… о внутренней миграции
и экономике
|
Ода внутренней миграции
|
Почему одни страны бедны, а другие богаты?
Экономическая наука не перестает искать универсальные
рецепты реформ для развивающихся стран. Данная статья - 13-я в серии,
посвященной полезным для России выводам экономических исследований.
Недавнее заявление президента Путина о необходимости пересмотра
миграционной политики и создания условий для трудовой миграции более
чем своевременно. Впрочем, президент в основном настаивал на особом
внимании к привлечению иностранной рабочей силы в Россию. Действительно,
демографическая ситуация в России такова, что без внешней трудовой
миграции трудно рассчитывать на сбалансированное социально-экономическое
развитие страны. С другой стороны, для России важна не только -
и не столько - внешняя, сколько внутренняя, межрегиональная миграция.
В то время как крупные города задыхаются от нехватки рабочих рук,
безработица в среднем по стране уже несколько месяцев растет и почти
достигла 9%; количество безработных опять превысило 6 млн. человек.
Если считать, что естественный уровень безработицы в любой экономике
равен 5,5%, то в России имеется около 2,3 млн. человек, которые
хотят устроиться на работу, но не могут ее найти.
Внутренняя миграция позволяет также решить одну из ключевых задач,
поставленных перед правительством на среднесрочную и долгосрочную
перспективу, - сгладить существенные межрегиональные различия в
уровне и качестве жизни.
В 1992 году американские экономисты Бланшар и Кац рассмотрели послевоенные
циклы деловой активности на уровне отдельных штатов и показали,
как устроено сглаживание региональных различий в США. Как и в других
странах, американские штаты время от времени проходят через серьезные
рецессии. Например, в 1987 году безработица в штате Массачусетс
была на 3 процентных пункта (п.п.) ниже среднеамериканской, а всего
через четыре года превышала среднюю по Америке на 2 п.п. Как же
экономики штатов справляются с такими испытаниями? Оказывается,
что региональный спад сводится на нет за счет оттока трудовых ресурсов,
при этом уровень безработицы возвращается к норме уже через семь
лет. Высокая мобильность приводит и к тому, что уровень зарплаты
почти не реагирует на рецессию, а межрегиональные различия в зарплатах
неуклонно сокращаются со временем.
В Европе дела обстоят совсем не так
В 1995 году Декрессен и Фатас воспроизвели расчеты Бланшара и Каца
для европейских стран. Для сопоставимости авторы выделили в общей
сложности 51 регион в 15 странах Евросоюза, так что и количество,
и размер регионов, и даже амплитуда региональных циклов деловой
активности были похожи на американские показатели. Оказалось, что
в Европе мобильность населения гораздо ниже (как между странами,
так и внутри стран). Поэтому спад региональной экономики преодолевается,
во-первых, за счет других механизмов, а во-вторых, не полностью
- каждая рецессия оставляет после себя долгосрочные последствия.
Вместо миграции рабочие вытесняются из экономически активного населения:
женщины уходят с рынка труда в семью, а рабочие старшего возраста
выталкиваются на преждевременную пенсию.
Различия между Европой и США объясняются, в первую очередь, зарегулированностью
рынка труда и высокой степенью социальной защиты в странах Евросоюза.
Насколько опыт развитых стран применим к переходным экономикам,
и в частности к России? В прошлом году появилось сразу две работы,
воспроизводящие анализ Бланшара и Каца для посткоммунистических
стран: экономисты ЕБРР Борнхорст и Коммандер рассмотрели экономики
отдельных регионов Чехии, Венгрии, Польши, Болгарии, Румынии и России,
а экономисты МВФ Квон и Спилимберго ограничились анализом российских
регионов.
К выводам этих исследований нужно подходить осторожно - временные
ряды в переходных экономиках гораздо короче, а качество данных -
существенно ниже, чем в развитых странах. Тем не менее, полученные
результаты вполне соответствуют общепринятым представлениям о нашей
экономике.
Основной отличительной чертой России является сам уровень региональных
различий. Он существенно превышает и европейский, и американский,
и тенденции к сближению пока не наблюдается. В остальном механизм
реакции на региональный спад в переходных экономиках больше похож
на европейский - миграция находится на низком уровне, а рабочие
просто уходят из экономически активного населения. При этом российский
рынок труда является наименее динамичным из всех восточноевропейских.
Впрочем, Квон и Спилимберго указывают на еще одну проблему России:
если в Европе государственные расходы в депрессивных регионах увеличиваются
с тем, чтобы сгладить негативные эффекты спада, в России расходы
регионов, напротив, сокращаются во время рецессии, тем самым делая
региональный спад еще более болезненным для населения.
Итак, межрегиональная мобильность населения могла бы помочь преодолеть
межрегиональные различия в России. Почему же этого не происходит?
В прошлом году было опубликовано сразу несколько работ, посвященных
анализу причин низкой географической мобильности в России.
Оказалось, что россияне, которые проживают в регионах с высоким
уровнем безработицы, плохими общественными благами и низкими доходами,
хотят переехать в регионы с низкой безработицей, хорошими общественными
благами и высокими доходами. Но они не всегда могут найти деньги
на переезд, и это особенно существенный фактор в самых депрессивных
регионах.
Неразвитый рынок жилья и отсутствие доступа к кредиту делают переезд
невозможным как раз для самых уязвимых слоев населения в самых бедных
регионах, которые попадают в своего рода "ловушку бедности"
- все так плохо, что надо уезжать, но уехать не на что. Нередки
случаи, когда зарплаты и уровни безработицы даже в соседних регионах
отличаются в разы. В этом есть заслуга и административных ограничений
миграции, преодоление которых требует еще больших средств. Искусственные
барьеры мобильности настолько высоки, что, согласно расчетам, в
"ловушке бедности" оказались около трети российских регионов,
в которых проживает почти 30% населения России.
Как показал опыт 1990-х, федеральные миграционные программы вряд
ли способны помочь переселению миллионов людей. В ряде случае чиновникам
не удавалось правильно предсказать динамику регионального развития:
программы ориентировались на вывоз людей из регионов, в которых
впоследствии имели место экономический бум и нулевая безработица.
Разумная миграционная политика должна быть, в первую очередь, направлена
на уничтожение барьеров к миграции. Российский гражданин должен
обладать одинаковыми правами и возможностями вне зависимости от
места рождения и прописки. Необходимо также развивать рынок покупки
и аренды жилья - вывод из тени, снижение транзакционных издержек
и рисков. А главное - необходимо развивать банковскую систему, чтобы
россиянин, как и американец, имел возможность получить кредит по
разумной ставке, чтобы профинансировать переезд и поиск работы в
другом городе.
Сергей ГУРИЕВ. "Ведомости", 7 апреля
2005 года
|