Rambler's Top100

№ 399 - 400
23 ноября - 6 декабря 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» и «Время новостей» об улучшении демографической ситуации в России
«Газета» «Yтро.ru» и «Известия» о поспешности оптимистических выводов
«Труд» о приравнивании воспитания многих детей к работе
«Новые известия» об эксперименте платного родовспоможения в Чехии
«Российская газета» о сокращении въезда мигрантов в Россию
«Коммерсантъ» и «Время новостей» о сокращении квот на привлечение иностранных трудящихся
«Известия» и «Regions.Ru» о диспуте «Иммиграция в Россию: риски и выгоды»
«Аргументы и факты» об опасности отсутствия миграционной политики
«Деловой Вторник» о беженцах в России
«Новые известия» о персональных данных лиц, подлежащих депортации из России
«Вечерний Бишкек» о миграции как угрозе человеческому развитию в Киргизии
«Ведомости» о перспективе возвращения российских ученых
«Ведомости» о социально-экономических проблемах регионов России как барьере модернизации
«Ведомости» о падении производительности труда
«Время новостей» и «Коммерсантъ» о безработице в России

«Ведомости» о цене человеческой жизни
«Время новостей» о влиянии демографии на экономику

«Ведомости» о вредных условиях труда как потери роста ВВП
«Ведомости», «Известия» и «Газета» о смертности на дорогах
«Зеркало» о проблеме ДТП в Азербайджане
«Новые известия» о детской смертности
«Русский репортер» о реформе системы медстрахования в США
«Итоги» о проблемах онкологии в России
«Новые известия» о вреде от вакцинации против свиного гриппа
«Белорусские новости» об алкогольных проблемах в Белоруссии
«Le Figaro» о проблеме алкоголизма в Китае
«Газета» об акции по отказу от курения
«Газета» о нехватке продовольствия
«Independent» о врожденных дефектах у детей в Эль-Фаллудже
«Время новостей» о запрете смертной казни
«Новые известия» об отсутствии запрета на клонирование в России
«Независимая газета» о перспективах мирового населения
«Le Temps» о потеплении климата как заговоре ученых

… о смертности на дорогах

Дорога ужаса

Сбор высокопоставленных чиновников для выработки общих мер борьбы со смертностью и травматизмом на дорогах — назревшая необходимость. На дорогах мира ежегодно гибнет около 1,3 млн. человек, материальный ущерб от ДТП в мире превышает $500 млрд. — это около 3% ВВП США.
Сотрудники ООН удачно выбрали Москву для проведения первой Всемирной конференции по безопасности дорожного движения. В нашей стране эта проблема стоит крайне остро. В 2008 г. население России составляло около 2% жителей планеты. При этом на дорогах погибло почти 30000 россиян, ранения получили еще 218000 — это 2,3% и 4,2% от общего числа жертв ДТП в мире. Но дело не только в этом. Минувшим летом министр внутренних дел Рашид Нургалиев после серии аварий с массовыми жертвами бросил в сердцах: «Все, заканчиваем вакханалию и в наших рядах. Стыдно уже смотреть сводки». Странно, что стыдно стало только отдельному министру и только недавно. Отечественные дороги, несмотря на громкие заявления первых лиц и многомиллиардные вливания, не превратились в нормальные пути сообщения. Они остаются молохом, пожирающим людей.
Пока небольшая положительная динамика отмечается только по части снижения смертности. В 2003 г. в ДТП погибли 35600 человек, в 2008-м — 29900. За этот же период количество происшествий сохранилось на прежнем уровне (204000 и 218000), а число пострадавших выросло с 243900 до 270900 (пик — 292200 отмечался в 2007 г.). Дорожная смертность в России (22 погибших на 100000 жителей) значительно выше, чем в Германии (5,9) и Франции (7,3), и больше, чем в Латвии и Литве (15,9 и 16,8 соответственно). В нашей стране дорожная смертность снизилась с 2003 г. всего на 10%, тогда как в Германии — на 25%, во Франции — на 16%, а у наших прибалтийских соседей — почти на 30%.
Отчасти проблема в быстром росте автопарка. Россияне в 2003-2008 гг. купили более 5,9 млн. новых иномарок, 2,2 млн. подержанных иномарок и около 4,7 млн. отечественных машин. Но, как показывает статистика, смертность на дорогах помогает снизить только покупка зарубежных авто, отвечающих современным требованиям безопасности. В Москве один погибший приходится на 16 аварий (почти как во Франции), в праворульных Приморском и Хабаровском краях — один на восемь.
Там, где водители чаще пользуются продукцией отечественного автопрома, риск погибнуть в аварии выше: в Краснодарском крае летальный исход приходится на шесть ДТП.
Официальные лица винят в высокой смертности и аварийности на дорогах недисциплинированных водителей и низкое качество обучения в автошколах. Однако эксперты называют другие причины: наши дороги слишком тесны и непригодны для резко возросшего потока машин. Государство не сумело обеспечить возрастающий поток машин должным улучшением инфраструктуры. И дело не в недостатке денег. Только в 2006-2008 гг. на автодорожную подпрограмму ФЦП «Развитие транспортной системы» было выделено около 1,1 трлн руб. ($40 млрд). Но протяженность автодорог федерального значения за это время выросла всего на 3000 км, из них магистралей — всего на 1000.
Государство показало неспособность строить качественные современные дороги, оно позволяет чиновникам презирать правила дорожного движения и создавать аварийные ситуации. «Безопасность тех, кого сопровождают, превыше этого (многочасовых пробок и ДТП. — “Ведомости”)», — заявил начальник ГИБДД генерал Виктор Кирьянов.
Снизить число жертв на дорогах можно. Например, облегчив доступ россиян к качественным машинам, оборудование которых может спасти жизнь и здоровье своему владельцу в случае серьезного ДТП. Или установив встроенные алкометры в автомобили, обслуживающие чиновников и спецслужбы.

