Рога, копыта и макароны лежат в новой потребительской
корзине россиянина
В этом году российские граждане получат
новый, улучшенный, состав потребительской корзины (т.е. минимального
набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых
для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности).
Но ценна для нас корзина прежде всего не этим. Ведь это, если хотите,
просто обобщение того, как, по мнению чиновников, должны тратить
деньги россияне. Реальная картина может отличаться, и очень сильно.
Маленький пример: на покупку алкогольных напитков отведено 7,12%
потребительского бюджета россиянина. То есть, по мнению чиновников,
он должен пить всего на 64 с копейками рубля в месяц, что, согласитесь,
малореально.
Тем не менее продовольственная корзина является отправной точкой
в расчете многих других важных показателей, в том числе инфляции.
Объясняю: государственная статистика отслеживает рост цен именно
на те товары и услуги, которые "положены" в потребкорзину,
и именно в такой пропорции. То есть при изменении состава потребкорзины
меняется и официальный показатель инфляции, на который заявязаны
такие важные вещи, как индексация социальных выплат и ставка рефинансирования
ЦБ, служащая отправной точкой для ставок коммерческих банков.
Но и это еще не все. Стоимость потребительской корзины служит базовым
показателем для расчета прожиточного минимума - грубо говоря, по
ободку корзины проходит пресловутая черта бедности. Соответственно,
чем меньше корзина, тем меньше в стране бедных (официально) людей.
А это уже не только статистические игры.
Ведь юридическое признание человека бедным дает ему право на определенный
уровень защиты и поддержки со стороны государства в виде адресной
социальной помощи. Соответственно: чем меньше корзина, тем больше
разрыв между людьми, бедными официально и в действительности, тем
больше становится по-настоящему нищенствующих граждан, которым государство
отказывает в социальной защите.
С 1999 года состав корзины был неизменным, хотя, если следовать
соответствующему федеральному закону, новую начинку она должна была
получить еще два года назад.
Итак, корзина претерпела и количественные, и качественные изменения.
Ее стоимость возросла с 2565 рублей на человека в месяц до 2653.
На несколько процентов изменились соотношения разных групп продуктов
(см. таблицу).
Вот как прокомментировал последние изменения
Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа компании
ФБК:
- Структура потребительской корзины - плод работы специалистов в
разных областях, в том числе и медицинских работников, которые определяют,
какие продукты следует употреблять человеку для обеспечения нормальной
работы организма.
По сравнению с 1999 годом снижены объемы потребления хлеба, картофеля
и макаронных изделий. И, наоборот, увеличивается объем потребления
мясопродуктов, плодов и овощей. То есть происходит качественное
улучшение набора продкорзины за счет доли дорогой и полезной продукции.
Например, потребление мяса возрастает с 31,5% до 37%. Конечно, это
не предел. В советское время тот же показатель равнялся 57%.
Есть и еще одно новшество. В этом году в структуру включаются еще
и расходы на приобщение к культурным ценностям. В процессе перехода
к рыночной экономике считалось, что нашим гражданам это не нужно.
Но сейчас, учитывая современную ситуацию и запросы населения, соответствующие
изменения внесены.
Таким образом, наше население получило не только право, но и возможность
реального приобщения к культурным ценностям. Подсчитаем: на услуги
всего предусмотрены расходы в пределах 908 рублей, из них 5% - на
культурную жизнь. Гражданин России теперь может позволить себе потратить
на духовное развитие 45 рублей в месяц. Например, можно было бы
посетить музей. Тем более что многие из музеев считаются у нас особо
ценными объектами национального наследия. Правда, ни один из них
не оценивает возможность встречи с прекрасным так дешево, как правительственные
чиновники (см. таблицу). Как мы видим, копить на посещение этого
великолепия все-таки придется.
В этой таблице по очевидным причинам отсутствуют цены на билеты
в театр (Большой и Мариинский театры также являются объектами национального
наследия). Если духовная составляющая потребкорзины будет увеличиваться
теми же темпами, что и прежде, ходить в театр раз в месяц мы сможем
позволить себе лет через двенадцать.
Юлия МАРТОВАЛИЕВА, Мария ГУСЕВА,
Наталья АНТОШКИНА
Судя по таблице, среднестатистический
россиянин систематически может готовить себе яичницу с макаронами,
заедая это блюдо хлебом. Макароны можно чередовать с картошкой и
капустой, следя при этом, чтобы размер порций не был слишком большим.
Нет особых проблем и с молоком: стакан пастеризованного (а то и
парного) в день, плюс маслице, плюс кусочек сыра (но недорогого).
А вот любителям сладкого придется себя ограничивать.
По четвергам вполне реально устраивать рыбный день - это если смотреть
по массе, однако это будет явно не красная рыба и даже не палтус.
Наконец, потребность в мясе, судя по выделенному бюджету, придется
покрывать бульонами и холодцами из так называемых субпродуктов:
костей, хвостов и копыт (иначе по цене не проходим). Наконец, на
соли можно не экономить, съедая пуд за три года и четыре месяца.
Похоже, чиновники считают россиян
предельно бережливым народом. Интересно, как носить семь пар носков
полтора года: стирать все семь каждую неделю или носить одну неделю
не снимая, чтобы оградить от излишнего контакта со стиральным порошком?
Девять комплектов нижнего белья на 2,4 года вызывают еще больше
вопросов, главный из которых: на чем тогда держится бизнес "Дикой
орхидеи"? Русский мужчина, положим, еще может относить костюм
два года не снимая, но кто заставит наложить такое вето на платьевой
гардероб даму? Обувь, шесть пар которой изнашиваются за 3,2 года,
очевидно, делится на летнюю и зимнюю, безо всяких там демисезонных
переходов. Наконец, проще всего с так называемой верхней пальтовой
группой. Носить три вещи в течение 7,6 лет человеку, знакомому со
швейной иглой и знающему секреты борьбы с молью, вполне реально.
Анна КОНОВАЛОВА. "Новая газета",
6 марта 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)