… о смертности от побочных
эффектов лекарств в США
|
Паек и корзина
|
В США в прошлом году 125 тысяч человек умерли от побочных
эффектов лекарств, а фармацевтические концерны продолжают активно
рекламировать свои препараты
Согласно опубликованным в середине апреля исследованиям
Центра по контролю и предотвращению заболеваний США (CDC), около
130 млн. американцев ежемесячно употребляют различные лекарства.
По данным аналитиков, ежегодно в США отпускается 3,5 млрд. препаратов
по рецепту, а количество употребляемых безрецептурных лекарств не
поддается оценке. Число смертельных случаев от побочных эффектов
медицинских препаратов достигло в стране 125 тысяч в год, причем
эта причина смерти вышла на четвертое место после заболеваний сердца,
онкологической патологии и инсультов. Американские врачи и эксперты
в области фармацевтики бьют тревогу, считая, что ситуацию еще более
усугубляет отношение покупателей к лекарствам как обычным потребительским
товарам, сродни продуктам питания. Фармацевтические компании, имеющие
сильное лобби в правительстве Соединенных Штатов, широко рекламируют
даже рецептурные лекарства, что в конечном итоге подрывает здоровье
рядовых американцев.
Объемы продаж лекарственных препаратов ежегодно растут не только
в США, но и во всем мире. Так, по данным аналитической компании
RMBS, мировые продажи лекарств в 2001 году выросли на 12%, в 2002
году - на 9%, в 2003 году - на 10%, а в 2004 году их рост составил
7%, объем продаж достиг 550 млн. долларов. Причем, говорят аналитики,
на долю Северной Америки приходится 47,8% всего фармацевтического
рынка (страны Европейского Союза занимают 27,8% рынка). По официальным
данным, объемы продаж фармацевтических компаний в США в 2004 году
достигли 250 млрд. долларов. "В мире рост фармацевтической
отрасли происходит за счет препаратов, которые применяются при болезнях
или состояниях, которые больше всего беспокоят население",
- сказал в беседе с RBC daily исполнительный директор компании "Фармэксперт"
Николай Демидов. По данным IMS Health, по объемам продаж на мировых
рынках лидируют средства против избыточного содержания холестерина
в крови: выручка в данном сегменте мирового рынка составила 26,6
млрд. долларов, что на 11,7% больше показателя 2003 года. Препарат
Lipitor производства Pfizer Inc. остался самым популярным в мире,
объем его продаж - 10,6 млрд. долларов.
При этом Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными
средствами США (FDA) в минувшем году зафиксировало рекордное количество
побочных эффектов у лекарств. Официальный представитель FDA Лаура
Элви (Laura Alvey) заявляла, что в 2004 г. в управление поступило
более 422,5 тысячи отчетов о различных побочных эффектах некоторых
медикаментов (в 2003 году - 370,9 тысячи отчетов). FDA запрещает
фармацевтическим концернам реализовывать препараты, у которых обнаруживаются
серьезные побочные эффекты, зачастую приводящие к смерти. В частности,
в сентябре минувшего года во всем мире были изъяты из продаж обезболивающие
препараты Vioxx американской компании Merck, а также Bextra и Celebrex
производства Pfizer и другие. Эксперты говорят о нескольких возможных
причинах появления опасных препаратов на рынке. "Когда в FDA
одобряли эти лекарства, вероятно, еще не было достаточного количества
данных, которые бы говорили о серьезных последствиях для сердечно-сосудистой
системы. Есть и иная возможная причина: Merck могла замалчивать
имеющиеся данные об этом и не отдавать их в FDA", - сказала
RBC daily директор Кокрановского центра США (US Cochrane Center),
профессор университета Браун (штат Род Айленд) Кей Дикерсин (Kay
Dickersin).
Эксперты связывают резкое увеличение числа побочных эффектов скорее
не с возрастанием их опасности, а с увеличением количества потребления
медикаментов, что, в свою очередь, непосредственно зависит от рекламы
и продвижения препаратов на рынке. В настоящее время в США нередко
можно увидеть рекламу различных лекарств, в том числе и отпускающихся
по рецепту врача. Более того, рекламодатели не обязаны по закону
страны включать в рекламные материалы медпрепаратов информацию о
возможном вреде здоровью, поскольку такое предупреждение содержится
на упаковке или в инструкции к лекарству. По мнению г-жи Дикерсин,
"продвижение рецептурных лекарств в журналах, на телевидении
и в Интернете становится частью американской и мировой культуры",
однако распространение подобной рекламы на улицах (наружная реклама,
реклама на предметах) вызывает сильное беспокойство. Благодаря такой
"агрессивной" рекламной политике фармацевтических компаний
у потребителей вырабатывается отношение к лекарствам как к обыкновенным
потребительским товарам, выбор которых зависит по большому счету
только от вкусовых предпочтений. Следовательно, потребители могут
недооценивать риски возможных нежелательных побочных эффектов от
употребления медикаментов. Кроме того, рекламные материалы лекарств,
как правило, не содержат информации о разрешенных сроках продажи
препарата и могут распространяться после запрещения его продажи
или выпуска предупреждений об обнаруженных побочных эффектах. Наконец,
отмечают эксперты, масштабные рекламные компании провоцируют увеличение
случаев самолечения, порой приносящих серьезный ущерб здоровью.
Эксперты убеждены, что рекламирование лекарств как обыкновенных
потребительских товаров негативно сказывается на здоровье американской
нации, о чем красноречиво говорят исследования CDC, FDA и других
организаций. Однако такая ситуация вряд ли может измениться в ближайшее
время. "Фармацевтические компании имеют очень влиятельное лобби.
У них есть много денег, и успешно убежденное ими консервативное
правительство учитывает интересы индустрии вопреки интересам потребителей.
Я не думаю, что это хорошая идея", - подчеркнула профессор
Кей Дикерсин.
Ольга СОКОЛИК. "RBC daily", 19 апреля
2005 года
|