… о целибате
|
Да станут святые отцы отцами
|
Хотите, предскажу, что сделает новый Папа? Он позволит
женатым мужчинам быть священниками.
Это вопрос выживания католической церкви и не более того. Во всем
мире она теряет святых пастырей. В 1965 году в США на каждые 800
католиков приходилось по одному священнику, теперь остался один
пастырь на 1400 верующих, причем средний возраст слуг господа приближается
к 60 годам. В стране, где насчитывается 65 миллионов католиков,
в 2002 году были рукоположены всего 479 священнослужителей.
В результате во всем мире католическая церковь проигрывает евангелической
и, особенно, пятидесятнической церквам. В Бразилии, где в наши дни
живет больше католиков, чем в любой другой стране, численность пятидесятников
растет так быстро, что в течение нескольких десятилетий может превысить
количество католиков.
Никто так хорошо не понимает крайнюю потребность в увеличении численности
духовенства, как сами кардиналы. На самом деле, именно Иоанн Павел
II сделал первый шаг на пути к отмене обязательного целибата.
Немногие знают об этом, но уже сейчас около 200 католических священников
женаты. Это бывшие служители других конфессий (англиканцы и лютеране)
получившие специальные разрешения Ватикана, поскольку уже имели
семьи до обращения в католицизм. Обычно перемена веры бывает обусловлена
неприятием рукоположения женщин и гомосексуалистов.
Ватикан также разрешает вступать в брак католическим священникам
Восточной Европы, в частности, в Румынии и на Украине. Это - часть
стародавней договоренности: жители этих стран остаются католиками,
признают власть Папы и не присоединяются к православной церкви,
а за это их духовные пастыри могут жениться и отправлять обряды
на местных языках.
Опросы общественного мнения показали: 70 процентов американцев считают,
что священники должны иметь право создавать семьи. Дэвид Гибсон,
автор книги "Будущее католической церкви", приводит слова
кардинала Роджера Махони, который считает, что эта проблема заслуживает
обсуждения и добавляет: "Со времен Святого Петра у нас были
женатые священнослужители".
Действительно, Святой Петр - первый Папа - был женат, как, впрочем,
и многие из апостолов и ранних глав христианской церкви. В дальнейшем
христиане стали придавать большее значение вопросам воздержания,
а Тертуллиан назвал женщину "вратами адовыми".
Ориген Александрийский, великий христианский философ третьего века,
сам себя кастрировал. А Хью Линкольнский, впоследствии канонизированный
епископ, утверждал, что ангел небесный облагодетельствовал его,
когда, снизойдя из рая, кастрировал священнослужителя, сделав его
жизнь намного более спокойной.
К началу Средневековья церковь развернула борьбу за моральное очищение
и против передачи церковного имущества святыми отцами своим сыновьям.
В результате в XI - XII веках целибат был узаконен.
В некоторых случаях церковь приспосабливается к местным условиям.
Наиболее активно христианство развивается в Африке, но здешнее духовенство
жалуется на трудности в привлечении новых священников, связанные
с местными обычаями, требующими, чтобы мужчины имели детей. Несколько
лет назад итальянский священник, служивший в центральной Африке,
рассказывал мне о детях местного епископа. Я подумал, что он говорит
иносказательно, имея в виду паству, но святой отец возразил.
"Нет, он женат", - сказал он о епископе. "Обет безбрачия
противоречит местным культурным традициям. По правде говоря, разыскав
священника, живущего лишь с одной женой, мы выдвигаем его в епископы".
Рукоположение женщин также может стать отличным способом пополнения
рядов духовенства. Иоанн Павел много писал о достоинствах и равенстве
женщин и даже защищал право женщин на оргазм.
Часто говорят, что по завещанию Иоанна Павла II нового Папу должны
выбрать все кардиналы, кроме трех, но это вовсе не означает, что
глава католической церкви обязательно будет консерватором. Ведь
Пий XII отстранил от выборов двух кардиналов, которые в 1958 году
избрали его преемником более терпимого Иоанна XXIII.
Мой коллега по "Нью-Йорк таймс" Питер Стейнфелс в своей
книге "Брошенные на произвол судьбы" пишет: "Сегодня
католическая церковь в Соединенных Штатах стоит перед выбором между
необратимым упадком и радикальной трансформацией".
Николас КРИСТОФ, "Нью-Йорк таймс" Публикуется
с сокращениями с разрешения The New York Times News Service and
Syndicate Co. "Известия", 18 апреля 2005 года
|