Rambler's Top100

№ 139 - 140
15 - 31 декабря 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ведомости» о законопроекте о «достойной жизни»
«Российская газета» о взглядах «Единой России» на демполитику
«Газета.Ru» о молодежной и демографической политике в Москве
«Зеркало недели» об абортах
«Россiя» о демографической ситуации в Германии
«Время новостей» и «RBC daily» о визовом режиме с Аджарией
«Газета» о российском гражданстве для жителей Абхазии
«Российская газета» о перспективной миграционной политике России
«Washington ProFile» об иммиграции в США
«Независимая газета» о незаконной миграции
«Известия» о «лишних людях» в Нидерландах
«New York Times» о корейцах в Приморье

«Независимая газета» о китайцах в Сибири
«La Stampa» о мусульманах во Франции
«Известия» об эмиграции из России
«Финансовые известия» об утечке умов из Китая и России
«Gazeta.kz» об эмиграции немцев из Казахстана
«Известия» о внутренней миграции в Германии
«Известия» о среднем классе в США
«Родная газета» о новациях российского рынка труда
«RBC daily» о ценностях российской молодежи
«Российская газета» об альтернативной гражданской службе
«АиФ-Здоровье» о национальной предрасположенности к болезням
«Независимая газета» о феномене бабушек

… о демографической ситуации в Германии

Вымирающая Германия

Последнее обеспеченное поколение?

