Rambler's Top100

№ 321 - 322
18 февраля - 2 марта 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Ведомости" о грядущих демографических и социально-экономических успехах России
"Российская газета" о программе по реализации концепции демразвития
"Российская газета - неделя" о законопроекте по индексации пособий семьям с детьми
"Эксперт" и "Ведомости" о росте рождаемости в России
"Экспресс-К" о второй демографической волне в Казахстане и шансах роста рождаемости
"Тайный советник" о некоторых особенностях послевоенной демографической политики в СССР
"Новые известия" и "Коммерсантъ" о табачной эпидемии
"Ведомости" о потреблении алкоголя в России
"Молодежь Эстонии" о проблеме формирования политики продажи алкоголя в Эстонии
"Известия" об экономическом вреде здорового образа жизни
"Известия" о всенародной концепции развития здравоохранения
"Час пик" о сокращении списка болезней, подлежащих обязательному обеспечению на фоне победных экономических реляций
"Трибуна" и "Газета" об игнорировании российскими наркологами современных методов лечения наркозависимости
"Время новостей" о вакцинопрофилактике в России
"Зеркало недели" о демографии, терроре и насильственных идеологиях
"Итоги" о 66 видах брака и двух видах семей
"Daily Telegraph" о городах как средстве стабилизации численности населения Земли
"Росбалт" о покаянии премьер-министра Австралии перед аборигенами
"Daily Telegraph" о грядущем изменении численности и состава населения США
"Зеркало недели" о миграции в мире

"Вечерняя Москва" о мигрантах и национальном вопросе в Москве
"Время новостей" о "красивых протоколах" на фоне неспособности властей Москвы справиться со скинхедами
"Ведомости" о проблемах регистрации мигрантов
"Новые известия" о бизнесе комендантов общежитий на мигрантах
"Le Figaro" о российских общагах
"Известия" о провале программы по переселению соотечественников
"Труд" о конференции по проблеме торговли людьми
"Эксперт" и "The Sunday Telegraph" о конфликте вокруг "европеизированного ислама", предлагаемого главой англиканской церкви
"Коммерсантъ" о мусульманском платке и проблеме секуляризации в Турции
"Новая газета" о среднем классе
"Ведомости" и "Коммерсантъ" о неравенстве в России
"Коммерсантъ" о росте занятости и росте ВВП
"Российская газета" и "Орес.ru" о возможностях быстрого роста производительности труда в России
"Эксперт-Урал" о проблеме рабочих рук на Урале
"Коммерсантъ-Деньги" и "Ведомости" о зарплатах в России
"RBC daily" об обелении зарплат
"Независимая газета" об уровне пенсий в России и странах СНГ
"Итоги" о грядущем дефиците продовольствия
"Санкт-Петербургские ведомости" о репродуктивной генетике
"Daily Telegraph" о проблеме "бессистемной контрацепции" в Великобритании

… о конфликте вокруг "европеизированного ислама", предлагаемого главой англиканской церкви

Архиепископ против терроризма

Британский истеблишмент предлагает Европе новый путь борьбы с терроризмом на континенте. Вместо закручивания гаек и ограничения прав человека нужно создать механизм по выращиванию внутренней версии ислама. Она должна быть европеизированной и встроенной в общую социальную модель
В Британии продолжается скандал, вызванный выступлением духовного главы англиканской церкви Роуэна Уильямса. А заявил он, как пишет пресса, ни много ни мало о неизбежности введения в стране элементов шариата.
Пресса буквально взорвалась гневными заголовками: "Архиепископ Кентерберийский предложил ввести шариат в Британии", "Шариат в Британии разрушит страну", "Архиепископ должен уйти!". Крупнейшая в стране газета The Sun даже предложила читателям подписать петицию с требованием лишить Уильямса кафедры архиепископа Кентерберийского. "Он подорвал свой авторитет духовного лидера церкви Англии и встал на сторону исламских экстремистов", - говорится в петиции.
К средствам массовой информации присоединились политики. Пресс-секретарь премьер-министра Гордона Брауна заявил журналистам, что "шариатские законы не могут использоваться как оправдание нарушений английского права, а принципы шариата не могут применяться в гражданских судах для разрешения споров". "Нельзя допустить, чтобы существовали две параллельные законодательные системы. На мой взгляд, это рецепт социального хаоса", - выступил лейборист, министр культуры Энди Бернем. Баронесса Варси, консерватор, член теневого кабинета, занимающаяся проблемами интеграции иммигрантов, поддержала лейбориста: "Все граждане страны должны подчиняться законам, принятым парламентом и судами". Архиепископа осудили и его коллеги. На заседании Синода предшественник Уильямса, бывший архиепископ Кентерберийский лорд Кейри заявил, что "встраивание исламских законов в систему британского законодательства стало бы национальной катастрофой".

