Rambler's Top100

№ 429 - 430
1 - 22 августа 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Независимая газета» о стабилизации численности населения России
«Известия» и «Росбалт» о демографических проблемах России
«Ведомости» о спросе на труд в российской экономике
«Независимая газета» о производительности труда
«Российская газета» и «Ведомости» о пенсионном возрасте
«Коммерсантъ-Власть» об исследовании состояния пенсионных фондов
«Ведомости» об экономике российской пенсионной системы
«Ведомости» о социальной политике в отношении инвалидов
«Bloomberg», «Ведомости», «Коммерсантъ», «Новые известия», «Время новостей» и «Комсомольская правда» о последствиях жары и пожаров в России
«Новые известия» о работе и жаре
«Итоги» и «Независимая газета» о сухом законе на дорогах
«Новые известия» о потреблении алкоголя финскими женщинами
«Независимая газета» о сверхсмертности в трудоспособном возрасте
«Коммерсантъ» об ужесточении выдачи больничных листов
«Зеркало» о ранних браках в Азербайджане

«Казахстанская правда» о демографии и государственном языке в Казахстане
«Project Syndicate» и «Коммерсантъ-Власть» об отношении к иммиграции в США
«Новые известия» об отношении Президента Румынии к миграции
«Financial Times» о денежных переводах украинских мигрантов
«Новые известия» и «Независимая газета» о миграционных настроениях в странах СНГ
«Итоги» об анклавизации Москвы
«Российская газета» и «Литературная газета»о запрете паранджи во Франции и исламской проблеме Европы
«Телеграф» об эмиграции из Латвии
«Ведомости» и «Российская газета» о новом проекте госпрограммы по переселению соотечественников и госполитике в их поддержку
«Opec.ru» о бездомных
«Комсомольская правда» и «Корреспондент о емкости Земли
«Daily Mail» о необходимости заселять космос
«Итоги» о качестве воды
«Время новостей» о генокоде долгожителей
«Новые известия» о жалобах на предстоящую перепись в Германии

… о новом проекте госпрограммы по переселению соотечественников и госполитике в их поддержку

Родина за плату

Предпринимателям с советскими корнями, переехавшим в Россию, дадут льготы и прописку по программе переселения соотечественников. Другими способами вернуть активное население не удалось.
Вчера Минрегион опубликовал проект новой госпрограммы по добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. По словам помощника министра Алексея Чернышева, межведомственное согласование завершится в августе, а к сентябрю документ планируется внести в правительство.
Под соотечественниками подразумеваются граждане бывшего СССР, эмигранты и их потомки. Если с 2006 г. льготы по госпрограмме могли получать наемные работники, то после принятия новой программы круг лиц, которым оказывается помощь в переселении, будет расширен, говорит Чернышев.
Проект документа предлагает разделить участников госпрограммы на работников, обучающихся, предпринимателей, аграриев (переселенцев в сельскую местность для занятия агропромышленным производством), членов общины (участники компактного переселения на сельские территории) и лиц, имеющих особые заслуги. Правительство должно до 1 декабря 2011 г. разработать балльную систему отбора соотечественников для включения в госпрограмму. Ее участники могут и лишиться этого статуса, если не занимаются заявленной деятельностью.
Помимо компенсаций за переезд и подъемных, которые платятся с 2006 г., новый проект предполагает дать право предпринимателям, аграриям и членам общины на трехлетнюю отсрочку уплаты таможенных пошлин и налогов на ввоз в Россию имущества, необходимого для их деятельности, на его досмотр и оформление на границе без очереди, на налоговый вычет при приобретении такого имущества. Если работа первое время не будет приносить доход, переселенцы полгода будут получать пособие. До приобретения жилья они смогут регистрироваться по юридическому адресу, определяемому уполномоченным органом, что позволит им брать кредиты.
Если раньше условиями госпрограммы пользовалось 7-8% переезжающих в Россию соотечественников (переселялось около 8000 человек в год), то после принятия программы их количество, как ожидается, может увеличиться до 50%, говорит Чернышев. По его словам, до 2012 г. на эти цели в бюджете заложено по 1,2 млрд. руб. в год.
По действующей программе удалось привлечь в несколько раз меньше переселенцев, чем было запланировано, говорит главный редактор агентства «Регнум» Модест Колеров, курировавший в Кремле работу с соотечественниками. В этом есть вина региональных властей, предлагавших рабочие места по остаточному принципу с зарплатами до 10000 руб. Новые льготы могут заинтересовать более активную часть переселенцев, считает он.

