Rambler's Top100

№ 287 - 288
30 апреля - 20 мая 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«РБК» о российских и мировых тенденциях рождаемости
«Новые известия» о мнениях россиян о рождаемости в стране
«Время новостей» об эффективности родовых сертификатов
«Российская газета» о предложении увеличить максимальную сумму декретного пособия
«Ведомости» о смысле роста рождаемости в России
«SmartMoney» о «своевременности» мер по стимулированию рождаемости
«День» о проблемах с выплатой помощи на рождение ребенка в Украине
«Новое время» о проблемах рождаемости в Армении
«Российская газета» о женском репродуктивном здоровье в России
«Ведомости» о демографической ситуации и экономике в России
«Литературная газета» об очередной программе выхода России из демкризиса
«Ведомости» о возможной динамике населения России
«Курьер» о будущей этнической структуре населения Израиля
«Трибуна» и «Московская правда» об алкогольной смертности
«Ведомости» о страховой и цене жизни в России и США
«El Pais» о самочувствии мужчин и женщин
«Российская газета» о здоровье россиян

"Газета" и "Российская газета" о проблемах и успехах по легализации гастарбайтеров в России
"Коммерсантъ" о потребительской цене ограничений для иностранцев в торговле

«Деловая столица» о миграционной политике Франции через призму президентских выборов

«Зеркало недели» о миграции как капитале разнообразия
«Новые известия» о возможностях появления «этнических кварталов в российских городах
«КАЗИНФОРМ» о миграции из Китая в Россию
«Молодежь Эстонии» и «Русская Германия» о проблемах интеграции иммигрантов в Германии
«Время новостей» о российском и швейцарском опыте интеграции мигрантов
«Газета» и «Время новостей» о законопроекте по языку для гастарбайтеров
«Труд» об амбициях и амуниции программы по переселению соотечественников
«Maariv» о репатриантах-нахлебниках в Израиле
«Бизнес & Балтия» о цене труда и проблемах трудовой миграции в Латвии
«Зеркало недели» о занятости, рынке труда и цене рабочей силы на Украине
«Новые известия» о низкой эффективности социальной помощи в России
«Торгово-промышленные ведомости» об угрозе техносуицида цивилизации
«Московские новости» о гражданстве погибших в Освенциме
«The Guardian» о всплеске ультранационализма в России под день рождения Гитлера

… о миграции из Китая в Россию

Миграция из Китая в Россию и Центральную Азию – мифы и реальность

Признаться, набили оскомину многочисленные публикации с громкими заявлениями на тему нелегальной китайской миграции и об угрозах китайской экспансии в Россию и страны Центральной Азии. Для того чтобы разобраться в этом хитросплетении грозных пророчеств и популизма корреспондент Казинформа в поездке по Китаю встретился с известными китайскими учеными, способными дать аргументированный и взвешенный ответ на многие, порой «щекотливые», вопросы.
О китайской миграции в Сибирь и Дальний Восток нашему агентству рассказал президент Академии наук северо-восточной китайской провинции Хэйлунцзян профессор Цю Вэй (Qu Wei):
- Господин Цю, насколько мне известно, миграция из Китая в Россию насчитывает очень долгую историю и начинается еще с царских времен. Во времена СССР этот процесс остановился, а в 90-е годы прошлого века опять возродился. Какова сейчас ситуация в области миграции из Китая в Россию?