Наступил на больное место
Столь бурная реакция прессы и политиков на слова архиепископа Кентерберийского свидетельствует о том, насколько болезненным стал вопрос интеграции мусульман в британское общество. Сегодня мусульманская диаспора в Британии насчитывает 1,8 млн. человек, и она продолжает увеличиваться. Однако напряженность вызывает не только бурный рост мусульманской общины, но и ее радикализация.
Обстановка в Британии стала особенно острой после 11 сентября 2001 года и окончательно накалилась после лондонских терактов в июле 2005?го, когда 52 человека погибли от рук четверых исламистов - британских подданных. В начале 2008 года англиканский епископ Майкл Назир-Али был вынужден обратиться в полицию за защитой. Ему стали приходить письма с угрозами после опубликования статьи, в которой говорилось, что в некоторых районах Британии немусульманам появляться просто опасно из-за порядков, насаждаемых там исламскими радикалами.
Впрочем, эмоциональная реакция части британского общества совершенно затмила истинные намерения Уильямса. В самом деле, зачем главе англиканской церкви, который известен, по словам епископа Стивена Лоу, как "один из наиболее образованных и просвещенных архиепископов Кентерберийских в новейшей истории", взбрело в голову выступать в защиту шариата у себя дома?
По мнению его коллеги епископа Саутуоркского Тома Батлера, Роуэн Уильямс вовсе не предлагал вводить в Британии параллельное законодательство, рубить руки пойманным на воровстве или побивать камнями взятых в прелюбодеянии. "Архиепископ говорил, что поскольку в Британии исламские советы возникают стихийно, то не лучше ли бы было узаконить их существование, чтобы их деятельность не противоречила британским законам", - объяснил Батлер. То есть Уильямс не призывал способствовать развитию ислама в Англии, напротив, он предлагал "одомашнить" британский ислам и лишить его почвы для радикализации.
В лекции, с которой архиепископ выступил в лондонском Дворце правосудия, он обратился к специалистам в области права с предложением обсудить, каким образом в современном британском обществе, в котором живут и представители разных нехристианских конфессий и количество их неуклонно растет, можно облегчить их интеграцию в культуру и юридическое пространство Великобритании. Он сказал, что необходимо устранить положение, при котором активные приверженцы иных вероисповеданий, и в частности ислама, "систематически оказываются перед жестким выбором - сохранять верность своим обычаям или лояльность государству".
Выбор может возникнуть по таким вопросам, как одежда, семейное право или смена вероисповедания. Радикальные исламские лидеры легко могут использовать противостояние мусульманских обычаев и западных законов для формирования у мусульман чувства отверженности обществом. А отсюда уже недалеко до попыток громко заявить о своем протесте, вплоть до терактов.

