Rambler's Top100

№ 399 - 400
23 ноября - 6 декабря 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» и «Время новостей» об улучшении демографической ситуации в России
«Газета» «Yтро.ru» и «Известия» о поспешности оптимистических выводов
«Труд» о приравнивании воспитания многих детей к работе
«Новые известия» об эксперименте платного родовспоможения в Чехии
«Российская газета» о сокращении въезда мигрантов в Россию
«Коммерсантъ» и «Время новостей» о сокращении квот на привлечение иностранных трудящихся
«Известия» и «Regions.Ru» о диспуте «Иммиграция в Россию: риски и выгоды»
«Аргументы и факты» об опасности отсутствия миграционной политики
«Деловой Вторник» о беженцах в России
«Новые известия» о персональных данных лиц, подлежащих депортации из России
«Вечерний Бишкек» о миграции как угрозе человеческому развитию в Киргизии
«Ведомости» о перспективе возвращения российских ученых
«Ведомости» о социально-экономических проблемах регионов России как барьере модернизации
«Ведомости» о падении производительности труда
«Время новостей» и «Коммерсантъ» о безработице в России

«Ведомости» о цене человеческой жизни
«Время новостей» о влиянии демографии на экономику

«Ведомости» о вредных условиях труда как потери роста ВВП
«Ведомости», «Известия» и «Газета» о смертности на дорогах
«Зеркало» о проблеме ДТП в Азербайджане
«Новые известия» о детской смертности
«Русский репортер» о реформе системы медстрахования в США
«Итоги» о проблемах онкологии в России
«Новые известия» о вреде от вакцинации против свиного гриппа
«Белорусские новости» об алкогольных проблемах в Белоруссии
«Le Figaro» о проблеме алкоголизма в Китае
«Газета» об акции по отказу от курения
«Газета» о нехватке продовольствия
«Independent» о врожденных дефектах у детей в Эль-Фаллудже
«Время новостей» о запрете смертной казни
«Новые известия» об отсутствии запрета на клонирование в России
«Независимая газета» о перспективах мирового населения
«Le Temps» о потеплении климата как заговоре ученых

… о проблеме ДТП в Азербайджане

День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий

Кого и, главное, зачем, просвещать, если меры в Баку никто не принимает?

