В прошлом году потребление алкоголя в России снизилось.
По данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), в 2007 г. граждане
выпили водки и ликероводочных изделий 191,4 млн. дал - на 20,7 дал
меньше, чем в 2006 г. Доля водки снизилась с 56,2% до 51,1%, зато
пива стали пить больше - его потребление выросло на 10,2%, а доля
в общем объеме потребленного алкоголя - с 32,2% до 35,7%. Коньяк,
вино и шампанское тоже стали популярнее. Причем пиво россияне пьют
по-европейски, считает SABMiller. Пивоваренная компания опросила
7500 респондентов в 15 европейских странах и обнаружила, что 85%
россиян предпочитают пить пиво в кругу семьи или друзей дома или
в ресторане (средний показатель по Европе - 81%). До 80% опрошенных
россиян пьют пиво не чаще трех раз в неделю, как в Европе.
Потребление водки сокращается с 1999 г. Но до некоторого времени
это не влияло на самый печальный показатель, связанный с употреблением
спиртного, - смертность, особенно мужчин в трудоспособном возрасте.
Профессор Лос-Анджелесского университета Калифорнии Дэниел Трейзман
в работе "Алкоголь и ранняя смертность в России" выяснил,
что российский алкоголизм связан не столько с последствиями шоковой
терапии, сколько с доступностью водки для населения. Он обнаружил
две волны роста смертности - с 1990 по 1994 г. и с 1998 по 2005
г. В первый раз, хотя цены на все товары были отпущены, ценники
на водку как на политически важный товар власти стремились сохранить.
В результате если в 1990 г. на среднюю месячную зарплату можно было
купить 10 л водки, то в 1994 г. - уже 46 л. А во вторую волну рост
зарплат значительно опережал рост цены на водку. Но возможно, что
именно в то время, на котором заканчивается исследование, рост доходов
стал по-другому влиять на рынок алкоголя. C 2005 г. смертность по
крайней мере от алкогольных отравлений сократилась в два раза (по
данным НАА, с 40000 человек до 19000 за 11 месяцев 2007 г.). По
прогнозу "Ренессанс капитала", потребление алкоголя в
России до 2011 г. и дальше будет снижаться на 2-3% в год, причем
за счет водки. В то же время пива будут пить больше на 3-4% в год,
а вина - на 6-7%.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)