За конфликт с Грузией расплатятся "некоренные" торговцы
В ходе растущего противостояния с Грузией Россия обнаруживает такое количество проблем и нарушений на собственной территории, что, видимо, приступает к реализации нового приоритетного проекта. Ради обеспечения безопасности, борьбы с преступностью и защиты отечественного сельхозпроизводителя власти намереваются в экстренном порядке ужесточить миграционное законодательство и провести всероссийскую зачистку рынков от засилья "некоренных" торговцев. Вчера деятельность чиновников, депутатов и силовиков в этом направлении санкционировал президент Владимир Путин. Раскритиковав на совещании по реализации нацпроектов региональные власти и правоохранительные органы за бездействие, приведшее в том числе и к массовым волнениям в Кондопоге, глава государства потребовал ужесточить правила участия иностранцев в трудовой и торговой деятельности на территории нашей страны. Правительству поручено до 15 ноября принять необходимые для этого нормативные акты, включая документ о квотах для иностранной рабсилы не только по профессиям, специальностям, но и по стране происхождения. А милиция и прочие проверяющие органы, по сути, получили карт-бланш на "регулирование" численности иностранцев на оптовых и розничных рынках "в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и коренного населения". "Допускаю, что для снятия этих проблем далеко не все урегулировано в законодательном плане, но уверяю, что и в рамках действующего законодательства правительство России, и руководство субъектов Федерации, и органы местного самоуправления, а также многочисленные инспектирующие органы все вместе могут и обязаны навести надлежащий порядок", -заявил Путин.
Вполне вероятно, что гастарбайтерам так и не придется вкусить широко разрекламированной либерализации миграционной политики, которую обещает вступление в силу с 15 января 2007 года поправок в ряд законов, регулирующих пребывание иностранцев в России. Они предполагали упрощенный порядок легализации в нашей стране для граждан СНГ, имеющих право на безвизовый въезд, и в том числе - отмену региональных квот на привлечение рабочей силы. Исключения не распространялись только на Грузию и Туркмению, с которыми у России установлен визовый режим. Но сегодня вопрос об отмене квот для бывших соотечественников уже не кажется столь однозначным, а квота на грузинских гастарбайтеров может быть ликвидирована вовсе. О том, что Россия не нуждается в рабочих руках из Грузии, заявил вчера заместитель директора Федеральной миграционной службы Михаил Тюркин. Руководители ФМС уже успели оперативно проанализировать ситуацию и выяснили, что "что рабочие места, на которые претендуют граждане Грузии, не востребованы российскими регионами". "У нас нет потребности в трудовой деятельности грузин, то же касается и проживания, поскольку эти понятия взаимосвязаны", - заявил г-н Тюркин.
Отвечая на вопрос журналиста "Времени новостей", замглавы ФМС заверил, что "никаких гонений мигрантов по национальному признаку нет", и рекомендовал не связывать действия миграционной службы с политическими разногласиями России и Грузии. По его словам, ужесточение условий пребывания на территории нашей страны иностранных граждан коснется всех граждан государств СНГ и дальнего зарубежья. В частности, для всех предлагается сократить вдвое, до 90 суток срок безвыездного пребывания в России по многократной годовой визе.
Тем не менее, демонстрируя, что сегодня иностранцы постоянно нарушают российские законы, г-н Тюркин постоянно приводил примеры, касающиеся грузин. "По нашей статистике, за первые полгода 2006 года на территорию России въехало 79 тысяч граждан Грузии, и только 29 тысяч из них прошли регистрацию в ФМС", - заявил г-н Тюркин. По его словам, только за последнюю неделю судами приняты решения об административном выдворении с территории России 480 грузинских подданных. "В визе, как правило, у них стоит одна цель пребывания, например, учеба, а на деле оказывается, что он торгует на рынке", - сказал он. Параллельно ФМС намеревается закрыть и "черные входы" в Россию с территории соседних стран, не имеющих визового режима с Грузией. "Мы намерены проработать вопрос с белорусскими коллегами о безвизовом пребывании граждан Грузии на территории республики", - заявил замглавы ФМС.
