… о начальном образовании
|
100 млн. детей лишены возможности учиться
|
Доклад ООН о начальном образовании хвалит Россию
Детский фонд ООН (UN Children?s Fund - UNICEF) опубликовал
очередной доклад "Прогресс для детей" - о состоянии начального
образования во всем мире. Как выяснили эксперты ООН, порядка 100
млн. детей не получают даже элементарного образования. По-прежнему
отмечается бедственное положение женщин: на каждые 100 мальчиков,
лишенных первой учительницы, приходится 117 девочек. Что же касается
России, то доклад UNICEF стал, пожалуй, первым за прошедший год
международным отчетом, в котором наша страна упоминается позитивно.
Эксперты ООН изучили состояние систем начального образования в 180
странах мира. Полученные результаты специалисты сравнили с данными
прошлого доклада, вышедшего в 2001 году, и резюмировали: прогресс
налицо. По сравнению с 2001 годом, когда доступа к приобретению
элементарных навыков письма и счета были лишены 115 млн. детей,
ныне эта цифра сократилась на 15 млн. Однако сильнейший дисбаланс
все еще наблюдается в соотношении полов: в целом на планете на каждую
сотню мальчиков, не посещающих школу, приходится 117 девочек; в
55 странах мира ситуация с гендерным равенством, по мнению экспертов,
почти катастрофична.
"Для того чтобы сломать барьеры, которые препятствуют девочкам
посещать школу, нужен существенный скачок. Ведь образование - это
не просто обучение. Во многих странах это способ спасти собственную
жизнь, особенно когда речь заходит о девочках. Девочка, не получившая
школьного образования, с большей вероятностью станет жертвой ВИЧ-инфекции",
- говорит исполнительный директор UNICEF Кэрол Бэллами. Однако в
Африке и на Ближнем Востоке, где ограничение прав женщин освящено
традициями и даже закреплено в законах, бороться со сложившейся
ситуацией трудно. К тому же девочек не отдают в школы бедняки, не
желающие лишаться рабочих рук в доме.
В списке неблагополучных стран не упоминается ни одна развитая индустриальная
держава мира. Тем не менее, в мире насчитывается только 5 (!!) стран,
где дисбаланс между школьниками разных полов не превышает установленной
UNICEF нормы в 0,7%. Это Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия
и Швеция. Любопытная ситуация складывается в странах - бывших республиках
СССР. Оказывается, тенденция к достижению гендерного равенства в
сфере образования заметна на всем постсоветском пространстве (даже
в Туркменистане), кроме Белоруссии и Таджикистана. Что касается
России, то она почти на 90% удовлетворяет требованиям UNICEF к охвату
населения всеобщим образованием (из процесса выпадают беспризорники,
точного числа которых никто не знает).
Антон ИВАНИЦКИЙ. "Газета", 18 апреля
2005 года
|