Rambler's Top100

№ 213 - 214
12 - 25 сентября 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Российская газета", "Независимая газета" и "Московские новости" о социальных инициативах Президента
"Известия" и "Время новостей" о реформе российского здравоохранения
"Handelsblatt" о проблемах пенсионной системы в России
"Новые известия" о человеческом развитии в странах мира
"Время новостей" о бедности в мире
"Огонек" о рождаемости в России
"Итоги" о рождаемости и репродуктивном здоровье в России
"Новые известия" о демографической политике на Украине
"Corriere della Sera" о половом просвещении в США
"Daily Telegraph" о желательном возрасте деторождения
"Новые известия" о перспективах платного образования в России
"Профиль" об образовании и рынке труда в России
"Время новостей" об обязательном среднем образовании в Москве
"Зеркало недели" о "подкупе" учащихся в Великобритании
"Независимая газета" и "Российская газета" о "русскоговорящем образовании" за пределами России
"Радио "Свобода" об иммиграции в Великобритании

"Российская газета" о выселении иммигрантов - жителей трущоб из Франции
"Московский комсомолец" о населении и национальном составе Москвы
"Российская газета" о демографических проблемах России и роли иммиграции
"Российская газета" о правомочности проверок паспортов
"Московский комсомолец" и "Время новостей" о борьбе с утечкой умов в России
"Dawn" о трафике женщин
"Молодежь Эстонии" о международных усыновлениях российских детей
"Daily Telegraph" о брошенных детях в Италии
"Новые известия" о детской безнадзорности
"Новые известия" об инвалидах в России
"New Scientist", "Frankfurter Rundschau" и "Время новостей" о жертвах Чернобыльской катастрофы
"Труд" о чипсах и онкозаболеваниях
"Российская газета" о нейрореабилитации
"Gazeta.kz" о "целительстве" в Казахстане
"Новые известия" о небоевых потерях российской армии
"Коммерсантъ-Власть" о последствиях урагана в США
"La Reppublica" о природе гомосексуализма

… о рождаемости и репродуктивном здоровье в России

Рожать будем?