«Ведомости», 20 ноября 2009 года

Россия стремится к евростандартам

В недалеком будущем ситуация на столичных дорогах может качественно улучшиться

Всем известна тяжелая дорожная ситуация, с которой ежедневно вынуждены сталкиваться российские автолюбители, - это и многокилометровые пробки, и частые аварии, ежегодно уносящие десятки тысяч человеческих жизней. Для решения этих проблем в большинстве стран с развитой экономикой разрабатываются и внедряются программы развития Интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Не осталась в стороне и Россия, где при участии Профессиональной ассоциации противодействия угонам транспортных средств было создано Некоммерческое партнерство "Интеллектуальные транспортные системы - Россия" ("ИТС - Россия"), одной из целей которой является организация передачи международного опыта в части создания и функционирования ИТС на российских дорогах. Основные проблемы и задачи, которые могли бы определить направления деятельности "ИТС - Россия", были обозначены на пресс-конференции "Проблемы безопасности на дорогах России", проведенной в страховой компании "Ингосстрах".
Ярким примером результата работы стран - членов ЕС является внедрение на территории Евросоюза автоматической системы оповещения служб экстренного реагирования на последствия дорожных аварий - Emergency call (eCall) как одного из элементов ИТС. С 2010 года, такой системой должна быть оборудована каждая машина. Суть простая: в случае ДТП или другой нештатной ситуации встроенное в машину устройство автоматически подает сигнал на диспетчерский пульт, координирующий действия аварийно-спасательных служб, в том числе служб скорой медицинской помощи.
Таким образом, по словам директора ассоциации "ИТС - Европа" Винсента Блервака, ежегодно удается спасти до 2,5 тысячи жителей европейских стран. "И мы ищем возможности, каким образом синхронизировать запуск этой программы на российском рынке", - добавляет он.
На данном этапе определяются приоритеты по направлению сотрудничества между российскими и европейскими компаниями в области безопасности дорожного движения. "Эта работа, которую совместно проводит "ИТС - Европа" и "ИТС - Россия", поддерживается Евросоюзом. Мы планируем совместно разработать и реализовать пилотные проекты ИТС в некоторых городах России для улучшения жизни людей", - отметил Винсент Блервак.
"Мы поняли, что потенциал спутниковых систем выходит далеко за рамки тех задач, которые мы ставили в Ассоциации, - противодействие угонам, что возможности спутниковых систем позволяют решать важные задачи по повышению безопасности дорожного движения. И выход наш на идею создания российского аналога системы eCall был естественным", - рассказывает президент Профессиональной ассоциации противодействя угонам транспортных средств, член наблюдательного совета "ИТС - Россия" и заместитель Генерального директора ОСАО "Ингосстрах" Игорь Ямов.
Возникает закономерный вопрос: во сколько обойдется такая система рядовому российскому потребителю после ее интеграции? По словам Игоря Ямова, еще недавно экспертная оценка комплекта оборудования способного выполнять функции eCall для одного автомобиля составляла около 20-25 тысяч рублей. "Мы поставили задачу разработчикам снизить ее до 10 тысяч рублей. Данная система может внедряться в России как дополнительная услуга при продаже автомобиля. Стоимость соответствующего оборудования будет тем ниже, чем большее количество машин им окажется оснащено", - отмечает представитель "ИТС - Россия".
Вопросы повышения безопасности дорожного движения, снижения смертности и тяжести последствий ДТП находятся в поле зрения законодательной и исполнительной власти, муниципальных органов и решаются с учетом существующих реалий.
По словам Председателя комиссии по безопасности Московской городской Думы Инны Святенко, на данный момент в Москве применяются меры, позволяющие уменьшить время прибытия помощи к пострадавшему в дорожной аварии. "На всех стационарных постах ГАИ в круглосуточном режиме дежурит "Скорая помощь" с целью минимизации времени до прибытия на место ДТП. И вторая немаловажная технология, которая используется в городе - это авиационная. В наличии имеются три медицинских вертолета, которые вылетают на место аварии", - рассказывает Инна Святенко.
По мнению участников ИТС, система способна значительно снизить аварийность на дорогах и качественно улучшить ситуацию. Как резюмировал советник президента ассоциации "ИТС - Америка" Джеральд Конновер, с присоединением профессионального объединения "ИТС - Россия" к уже существующим два десятка лет ассоциациям - "ИТС - Америка", "ИТС - Европа", "ИТС - Япония" мы можем строить конкретные проекты и взаимодействовать на глобальном уровне по развитию интеллектуальных транспортных систем.
Актуальность такого подхода не вызывает сомнений. Выступая на прошлой неделе на открытии Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения, президент РФ Дмитрий Медведев подчеркнул: "Мы убеждены в том, что надо безотлагательно и совместно начинать выработку системных мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Можно скоординировать ее таким образом, как скоординирована работа по преодолению экономического кризиса".

