Rambler's Top100

№ 213 - 214
12 - 25 сентября 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Российская газета", "Независимая газета" и "Московские новости" о социальных инициативах Президента
"Известия" и "Время новостей" о реформе российского здравоохранения
"Handelsblatt" о проблемах пенсионной системы в России
"Новые известия" о человеческом развитии в странах мира
"Время новостей" о бедности в мире
"Огонек" о рождаемости в России
"Итоги" о рождаемости и репродуктивном здоровье в России
"Новые известия" о демографической политике на Украине
"Corriere della Sera" о половом просвещении в США
"Daily Telegraph" о желательном возрасте деторождения
"Новые известия" о перспективах платного образования в России
"Профиль" об образовании и рынке труда в России
"Время новостей" об обязательном среднем образовании в Москве
"Зеркало недели" о "подкупе" учащихся в Великобритании
"Независимая газета" и "Российская газета" о "русскоговорящем образовании" за пределами России
"Радио "Свобода" об иммиграции в Великобритании

"Российская газета" о выселении иммигрантов - жителей трущоб из Франции
"Московский комсомолец" о населении и национальном составе Москвы
"Российская газета" о демографических проблемах России и роли иммиграции
"Российская газета" о правомочности проверок паспортов
"Московский комсомолец" и "Время новостей" о борьбе с утечкой умов в России
"Dawn" о трафике женщин
"Молодежь Эстонии" о международных усыновлениях российских детей
"Daily Telegraph" о брошенных детях в Италии
"Новые известия" о детской безнадзорности
"Новые известия" об инвалидах в России
"New Scientist", "Frankfurter Rundschau" и "Время новостей" о жертвах Чернобыльской катастрофы
"Труд" о чипсах и онкозаболеваниях
"Российская газета" о нейрореабилитации
"Gazeta.kz" о "целительстве" в Казахстане
"Новые известия" о небоевых потерях российской армии
"Коммерсантъ-Власть" о последствиях урагана в США
"La Reppublica" о природе гомосексуализма