Туристы, в первый раз приезжающие в Германию, не перестают удивляться тому, как мало похожи на немцев люди, заполняющие улицы крупных городов. Белокурых высоких тевтонов среди них не так уж и много. Разноязычие, турецкие, греческие, югославские вывески на магазинах и ресторанах. Но многие из смуглых курчавых обитателей Кельна, Берлина или Франкфурта уже давно не считаются иностранцами, в карманах у них - германские паспорта, во всех статистических подсчетах они проходят как «немцы».
Слова «национальность» и «гражданство» здесь - одно и то же. Коренные жители могут сколько угодно возмущаться наплывом иммигрантов, но большинство понимают одно: без приезжих страна жить уже не может.
Но даже облегченная натурализация, переселение в ФРГ нескольких миллионов этнических немцев из СССР и воссоединение Германии в 1990 году не решили одной из главных проблем страны: нация стареет, а рождаемость не увеличивается. Иммигранты подчиняются тем же законам, что и немцы, рождаемость среди них также падает, и все они со временем становятся пенсионерами.
Этот процесс идет уже много лет. Сегодня на среднюю немецкую семью приходится 1,29 ребенка, в то время как для поддержания количества населения на сегодняшнем уровне необходимо 2,1. О приросте уже речи нет. По количеству детей, приходящихся на одну женщину (1,34), Германия находится на 180-м месте из 191 страны мира, где проводились такие исследования.
Развитие здравоохранения привело к тому, что, согласно немецкой статистике, девочки, рожденные сегодня, в среднем будут жить 86,5 года, мальчики - около 80. Высокая продолжительность жизни - отличный показатель уровня медицинского обслуживания.
Если в ближайшие годы не произойдет каких-либо серьезных изменений, через 50 лет более трети населения Германии будут составлять люди старше 65 лет. Детей и молодежи в этой престарелой стране останется лишь 15 процентов. Им-то и придется выплачивать пенсии старикам и двигать вперед экономику. И не только - огромный процент работоспособного населения будет заниматься лишь уходом за стариками.
Иначе нужно будет пересмотреть сами понятия «старик», «пенсия» и «экономика». А может быть - дать иное определение слову «страна».
Обеспокоены все политические партии ФРГ. Каждая пытается предложить свой вариант увеличения рождаемости.
Ввести высокий налог за бездетность. Увеличить налоговые льготы для семей с детьми. Оплачивать матерям воспитание детей до 18 лет. Объявить Германию страной иммиграции и ввести четкие квоты на въезд переселенцев. Пенсионный возраст уже увеличен с 60 до 63 лет, но это не предел. Сократить пенсии.
Левые настаивают на увеличении иммиграции, правые возражают, что лучше повлиять на увеличение рождаемости. Демограф ООН Томас Бюттнер прикинул, что для преодоления опасности вымирания сегодня каждая немка должна родить четверых детей. Если же решать проблему с помощью иммигрантов, то на протяжении следующих 50 лет Германия должна принять 200 миллионов переселенцев.
Считается, что сегодняшнее поколение пенсионеров - последнее, которое может не беспокоиться о полноценности своих пенсий.
Когда в девяностых годах в России смертность превысила рождаемость, многие политики обвинили в этом непродуманные реформы и тяжелое экономическое положение. Неужели они готовы обвинить в том же немецкие правительства последних десятилетий?
После войны, когда на руинах Третьего рейха было построено молодое демократическое государство ФРГ, когда началось немецкое экономическое чудо, стремление к личному успеху стало главной целью для большинства западных немцев. Как рассказывали очевидцы, в конце пятидесятых по субботам улицы ФРГ наполнялись людьми, с усердием полировавшими свои машины. Это было чем-то вроде ритуала: показать рост своего благосостояния соседу. Шикарный автомобиль, дом, положение в обществе, путешествия, дети?
Несколько лет назад один знакомый немец ответил на мой вопрос о том, почему он до сих пор не завел детей: «Дорого обойдутся. Я лучше еще один мотоцикл куплю».
Немцы подсчитывают, во что им обойдется продолжение рода. Правда, они не всегда желают подсчитать: кто им будет платить пенсию лет через 30-40?
Детские вещи в Германии очень дороги. Дети отнимают время, необходимое для работы. Семьям с детьми очень трудно снять квартиру. Домовладельцы так и пишут в объявлениях «сдается квартира»: Keine Kinder - «никаких детей». Сами немцы часто называют свою страну Kinderfeindlich - «враждебная к детям».
Конечно, наряду с этим существует множество социальных пособий и льгот для многодетных. Но ситуацию это не меняет.
Потому что заводить детей немодно.
Закон стоит на страже брака: развестись сложно, дорого и муторно. Мужчина почти всегда оказывается проигравшей стороной. Значит - брак до гробовой доски? Но процент разводов в стране все равно очень велик.
Результат обратный: множество пар живут в гражданском браке и регистрируют свои отношения крайне неохотно.
Но - в браке или вне его - детей все равно рожают женщины. Они же несут главную нагрузку по уходу и воспитанию.
Карьеризм в Германии сочетался с другим социальным явлением: феминизацией. Достижение равноправия женщин во всем более двух последних десятилетий было объявлено непререкаемым благом. Женщины-политики, женщины-судьи, женщины-ученые, женщины-бизнесмены. Красавица в строгом деловом костюме за рулем «Мерседеса». Долгие годы учебы, потом - долгое и трудное восхождение по ступеням карьерной лестницы, тяжелая борьба с «мужским шовинизмом». После тридцати можно подумать и о браке, к сорока - о детях. Как правило - об одном ребенке, если еще не поздно. На семьи с тремя и более детьми соседи могут посмотреть косо: «Вы что, турки?»
Ведь именно общественное мнение, а не государственная политика определяет демографическую ситуацию. Мода, тренд, как принято сегодня говорить. Стиль жизни.
В условиях демократии политики думают о том, как пройти на следующий срок, а не о том, что будет со страной через 50 лет. Вдобавок в Германии говорить о необходимости увеличения рождаемости немцев политикам небезопасно: этим занимался Гитлер, могут обвинить в нацизме. Ведь при нацистах существовал «Муттеркройц» («Крест матери»), эквивалент ордена «Мать-героиня», была создана ферма «Лебенсборн», где собирали детей матерей-одиночек и воспитывали из них «истинных арийцев». Планировалось заселение новых «жизненных пространств».
Но может ли вообще сегодняшняя Германия предотвратить демографическую катастрофу? Народ - да. Самое демократическое, развитое и сильное государство может на это только повлиять. Поддержать позитивные тенденции, помешать негативным. Никакая материальная помощь не сможет заменить желания человека завести детей.
Демографы отмечают, что после войн обычно отмечается резкий всплеск рождаемости: так народ подсознательно реагирует на большие потери. Несмотря на разруху. Выходит, эгоизм, феминизация, высокий уровень жизни и культ личного материального благополучия могут в долгосрочной перспективе оказаться более разрушительными, чем война?
В России сегодня на женщину в среднем приходится 1,3 ребенка. Меньше, чем в Германии. Если кто-то стоит перед дилеммой «семья или карьера», стоит подумать не только о ближайшем, но и об отдаленном будущем. Своем и страны. Пример Германии - перед глазами. Умные учатся на чужих ошибках, дураки - на своих.

Андрей ОКУЛОВ. «Россiя», 11 декабря 2003 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most