- На мой взгляд, вопрос миграции китайцев в Россию надо рассматривать на фоне глобальной мировой экономики. В советский период уровень экономического развития Советского Союза намного превышал китайский. В то же время у СССР был очень низким уровень открытости внешнему миру; не такой, какой сейчас у России и Китая. Вы правильно отметили, что в советский период у граждан КНР не было никакой возможности заниматься приграничной торговлей, переселяться в СССР и работать там. Основные причины были в политической ситуации того периода и закрытости государственных границ.
После развала Советского Союза в соответствии с логикой региональной интеграции численность китайской миграции в Россию увеличилась в короткий временной период по следующим 4 причинам. Во-первых, после распада СССР численность населения России стала быстро уменьшаться со скоростью около 1 млн. человек в год. Но с объективной точки зрения, для развития экономики необходимо большое количество трудовых ресурсов.
Во-вторых, из-за малого количества российского населения в России постепенно снижаются объемы производства продукции и рост национальной экономики в целом. Из-за нехватки рабочей силы в России сильно пострадала производственная отрасль. Третья причина кроется в том, что Россия начала проводить более разумную (у нас в Китае называют «более открытую») по сравнению с СССР политику в отношении иностранных граждан. Причем не просто туристов, а в отношении тех, кто хочет заниматься бизнесом на российской территории и создавать предприятия.
Надо сказать, что процесс миграции носит двусторонний характер, и в Китае также увеличилось и продолжает увеличиваться количество российских мигрантов. Основная часть из них – туристы, студенты и бизнесмены. Конечно, некоторая часть китайских граждан оседает на жительство в России. Но и россияне, например, в приграничных районах Китая и, в том числе в Харбине, покупают недвижимость, устраиваются на работу, женятся и остаются на постоянное жительство. Это взаимный процесс.
Четвертая причина заключается в том, что после установления между Россией и Китаем отношений стратегического партнерства для его укрепления требуется развитие отношений как вглубь, так и вширь. Когда мы говорим, что отношения между РФ и КНР развиваются изо дня в день, мы имеем в виду, в том числе конкретные совместные проекты. Например, сейчас на российской территории мы начали строить целлюлозно-бумажный комбинат и создаем центры логистического сопровождения, хранения и продажи товаров. Для функционирования таких центров требуются как российские, так и китайские сотрудники.
Хочу отметить следующее. Хотя сейчас численность китайской миграции в Россию увеличивается, но фактически такой рост китайской миграции уже не соответствует потребностям социально-экономического развития регионов, отдаленных от центра России. Он составляет 1/10 от фактических потребностей России в рабочей силе. Напомню, что население России ежегодно сокращается приблизительно на 1 млн. человек, а приток китайских мигрантов едва достигает цифры в 80-100 тысяч человек в год. Кроме того, большинство китайцев в России не оформляют вид на постоянное жительство, а находятся на российской территории в краткосрочном режиме по временным трудовым контрактам, на учебе или просто в туристической поездке.
Большинство китайских трудовых мигрантов заняты в различных отраслях хозяйства, в которых россияне сами не хотят работать. Труд китайских рабочих очень благоприятно сказывается на экономических показателях российского Дальнего Востока. Во всем мире известно о китайском трудолюбии, при этом китайская рабочая сила направляется именно в те сферы российской экономики, в которых ощущается острая нехватка профессиональных кадров или просто рабочих рук. Это земледелие, лесоповал, строительство домов и т.д. Мы часто бываем в России и тоже изучаем изменения конъюнктуры в этой стране и давно заметили: где численность китайских граждан больше, там ниже цены на товары широкого потребления и продукцию сельского хозяйства.
- Позвольте уточняющий вопрос. Получается, что речь идет о том, что миграция носит уже не односторонний, а двусторонний характер?
- Да, двусторонний характер. Точными данными мы пока не располагаем, но понятно, что численность китайских мигрантов в России больше, чем российских мигрантов в Китае.
- Тогда следующий вопрос: каковы примерные показатели этой двусторонней миграции?
- По этим показателям нет точных данных ни в Китае, ни в России и часто наблюдается расхождение в цифрах. Например, некоторые СМИ сообщают, что количество китайских мигрантов в России составляет от 700 тысяч до 1 миллиона человек. Это показатель очень гибкий и неустойчивый. Надо различать термины «миграция» и «временное пребывание на территории другого государства». Мигранты приезжают на длительный срок или на постоянное жительство, но абсолютное большинство так называемых «китайских мигрантов» приезжают в Россию на короткий срок по трудовым контрактам или на учебу. Студенты после 3-4 лет обучения возвращаются в Китай. Процесс обучения китайских студентов в российских учебных заведениях регулируется министерствами образования и науки двух стран в соответствии с двусторонним соглашением. Китайцы не могут так просто въехать в Россию на учебу. И уже тем более такая категория въезжающих не подпадает под понятие «эмиграция». Ни в коем случае сюда нельзя причислять интуристов, приезжающих на срок до 15 суток. Они не являются ни мигрантами, ни эмигрантами.