В России назревает "родильная оттепель" - детей заводит средний класс

В тот день, когда мы посетили одно из отделений Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, там появились на свет сразу семеро мальчиков. Хотя центр только что открылся после летней профилактики, в отделении был аншлаг. В час кормления санитарки вывезли к мамам полные каталки новорожденных. Удивительная картина для тех, кто помнит опустевшие роддома конца 90-х годов.
Невероятно, но факт: российская кривая рождений в последние несколько лет медленно, но неуклонно поползла вверх. Хотя в целом демографическая ситуация остается неблагоприятной: население страны ежегодно уменьшается в среднем на 800 тысяч человек. В прошлом году число рождений на тысячу женщин детородного возраста составило 10,3. Явно недостаточно, но все же... Конечно, рекорд начала ХХ века, когда Россия занимала первое место по рождаемости в Европе и была способна дать миру в три с лишним раза больше младенцев, 37 на тысячу, уже не повторить. Многие считают, что тогдашний огромный прирост населения надолго определил специфический российский взгляд на проблему. "Бабы нарожают" - можно услышать по этому поводу и сейчас. Для таких заявлений давно уже нет оснований. В ХХ веке рождаемость в нашей стране все время снижалась. В 1999 году был поставлен антирекорд столетия - 8,3 младенца на тысячу. Именно с 1999-м сравнивают акушеры нынешние успехи российских рожениц. Как долго продлится "родильная оттепель", не берется предсказать никто. Отношение к родам постепенно меняется: из рядовой процедуры они становятся исключительным событием.
35-летняя Анна родила первого сына в 1992 году. Она до сих пор помнит денежные трудности тех лет, пустые прилавки детских магазинов, беготню по рынкам в поисках вещей для малыша. Другого ребенка пришлось ждать целых тринадцать лет. "Сейчас мы с мужем встали на ноги в финансовом смысле, - говорит она, - да и нет проблем с тем, чтобы достать все необходимое для детей. Так что я родила второго". Таких, как Анна, сейчас становится больше. По мнению демографов, именно женщины из больших городов, на время отложившие рождение ребенка, обеспечили России нынешний локальный и очень скромный "демографический всплеск". В середине 90-х годов женщин детородного возраста в России было относительно много, но они не рожали из-за финансовых трудностей. Теперь, перешагнув через тридцатилетний рубеж, заводят детей. "Мы с мужем пожилые родители", - стесняется 37-летняя Юлия. Между тем, по словам акушеров, с такими "пожилыми" им приходится сталкиваться все чаще. "Возраст рожениц постоянно увеличивается, - говорит академик РАМН Владимир Серов, заместитель директора по науке НЦ акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН. - Если раньше в основном рожали двадцатилетние, то теперь женщины предпочитают сначала реализоваться в профессии, крепко встать на ноги. Особенно это касается формирующегося среднего класса. Это роднит Россию с другими европейскими странами. Там уже давно наблюдаются такие тенденции, просто у нас все началось позже лет на десять".
Новый возраст рожениц - новые проблемы. Никто не спорит: родители в возрасте подходят к родам ответственнее, считает Серов. Так, в последнее время акушеры стали реже сталкиваться с тяжелыми врожденными пороками у новорожденных - просто потому, что будущие мамы аккуратно проходят обследования, хорошо информированы. Да и здоровье 35-летних рожениц, выросших на кефире, картошке и тощих советских цыплятах, зачастую оказывается лучше, чем у 20-летних, с детства привыкших к импортным йогуртам и "ножкам Буша". Беда в другом. "После тридцати лет репродуктивные функции женщины идут по угасающей, - говорит руководитель отделения вспомогательных технологий в лечении бесплодия НЦ акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН Леонид Кузьмичев. - Вот и выходит, что ребенка завести не всегда получается". По оценкам специалистов, бесплодных супружеских пар в России не так уж мало. Точной статистики нет, но их количество может составить не менее пяти миллионов. Это 15 процентов от общего числа людей, которые могут иметь детей: цифра, по меркам Всемирной организации здравоохранения представляющая угрозу для безопасности страны. Конечно, существуют современные технологии "зачатия в пробирке", способные, по мнению специалистов, почти в 99 процентах случаев помочь людям, имеющим подобные проблемы. Они могут дать результат даже при полном бесплодии, если в организме мужа или жены удастся "наскрести" единственную репродуктивную клетку. Хромосомный анализ полученных эмбрионов позволяет выявить болезнь Дауна и другие генетические патологии - вещь немаловажная для женщин после тридцати, у которых риск родить ребенка с подобными мутациями возрастает. Можно пойти и дальше. Кузьмичев, например, мечтает о том, что когда-нибудь молодые женщины смогут отдавать собственные яйцеклетки на хранение впрок, пока риск мутаций невелик, а потом рожать в любом возрасте. Подобная технология уже существует в Японии, но стоит баснословно дорого.