Намерение власти ликвидировать грузинские квоты на трудоустройство, и, возможно, пересмотреть еще не успевшие вступить в силу либеральные поправки к законам "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и "О правовом положении иностранных граждан в России" уже привели в недоумение правозащитников. "Я все-таки надеюсь, что вопрос о квотах не будет касаться граждан тех стран СНГ, с которыми у нас безвизовый режим, - заявила "Времени новостей" руководитель организации "Миграция и право" Светлана Ганушкина. - В противном случае это означает, что исполнительная власть полностью игнорирует и попирает решения власти законодательной. Закон еще не вступил в силу, а его начинают кардинально переписывать". Упразднение же грузинской квоты и вероятные гонения на живущих в России беженцев из этой страны г-жа Ганнушкина назвала "просто безнравственным". "Российские паспорта беспрепятственно раздаются жителям Абхазии и Южной Осетии, в то время как грузин, бежавших оттуда в начале 90-х и давно живущих в нашей стране, власть сознательно толкает на нелегальный путь", - констатировала она.
Обвинения в пересмотре еще не вступившего в силу закона, похоже, не слишком беспокоят миграционную службу, поскольку в документе осталась "лазейка", позволяющая миграционщикам действовать более жестко. Как пояснил "Времени новостей" начальник правового управления ФМС Жунус Джакупов, закон предусматривает, что "правительство в зависимости от экономических, демографических и политических причин, а также исходя из интересов национальной безопасности может вводить квоты на мигрантов".
Новые инициативы власти вызывают массу вопросов, на которые она сама должна дать ясные и цивилизованные ответы. Например, если речь идет об "иностранных работниках", то какое отношение это имеет, допустим, к дагестанцам или чеченцам, торгующим на рынке или владеющим ресторанами. Если же говорится о "коренном населении", то включаются ли в это понятие, например, грузины, родившиеся уже в России. И так далее. Пока ясно как минимум одно: у нас отсутствует последовательная и понятная миграционная политика. Возможно, конечно, что озвученные в последние дни российской властью шаги означают попытку перехватить инициативу в вопросах, на которых давно спекулируют радикалы-националисты, тем более теперь, после Кондопоги. Однако "перехват" (особенно учитывая, как все это может быть реализовано на практике) чреват тем, что лишь усилит популярность печально известного лозунга "Россия для русских". А то, что он усилит властные позиции силовиков, пожалуй, уже очевидно.
Юлия ХОМЧЕНКО, Олег ВОЛКОВ. «Время новостей», 6 октября 2006 года
Неправильная миграционная политика и коррупция во власти - две стороны одного явления
Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии, высказывает свою точку зрения на проблему миграционной политики в России. - Как Вы считаете, с чем связана сложная ситуация на российских рынках? С неправильной миграционной политикой или это одна из сторон коррупции в органах власти и милиции?
- Вопрос так ставить нельзя, поскольку неправильная миграционная политика и коррупция в органах власти - это проявление одного и того же явления. В чем оно выражается? С одной стороны, если воспользоваться дореволюционным термином 'инородцы с юга', независимо от того, иностранцы они или граждане России и северокавказских республик, благодаря традициям, сложившимся во времена советской власти, гораздо более опытны в использовании коррупции, как механизма завоевания своих позиций. Мы хорошо помним, что Закавказье и Северный Кавказ в советские времена были специфическим коррупционным заповедником. Это одна сторона явления. С другой стороны, наше чиновничество, действительно, насквозь пронизано коррупцией. И в этом смысле вместе они образуют бинарную бомбу. То есть, пока Иван еще мучительно продумывает значение слова 'бизнес-план', Мамед, Левон или Гиви уже знают, кому проплатить, сколько проплатить и открывают свою торговлю. В этом смысле, проблема с этнической экономической преступностью связана, в первую очередь, не с этническими, а с культурно-историческими обстоятельствами. - Возможно ли бороться с этим явлением и каким образом?
- Конечно, возможно. Необходима продуманная система контроля, система прозрачности, мобилизация жителей на местах, усиление местного самоуправления. В конечном счете, проблемы типа Кондопоги могли бы решить досрочные выборы муниципальных собраний и принятие закона 'О муниципальной милиции', когда муниципальные собрания могли бы формировать структуры охраны и правопорядка. Нынешняя ситуация с этнической преступностью на рынках связана в значительной мере с тем, что местные правоохранительные органы, местные администрации просто тотально куплены этой преступностью. Для искоренения проблемы требуются, с одной стороны, реальные репрессии, в том числе и с использованием независимых оперативных данных, а с другой стороны, необходима мобилизация общественности, местных жителей. И одновременно с этими действиями надо также поднять вопрос о правах русских в республиках Северного Кавказа. Мы же знаем ситуацию с Адыгеей, в которой 85% русских, а весь бизнес и политика захвачены этническими адыгейцами. - Скажите, а Вы могли бы назвать положительные примеры действия властей на местах в плане обуздания этнических преступлений? - Положительных примеров мало, но можно привести в пример город Чехов Московской области. По некоторым непроверенным слухам, в нем пришли 'к власти' представители русской преступности. И они таки остановили цыганский наркотрафик в городе. Это, может быть, выглядит цинично, но опыт является положительным, наркотиков в городе стало меньше. Есть примеры хорошей работы Совета ветеранов Афганистана, когда, благодаря возможностям этой организации иногда удавалось остановить этническую преступность. Замечательным является опыт депутата Евгения Ройзмана, который у себя на родине в Екатеринбурге борется с наркомафией. В этом смысле, я очень огорчен, что не увенчались успехом попытки бывших ДПНИ предложить свои услуги властям для создания народных дружин. - Как соотносится политика наведения порядка на рынках с многочисленными утверждениями властей о том, что у нас не хватает рабочих рук и необходимо привлекать приезжих из ближнего зарубежья? - Это ложь. Реально у нас не существует нехватки рабочих рук. Мы сталкиваемся, с одной стороны, с позицией местных властей и предпринимательских сообществ, которые с удовольствием работают с мигрантами, потому что им можно предложить демпинговые зарплаты и отсутствие социальной страховки. Насколько мне известно, среди московских строительных рабочих и среди московских перевозчиков, в общем-то, существует широко распространенное настроение классовой неприязни к приезжим, потому что московские строительные рабочие и водители оказались изгнанными с рынка труда. Более того, сейчас обсуждается вопрос создания их профсоюза. А с другой стороны, большая часть приезжих не гастарбайтеры. Они гасгешефтеры или мелкие предприниматели. Неужели в России дефицит предпринимательских мест в мелком бизнесе? Реально пока Иван мучительно раскачиваясь, с нежеланием, да, лучше бы я работал в НИИ, лучше бы я работал на государственные службы, ну ладно, все-таки займусь я этим бизнесом, бац, а все места уже Мамедом заняты. Тут уж точно нет дефицита, здесь просто существует очевидная ситуация, когда в больших городах невозможно открыть мелкий бизнес, потому что все места уже заняты. И в связи с этим еще более повышается коррупционный административный барьер. - И, соответственно, недовольство основного населения?
- Да, я вообще думаю, что если бы городские советы по всей России приняли независимо друг от друга постановления о привилегиях для коренных жителей на получение муниципального жилья, и создали бы бизнес-инкубаторы, в которых коренным жителям предоставлялась бы возможность заниматься малым бизнесом, это оказалось бы самым мощным решением проблем, связанных с миграцией, причем решением политкорректным, поскольку коренной житель понятие не этническое.
«Кремль.org», 12 октября 2006 года
Никита Мкртчян, старший научный сотрудник Лаборатории анализа и прогнозирования миграции ИНП РАН, рассуждает о проблемах легальной и нелегальной иммиграции в России, в частности о государственной политике в этой сфере. - Как Вы считаете, с чем связаны события в Кондопоге, 'беспредел на рынках': с неправильной миграционной политикой или это одна из сторон коррупции в органах власти, милиции? - Я не очень понимаю, как Кондопога и 'беспредел на рынках' связан с миграционной политикой. Главными действующими лицами в Кондопоге были чеченцы - коренной народ Российской Федерации, который, кстати, и пытался отделиться от России, но ему не дали. А граждане России, будь то чеченцы или немцы, евреи или якуты, вольны ездить по своей родной стране и заниматься бизнесом, где им заблагорассудится. Представляете себе баварца, которого не пускают в Северный Рейн-Вестфалию? Я - не очень.
Если из города выгнали чеченцев, кавказцев, всех брюнетов, проблем с криминалитетом это не решит. На их место, если бороться с преступностью и коррупцией на всех уровнях, придут другие бандиты, со славянскими фамилиями.
Лично я не считаю, что на рынках у нас царит какой-то особый беспредел. Продукты там дешевле, чем в торговых центрах, и это всем известно, иначе их бы попросту не было. Другое дело, что рынки мало платят налогов. Так надо их взять! Почему власти Москвы и других городов этим не занимаются?
С ростом благосостояния услугами рынков пользуются меньше, рынки уступают место более 'цивилизованным' формам торговли. Этот процесс идет во многих крупных городах. Сейчас даже полное закрытие рынков не приведет к большим социальным последствиям. Рынки все более раздражают людей своей антисанитарией (мало кто хотел бы жить в домах, граничащих с рынком), и это проблема, которую решают пока ни шатко, ни валко. Кроме того, жители городов (по крайней мере, крупных) сами не торгуют на них (не престижно, да и для раскрутки бизнеса одного места недостаточно). Кавказцы заняли далеко не самую 'хлебную' или престижную нишу в нашем городском хозяйстве, и очень не многие из них в восторге от этого.
Другая сторона вопроса - почему на рынках нет места сельхозпроизводителям и почему там устанавливаются (негласно) цены на продукцию. Думаю, что это проблема, решаемая на уровне администрации рынков и районных отделений внутренних дел. Если эта проблема не решаемая, надо менять администрацию, а за попытки диктовать цены следует карать. Но почему мы не возмущаемся, к примеру, когда 20 м. отвода от газовой трубы к дачному домику, при том, что сам хозяин копает канаву и т.п. стоят более 60 тыс. рублей (цены 2005 г., сейчас, боюсь, дороже) - это только 'согласование проекта' и врезка в трубу? Это тоже монополизм, который мы породили и всячески продвигаем как бренд. Примеров можно приводить много.
Если мы 'уберем' с рынков 'зарубежных' кавказцев (своих не можем), цены на них не упадут и качественней продукция не станет, я думаю. Если уберем их из сферы закупок - многие сельхозпроизводители лишатся вообще возможности сбыта продукции, т.к. возможность и желание самим стоять за прилавком есть далеко не у всех. Как у нас закупает государство у населения продукцию - всем также известно.
Наконец, как с этим связана миграционная политика? Большое искушение написать: надо привлекать квалифицированных мигрантов и направлять их туда, куда нужно стране (государству?). Но я этого делать не буду, т.к. мигранты нам нужны всякие, а не только квалифицированные, иначе бы их труд не пользовался спросом. Куда направлять - государство это знает в последнюю очередь, т.к. плохо владеет ситуацией на локальных рынках труда и в сфере малого и среднего бизнеса.
И, кроме того, не покидает ощущение, что самое логичное объяснение событиям последнего времени - начало предвыборной борьбы. Даже не предвыборной борьбы (т.к. от них уже мало что зависит), а очередного витка сближения властей с народом. Ну нет решения проблемы ксенофобии в ключе традиционного для последних лет 'дать денег'. А на ситуацию надо реагировать. И придуман ход про борьбу с беспределом. Время подошло. - Что вы можете сказать об этнических преступных группировках, какова их роль среди организованной преступности России?
- Я не знаком с проблемами этнической преступности. Думаю, что в каждой банде есть люди разных национальностей. Если это сложноструктурированная криминальная структура, как, например, торговля наркотиками, то там на разных этажах этой 'пирамиды' - распространители, 'бригадиры', курьеры, главари - люди разных национальностей. - Как можно бороться с этим явлением, что должны предпринять законодатели, исполнительные власти? - Я бы поддержал действия властей последних дней (закрытие казино, притонов и т.п.), если бы они не были этнически направленными. А что у нас, скажем, в казино, которое контролирует славянская ОПГ, ни к чему не придерешься, тишь да гладь и все платят налоги? У меня лично больше вопросов вызывают не владельцы казино, а посетители - чиновники, депутаты, те же милиционеры. Ведь им же тоже идет скидка, как и ворам в законе 'все бесплатно'. - Насколько эффективны действия властей при выполнении указаний президента?
- Действия властей меня тревожат. Не потому, что мне жаль конкретных вытащенных на свет бандитов (а где они раньше-то были?). Очень печалит, что для того, чтобы бороться с преступностью, властям, которые, между прочим, два раза в месяц зарплату получают, нужны указания президента. - К чему может привести непродуманная политика властей по выдворению иммигрантов и как это соотносится с утверждением о том, что в стране не хватает рабочих рук и необходимо привлекать приезжих из ближнего зарубежья? - Выдворения (депортации) иммигрантов, я убежден, малоэффективны. По утверждению властей, их от 8 до 12 миллионов (на самом деле, гораздо меньше). Представьте себе, что всех этих людей депортировать? Пока мы слушали о нескольких рейсах военно-транспортных самолетов в Грузию, т.е. депортировано несколько сотен человек. Эффект с точки зрения борьбы с нелегальной миграцией - нулевой, удар по имиджу страны - достаточно ощутимый. С этой точки зрения показательна политика Саакашвили, который сразу же встретился с русскими школьниками и попозировал на фоне ничего не понимающих малышей. Мы же по школьникам 'вычисляем' нелегалов. Вот что видят и у нас в стране, и за рубежами.
Мы действительно, я убежден, нуждаемся в мигрантах из-за рубежа, и страны СНГ - наш единственный, уникальный миграционный донор. Это, выражаясь словами Лидии Графовой (известного журналиста и правозащитника), 'последний подарок Империи'. Они, что бы ни говорили наши национал-патриоты, легко интегрируются в наше общество, в отличие от, например, иммигрантов из Северной Африки во Франции, пакистанцев в Великобритании и т.п. Они в подавляющем большинстве своем знают русский язык.
На иммиграцию из Грузии рассчитывать почти не приходится - миграционный потенциал страны почти исчерпан. Но мы же живем в открытом обществе и все то, что делают с выходцами из Грузии в России, видят и на Украине, и в Узбекистане, и в Киргизии. И думают: а кто следующий? Мы успели перессориться с самыми близкими нам странами - Грузией, Украиной, Молдавией, с народами которых нас связывает общее (и весьма героическое) прошлое.
Не будет мигрантов из ближнего зарубежья - мы вынуждены будем завозить вьетнамцев, пакистанцев, китайцев, наконец. Но, боюсь, с ними будет многократно больше проблем, да и Китай - это вам не маленькая Грузия, которая, к тому же, оказалась в руках не вполне честных и ответственных политиков.
Беседовала Лидия ВИТЮХОВА. «Кремль.org», 17 октября 2006 года
«Почему черная икра продается на рынке?»
Как правительство исполнило поручение президента по рынкам и миграции
Вчера в Кремле министры докладывали Владимиру Путину о том, как навести порядок на рынках и одновременно обеспечить интересы российских граждан. Было предложено принять общие правила торговли, ввести квоты для местных производителей и ограничить ассортимент товаров на рынках. Президент отметил, что эти меры не направлены против иностранных производителей.