Итак, в российской прессе часто приводится цифра в 1 миллион китайских мигрантов. Но еще раз подчеркиваю, что это неверно. Абсолютное большинство из них въезжают в Россию на короткий срок. И только менее 200 тысяч человек въезжают в Россию по специальному разрешению различных контролирующих органов российского государства.
Также напоминаю, что в последнее время численность китайских граждан в России не увеличивается, а наоборот сократилась и, конечно же, не соответствует потребностям российской экономики. Для примера вспомним Израиль, с образования которого прошло 59 лет. На момент создания государства численность населения составляла всего около 600 тысяч человек и по последним статистическим данным возросла до 6-7 млн человек. Большинство из них не родилось в Израиле, а переехало на постоянное жительство в эту страну. Только из России туда переехало более 1 миллиона человек. Я уже 4 раза ездил в Израиль и 3 раза встречался с нынешним премьер-министром Эхудом Ольмертом. Его отец, мать, бабушка и дед все жили и похоронены в Харбине. У меня с Э. Ольмертом сложились самые дружеские отношения.
Ну, ладно, Израиль. По численности переселенцев самой крупной страной в мире являются США. А сейчас Россия гораздо больше Израиля и Соединенных Штатов нуждается в переселенцах. Еще великий русский ученый Ломоносов в 1764 году говорил, что могущество России прирастет Сибирью. Для освоения российского Востока требуется большое количество переселенцев и средств. Без значительного роста численности трудовых ресурсов не может быть и речи о полноценном и настоящем освоении Дальнего Востока. Отсюда следует вывод: освоение Сибири и Дальнего Востока будет зависеть от того, смогут ли центральная и региональные власти России проводить более разумную, ясную и открытую политику в отношении иностранных переселенцев. Причем можно проводить политику привлечения рабочей силы не только из Китая, но и из других стран.
- Итак, каковы все-таки характер и причины миграции из Китая в Россию? Это больше трудовая миграция или какие-либо другие её разновидности?
- Повторяю, что туристы не подпадают под категорию миграции, а настоящие мигранты переселяются в поисках работы или для постоянного жительства.
- Каковы тенденции и перспективы миграционного процесса между Китаем и Россией? Миграция будет увеличиваться объемно и совершенствоваться структурно или на фоне боязни россиян потерять российскую самостийность будет ограничиваться?
- Это все в большей степени зависит от политики России и лишь в малой степени – от Китая. Если Россия будет проводить ясную, открытую и разумную миграционную политику и даже стимулировать процесс переселения трудовых ресурсов, то миграционный процесс будет развиваться и совершенствоваться. Но в случае реализации политики сдерживания миграционный процесс в Россию будет даже сокращаться. Например, вы знаете, что с 1 апреля в России вступил в силу закон, запрещающий иностранным гражданам работать в сфере торговли на российской территории.
- Тогда следующий вопрос, волнующий многих обывателей. Известны ли Вам факты сращивания криминальных структур Китая и России на волне китайской миграции?
- Я лично не владею конкретной информацией на этот счет, но слышал, что некоторые китайские граждане в России допускают нарушение законов и даже объединяются в преступные группировки, которые затем сотрудничают с российским преступным сообществом. Но сейчас в России усиливается контроль над мигрантами, и не только из Китая, но и из других стран. Компетентные органы нашей страны уже давно начали осуществлять контролирующие функции и профилактические мероприятия среди выезжающих в Россию по каналу трудовой миграции граждан КНР. Факты совершения китайцами преступных деяний на российской территории фиксируются, но их объем незначителен.
Я, как ученый, слышал, что россиянам легче привлечь русскоязычных переселенцев из стран Средней Азии, с которыми у них более или менее общий менталитет.
- Давайте вернемся к вступившему в силу с 1 апреля запретительному закону в отношении иностранных граждан в РФ. Я слышал, что власти Вашей провинции предпринимают какие-то меры для разрешения этой проблемы в отношении китайских граждан в приграничных районах России. В прессе сообщалось о китайско-российских переговорах по этому вопросу. Насколько это соответствует действительности?
- Переговоры проводятся на уровне провинций и областей, городских и уездных властей. Правительство провинции Хэйлунцзян с пониманием относится к позиции российской администрации. На наш взгляд, надо упорядочить процесс хозяйственной деятельности в приграничных районах. Так называемая, «народная торговля» (или челночный бизнес) имеют свои отрицательные стороны. Частниками осуществляется бесконтрольная купля-продажа товаров из рук в руки. Объективно говоря, наступило время, когда необходимо упорядочить эту сферу деятельности. Но на мой субъективный взгляд, одной такой ограничительной меры не достаточно. Эту сферу деятельности надо упорядочивать постепенно, шаг за шагом, а не одним махом.