В России речь пока идет совсем о других деньгах. 33-летней Марине не повезло: две внематочные беременности, казалось бы, не оставили ей надежды стать матерью. Последним шансом для нее оказалось "зачатие в пробирке". Сейчас Марина предпринимает третью попытку забеременеть. Марина не жалеет денег на ребенка - одна попытка обходится ей в 2,5 тысячи долларов. Однако не всем такие усилия по карману. Во многих странах женщины могут сделать это за государственный счет - бесплатными для них являются две попытки, которых обычно бывает достаточно. В России до недавнего времени все расходы на "зачатие в пробирке" несли сами родители. Да и теперешние квоты, выделяемые Минздравсоцразвития нескольким федеральным центрам, занимающимся этой проблемой, ничтожно малы. В НЦ акушерства, гинекологии и перинатологии, где делается около тысячи попыток в год, только пятьдесят из них оплачивает государство. Так что Марина, как и другие, платит за себя сама. "А ведь с помощью "зачатия в пробирке" ребенка могла бы получить почти каждая семья, если бы государство выделяло на это деньги, - говорит Владимир Серов. - Мы уже давно предлагаем организовать в России сеть доступных центров, готовы передать туда свои технологии. Но пока ничего не делается".
Главное в беременности - выносить ребенка и удачно родить. 27-летняя Елена считает, что вытянула свой счастливый билетик, хотя с самого начала все у нее шло не так. С угрозой преждевременных родов она попала на сохранение в больницу, потом родила ребенка раньше срока. Ей повезло: она сумела сохранить малыша. Другим везет меньше. "По статистике в России матери не вынашивают до 170 тысяч беременностей в год, - говорит Серов. - И это при том, что современные методики позволяют сохранить беременность в 98 процентах случаев". Почему же не удается сохранить беременность? Причина банальна. Современные методики эффективны, но дороги - одна сохраненная беременность стоит государству 30 тысяч рублей. Поэтому внедрять их в широкую практику пока никто не торопится. Елена, к примеру, заплатила за время, проведенное в больнице на сохранении, сама: решила, что так будет лучше. Впрочем, ей повезло и в том, что случай ее ребенка, родившегося раньше срока, оказался не слишком сложным. Если бы его состояние было более серьезным, на лечение пришлось бы очень хорошо потратиться. "Нет сегодня медицинской технологии дороже, чем выхаживание детей, родившихся раньше срока, - рассказывает Серов. - Операция на сердце стоит дешевле, пересадка органов - дешевле. Мы в России ежегодно теряем около 70 тысяч недоношенных детей. Многие из них, весом больше килограмма, вполне могли бы жить. Что сегодня происходит? Ребенок рождается с проблемами, однако в обычном роддоме его нельзя держать больше недели. Поэтому его переводят в детскую больницу, в отделение новорожденных. При этой перевозке погибает 35-40 процентов младенцев. Казалось бы, чего проще: создать при роддоме специальный центр выхаживания новорожденных, какой существует у нас. В нем можно выхаживать детей и месяц, и два без гибельных перевозок. Но надо менять структуру роддомов и детских больниц - мы много раз предлагали это. Вопрос опять упирается в деньги, необходимые для такой реорганизации".
Расчеты акушеров заставляют задуматься: интересно, что было бы, если бы к их предложениям наконец прислушались? Какой подъем рождаемости был бы обеспечен, вложись государство по-настоящему в это дело... "Порой просто обидно бывает слушать, когда рассуждают: вот кардиология - это да, - признается Владимир Серов. - А что акушерство? Рожали и рожают. Бабы нарожают. Но ведь время-то сейчас другое".
Время действительно другое. И женщинам, которые, несмотря на все трудности, сегодня рожают детей, можно помочь, не только выделяя деньги на лечение. Заведующая родильным отделением московского роддома №4 Нина Кузнецова, например, десять лет назад помогла многим роженицам... просто встав перед ними на колени. Методика естественных вертикальных родов давно пользовалась заслуженной популярностью, однако ее никогда не применяли в московских роддомах, потому что это было неудобно акушерам. Ведь женщина при этом не лежала, а стояла и ходила. Акушерке нужно было постоянно находиться рядом с роженицей, к тому же в самый ответственный момент родов она должна была присесть на пол, чтобы поддержать ребенка. "Что же я, должна встать на колени?!" - возмущенно воскликнула одна врач, когда ей предложили ввести у себя в роддоме естественные роды. Нина Кузнецова, в первый раз принимая роды по новой методике, простояла на коленях на полу три часа. Зато теперь больше половины пациенток ее отделения рожают естественным образом. Так лучше - меньше травмируются мать и ребенок, теснее их связь при родах. "Я считаю, что за вертикальными родами будущее, - говорит Кузнецова. - Ведь это естественный процесс, в них женщина не чувствует себя больной. Я не устаю повторять: роды - не болезнь, это праздник. Может, даже театр, где мы, акушеры, должны поддержать женщину, подыграть ей. Конечно, это хлопотно. Но результат стоит того".
Нужно ли упоминать, что вертикальные роды популярны прежде всего у тех самых рожениц после тридцати, обеспечивших нашей стране неожиданный демографический всплеск? Они более информированы, более уверены в себе. Они, наконец, привели в родильные боксы своих мужей, которые в отличие от тех, кто присутствовал при родах в 90-е годы, пришли не просто полюбопытствовать, а помочь, потому что прошли специальную подготовку.
Будет ли таких женщин больше? Пока никто не знает. Станут ли они рожать еще? Наверное, да. Ведь даже если государство не позаботится о них должным образом, они, по большому счету, способны подумать о себе сами.

Алла АСТАХОВА. "Итоги", 14 сентября 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.