Мария ЦВЕТКОВА. «Ведомости», 14 июля 2010 года

Отечество, которое есть

После поездки президента на Дальний Восток тема переселения в Россию соотечественников из-за рубежа снова зазвучала. Госдума приняла во втором и третьем чтениях новую редакцию закона «О госполитике России в отношении соотечественников за рубежом», вчера ее одобрил Совет Федерации. Минрегионразвития опубликовало проект новой, переформатированной госпрограммы переселения. Старая действует с 2006 г., за это время в Россию переехало около 22000 человек (с учетом членов семей), в основном неквалифицированные работники и в основном от бедности.
Новая редакция закона сужает понятие «соотечественник» — теперь не все бывшие граждане СССР, проживающие в бывших республиках Советского Союза, могут ими считаться, а только те, кто сделал «свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией». В проекте программы используется прежнее, расширительное толкование, впрочем, это не важно, ведь, если человек захотел переселиться в Россию, ясно, что он проявил духовную связь с ней. Вопрос, скорее, в том, устроит ли его правовая связь с новой старой родиной.
Проект новой программы вводит категории переселенцев: наемные работники получат балльную систему оценки квалификации, появятся также «аграрии», «члены общины», «предприниматели», «обучающиеся», «лица, имеющие особые заслуги». Новой является возможность перемещения в Россию бизнеса или организация нового бизнеса на льготных условиях. С одной стороны, это идея здравая. С другой — льготы (кроме компенсации на переезд семьи) — это отсрочка на три года таможенных и налоговых платежей при ввозе необходимой техники и т. п. На месте поселения счастливый соотечественник получит точно такие же условия, какие имеют российские предприниматели, т. е. быстро и тесно познакомится с нашими налоговиками, пожарниками, СЭС, чиновниками разных уровней, судами и рейдерами.
Программа предусматривает вариант компактного переселения целой общиной. Он выглядит фантастично (хотя в ФМС говорят, что есть такие предложения из Латинской Америки), зато хотя бы понятно, что в этом случае местные власти должны подготовить инфраструктуру для поселка с заданной численностью населения. Но большинство семей переезжают поодиночке — не будешь же для них улучшать инфраструктуру всего региона. То же и с бизнес-климатом.