Из мечети в суд
Предложения архиепископа Уильямса нацелены как раз на то, чтобы лишить исламских экстремистов их главного аргумента - формальной подчиненности мусульманских обычаев западной правовой системе. Кроме того, появление чего-то вроде исламских "арбитражных судов" позволило бы не только снять напряженность в мусульманской диаспоре, но и лучше контролировать процессы, которые там происходят.
Фактически такая работа в ЕС была начата после терактов в Лондоне. Тогда власти обнаружили, что изрядная часть европейского общества находится под влиянием духовных исламских лидеров, которые в мечетях дают очень отличающуюся от общепринятой оценку многим мировым событиям. В исламе проповедники имеют большое политическое влияние. Оказалось, что во многих европейских мечетях проповедуют духовные лидеры, прибывшие из наиболее радикальных исламских стран, и их проповедь подрывает устои европейской цивилизации и призывает правоверных к открытому конфликту. Между тем тот же шариат - это свод не конкретных законов, а довольно общих правил, которые очень по-разному трактуются даже в исламских странах.
Поэтому в Старом Свете задумались о возможности создания своего собственного внутриевропейского ислама, где были бы собственные религиозные школы, которые выращивали бы собственные кадры для проповедования в мечетях. Предложение Уильямса создать исламские суды в Великобритании - лишь следующий шаг в этом направлении. Европейским властям будет значительно проще налаживать контакты с группой исламских юристов, которые станут устанавливать нормы для правоверных, чем контролировать содержание проповедей.
К тому же опыт подобных институтов в Великобритании уже есть. На протяжении нескольких веков на законном основании там существуют раввинские суды - бет-дин. В бет-дин обращаются евреи, которые предпочитают решать возникающие конфликты по еврейскому закону. В одном Лондоне таких судов четыре. По своей юрисдикции они близки к арбитражным. Бет-дин состоит из нескольких судей. Как правило, это раввины с богатым опытом работы в общине, которые выслушивают стороны, опрашивают свидетелей и выносят решение, имеющее обязательную силу. Это не противоречит британскому законодательству, по которому в разрешении споров может принимать участие третья институциональная сторона, каковой в данном случае и является бет-дин.
Деятельность раввинских судов строго регламентирована: обе стороны конфликта должны, во-первых, быть иудеями, явившимися в суд по обоюдному согласию, а во-вторых, признавать полномочность этого суда. В противном случае он не имеет права рассматривать дело. Как правило, речь идет о разводах, претензиях и спорах в области гражданского права, уголовные дела такими инстанциями не рассматриваются. В раввинский суд могут даже поступать дела, в которых стороны - довольно крупные компании. Но и тогда обе они должны быть частными, а их владельцы должны быть иудеями. Кроме того, бет-дин занимается вопросами, как правило, не вызывающими споров, такими как проблемы медицинской этики в отношении пациентов-иудеев, переход в иудаизм, контроль за кошерностью продуктов и т.д.
Предложив учесть опыт еврейской общины, Роуэн Уильямс напомнил, что "определенные положения шариата уже признаны нашим обществом и нашим законом, так что мы вовсе не привносим чуждую и конкурирующую с нашей систему". Британское законодательство уже учитывает исламские религиозные принципы как минимум в двух областях. Министерство финансов утвердило такие финансовые продукты, как шариатские закладные и шариатские инвестиции. Законы шариата также применяются, например, в банковской сфере Великобритании. В августе 2004 года британский минфин выдал лицензию Исламскому банку Британии (Islamic Bank of Britain). Этот банк работает в строгом соответствии с принципами шариата.