Каждое третье воскресенье ноября по предложению Генеральной Ассамблеи ООН во всем мире отмечается как Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. А через несколько дней, 19-20 ноября, в Москве состоится I Всемирная встреча министров, представляющих соответствующие структуры, посвященная безопасности дорожного движения.
К сожалению, и для нашей страны эта тема остается актуальной. Число машин в республике за последние годы резко возросло и продолжает увеличиваться, причем более половины всего автопарка страны зарегистрировано именно в Баку (58,4%). Прибавим к официальным 296 тысячам то число зарегистрированных в регионах машин, владельцы которых либо проживают, либо подрабатывают в Баку, получим цифру гораздо выше. В таких условиях требуется четкая организация дорожного движения и пешеходного, в частности.
Официальные данные позволяют сделать вывод о том, что обеспечение безопасности на дорогах на сегодняшний день вызывает справедливые нарекания. За последние 10 лет число погибших на дорогах страны составило 7946 человек, а число получивших ранения - 29002 человека при общем числе дорожно-транспортных происшествий (ДТП) 25438.
Таким образом, общее число пострадавших в ДТП составило чуть менее 37 тысяч человек, что равно численности небольшого города. А если принять во внимание, что речь идет только об официально зарегистрированных происшествиях, то понятно, что реально эти цифры выглядят несколько иначе. Причем почти половина ДТП происходит в Баку.
Центр независимых исследований ELS на протяжении последних 5 лет проводит регулярные мониторинги организации пешеходного движения в Баку и опросы населения. Результаты исследований позволяют отследить динамику изменения в дорожной инфраструктуре столицы. Не составил исключение и последний мониторинг, в ходе которого было выявлено достаточное число недостатков и несоответствия существующим правилам дорожного движения как самих дорог, так и инфраструктуры города, за что в первую очередь ответственны соответствующие государственные структуры.
Напряженная ситуация на дорогах, большинство из которых уже на сегодня исчерпало свою пропускную способность и находится в состоянии, весьма далеком от международных стандартов, усугубляется еще и человеческим фактором. Зачастую причинами происшествий становится несоблюдение правил дорожного движения (ПДД) как водителями, так и пешеходами. Но самое страшное, что при этом у всех участников дорожного движения, независимо от возраста, сформировались определенные понятия о правилах поведения на дорогах. Взрослые люди, нарушая повсеместно ПДД и ставя свою жизнь под угрозу, не только подают пример подрастающему поколению, но и воспитывают их в духе вседозволенности.
За 2008 год в стране в дорожно-транспортных происшествиях погибли 115 и пострадали 372 человека в возрасте до 16 лет. Причем анализ данных показывает, что число погибших в этих возрастных категориях возросло по сравнению с прежними годами. Но всегда ли так виноваты пешеходы? Забитые автомашинами тротуары, отсутствующие организованные пешеходные переходы, в том числе зебры, водители, не считающие обязательным тормозить перед зеброй, и т.д.- можно перечислять много факторов, в результате которых пешеход привыкает к тому, что он должен полагаться на свое умение сориентироваться в плотном потоке автомобилей и увернуться от них. В результате привыкший к такой манере поведения пешеход уже просто "не видит" ни пешеходного моста, ни зебры и перебегает дорогу, не дожидаясь сигнала светофора.
Кроме того, в последнее время многие крупные магистрали столицы подверглись капитальной реконструкции, применена новая организация дорожного движения, изменена система пешеходного перехода (построены новые или реконструированы существовавшие переходы, установлены светофоры, нанесены зебры). Однако, если для водителей многие проблемы сняты, то для пешеходов, к сожалению, проблем не убавилось. Число построенных пешеходных переходов недостаточно для того, чтобы обеспечить безопасный переход через улицу. К примеру, проспект Гейдара Алиева. Функционировавшие до реконструкции светофоры ликвидированы, на многокилометровом участке трассы построен единственный наземный переход недалеко от станции метро "Азизбеков".
Как переходить улицу жителям в таких условиях? Если учесть то, что на проспекте находится стадион "Шафа", рядом с которым расположен поселок, известный как "Шанхай", а на противоположной стороне проспекта расположен другой поселок - жилой массив 205 имени Эльчина Исагзаде, то понятно, что каждый день с одной стороны на другую проходит достаточное число пешеходов. А с учетом того, что большинство юных "шанхайцев" учатся в школе N37, расположенной в массиве им. Э.Исагзаде, то нетрудно предположить, что процент детей и подростков среди пешеходов, ежедневно испытывающих свою судьбу, достаточно высок.
В ходе мониторинга мы не раз наблюдали, как пожилые женщины с помощью молодых людей перелезают через полуметровый барьер разделительной полосы. Не забудем и тех спортсменов, которые тренируются в многочисленных спортивных секциях стадиона. Родители юных спортсменов жалуются на то, что очень волнуются за своих детей, вынужденных переходить через проспект до или после тренировки. Как же может пешеход в таких условиях соблюдать правила дорожного движения, если ни перехода, ни светофора, ни элементарной зебры в районе стадиона нет?
Часть из них вынуждена переходить дорогу по Багировскому мосту. ELS еще в результате мониторинга, проведенного в 2006 году, предложил создание специального подразделения, которое бы занялось контролем соблюдения пешеходами ПДД, попросту говоря, штрафованием нерадивых. Ведь существующее положение таково, что его трудно реализовать (дорожный полицейский, остановив нарушителя, должен наложить штраф. Однако, если у нарушителя нет документов, то его отводят в участок, и там составляется акт. Таким образом, с учетом пробок на дорогах и достаточную удаленность полицейского участка, на всю процедуру уйдет не мене 1,5 часа, а участок, который контролирует этот полицейский, останется без надзора). Однако до сих пор нет никаких подвижек.
Правда, пресс-секретарь Государственной дорожной полиции Арастун Меджидов сообщил о планах управления передать функции надзора за пешеходами пост-патрульной службе. Однако, когда это произойдет, пока не известно. Многое сделано в республике с целью усовершенствования дорожного движения и повышения безопасности для его участников, однако еще многое и предстоит сделать. Не самую последнюю роль играет и просвещение населения как участников дорожного движения. ELS уже пять лет ведет просветительскую работу среди населения и в первую очередь среди школьников. Проводятся "круглые столы", на которые приглашаются представители дорожной полиции. А в настоящее время ELS проводит очередной опрос, результаты которого, как всегда, скоро будут представлены вниманию широкой общественности.

Ирада ЯГУБОВА, руководитель Центра независимых исследований ELS. «Зеркало», 17 ноября 2009 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.