«Известия», 23 ноября 2009 года

С ДТП будут бороться, как с финансовым кризисом

Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения собрала в четверг в Москве министров внутренних дел более 70 стран и специалистов в этой сфере из 150 стран. Участники конференции озвучили страшную статистику: каждую минуту в мире погибают в ДТП 12 человек. Ежегодно количество погибших приближается к 1,3 млн. человек, а еще 50 млн. получают травмы различной тяжести. При этом наибольшее количество жертв регистрируется в странах с низким и средним уровнями доходов.
По прогнозам, если ситуацию не удастся переломить, к 2020 году дорожные происшествия станут одной из ведущих причин смертности.
"Проблема безопасности дорожного движения приобрела глобальный характер, и здесь нет границ между государствами, — отметил, открывая конференцию, министр внутренних дел России Рашид Нургалиев. — Сегодня уже невозможно эффективно бороться с ней только в рамках национальных и региональных программ. Нужно объединить наши усилия для выработки предметного решения, единой для всех стран стратегии на ближайшее десятилетие".
Нургалиев рассказал иностранным коллегам, что в основе российской национальной стратегии в сфере безопасности дорожного движения лежит федеральная целевая программа, принятая в 2005 году. В ней ставится задача сократить к 2012 году число погибших в ДТП в полтора раза по отношению к уровню 2004 года (34,5 тыс. человек). Он подчеркнул, что принимаемые меры позволили за это время в условиях высоких темпов прироста автопарка (около 3 млн единиц в год) сократить количество погибших на 6,5 тыс. человек.
"Опыт России показал высокую эффективность сочетания пропагандистских мер и административных наказаний для нарушителей, — отметил Нургалиев. — Но при этом наказания не только должны быть адекватными нарушениям, но и должны активно поддерживаться населением. И здесь становится очень важным взаимодействие со СМИ, общественными организациями и религиозными конфессиями. Главное — положительно влиять на умы людей, особенно молодых, ведь 30% погибших — молодежь".