«Ведомости», 15 июля 2010 года

Стать гражданином будет проще

В программе переселения соотечественников начинаются большие перемены

Сегодня "РГ" публикует долгожданный для многих тысяч людей документ.
Иностранные граждане, законно проживающие на территории РФ и желающие принять участие в государственной программе содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, теперь могут обратиться в территориальный орган ФМС. Постановлением правительства утверждено Положение о выдаче свидетельства участника госпрограммы на территории России (публикуется на с. 15).
Обращаться нужно в миграционную службу тех субъектов, которые участвуют в программе. Надо написать заявление, собрать необходимые документы и, если с документами все в порядке, в течение 60 дней можно получить свидетельство участника госпрограммы.
Как выполняется сегодня программа? Какие еще изменения планируется в нее внести в ближайшее время? На вопросы "РГ" отвечает один из разработчиков публикуемого документа первый заместитель директора ФМС генерал-лейтенант милиции Михаил Тюркин.
Российская газета: Михаил Леонидович, предполагалось, что к нам вернутся как минимум сотни тысяч наших бывших сограждан. Но этого не случилось. Критики программы утверждают, что она провалилась. Что вы на это скажете?
Михаил Тюркин: Госпрограмма, безусловно, требует корректировки. Но говорить о провале совершенно несправедливо. Это тот самый случай, когда 100-процентно верна поговорка: лучше меньше, да лучше.
Мы сегодня не гонимся за количеством, нам очень важно, чтобы переехавшие в Россию люди не пожалели о принятом решении, чтобы остались здесь навсегда.
На сегодняшний день от соотечественников принято более 29 тысяч анкет для участия в государственной программе. На территорию России по свидетельствам участников программы прибыло 22 тысячи человек. И поверьте, это хорошие цифры. В определенный момент было опасение, что мировой финансовый кризис серьезно осложнит прием соотечественников в регионах. К счастью, этого не произошло. Только в прошлом году к нам приехали 9219 человек, что больше, чем в 2007-2008 годах (685 и 8346 человек, соответственно).
Что касается привлекательности регионов, то, как правило, соотечественники переселяются в западные и центральные районы страны. Лидеры тут неизменны - это Калининградская, Калужская, Липецкая области. В Сибирском регионе наибольшей популярностью пользуется Красноярский край.
РГ: Так что же, кризис совсем не повлиял на выполнение госпрограммы?
Тюркин: Повлиял, конечно. В 2009 году в регионах, которые с 2007-го охотно принимали наших соотечественников в рамках государственной программы, наметилась тенденция по сворачиванию инвестиционных проектов и, соответственно, по сокращению запланированных для трудоустройства соотечественников рабочих мест.
Руководители некоторых субъектов стали просить об отсрочке вступления в программу. Настораживает, что с такими инициативами обращаются, в том числе, такие экономически успешные субъекты России, как Татарстан, Башкортостан и другие. Вместе с тем даже в период кризиса нам удалось удержать уровень выполнения программы за счет включения в работу новых регионов страны.
Сегодня, когда экономическая ситуация в стране в значительной степени стабилизировалась, ФМС России, как координатор госпрограммы, видит свою задачу в активной работе с главами субъектов. Наша цель - участие в программе максимального количества российских регионов, расширение территорий вселения и оказание действенной помощи в обустройстве прибывающим соотечественникам со стороны региональных властей.
Анализ реализации госпрограммы за прошедшие три года показывает, что законодательство в области переселения соотечественников не всегда отвечает потребностям регионов России и самих переселенцев. Известны случаи, когда соотечественники отказывались от участия в программе из-за сложности и несовершенства некоторых документов и установленных ими административных процедур. Поэтому совершенствование нормативной правовой базы в этой сфере - один из важнейших приоритетов работы ФМС.
РГ: Если не ошибаюсь, именно ФМС подготовила поправки в госпрограмму, которые дают право стать участниками программы тем соотечественникам, которые уже фактически проживают в нашей стране, но не имеют гражданства?
Тюркин: Да, мы подготовили проект Указа президента, который был подписан 12 января этого года, о внесении изменений в госпрограмму. Благодаря этим изменениям появилась возможность включиться в программу нашим соотечественникам, которые постоянно или временно уже проживают в России на законных основаниях. Такая новация, на наш взгляд, очень важна, поскольку, с одной стороны, она позволит людям, уже, по сути, интегрировавшимся в российское общество, решить вопрос с приобретением российского гражданства по упрощенной схеме, а с другой стороны - перенаправить трудовые ресурсы в трудонедостаточные и стратегически важные регионы страны.
В развитие указа ФМС подготовила проект постановления, определяющего порядок работы по выдаче на территории России свидетельства участника госпрограммы. Этот документ принят правительством страны 15 июля, и мы уже приступили к его реализации.
