Минвостокразвития отчиталось об итогах поддержки
Дальнего Востока
Без миграционного прироста население Дальнего Востока к 2030 году
сократится более чем на 200 тыс. человек, следует из прогноза, представленного
в пятницу на коллегии Минвостокразвития. Численно растущим регионам
(пока это только Якутия, Чукотка и Камчатка) ведомство обещает предложить
дополнительные бюджетные стимулы. Также на коллегии руководство
Минвостокразвития отчиталось о существенном росте объемов строительства
и инвестиций в макрорегионе и сообщило, что для их дальнейшего расширения
рассчитывает на утверждение мастер-планов крупных городов и увеличение
энергомощностей под заявленные инвестпроекты.
Удержание населения остается основной проблемой на Дальнем Востоке
и в Арктике. Пока рост численности отмечается лишь в трех регионах
- это Чукотка, Камчатка и Якутия, сообщил вчера глава Минвостокразвития
Алексей Чекунков на годовой коллегии ведомства. Растущим регионам
обещан механизм бюджетной поддержки, позволяющий корректировать
показатели бюджетной обеспеченности вслед за увеличением населения.
Такие предложения будут разработаны к следующему Восточному экономическому
форуму во Владивостоке (пройдет в сентябре), пообещал министр.
По прогнозу федерального автономного научного учреждения "Восточный
центр государственного планирования" (ФАНУ "Востокгосплан"),
к 2030 году численность населения в макрорегионе может снизиться
с 7,866 млн до 7,65 млн человек (на 216 тыс.).
Для сохранения показателя хотя бы на прежнем уровне потребуется
увеличение миграции. Снижение смертности и рост числа рождений могут
сократить отток [не отток, а убыль населения - Демоскоп] только
на 84 тыс. человек.
Отметим, что из представленного ранее Минэкономики сводного резюме
оценки эффективности госпрограмм в 2023 году следует, что фактическая
численность населения на Дальнем Востоке отличается от плановой
(заложенной в госпрограмме) на 299 тыс. человек. Целевым показателем
для прошлого года была цифра в 8,166 млн человек.
Что же касается инвестиций, то они прирастают на Дальнем Востоке
заметно быстрее, чем люди: темпы роста вдвое превышают средние по
РФ (плюс 20% за прошлый год).
Темпы роста строительства тоже в два раза выше средних (19% против
8%), а ввода жилья - в три раза выше (26% против 8%), перечислил
министр. Увеличение объемов строительства (в прошлом году было введено
4,5 млн кв. м жилья) впервые привело к снижению цен на дома и квартиры
по сравнению со средними по РФ. Сейчас средняя стоимость метра жилья
в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) ниже общероссийской на
12%, а в 2019 году она была на 15% выше.
Из заявленного объема инвестиций (9,6 трлн руб.) в ДФО вложена уже
почти половина (4,3 трлн руб.). В основном это крупные проекты -
на них в прошлом году пришлась четверть капвложений (547 млрд руб.).
До 2030 года приток инвестиций должен вырасти до 10,5 трлн руб.,
число новых рабочих мест - до 230 тыс. (с нынешних 149 тыс.). Такой
рост, однако, приведет к увеличению нехватки энергомощностей: к
2029 году потребление электроэнергии в регионе может вырасти еще
почти на 40%. Это потребует создания дополнительных мощностей в
объеме 3 ГВт, оценивают в министерстве.
В рамках развития региона до 1 октября этого года должны быть утверждены
мастер-планы развития 22 городов на период до 2030 года (их реализация
потребует вложений в размере 4,4 трлн руб.), еще 16 мастер-планов
будет разработано для опорных пунктов Арктики, сообщил Алексей Чекунков.
Для финансирования строек будут привлекаться средства ВЭБ.ДВ (ранее
- Фонд развития Дальнего Востока), социнфраструктура же строится
в первую очередь за счет единой президентской субсидии (ее объем
составляет 224,9 млрд руб. на 2018-2026 годы), а также в рамках
дальневосточной концессии (всего строится 29 проектов на 96 млрд
руб.). Еще 30 млрд руб. на 2024-2026 годы выделено на обновление
инфраструктуры ЗАТО в Арктике.
В сфере перевозок растет оборот по Северному морскому пути. В прошлом
году он составил 36,2 млн тонн, в этом должен вырасти до 40-42 млн
тонн. В авиаперевозках субсидируется уже треть всех перелетов (размер
субсидирования составил 25 млрд руб.), однако, по словам губернатора
Камчатского края Владимира Солодова, это не покрывает часть местных
маршрутов: слетать в Москву с Камчатки дешевле, чем во Владивосток
или Хабаровск.