
… о российской миграционной
политике

|
Россия создает "железный занавес"
|
Разумному привлечению новой рабочей силы российские
власти предпочитают облавы на нелегалов и коррупцию паспортно-визовых
служб
В среду Госдума отклонила несколько законопроектов, которые могли
бы упростить соотечественникам из стран бывшего СССР принятие российского
гражданства. Впрочем, эксперты полагают, что эти поправки в любом
случае не облегчили бы процедуру принятия гражданства: они не затрагивали
основных моментов, делающих принятие гражданства непосильным для
большинства приезжих. Более того, законотворчество в этой сфере
вообще работает вхолостую: паспортные столы и ОВИРы, особенно в
регионах, до сих пор "не слышали" даже о принятых в прошлом
году президентских поправках к закону о гражданстве. Таким образом,
несмотря на низкую рождаемость, Россия не способна стать нормальным
"импортером" рабочей силы. Более того, наша страна продолжает
быть ее "поставщиком" не только на Запад, но и в страны
СНГ, обгоняющие Россию по темпам экономического роста. И вместо
того, чтобы перенять опыт разумной миграционной политики ближайших
соседей - например, Казахстана, - Россия продолжает окружать себя
новым "железным занавесом".
Авторы одной из поправок хотели распространить право на "упрощенное"
получение российского гражданства на тех, кто получил гражданство
стран бывшего СССР, а также на родившихся на территории РСФСР, но
проживающих на территории соседних стран. Согласно Закону "О
гражданстве РФ", право на получение гражданства в упрощенном
порядке (без пятилетнего срока проживания в России и получения вида
на жительство) имели только те жители стран бывшего СССР, которые
не приняли гражданство новых государств и все эти годы оставались
лицами без гражданства. Лица, родившиеся на территории РСФСР, могут
получить гражданство России только после проживания в стране в течение
одного года. Как отмечали авторы поправки, такие правила лишали
сотни тысяч соотечественников возможности получить гражданство России.
С одной стороны, жить в странах СНГ без принятия местного гражданства
было затруднительно, с другой стороны - немногие жители СНГ могут
позволить себе приехать в Россию и жить год до подачи заявления
о получении гражданства.
Наконец, другая группа поправок предлагала упрощенный порядок приобретения
гражданства России всеми лицами, состоявшими в гражданстве СССР,
и их потомками по прямой нисходящей линии, не заявившими о своем
желании состоять в гражданстве других государств. Главное отличие
альтернативных проектов в том, что в одном из них предлагается ввести
институт признания гражданами РФ представителей национальностей,
не имеющих иных национально-территориальных образований, кроме находящихся
на территории России. Все эти изменения были признаны "нецелесообразными",
в том числе представителем президента, и отклонены палатой. Впрочем,
по мнению президента Международной правозащитной ассамблеи, руководителя
Центра по защите прав беженцев и вынужденных переселенцев Михаила
Арутюнова, эти поправки в любом случае с самого начала были "пустым
делом". "Гражданство могут получить только те, кто зарегистрирован
по месту жительства, - сказал г-н Арутюнов RBC daily. - В старой
терминологии это означает постоянную прописку". О том, как
легко и просто получить такую прописку где бы то ни было, легенды
ходят еще с советских времен. Большинство же граждан СНГ имеют регистрацию
лишь по месту пребывания (обычно на три месяца), а зачастую у них
нет и этого.
Впрочем, эффективность законодательства в миграционной сфере вообще
вызывает большие сомнения. "Главная проблема даже не в законе,
а в подзаконных актах, - сказала RBC daily президент Центра изучения
проблем вынужденной миграции в СНГ Жанна Зайончковская. - От двух
вице-губернаторов, которые отвечают за прием населения по социальным
вопросам, мне приходилось слышать заявления, что они сами ничего
не понимают". Действительно, какими бы благими намерениями
ни руководствовался президент, инициировав в прошлом году принятие
поправок к закону о гражданстве, реализация этих новаций все равно
зависит от "нормотворчества" ведомств - в первую очередь
МВД. Так, в одном из паспортных столов Химкинского района корреспондент
RBC daily лично видел перечень документов, требовавшихся для получения
гражданства по "упрощенной" схеме. Во всех вариантах этого
перечня, в нарушение самой концепции упрощенной процедуры, обязательно
числился вид на жительство. "Несколько недель назад в одном
из региональных ОВИРов заявили: "Мы не слышали ни о каких поправках
к закону о гражданстве", - соглашается Михаил Арутюнов. - Работники
ОВИРов всегда говорят: "Мы работаем не по закону, а по инструкциям"".
В результате такого подхода со стороны государства официальная миграция
из стран СНГ в Россию, как отмечает Жанна Зайончковская, практически
прекратилась. По данным переписи с 1989 по 2002 год население России
выросло за счет стран СНГ примерно на 5 миллионов человек. Причем
большинство из них (порядка четырех пятых), говорит г-жа Зайончковская,
составляют представители "титульных наций" России - этнические
русские, татары, башкиры и т.д. "Мы могли бы получить больше,
если бы с самого начала не создавали проблем, - полагает она. -
А сейчас коллеги из Средней Азии, Казахстана, Узбекистана констатируют
снижение миграционного потока в Россию, многие трудовые мигранты
вернулись домой, особенно после того как стали жертвами облав в
России". Между тем представители власти продолжают говорить
о необходимости пополнять рабочую силу России не только за счет
стран СНГ, но и дальнего зарубежья. На практике же Россия продолжает
быть донором "мозгов" и "рук", причем не только
для Запада (что уже стало традицией), но уже и для ближайших соседей.
"Многие россияне продолжают выезжать в западные страны, в том
числе по туристическим визам, причем не только ученые, а простые
работяги с семьями, - говорит Михаил Арутюнов. - И их там с удовольствием
принимают, в первую очередь Испания, Франция, Германия - те страны,
у которых не очень хорошая демографическая ситуация". В последнее
время гибкую миграционную политику - которой есть смысл поучиться
и России - начинают проводить и страны СНГ. "Растет абсорбирующая
роль Казахстана. До сих пор он был донором, но в минувшем году получил
чистый приток миграции, - говорит Жанна Зайончковская. - Это связано
и с ужесточением миграционного законодательства в России, и с тем,
что Казахстан показывает более высокие темпы экономического роста,
чем Россия". По ее сведениям, с 1990 года Казахстан потерял
4 миллиона человек (то есть около трети населения), которые осели
либо в России, либо в Германии. "Теперь там ведется политика
по возвращению людей, привлечению специалистов из России, причем
безо всяких проволочек: от них не требуют ни регистрации, ни гражданства,
- говорит г-жа Зайончковская. - Надо просто решить, что нужно стране
- налоги с произведенной продукции или штампы?"
Антон ПОПОВ. "RBC daily", 18 марта
2004 года
|