Екатерина КУДАШКИНА. "Эксперт", 18 февраля 2008 года

Признание шариата - путь к мусульманскому гетто

Британские епископы выступили против губительной политики мультикультурности

Призыв архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса признать в Британии исламские законы вызвал критику религиозных лидеров, считающих, что подобная политика губительна для страны.
Кардинал Мерфи-О?Коннор, глава католической церкви в Англии и Уэльсе, заявил The Sunday Telegraph, что правительственная поддержка мультикультурности разрушает единую базу, которая веками скрепляла британское общество. Иммигранты должны повиноваться законам этой страны, резюмировал он.
Эту точку зрения разделяет и лорд Кэри, бывший архиепископ Кентерберийский, который заявил, что, выступая за исламский закон, его преемник разбивает орех кувалдой. Он осудил мультикультурность, обвинив приверженцев мультикультурности в создании мусульманских гетто. По мнению Кэри, поддержка законов шариата неизбежно приведет к дальнейшим требованиям со стороны мусульманского сообщества. Лорд Кэри также предположил, что подобное решение может подтолкнуть мусульман к попытке превратить Великобританию в страну, живущую по исламским законам. По его словам, это противоречит принципам прав человека и откроет дорогу для преследования христиан.
Такая реакция стала ударом для архиепископа Кентерберийского, который после своего заявления о неизбежности принятия некоторых законов шариата переживает наихудшие дни за все шесть лет, пока он возглавляет англиканскую церковь.
Вопрос о поддержке исламского закона углубил идеологическую пропасть между Уильямсом и высшими церковными иерархами. Епископ Рочестерский Майкл Назир-Али заявил, что было бы просто невозможно иметь две различные законодательные системы, работающие параллельно. В субботу Уильямс попытался защитить свою позицию, при этом ему пришлось бороться против возрастающего недовольства политиков и приверженцев англиканской церкви, требующих его отставки.
Опрос членов Генерального синода, проведенный The Sunday Telegraph, показал, что хотя некоторые и считают, что Уильямс испортил репутацию церкви, большинство продолжает его поддерживать. Многие иерархи, в том числе архиепископ Йоркский Джон Сентаму, предпочитают дистанцироваться от обсуждения этого вопроса.
Уильямс настаивает на том, что мусульмане не должны стоять перед суровым выбором между культурной лояльностью и государственной лояльностью. По словам лорда Кэри, потенциальный вред идеи Уильямса о введении в гражданское законодательство норм шариата даже не должен обсуждаться. Бывший архиепископ уверен, что опасно создавать подобный прецедент и принятие закона шариата повлечет за собой дальнейшие требования. "Это станет абсолютно неизбежным, так как в большинстве своем вопросы о том, что делать с отделением церкви от государства, для ислама новые. Закон шариата каждый раз оказывается выше гражданского закона, - подчеркивает он. - Многие исламские толкователи шариата считают, что его статус богом данного закона приведет в конечном счете к тому, что шариат заменит гражданский закон". По его мнению, идея Уильямса позволяет построить параллельную систему правосудия, и Кэри сильно сомневается, что существование подобной системы не приведет к дальнейшему созданию гетто для мусульманских сообществ, что будет результатом губительной политики мультикультурности.
Архиепископ Уильямс уверен, что введение элементов шариата поможет укрепить социальные связи, но, как утверждает кардинал Мерфи-О?Коннор, мусульмане не делают ничего для того, чтобы лучше интегрироваться в британское общество. "Сегодняшняя степень развития мультикультурности означает ослабление того единства, в котором нуждается страна, - заявил кардинал. - Есть общие ценности, они являются необходимым элементом культурного наследия этой страны, и они должны разделяться всеми. Когда люди приезжают в эту страну, они должны подчиняться законам этой земли". По словам кардинала, законы шариата противоречат британской культуре, поэтому необходимо, чтобы правительство впредь прекратило принимать эти иностранные нормы.
На прошлой неделе The Sunday Telegraph сообщила, что министры позволили мужчинам, имеющим несколько жен, получать дополнительные социальные пособия. "Законы нашей страны запрещают принудительные браки и полигамию, - отмечает лорд Кэри. - Правительство должно заботиться о том, чтобы эти законы соблюдались".
Критику идей Уильямса поддержала баронесса Сайида Уорси, министр теневого кабинета по вопросам взаимодействия с общинами. Она заявила, что введение двух соперничающих друг с другом законодательных систем вызовет отторжение между различными общественными группами и может привести к легальному апартеиду.
В субботу Уильямс, признавший, что шокирован реакцией на свое предложение, прочитал проповедь в Кэмбридже. Люди встретили его аплодисментами, которые иногда сменялись возгласами неодобрения.

Джонатан УАЙН-ДЖОУНС "The Sunday Telegraph".
Опубликовано в "Газете", 11 февраля 2008 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.