… о социальных инициативах Президента

Сезон открыт

Вчера в Кремле собрались и министры, и сенаторы, и депутаты

Президент Владимир Путин собрал в Большом Кремлевском дворце практически всю политическую элиту. Правда, неизвестность по поводу сути мероприятия, которую пытались демонстрировать и депутаты, и сенаторы, и члены правительства, похоже, уже никого не смущала. "Президент скажет, что надо делать - будем делать", - так, почти не стесняясь, говорили практически все политики и чиновники.
И президент сказал. По сути, речь Владимира Путина, открывшая новый политический сезон, стала еще одним посланием, только таким, какого до вчерашнего дня не было, - социальным посланием. Причем в новых шагах социальной политики эксперты сразу же усмотрели легкий левый уклон, призванный дать понять обществу, что оно не чужое на нефтедолларовом празднике жизни. А чтобы левый уклон, как это часто бывает, не оброс популистскими лозунгами и желанием залезть в Стабилизационный фонд, Путин дал четкий сигнал собравшимся, что бюджет, который уже находится в Думе, надо принимать в том виде, в котором он и был сверстан, и решать социальные задачи за его счет.
"Расходная часть бюджета сформулирована таким образом, что позволяет решить многие задачи", - сказал Путин. Но именно это и не должно стать стимулом для депутатского торга. "Важно соблюсти все макроэкономические показатели с тем, чтобы не допустить роста инфляции, иначе она похоронит все наши благие намерения", - с явным намеком на то, что торг в данном случае неуместен, твердо сказал глава государства.
"Уверен, вы понимаете, что я имею в виду, мы можем тратить только столько, сколько заработали. Иначе влезем в долгострой на десятки лет или в случае изменения внешнеэкономической конъюнктуры влезем либо в долги, либо резко и болезненно сократим расходы", - сказал президент и призвал правительство и парламент "сохранить уже взятый хороший темп бюджетного процесса", и в первую очередь акцентировать внимание на приоритетах - здравоохранении, образовании, жилье.
- Прошу это учитывать при дальнейшей работе над бюджетом и воздержаться от таких решений, которые могли бы создать серьезные проблемы для развития России в будущем, - окончательно расставил Путин все точки над "i".
Дальше президент, судя по всему, решил перехватить инициативу у тех, кто под лозунгами "народной политики" вновь будет напоминать государству о долгах перед врачами, учителями, учеными и военнослужащими. И показать, что он, как глава государства, при наличии немалых денег в стране просто не может себе позволить пренебречь решением накопившихся социальных вопросов.
Ведь помимо принятых решений об увеличении заработной платы бюджетникам в полтора раза в течение трех лет Путин предложил ввести ежегодные поощрения до 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны. Кроме того, глава государства считает, что низкая зарплата педагогов - ключевая проблема российской школы, и предлагает перевести их на новую систему оплаты труда. "Здесь произошли те же самые проблемы, что и в здравоохранении при передаче всего и вся на муниципальный уровень без соответствующего обеспечения", - заметил он. По его мнению, необходимо ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им уроков и перейти на новую систему оплаты труда. В ее основе должно быть качество преподавания. В течение 2006 года президент предложил завершить переход к так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися. Наряду с этим установить и дополнительное, ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов.
Для школьников, студентов и молодых специалистов будет учреждено не менее пяти тысяч грантов, сообщил Владимир Путин. Он считает, что таким образом можно "сдвинуть с мертвой точки вопрос притока молодежи в науку, дать ей возможность продуктивно заниматься исследовательской деятельностью, получить доступ к управлению наукой". Впрочем, подобное поручение по повышению оплаты труда работников Российской академии наук президент уже давал в августе. "При некотором сокращении количества бюджетных ставок в течение 2006-2008 годов ежемесячная заработная плата квалифицированных научных сотрудников в среднем должна вырасти до 30 тысяч рублей, при этом заработная плата молодого поколения исследователей, от которых во многом зависят перспективы и динамика развития российской науки, должна увеличиться наиболее ощутимо", - заметил президент.
В следующем году помимо учителей и ученых Путин предложил увеличить зарплату участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики на 10 тысяч рублей, а медсестер - не менее чем на 5 тысяч рублей. А к 2008 году не менее чем в четыре раза должно вырасти число граждан, которым за счет федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь. "Для этого предстоит поднять эффективность работы как уже существующих центров высоких медицинских технологий, так и построить новые, и прежде всего в регионах Российской Федерации, включая Сибирь и Дальний Восток", - заметил президент. Министры, затаив дыхание, слушали Путина. Ведь решать новые задачи предстоит именно им. А глава государства не останавливался и обозначал новые ориентиры, заметив, что за два года вполне можно решить эту проблему. Правда, для этого надо прямо сейчас начинать работу. Как и на другие, на решение этих задач Путин предложил направить "существенные средства федерального бюджета".
Несколько приостановившись, он заметил, что проблемы здравоохранения не могут быть решены только за счет новых финансовых вливаний. "Нам нужны решительные, продуманные шаги по системной модернизации отрасли, и здесь нужно вести продуктивный диалог, в том числе с медицинским сообществом", - посоветовал президент.
Стоит заметить, что многие пункты социального послания напрямую совпадали с посланием-2004, которое правительству так и не удалось исполнить в полном объеме. Только сейчас Путин в отличие от того документа ставил конкретные сроки. Причем рассчитанные лишь на ближайшее время. К примеру, он потребовал увеличить к 2007 году объемы жилищного строительства не менее чем на треть. Несмотря на то, что об ипотеке власти говорят довольно давно, он заметил, что в этой сфере "делается еще явно недостаточно". В связи с этим поручил завершить формирование нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг. Правительству же президент вновь напомнил о том, что необходимо разработать механизм субсидирования ипотечных кредитов и значительно увеличить уставный капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию.
Вообще помимо среднесрочных задач, которые ставил президент перед членами правительства, Путин предлагал кабинету Михаила Фрадкова решить и краткосрочные. Тут он припомнил затянувшуюся работу по обеспечению жильем военнослужащих. "В месячный срок, - без обсуждений сказал Путин, - должны быть согласованы все требуемые документы и обеспечено полноценное функционирование накопительно-ипотечной системы для военнослужащих". Да и в целом посоветовал правительству уделять особое внимание проблемам военнослужащих и сотрудников правоохранительной системы. "Эти люди выполняют задачи по обеспечению безопасности граждан и государства, и вопросы их социального обеспечения должны решаться существенно более высокими темпами, а предлагаемые меры - учитывать специфику службы в армии, в иных силовых структурах и при этом находиться в общей логике наших действий по повышению качества жизни граждан России", - заметил глава государства. Кроме этого, по его мнению, "в гораздо больших объемах должны исполняться государственные обязательства по предоставлению жилья ветеранам войн и вооруженных конфликтов, чернобыльцам, инвалидам, другим категориям граждан".
Говоря о жилищных кредитах, Путин вспомнил и о сельхозпредприятиях, заметив, что они должны получить реальный доступ к кредитным ресурсам. А для этого из федерального бюджета надо выделить дополнительные средства на субсидирование процентных ставок. При этих словах министр финансов, отличающийся особой любовью к селу, явно чувствовал себя не очень хорошо. "В 2006-2007 годах должна быть создана система земельно-ипотечного кредитования, позволяющая привлекать средства на длительный срок и под приемлемые проценты под залог земельных участков", - заявил Путин.
В озвученной стратегии есть и планы по созданию Совета по реализации приоритетных национальных проектов, который президент будет контролировать лично. Путин считает, что в состав такого Совета могут войти представители всех уровней власти, местного самоуправления, основных политических сил, экспертные и деловые круги. Именно им, судя по всему, предстоит концентрировать бюджетные и административные ресурсы на повышении качества жизни граждан России.
- У нас не должно быть бюджетопроедания, - заключил глава государства. - Но это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России.
Выступления спикеров Совета Федерации Сергея Миронова и Госдумы Бориса Грызлова мало чем отличались. По словам Миронова, в проекте бюджета на 2006 год заложено определенное финансирование социальной сферы, но нет предела совершенству. "Многое нужно улучшить, и есть возможность создать необходимые условия уже в бюджете 2006 года", - считает спикер Совета Федерации. "Действительно, мы можем рассчитывать на прорывные решения в социальной сфере", - уверен он.
Борис Грызлов же полагает, что на реализацию приоритетных социальных программ, предложенных президентом, потребуется в 2006 году не менее 100 млрд. рублей.
Спикеры верхней и нижней палат были солидарны и в том, что надо вернуться к идее снижения налога на добавленную стоимость. Премьер-министр Михаил Фрадков при этих словах торжествовал, ведь в лице народных избранников он нашел поддержку. Правда, экономисты при этом явно чувствовали себя не очень хорошо, поскольку именно они и были противниками снижения НДС.
Ключевым же на совещании, как считает Миронов, "было выступление президента, который дал очень адекватный ответ на вопрос: "Вот уже два-три года происходит улучшение в российской экономике, наблюдается благоприятная внешняя экономическая конъюнктура, а что нам, простым людям, от этого? Что мы получим?"