"Нас миллионы"
Региональный директор ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) по странам Центральной и Восточной Европы и СНГ Стивен Аллен добавил, что дорожные происшествия сейчас — главная причина смерти детей в возрасте от 5 до 14 лет. "Каждые две минуты в мире умирает ребенок, — подчеркнул он. — А мы здесь находимся уже час".
Он обратил внимание участников конференции на то, что основная причина не только в том, что дети не знают, как вести себя на дорогах, но и в их маленьком росте — это не учитывается при проектировании и строительстве дорожной системы. "Нужно более тщательно продумывать такие вопросы, — считает Аллен. — Ведь только установка детских кресел снизила смертность грудных детей на 70%, а детей более старшего возраста — на 45%".
Заместитель гендиректора Всемирной организации здравоохранения Анарфи Асамоа-Баа добавил, что большая часть людей, погибающих в ДТП, вообще не имеют машин — они пешеходы. После этого выступить пригласили Кейси Маренж, главу кенийской общественной организации по безопасности дорожного движения.
Молодую чернокожую женщину вывезли на сцену в инвалидной коляске (она не ходит и не владеет руками, может двигать только головой). Она рассказала, что попала в аварию шесть лет назад. Вместе с ней в машине находились два ее близких друга, оба они погибли. Она лишь через 10 месяцев выписалась из больницы со страшным диагнозом "паралич".
"Я продолжаю бороться за свое здоровье, — рассказала Маренж. — Это огромные расходы на постоянное медицинское обслуживание. Моя мать работает 24 часа в сутки, чтобы поддержать меня. И таких, как я, миллионы".
После ее выступления Нургалиев объявил минуту молчания в память жертв ДТП.

Экономика ДТП
Посетивший конференцию президент России Дмитрий Медведев в своем выступлении говорил об экономике ДТП.
Глава государства начал с краткой статистики: ежегодный ущерб от аварий на дорогах в мире достигает $500 млрд., из них $100 млрд. приходится на развивающиеся экономики. "Эти гигантские деньги могли быть потрачены на совершенно другие цели, в частности на цели развития этих стран ", — заявил Медведев. Каждый день в мире на дорогах гибнут более 3,5 тыс. человек, а за год дорожные происшествия уносят жизни более 1 млн. человек, каждый пятый из них — ребенок.
"По сути, ежегодно с карты мира исчезает большой город, мегаполис " , — подвел итоги неутешительной статистики президент. Главные причины ДТП — нарушение правил дорожного движения, пьянство за рулем и низкая культура вождения.
Медведев раскритиковал МВД и ГИБДД за промедление с исполнением своих поручений по обеспечению безопасности на дорогах и призвал мировое сообщество объединить усилия в этой борьбе. Он предложил координировать международные усилия в этой сфере по тому же принципу, что и меры по борьбе с мировым финансовым кризисом. Президент призвал так изменить законодательство, чтобы водители, лишенные прав в одной стране, не могли получить их в другой без переквалификации. Автопроизводителей российский лидер призвал делать машины более безопасными, при этом не завышая цены.
Медведев также поручил разработать специальную программу по обучению водителей правилам оказания первой медицинской помощи. "Это такая гуманитарная вещь. Но каждый человек, который видит дорожно-транспортное происшествие, должен обладать элементарными навыками помощи и поддержки тех, кто попал в беду", — сказал президент.

"А я не нарушаю"
Параллельно с конференцией на Красной Пресне проходила выставка последних технических новинок в области безопасности дорожного движения. При входе висела социальная реклама, призывающая родителей пристегивать своих детей и устанавливать в автомобилях детские кресла.
"Какое ты выберешь для своего ребенка? " — гласила надпись на плакате, где с одной стороны было изображено детское кресло, а с другой — инвалидное. С другого щита посетителям обворожительно улыбалась 12-летняя победительница конкурса красоты в окружении дорожных знаков, которая заверяла зрителей, что она " не нарушает". Правда, у всех проходивших мимо возникал вопрос, какие правила дорожного движения может нарушить несовершеннолетняя девочка, кроме правил перехода улицы.
Большую часть выставки занимали шикарные стенды крупнейших европейских автопроизводителей. Новенькие белоснежные BMW X6, обклеенные милицейской символикой, очевидно, кроме самих себя демонстрировали последние модели мигалок, а динамики со стенда Volvo сообщали, что именно в этой шведской машине 50 лет назад впервые появился ремень безопасности.
Отечественные производители демонстрировали алкотестеры последней модели, которые не только определяют степень опьянения нерадивых водителей, но и одновременно их фотографируют. Представитель одной из этих компаний заверил корреспондента "Газеты", что они уже получили госзаказ на производство 15 тыс. таких приборов и уже в следующем году ими вооружат сотрудников ГИБДД.

Марина ЮРШИНА, Анастасия НОВИКОВА. «Газета», 20 ноября 2009 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.