Rambler's Top100

№ 157 - 158
3 - 23 мая 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Крестьянская Россия" о социально-экономическом и демографическом кризисе в российской деревне
"Время новостей" о российском Севере
"The Washington Times" о демографических проблемах Европы
"Время новостей" о гражданстве для мигрантов-инвесторов
"Парламентская газета" о незаконной иммиграции в России
"Новые известия" о китайской иммиграции в России
"Труд" об азербайджанской нелегальной миграции
"Новые известия" об эмиграции из России
"Зеркало недели" о положении иностранцев и ИРС на Украине
"The Times" о проблемах нацменьшинств в расширенном ЕС
"Газета" о мусульманской Турции и ЕС
"RBC daily" о мультикультурализме и политкорректности в Великобритании
"Der Tagesspiegel" о мусульманском ракурсе европейского антисемитизма
"Liberation" о мусульманах в Испании

"Труд" о законе "О русском народе"
"Известия" об этническом составе населения Израиля
"Ведомости" о бедности в мире
"Молодежь Эстонии" о бедности в Европе
"Новая газета" о богатстве и бедности в России
"Молодежь Эстонии" о теневых заработках в Эстонии
"Ведомости" о пенсионной реформе в Японии
"Зеркало недели" о школьном образовании в США
"Труд" об акции в США за право женщин на аборт
"Corriere delle Sera" о перспективах размножения человека партеногенезом
"The Guardian" о половом воспитании в Великобритании
"Gazeta.kz" об онкозаболеваемости в Казахстане
"Итоги" об аллергии
"Коммерсантъ" о возвращении SARS

