Демографическая ситуация в России обусловила в последние десять лет сокращение и числа учащихся в сельских школах, и количества самих школ. О тенденциях этого процесса в интервью РИА Новости рассказала директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования Государственного университета - Высшей школы экономики Татьяна Абанкина. Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости. — Татьяна Всеволодовна, как бы вы охарактеризовали нынешнее положение сельских школ?
— Как трудное. В первую очередь, по демографическим причинам. Вследствие уменьшения сельского населения, школы превращаются в малочисленные, школьников там стало на 30-40% меньше.
В небольших школах невозможно обеспечить нормальные зарплаты учителям: наполняемость классов низкая, количество часов при одной параллели — невелико. Так, по программе нужны два урока географии в неделю. Учитель, проводя в месяц лишь восемь уроков, остается недозагруженным, и ему меньше платят. Учителя-предметники в городских школах в подобной ситуации могут "выкрутиться" — пойти преподавать в несколько разных мест. — Нужно ли сокращать сельские школы соответственно уменьшению числа учащихся?
— Нет. И при закрытии таких школ регионы проявляют большую осторожность. Закрылось примерно 10% школ — таких, где меньше 100 учеников, ведь им невозможно обеспечить качественное образование и общение со сверстниками. При базовых школах (детей туда возят) действуют интернаты, и ребята в зависимости от своих обстоятельств могут жить там какое-то время, что особенно важно для детей из неблагополучных семей. — Если школы сокращаются, каким образом дети продолжают учиться?
— Начальные школы не закрываются нигде, но дальше есть варианты. Так, развивается система базовых и опорных школ, куда детей возят, закупив для этого школьные автобусы. Базовая школа может быть просто старшей школой с приезжающими на уроки детьми, или — детей привозят для изучения предметов, требующих специальных условий: на уроки физики, химии, биологии. Бывает наоборот: учителя базовой школы едут в филиалы опорных школ и там проводят уроки.
В некоторых регионах — Якутии, Краснодарском крае, где ежедневно возить учащихся затруднительно — апробируется модель передвижной учебной лаборатории по физике, химии и биологии. Школы района обслуживаются по согласованному графику, что требует изменения учебной программы, перехода к модульной системе изучения комплекса предметов по естествознанию: специалисты лаборатории работают в одной школе, потом едут в другую.
Также школы идут на объединение с учреждениями культуры и дополнительного образования, библиотеками, кружками и секциями — создается так называемый социокультурный комплекс. К сожалению, кооперация и интеграция образования, культуры и спорта сталкивается с целым рядом барьеров нормативного характера, законодательная база чрезмерно усложняет организацию подобных "состыковок", несмотря на то, что действия лежат в русле национальной инициативы "Наша новая школа". — Какое из направлений представляется вам наиболее выигрышным?
— Каждый регион предпочитает что-то свое в зависимости от условий. Однако, мне кажется, не всегда целесообразно полностью убирать старшую школу из села, переносить ее в более крупный населенный пункт. У такого варианта немало сторонников, но я думаю, что лучше все же оставить старшую школу и возить детей в базовую для углубленного изучения предметов или на уроки, требующие оборудованных кабинетов. Так мы сохраним больше рабочих мест для сельской интеллигенции — учителей.
Но в любом случае полезно перезнакомить детей перед тем, как отправлять их в новую школу. В Ставропольском крае и Ростовской области в каникулы в базовых школах организуют специальные общие сессии для ребят из сельских и городских школ, куда приглашают лучших учителей и преподавателей из вузов и техникумов. — И тем не менее вхождение в новый, уже сложившийся коллектив — это стресс...
— Да. Если школа на селе остается, учиться в базовую едут высоко мотивированные ребята, желающие изучать те или иные предметы углубленно. В базовой школе они обнаруживают, что не обладают рядом навыков — прежняя школа просто не может им дать их, и дети оказываются среди аутсайдеров. Это огромный стресс, поэтому я считаю важным наличие в сельских школах психолога или воспитателя. Кроме того, дети заканчивают учебу в разное время, а увозят их всех одновременно. Необходимо, чтобы кто-то следил за младшими, пока они ждут старших. Все это организационные моменты, требующие внимания. — А как влияют базовые школы на успеваемость учащихся в целом? Дают ли они ребятам лучшие шансы?
— Результаты ЕГЭ сейчас демонстрируют поляризацию успехов сельских школьников. Ребята, обучающиеся в базовых школах, социокультурных комплексах зачастую показывают результаты выше, чем ученики городских лицеев и гимназий. Ученики изолированных сельских школ показывают низкие результаты.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)