Наши коммерсанты не успели за такой короткий промежуток времени распродать весь свой товар и потерпели большие убытки. Внезапный уход китайских продавцов с рынков России создал массу неудобств для российских покупателей, вызвал резкий рост цен на товары ширпотреба и их дефицит. Поэтому я обращаю внимание на то, что власти приграничных краевых субъектов Российской Федерации уже приняли смягчающие и более гибкие в этом отношении меры. Они не стали сразу выгонять китайских торговцев.
В Амурской области есть Центр народной торговли. После того, как китайским коммерсантам было запрещено торговать там, рядом был построен новый специализированный торговый центр, в который и перешли со своим товаром китайские коммерсанты. Это свидетельствует о том, что центральное правительство РФ приняло очень поспешное решение. Идея была правильной и необходимой, но претворять её в жизнь надо поэтапно. Нельзя это осуществлять за один раз, в течение 1 дня. Надо минимизировать отрицательный эффект от таких действий.
- И последний вопрос. Вы, конечно же, помните о прошлогодних беспорядках в арабских кварталах Парижа, которые послужили основанием для последующих многочисленных публикаций и заявлений на тему миграции. В прессе часто можно слышать упоминание о том, что китайские мигранты, в отличие от представителей других стран, никогда не растворяются в местной культуре и традициях страны пребывания и всегда сохраняют свою идентичность и самобытность. Некоторые российские политики именно в этом видят угрозу для России. Так несет ли китайская миграция угрозу народу России, сохранению русской культуры или даже территориальной целостности?
- Это очень важный вопрос. Но я думаю, что китайская миграция имеет место во многих странах мира. Китайские мигранты присутствуют в США, Англии, Франции и других странах Европы, и они только обогатили культуру этих стран. Русская культура, конечно же, очень самобытна, и я допускаю в отдаленной перспективе взаимовлияние российской и китайской культур. Но этот вопрос не должен вызывать такой обеспокоенности. Речь идет о взаимном дополнении и обогащении.
После распада СССР Россия признала себя евразийской страной, чья культура не является чисто европейской или азиатской. По мере углубления процессов глобализации и региональной интеграции процесс слияния культур ускоряется. Для россиян очень привлекательны элементы культуры китайской или восточной цивилизации. Например, китайская кухня, которая очень популярна во многих городах России. К такому же слиянию можно отнести и интернациональные браки. В годы плановой экономики в нашей стране в этой сфере были некоторые ограничения. Очень малое количество китайских граждан, обучавшихся в 60-е годы в СССР, осталось или женилось в Советском Союзе. Сейчас этот процесс ускорился.
Это еще обуславливается и географическим фактором. Сейчас возрождаются те русские песни, которые китайская молодежь любила и пела в 50-е годы. Поэтому с китайской стороны не существует никакой угрозы. В Китай часто приезжают наши российские коллеги и бизнесмены, которые всегда подчеркивают, что не чувствуют с китайской стороны никакой угрозы, а видят лишь дружественные отношения. Об этом, в том числе заявлял председатель Общества российско-китайской дружбы российский академик РАН Михаил Титаренко. Со стороны Китая не было никаких проявлений угрозы.
- Но в российской прессе часто раздаются напоминания об угрозе китайского засилья на Дальнем Востоке. Даются прогнозы о том, что при высоких темпах китайской миграции через 10 лет Дальний Восток больше будет китайским, нежели российским. Это и считается самой главной угрозой.
- Я сразу скажу, что те, кто распространяет такие взгляды, заявления и слухи, плохо знают историю Китая. Или они, вероятно, преследуют какие-то скрытые цели. Насколько мне известно, китайское правительство и народ Китая не имеют таких помыслов для того, чтобы через миграцию завладеть Дальним Востоком.
Обе страны подписали дополнительный протокол к Договору о прохождении государственной границы между КНР и РФ в восточных районах. Принцип взаимных компромиссов Китай применяет не только к России, но и ко всем сопредельным странам по всему периметру китайской границы. До 1950 года часть отошедшей к России территории на Дальнем Востоке считалась китайской. Но сейчас правительство и народ Китая не имеют по этому вопросу никаких претензий.
- Большое спасибо за интервью, и, пожалуйста, несколько слов для читателей Казахстана и других стран Центральной Азии.
- Я был в Казахстане и считаю вашу страну очень красивой. Особенно меня впечатляет красота Алматы, которую я до сих пор помню. Во-вторых, в нашей стране по публикациям в СМИ внимательно следят за ситуацией в Казахстане, которую я сейчас считаю очень благоприятной. Мне известно об успехах развития казахстанской экономики и хороших перспективах. Руководители наших стран часто встречаются друг с другом, особенно хорошо развивается казахстанско-китайское сотрудничество в сфере топлива и энергетики. Я верю, что отношения между Казахстаном и Китаем будут успешно развиваться на принципе взаимной выгоды, как на уровне правительств, так и между народами двух стран. Позвольте выразить мои наилучшие пожелания Вашей стране и народу. Надеюсь на то, что в будущем буду иметь возможность повторно посетить Вашу страну.

Талгат БАЙМУХАМБЕВ. «КАЗИНФОРМ», 7 мая 2007 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.