фирм и сетевых магазинов или банков. Но платят в филиалах меньше, чем в столичных отделениях.
"Давайте считать, - призывает Андрей Гринберг.- Средняя московская зарплата выше областной примерно на 10%, то есть получается в среднем 30 тысяч рублей против 20 в Подмосковье (по сведениям Демоскопа, 30 тысяч больше 20 тысяч не на 10, а на 50%). На дорогу уходит значительно меньше, не больше 2 тысяч рублей, а силы - вещь нематериальная, поэтому не учитываются".
Московские зарплаты - первая причина, притягивающая жителей Подольска или Люберец в столицу.
"В Москве огромное количество сфер приложения труда, то есть вакансий. Только в нашем банке свыше 140 тысяч свободных вакансий. На открытом рынке труда еще 50-70 тысяч вакансий, о которых нам не сообщают. Это большая величина для соискателей работы. Заполнить все эти вакансии силами москвичей невозможно - не настолько сильна безработица в столице", - рассказывает Андрей Гринберг.
А ведь столица привлекает не только жителей ближнего Подмосковья. Часть "трудовой" волны составляют и жители России, и даже СНГ, снимающие жилье в области, потому что так дешевле, и работающие в мегаполисе, потому что там больше платят.
"В Подмосковье есть вакансии, никто не спорит, но, как правило, они находятся в тех местах, где нет достаточных человеческих ресурсов. А ведь из Клина в Егорьевск работать не поедешь - это совсем неудобно, а в Москву - почему бы и нет", - говорит Андрей Гринберг.
О москвичах, отправляющихся работать в область, мы практически ничего не знаем. Даже примерное их число колеблется у разных экспертов. Много жителей столицы заняты в службах московских аэропортов, расположенных в Подмосковье, - "Шереметьево" и "Домодедово", часть ездит на крупные промышленные предприятия, расположенные в Подмосковье, например, на сталелитейный комбинат в Ступине или ломоперерабатывающий завод в пос. Некрасовка. Как правило, для этих сотрудников работодатели нанимают автобусы или другие виды корпоративного транспорта.
С маятниковой миграцией активно борются в Восточном административном округе Москвы. Там разработан проект создания общественных центров, в которых будут сосредоточены не только продовольственные и промтоварные магазины и кинотеатры, но и театры, и спортивные комплексы. Рядом будут сформированы зоны, где разместятся технологические предприятия, дающие порядка 10-15 тыс. рабочих мест. "Получается, что люди могут работать в качестве персонала в этих центрах, там же они могут купить необходимые продукты, одежду, мебель и т.д., сходить в кино и театр. Для всего этого не нужно будет выезжать в другие районы города, что сократит маятниковую миграцию", - делится планами пресс-секретарь префекта ВАО Андрей Иванов.
Эксперты считают, что особой проблемы в маятниковой миграции нет. Ни один мировой мегаполис с этой проблемой не борется. Аустерлицкий вокзал Парижа, например, еще более переполнен, чем любой из московских. Значит, не жителей Подмосковья нужно заставлять работать по месту жительства, а просто совершенствовать транспортную систему. А может, нужно начать просто с изучения вопроса.

Мария СОКОЛОВА. «Независимая газета», 4 апреля 2008 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.