Елена ЛАШКИНА. "Российская газета", 6 сентября 2005 года

Это не национальный проект, это социальная пиар-акция

Обширные социальные обещания - всего лишь способ поддержать рейтинг доверия президента, считают эксперты "НГ"

Опрос подготовили Наталья Костенко, Иван Родин

На этой неделе громко прозвучало заявление президента о "национальных проектах", первым шагом в реализации которых стало выделение дополнительных 100 млрд. руб. на социальную политику. Появилось много комментариев, связывающих это решение с выборами-2008. На вопрос, как много будет таких акций в ближайшие два года, на какой период придется пик подобных решений и каким будет их масштаб, отвечают эксперты "НГ"
Александр Лебедев, депутат Госдумы
Не столь важно, связано это с выборами или нет. Важно обратить внимание на политические последствия. Здесь есть угроза явной инфляции и несправедливость: одни категории бюджетников получат очень большие деньги, а другие - нет. В мае президент в Послании к Федеральному собранию сказал: в мои планы не входит передавать страну в руки коррумпированной неэффективной бюрократии. Я не уверен, что с мая она куда-то исчезла. А поскольку она имеет обыкновение, пропуская эти деньги через себя, значительную часть класть в карман, - вот это еще одна угроза.
Но лучше поздно, чем никогда. И будем надеяться, что это действительно реальная забота об уровне жизни, с одной стороны, очень важных слоев населения, а с другой стороны - очень бедных. Такими вещами никого не обманешь. Потом у президента рейтинг и так высокий - зачем ему нужны такие пропагандистские акции?
Есть возрастание агрессивной среды, это факт, но ее скорее надо преодолевать и уменьшать политическими реформами, а не такими вещами. Это не работающая конструкция. Миллионерами среди учителей и врачей никто у нас не станет - это точно. Сама политическая конструкция не позволяет никуда пару выходить. Дума у нас и так безмолвствует, правительство - то же самое. Политических партий серьезных нет. У нас даже не однопартийная, а беспартийная система. Губернаторские выборы - вот здесь находится ключ к тому, чтобы агрессивную среду уменьшать. Я не большой сторонник такой раздачи денег.
Сергей Глазьев, лидер фракции "Родина" в Госдуме
Я бы не преувеличивал разворот власти в сторону социальных нужд. В действительности доля расхода на здравоохранение и образование, культуру и прочие составляющие социальной политики в нашем бюджете по-прежнему в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. Российский бюджет по своей структуре соответствует концепции государства XIX века, когда львиная доля расходов уходила на правопорядок и оборону. По структуре расходов бюджета у нас типичное полицейское государство конца позапрошлого века. Колоссальный сдвиг в приоритетах государственной политики, который произошел за последнее столетие в мире, наши реформаторы почему-то не заметили. Если говорить о реальных приоритетах политики нынешнего правительства, то номер один - это внешний долг, номер два - оборонная безопасность, номер три - бюрократия. По совокупности расходы на силовые структуры и бюрократию составляют 42% бюджетных расходов. Сто миллиардов рублей - капля в море по сравнению с тем, что требуется. