… о демографической и
миграционной политике России
|
На китайско-финской границе без перемен
|
Россия никак не может определиться с миграционной и
демографической политикой
Численность населения нашей страны ежегодно сокращается
почти на один миллион человек. От вымирания не спасают даже мигранты,
поток которых с 2004 года снизился почти до нуля. Сохранить численность
населения государственные мужи решили наипростейшим способом - смягчением
миграционной политики.
В 2004 году, по данным Федеральной службы государственной статистики
(Росстат), численность населения России сократилась еще на 700 тысяч
человек. При этом уже который год подряд смертность превышает не
только рождаемость, но и рождаемость вместе с миграционным притоком,
в последние годы значительно сократившимся. Так, если в 1994 году
в нашу страну приехало более 800 тысяч человек, в 2000 году - 213,6
тысяч человек, то в прошлом году их число сократилось до чуть более
39 тысяч, что позволило не более чем на 5% компенсировать естественную
убыль населения. В результате сокращается не только общее число
граждан, но и трудоспособное население, численность которого, по
данным на конец января, составила 72,5 млн. человек, что едва превышает
половину населения России. Правительство победно рапортует, что
с 2000 года рождаемость выросла на 18%. Это действительно так, однако
кропотливая работа министров тут ни при чем. Дело в том, что в активный
возраст вступило поколение, родившееся в конце 1970-х - 1980-е годы.
Это, похоже, наш последний пик рождаемости. Своеобразное демографическое
окно возможностей закроется где-то к началу второго десятилетия
XXI века, когда рожденным в 1992 году и позднее стукнет восемнадцать.
Тогда рождаемость обвалится, а смертность возрастет вследствие роста
числа стариков. Естественная убыль приблизится к 2 миллионам в год...
Пока еще ни одной стране мира не удавалось поддерживать высокие
темпы экономического роста на фоне убыли населения. Большинство
исследователей именно с резким сокращением рождаемости и депопуляцией
связывают низкие темпы экономического роста в Италии и Испании,
даже на фоне других государств Западной Европы. Ведь депопуляция
- это сжимающиеся рынки (предприниматели соответствующим образом
уменьшают инвестиции и продажи), падение общественного спроса на
образование, новые знания, науку. Зато резко возрастает потребность
в медицинских и социальных услугах, системы пенсионного обеспечения
испытывают кризис. Многие страны вынуждены либо поднимать пенсионный
возраст, либо снижать пенсии. Видимо, не избежать этой участи и
России. Стареющее и болеющее население требует ухода и лечения.
Страна постепенно превращается в сплошной дом престарелых.
Во избежание подобного развития событий (резкой нехватки трудовых
ресурсов, а следовательно, снижения экономической активности и роста
проблем с исполнением целого ряда социальных обязательств государства)
и было решено активизировать миграционную политику. Цель благая,
однако стимулирование рождаемости и повышение качества жизни, а
значит, и ее продолжительности по-прежнему остаются лишь формальными
приоритетами государственной политики, которая в данном направлении
малорезультативна. Ведь Россия по-прежнему занимает 142-е место
по продолжительности жизни...
Но и с мигрантами дела обстоят не так просто, как хотелось бы. Проблема
заключается в крайне низкой эффективности политики, проводимой государством
в данной сфере (впрочем, как и в подавляющем большинстве других
сфер), которая в настоящий момент направлена больше на сдерживание
миграционных потоков, нежели на их привлечение. С целью исправления
сложившейся ситуации Президент России Владимир Путин потребовал
в кратчайшие сроки подготовить новую концепцию миграционной политики,
направленной на восполнение естественной убыли населения. Предыдущая
носила в основном описательный характер. В ней предлагалось заняться
агитпропом, рассказывать по телевизору о преимуществах многодетной
семьи. Разработкой этих роликов должны были заняться коммерческие
фирмы, естественно, за бюджетные деньги, и немалые. Реальных шагов
государства по помощи тем же многодетным семьям не предлагалось.
За исключением, пожалуй, увеличения единовременного пособия по рождению
ребенка в 2001 году с 1500 до 4500 рублей, а в этом - до 6000 рублей,
а в области миграционной политики - разрешения гражданам Украины
находиться в течение 90 дней без регистрации на территории нашей
страны, похвастаться в этом направлении пока нечем.
А ведь обсуждалась возможность предоставления гражданства выходцам
из стран СНГ после службы в российской армии, автоматическое предоставление
гражданства лицам, вложившим деньги в российскую экономику, привлечение
компьютерных и других высококлассных специалистов. Эти элементарные
составляющие миграционной политики, пожалуй, любой развитой страны
пока остаются благими пожеланиями.
Стоит отметить, что решение проблем в пожарном режиме становится
традицией. Последний тому пример - разработанный почти за год пакет
законопроектов, направленных на создание рынка доступного жилья,
в который нескончаемым потоком вносят поправки. Попытка решить проблемы
"в режиме МЧС" приводит к усугублению имеющихся и созданию
новых, что особенно актуально для иммиграционной политики: необдуманные
решения здесь могут легко затормозить развитие российской экономики.
По мнению специалистов, если соотношение въезжающих в страну людей
с близким менталитетом, культурой и азиатов будет в пользу последних,
то Россия столкнется с серьезными социально-политическими проблемами.
К сожалению, думать о последствиях правительственного бездействия
сегодня не модно.
Алексей ИЕШКИН. "Российские вести",
6 апреля 2005 года
|