Началось традиционное заседании правительства с президентом с вполне обычных вопросов. Владимир Путин интересовался у министров экономическими параметрами, развитием оборонного комплекса и закупкой медикаментов. Когда члены правительства немного успокоились, президент тихо напомнил о том, что некоторое время назад он давал поручение по упорядочению торговли на рынках и изменению миграционной ситуации. "Хотел бы послушать, в каком состоянии находится эта работа", - внимательно осмотрел сидевших за столом министров президент. Несколько секунд желающих отчитаться не было. Наконец решился глава Минэкономразвития Герман Греф. "Работа распадается на две части, -приступил он к обстоятельному докладу, - это регулирование трудовой деятельности в сфере миграции и регламентация работы рынков". Герман Греф сообщил, что необходимо "разработать проект типовых правил на рынке", которые должны будут соблюдать все регионы. А также рекомендовал ввести термин "управляющая компания". "Это юридическое лицо будет обеспечивать выполнение всех правил на рынке и нести ответственность за их соблюдение", - сказал г-н Греф. Но эта компания в обязательном порядке должна состоять на учете в том месте, где расположен управляемый ею рынок, и не имеет право передавать рынки третьим организациям. Владимир Путин внимательно слушал инициативы своего министра. Но у главы МЭРТ это были еще не все идеи. Он предложил оснастить каждого продавца паспортом безопасности, в котором будет приведен "исчерпывающий перечень требований к санитарным и противопожарным условиям" и карточкой с данными о продавце. Кроме того, г-н Греф считает, что нелишним будет обеспечивать фиксированное количество мест локальных производителей. "Существует международный опыт, в том числе и стран СНГ, в которых меры по фиксированию за местными производителями до 40 % мест дают результаты", - заключил глава МЭРТ. Кроме того, он отметил о необходимости внесения в Кодекс об административных правонарушениях штрафов за нарушение вышеперечисленных правил. Поправки в КОАП и миграционное законодательство будут в свое время внесены в Госдуму, сообщил министр. Все же остальные меры Герман Греф пообещал проработать и представить до 15 ноября.
Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов предоставил информацию по количеству мигрантов и квотам, которые были выделены на трудовую рабочую силу. Особо министр выделил Грузию, но президент его осадил, заметив, что "не только о грузинах речь идет, но в целом о наведении порядка". Министр тут же поправился, что в следующем году квоты будут разрабатываться с учетом специальности, квалификации и страны исхода мигрантов. Кроме того, г-н Зурабов считает, что необходимо провести перепись мигрантов, которые приехали из стран, с которыми у России безвизовые отношения. "Перепись и легализация - все правильно, но прежде всего надо, чтобы контроль был. Здесь органы внутренних дел должны работать", - повернулся президент к главе МВД Рашиду Нургалиеву. Тот бодро доложил, что сейчас ведется масштабная проверка всех рынков. Уже "вскрыты факты скупки товаров для поддержания монопольных цен на рынках и случаи вытеснения этническими группами отечественных производителей с рынков". Министр также сообщил, что по данным фактам возбуждено 40 уголовных дел. У г-на Нургалиева тоже оказалось дельное предложение, он считает, что нужно лишить "лиц с временной регистрацией прав регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей". Президент вроде бы согласился, но добавил, что "ответственность должна быть адекватной нарушениям".
Последним досталось выступать министру сельского хозяйства Алексею Гордееву. Он начал с того, что пожаловался, что не смог найти ни одного рынка, в котором бы управляющая компания была бы организована "потребительским кооперативом из числа местных сельхозпроизводителей", и пообещал это исправить. Затем министр рассказал о необходимости утвердить перечень того, что можно продавать на рынках. Г-н Гордеев все удивлялся, почему "черная икра продается на рынке, что это, продукт первой необходимости?". Черту под всеми предложениями подвел сам президент. Он успокоил, что меры по наведению порядка не направлены против иностранных производителей. "Вопрос заключается в том, чтобы навести порядок на рыках и обеспечить интересы российских граждан в первоочередном порядке".
Надежда КРАСИВОВА. «Новые известия», 17 октября 2006 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)