Rambler's Top100

№ 415 - 416
22 марта - 4 апреля 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«РБК daily» о демографии и экономике
«Opec.ru» об экономике стран СНГ и кризисе
«Ведомости» об упрощениях миграционного режима для квалифицированных мигрантов
«Дело» о переводах украинских трудящихся мигрантов
«Новые известия» об экономике нелегальной миграции в США
«Вечерний Бишкек» о переводе трудовой миграции «в русло оргнабора»
«The Times» о нелегалах из Армении в Турции
«Ведомости» о страховых выплатах для россиян и иностранцев
«Время новостей» о предложении по проведению миграционной амнистии
«Время новостей» о проблемах миграционной политики в Москве
«Комсомольская правда» о подпольных ночлежках
«Московский комсомолец» о переселении жителей моногородов
«Ведомости», «Коммерсантъ» и «Новые известия» о новом подходе к определению соотечественников
«Коммерсантъ» и «Ведомости» о сезонном снижении безработицы
«Opec.ru» о региональном контексте социальной политики
«Российская газета» о том, что готовятся поправки в демографическую концепцию
«Правда Украины» о росте рождаемости на Украине
«Obozrevatel.com» о законопроекте по увеличению единоразовых детских пособий на Украине
«Gazeta.kz» о добровольной стерилизации в Узбекистане
«Вечерний Бишкек» о проблемах брака в Киргизии

«Корреспондент» о браках и разводах на Украине
«Радио «Свобода»» о демографических перспективах США
«Ведомости» и «Коммерсантъ» о реформе здравоохранения в США
«Коммерсантъ» о страховании ответственности за врачебные ошибки
«Ведомости» о реформировании службы «Скорой помощи»
«Белорусские новости» о возможном введении ответственности за распространение туберкулеза в Белоруссии
«Медицинская газета» о борьбе с курением в Японии
«Московский комсомолец» о проблеме пенсионной реформы
«Вечерний Минск» о старении населения и пенсионном возрасте в Белоруссии
«Время новостей» и «Deutsche Welle» о проблемах алкоголизации в России
«Независимая газета» о концепции антиалкогольной политики
«Opec.ru» о проблемах расслоении китайского общества
«Новые известия» о законодательных квотах для женщин в Индии
«Белорусские новости» о невыездных белорусских детях
«РИА «Новости»» о проблемах сельских школ
«РИА Новости» о демографическом образовании
«Время новостей» о временном запрете клонирования
«Новая газета» о людях с синдромом Дауна
«Ведомости» о самых влиятельных городах
«Русский репортер» о том, когда девушка становится взрослой

… о проблемах сельских школ

Закрывать сельские школы следует осмотрительно

Демографическая ситуация в России обусловила в последние десять лет сокращение и числа учащихся в сельских школах, и количества самих школ. О тенденциях этого процесса в интервью РИА Новости рассказала директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования Государственного университета - Высшей школы экономики Татьяна Абанкина. Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости.
— Татьяна Всеволодовна, как бы вы охарактеризовали нынешнее положение сельских школ?
— Как трудное. В первую очередь, по демографическим причинам. Вследствие уменьшения сельского населения, школы превращаются в малочисленные, школьников там стало на 30-40% меньше.
В небольших школах невозможно обеспечить нормальные зарплаты учителям: наполняемость классов низкая, количество часов при одной параллели — невелико. Так, по программе нужны два урока географии в неделю. Учитель, проводя в месяц лишь восемь уроков, остается недозагруженным, и ему меньше платят. Учителя-предметники в городских школах в подобной ситуации могут "выкрутиться" — пойти преподавать в несколько разных мест.
— Нужно ли сокращать сельские школы соответственно уменьшению числа учащихся?
— Нет. И при закрытии таких школ регионы проявляют большую осторожность. Закрылось примерно 10% школ — таких, где меньше 100 учеников, ведь им невозможно обеспечить качественное образование и общение со сверстниками. При базовых школах (детей туда возят) действуют интернаты, и ребята в зависимости от своих обстоятельств могут жить там какое-то время, что особенно важно для детей из неблагополучных семей.
— Если школы сокращаются, каким образом дети продолжают учиться?
— Начальные школы не закрываются нигде, но дальше есть варианты. Так, развивается система базовых и опорных школ, куда детей возят, закупив для этого школьные автобусы. Базовая школа может быть просто старшей школой с приезжающими на уроки детьми, или — детей привозят для изучения предметов, требующих специальных условий: на уроки физики, химии, биологии. Бывает наоборот: учителя базовой школы едут в филиалы опорных школ и там проводят уроки.
В некоторых регионах — Якутии, Краснодарском крае, где ежедневно возить учащихся затруднительно — апробируется модель передвижной учебной лаборатории по физике, химии и биологии. Школы района обслуживаются по согласованному графику, что требует изменения учебной программы, перехода к модульной системе изучения комплекса предметов по естествознанию: специалисты лаборатории работают в одной школе, потом едут в другую.
Также школы идут на объединение с учреждениями культуры и дополнительного образования, библиотеками, кружками и секциями — создается так называемый социокультурный комплекс. К сожалению, кооперация и интеграция образования, культуры и спорта сталкивается с целым рядом барьеров нормативного характера, законодательная база чрезмерно усложняет организацию подобных "состыковок", несмотря на то, что действия лежат в русле национальной инициативы "Наша новая школа".
— Какое из направлений представляется вам наиболее выигрышным?
— Каждый регион предпочитает что-то свое в зависимости от условий. Однако, мне кажется, не всегда целесообразно полностью убирать старшую школу из села, переносить ее в более крупный населенный пункт. У такого варианта немало сторонников, но я думаю, что лучше все же оставить старшую школу и возить детей в базовую для углубленного изучения предметов или на уроки, требующие оборудованных кабинетов. Так мы сохраним больше рабочих мест для сельской интеллигенции — учителей.
Но в любом случае полезно перезнакомить детей перед тем, как отправлять их в новую школу. В Ставропольском крае и Ростовской области в каникулы в базовых школах организуют специальные общие сессии для ребят из сельских и городских школ, куда приглашают лучших учителей и преподавателей из вузов и техникумов.
— И тем не менее вхождение в новый, уже сложившийся коллектив — это стресс...
— Да. Если школа на селе остается, учиться в базовую едут высоко мотивированные ребята, желающие изучать те или иные предметы углубленно. В базовой школе они обнаруживают, что не обладают рядом навыков — прежняя школа просто не может им дать их, и дети оказываются среди аутсайдеров. Это огромный стресс, поэтому я считаю важным наличие в сельских школах психолога или воспитателя. Кроме того, дети заканчивают учебу в разное время, а увозят их всех одновременно. Необходимо, чтобы кто-то следил за младшими, пока они ждут старших. Все это организационные моменты, требующие внимания.
— А как влияют базовые школы на успеваемость учащихся в целом? Дают ли они ребятам лучшие шансы?
— Результаты ЕГЭ сейчас демонстрируют поляризацию успехов сельских школьников. Ребята, обучающиеся в базовых школах, социокультурных комплексах зачастую показывают результаты выше, чем ученики городских лицеев и гимназий. Ученики изолированных сельских школ показывают низкие результаты.

Екатерина РЫЛЬКО. «РИА Новости», 16 марта 2010

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.