Нами также подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Этот законопроект предусматривает снижение налога на доходы физических лиц для участников госпрограммы и членов их семей, совместно переселяющихся в Россию, с 30 до 13 процентов, независимо от срока пребывания в России. Также данный документ предполагает освобождение участников госпрограммы и членов их семей от уплаты госпошлин за регистрацию по месту жительства. Считаем, что принятие такого закона позволит снизить финансовую нагрузку на переселенцев в первоначальный после приезда в Россию период, будет способствовать их скорейшей социальной адаптации в регионе вселения, а также послужит привлечению соотечественников в Россию, в том числе в субъекты, испытывающие повышенную потребность в трудовых ресурсах.
РГ: На днях Минрегион опубликовал на своем сайте проект указа президента, который должен утвердить новую редакцию госпрограммы. Как это сочетается с вашим законотворчеством и нет ли здесь противоречий?
Тюркин: Мы, конечно, знакомы с этим документом и считаем, что в нем много хороших идей. Но подчеркну: это только проект, который выставлен на всеобщее обсуждение и, понятно, будет еще дорабатываться. Кстати, сам факт такого приглашения к обсуждению говорит о том, что власть становится более открытой для общества.
Мы, например, охотно поддерживаем положение об отмене срока реализации госпрограммы. То есть предлагается сделать ее постоянно действующей. Заслуживают внимания предложения о включении в программу мер, которые позволят стимулировать участие в ней соотечественников, обучающихся в высших и средних специальных учреждениях России; лиц, ориентированных на создание и ведение собственного бизнеса; соотечественников, заинтересованных в компактном переселении в сельскую местность, а также деятелей науки и искусства.
Один из спорных моментов новой редакции госпрограммы - это положение о необязательном участии в ее реализации субъектов РФ. Дело в том, что с принятием Указа Президента РФ от 30 июня 2009 года №716 регионам представлена возможность получить отсрочку разработки проекта региональной программы переселения, и, как я уже отметил, многие субъекты не замедлили воспользоваться такой возможностью.
Позиция ФМС остается неизменной: сокращение числа субъектов, участвующих в реализации программы, не только снижает ее эффективность, но и сдерживает процесс переселения соотечественников.
Казалось бы, пусть люди едут куда хотят, за полгода, а то и раньше получают гражданство, и всё - никто никому ничего не должен. Только неясно, в чем тут "оказание содействия"? Со всей ответственностью могу заявить: большинство прибывших соотечественников весьма ограничены в финансовых средствах, не имеют возможности самостоятельно решить жилищный вопрос. Сейчас переселенцы могут рассчитывать на гарантированное рабочее место, помощь в обустройстве, знают, куда нужно пойти и к кому обратиться, уверены, что их не оставят один на один со своими проблемами, им оказывается поддержка в рамках региональных программ переселения. В этой связи представляется, что новая редакция госпрограммы в обязательном порядке должна предусматривать активное участие в ее выполнении большинства субъектов России.
Очень хорошо, что разработанный документ содержит столько новаторских идей. Это заставляет не стоять на месте, а двигаться вперед, искать решение давно назревших вопросов. Но "чистой" идеи для реализации нового проекта программы явно недостаточно. Приведу простой пример. В документе не определен порядок приема соотечественников вне региональных программ переселения или "проектов переселения". То есть, декларируя возможность участия в ней более широкого круга соотечественников, проект не устанавливает путей реализации предоставленных возможностей. Сегодня в нем отсутствуют положения, позволяющие сформировать механизм переселения новых категорий соотечественников и организовать с ними работу в России.
Еще пример: предлагаемая разработчиками "балльная система", которая должна определить возможности участия соотечественника в госпрограмме. Такая система не апробирована в нашей стране, механизм ее реализации опять же неясен. Также не определен критерий оценки знания русского языка в объеме "не ниже базового уровня" для соотечественников, являющихся иностранными гражданами.
Поскольку проект новой редакции госпрограммы пока носит концептуальный характер, всем нам предстоит большая работа для придания ему более четких юридических форм.

Справка "РГ"
Регионы-участники программы переселения
Центральный федеральный округ: Воронежская, Курская, Тверская, Тамбовская, Липецкая, Калужская области. Северо-Западный федеральный округ: Архангельская, Калининградская области. Приволжский федеральный округ: Нижегородская, Пензенская области. Уральский федеральный округ: Курганская, Тюменская области. Сибирский федеральный округ: Алтайский край, Кемеровская, Омская, Новосибирская, Иркутская области, Красноярский край. Дальневосточный федеральный округ: Еврейская АО, Камчатский, Хабаровский, Приморский края, Амурская область.

Эта статья является комментарием к:
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 528 г. Москва "Об утверждении Положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 817

Татьяна СМОЛЬЯКОВА. "Российская газета", 23 июля 2010 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.