Еще в 2006 году власти назвали демографию самой острой проблемой в современной России. Почему для ее решения необходим научный подход и где сегодня готовят демографов, об этом в интервью РИА Новости говорит директор Института демографии Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Анатолий Вишневский.
— Анатолий Григорьевич, в чем специфика демографического образования? Много ли у нас таких специалистов?
— Демографов у нас немного — знание научных основ демографии, к сожалению, крайне недооценено. Демографов готовят в двух вузах, МГУ и ГУ-ВШЭ. Но проблема демографического образования не только в том, что готовят мало демографов, но и в том, что недостаточно «демографизированы» такие дисциплины, как экономика, социология, политология. Демографическое знание считается второстепенным, и в программах подготовки по этим специальностям ему уделяется недостаточное внимание. В итоге выпускаются экономисты, политологи, дипломаты, которые слабо ориентируются в проблемах демографии. А от этих проблем в сегодняшнем мире зависит очень многое.
— Почему недооценено демографическое знание? Темы повышения рождаемости и продолжительности жизни сегодня у всех на слуху.
— Мне кажется, ошибка была допущена изначально. Если мы действительно приступаем к решению демографических проблем, то надо позаботиться и о развитии науки. У нас же сразу взялись за «практическое» решение проблем. Видимо, решили сэкономить на исследованиях. А я убежден: не имеющая научного обоснования практика обходится дороже. В России до сих пор нет даже научного журнала по демографии, нет площадки для серьезного обсуждения специалистами проблем и предлагаемых путей их решения. Наш электронный просветительский ресурс «Демоскоп Weekly» — не научный журнал.
— Чем может помочь наука?
— Пониманием сути демографических процессов. Предлагаемые меры не всегда адекватны — ошибки начинаются с некорректного использования демографических показателей. К примеру, есть показатели ожидаемой продолжительности жизни и общего коэффициента смертности, они взаимосвязаны: если закладывается определенный показатель продолжительности жизни, то коэффициент смертности получается из расчета автоматически. У нас же даже в правительственных документах они задаются независимо друг от друга, и каждый исключает другой.
Помимо повышения уровня демографических знаний следует изучать и мировой опыт.
— На Западе ситуация лучше?
— И на Западе по сравнению с другими дисциплинами демография была замечена и осмыслена достаточно поздно. Демографическая революция (переход от высокой смертности и рождаемости к современному состоянию низкой смертности и низкой рождаемости) прошла невидимой и неслышимой, на нее обратили внимание только спустя 100 лет.
В развитую научную дисциплину демография превратилась в XX веке. Сейчас на Западе она, конечно, более распространена и как образовательная дисциплина. Ее преподают повсеместно — и она пронизывает другие дисциплины.
На конференции Американской демографической ассоциации ежегодно съезжаются до 1000 человек. У нас же на всю страну можно насчитать лишь несколько десятков демографов. Известный демограф Владимир Борисов как-то признался: он насчитал всего 30 специалистов. В структуре Российской академии наук Институт демографии отсутствует, его до сих пор не восстановили: он был создан одним из первых в 1931 году и закрыт в 1934 — после голода 1933 года советская власть была не заинтересована в подсчете численности населения.
— Но ведь в МГУ достаточно долго готовили демографов...
— Да, МГУ выпустил много специалистов. Но советское демографическое образование было довольно далеко от реальной практики, тогда больше следили за тем, чтобы оно было «марксистко-ленинским».
— Где кроме научной сферы могут работать профессиональные демографы?
— Во многих сферах как государственного управления (в здравоохранении, социальной сфере), так и в бизнесе — консалтинговых и маркетинговых компаниях, производители товара должны знать демографическую структуру рынка.
— Институт демографии ГУ-ВШЭ был создан на основе Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Его сотрудники вели преимущественно научную работу. Сейчас она продолжается?
— Продолжается. Но сейчас мы много времени уделяем и преподаванию. В 90-е годы мало кто шел в науку, мы остались без научной молодежи, сейчас надеемся наверстать упущенное. В Вышке создана магистратура по демографии, это очень важно. Хотя нам приходится нелегко. Чтобы дать нашим магистрантам хорошее образование, надо выстроить систему курсов, многие из которых у нас читаются впервые. Мы стараемся держать высокую планку, но не уверен, что сразу все хорошо получается. Зато у нас есть то преимущество, что мы можем приобщать студентов к исследовательской работе в очень квалифицированном научном коллективе. Это само по себе хорошая школа. Хочется верить, что спустя несколько лет нашего полку серьезно прибудет.
Елена КУЗНЕЦОВА. «РИА Новости», 18 марта 2010 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)