… об этническом составе населения Израиля

В Израиле живут не только евреи

"Евреи, арабы и др." - так обычно пишут о населении Государства Израиль, которому 27 апреля исполняется 56 лет. Евреев - 80 процентов, арабов - 15, остальные - "и др.". Как нетрудно подсчитать, их не так уж и мало.
Друзы
Самое большое "меньшинство" в Израиле - друзы, которых в мире насчитывается более трех миллионов. 800 тысяч проживают в Сирии, 450 тысяч - в Ливане, 100 тысяч - в Израиле. По сухому академическому определению "друзы - это группа населения стран Ближнего Востока, отличающегося от остальных арабов своей религией, историческими и бытовыми особенностями. Мусульманская секта друзов возникла в Египте на рубеже X-XI вв.".
На территории нынешнего Израиля друзы появились в начале XVIII века. Согласно их религии, тело человека - это всего лишь оболочка, а душа умершего друза бессмертна и переселяется в тело новорожденного, причем тоже друза. Душа женщины может перейти только в женское тело, а душа мужчины - в мужское. Это учение тайное, священные книги доступны лишь посвященным. Друзом считается только тот, чьи мать и отец - друзы. Стать друзом невозможно. Община не приветствует смешанные браки. Есть общие правила, соблюдаемые всеми друзами: не пить алкогольные напитки, не курить, не есть свинину. За нравственностью следят строго. Среди друзов почти нет преступности.
Раньше основным занятием израильских друзов были земледелие и скотоводство. Сегодня у них совсем другие профессии: врач, учитель, полицейский, солдат... Во время войны за независимость в 1948 году друзы встали на сторону евреев и пошли служить в израильскую армию. Начальник Службы тыла армии бригадный генерал Юсуф Мишлев - друз. Друз Амиад Парс командует одной из элитных частей - бригадой "Гивати". (Лояльность государству, в котором они живут, - характерная черта этого народа.)
Подполковник Асад Асад, видная фигура друзской общины, был министром и депутатом. В интервью одной из израильских газет он сказал: "Я больший патриот Израиля, чем вы, евреи. Еврей-израильтянин может отправиться в Америку, Канаду и вернуться домой только для того, чтобы умереть. А друзу некуда деться - здесь его земля, его народ, его жена и дети, и за них он готов сражаться до последней капли крови".
Черкесы
По соседству с друзами, в Галилее, живут черкесы. Во второй половине XIX века, потерпев поражение от русской армии, около полумиллиона черкесов (этим именем тогда называли чуть ли не всех выходцев с Кавказа) бежали и нашли убежище в Османской империи. Турецкий султан, принявший черкесов как беженцев, руководствовался отнюдь не гуманитарными соображениями. Он хотел, чтобы они защищали его от врагов в Палестине. Тамошние жители, бедуины, считались ненадежными. И сегодня большинство черкесов живут на востоке Иордании (прошлого иорданского монарха, короля Хусейна, окружали телохранители-черкесы в своих национальных костюмах - "черкесках"). На территории нынешнего Израиля было основано три черкесских поселения. В 1869 году недалеко от города Цфат появилось село Рейхания, а в 1876-м в Нижней Галилее - село Кафр-Кама. Третья деревня была брошена из-за эпидемии в конце XIX века. Сегодня в Рейхании живут 1200 человек, а в Кафр-Каме - 2400.
Рассказывает Аднан Хархад - один из старейшин Кафр-Камы: "В войне за независимость Израиля черкесы встали на сторону евреев, которых было 600 тысяч, - против 30 миллионов арабов. Вместе мы победили, но не стали равными. Да, черкесы принимают участие в политической жизни страны, но дискриминация по отношению к ним просматривается. Образование в черкесских школах курируется госучреждениями, ведающими арабским сектором. По сути дела нашим детям, которые служат в армии, и их родителям, израильским гражданам и налогоплательщикам, выделяется столько же денег, уделяется столько же внимания, сколько и тем, кто не служит в армии и не платит налоги. Или взять такой вопрос, как получение ссуды на строительство жилья. Мой сын недавно демобилизовался из армии и теперь хочет построить дом. Но ему необходимо специальное разрешение Министерства строительства только потому, что он черкес. Еврей, с которым он вместе служил в армии, получает такую же ссуду без всяких проблем. После развала СССР среди израильских черкесов появились настроения вернуться на историческую родину. Но за последние три года лишь четыре жителя села уехали в Россию. Мы установили связи с черкесами в России, регулярно встречаемся с ними, проводим Всемирный конгресс черкесов. Несколько лет в Кафр-Каме работал российский преподаватель черкесского языка. Увы, от поколения к поколению мы все меньше передаем нашим детям наши традиции, язык, фольклор. А когда нет национального самосознания - нет решимости репатриироваться".
Самаритяне
А у крошечной общины самаритян другой земли, другой родины, кроме земли Израиля, нет. Чтобы понять это, достаточно заглянуть в Библию. Сегодня в израильском городе Холон и в палестинском городе Шхем живут примерно 600 самаритян. Тяжелой и кровавой была история этого народа. Погромы, резня и убийства сопровождали их до самого XX века. В начале нашей эры их было миллион человек, в начале прошлого века осталось всего 143.
Своим названием самаритяне обязаны району, который называется Самарией. Как особая религиозно-этническая группа, они определились в VI веке до н.э. Согласно самаритянской традиции, они часть народа Израиля, хранящая верность его подлинному наследию. Священным местом самаритяне считают гору Гризим, что недалеко от Шхема. Строительство на ней храма - в противовес храму в Иерусалиме - стало причиной размежевания между древними самаритянами и евреями. (До сих пор самаритяне совершают пасхальные жертвоприношения на горе Гризим.)
В середине XIX века самаритян обвинили в безбожии и под страхом смерти приказали принять ислам. Многие перешли в мусульманство. Остальных спас главный раввин Иерусалима, заявивший турецким властям, что самаритяне - ветвь народа Израиля и поклоняются его Богу.
Сегодня ни на улице, ни на работе нельзя отличить самаритянина от еврея. Но среди самаритян нет светских людей. Суббота для самаритян святой день. Однако они не носят кипу, а Священным писанием считают не всю Библию, а только одну ее часть - Пятикнижие.
Из-за малочисленности народа многие самаритянские девушки и юноши находят свою половину среди евреев. (Вне общины браки самаритян разрешены только с евреями.) Разводы редки - и только с разрешения первосвященника. Самаритян не увидишь среди посетителей ночных клубов и ресторанов. Они служат в армии, работают водителями, программистами, страховыми агентами, занимаются бизнесом... Интересно, что самаритяне, жители палестинского города Шхем, получили израильские удостоверения личности и могут участвовать в выборах и в кнессет, и в палестинские органы самоуправления.
Недавно известной израильской актрисе самаритянке Софи Цдака пришлось фактически разорвать отношения с общиной. С тем, что она стала актрисой, самаритяне кое-как смирились, но когда Софи стала демонстрировать модную одежду - разрыв стал неизбежным.
Русские, молдаване, армяне, курды...
Национальные меньшинства Израиля, да и сами власти, не всегда четко представляют себе, в чем разница между нацией и религией. Поэтому невозможно даже приблизительно сказать, сколько русских, украинцев, белорусов, молдаван, грузин, узбеков, армян попали в Израиль на волнах репатриации евреев из СССР и стран СНГ за последние тридцать лет.
По данным на 2000 год, христианское население Израиля составляло 120 тысяч человек. Из них большинство - греко-католики и униаты (46 тысяч), православные (40 тысяч), католики (25 тысяч), марониты (6 тысяч), англикане (2 тысячи), армяне (1,5 тысячи), лютеране (1 тысяча), айсоры, они же ассирийцы (1 тысяча), копты (1 тысяча). Большинство из них живут в Старом городе Иерусалима. А еще в Израиле живут цыгане, курды, суданцы, приверженцы мусульманской секты ахмедистов, бахаисты, алавиты.
Тесное соседство конфессий и наций создало потрясающий национально-религиозный компот. Типичный пример: жила-была в Старом городе Иерусалима арабка Джамиля, ревностная католичка. Ее дочь по имени Элизабет вышла замуж за араба-христианина из Вифлеема, который считал себя православным, и она, соответственно, тоже стала причислять себя к православной церкви. Дочка Элизабет подросла и вышла замуж за молодого человека из коптской семьи. Две другие дочери Джамили вышли замуж за ассирийцев и считают себя и своих детей ассирийцами...
А недавно в израильском городе Бейт-Шемеш появился российский цыган. По субботам он гуляет по притихшей центральной улице. На нем черные бархатные штаны, заправленные в лакированные сапоги, красная шелковая рубашка, черный жилет. В руках - длинный кнут.

Владимир ХАНЕЛИС. "Известия", 26 апреля 2004 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)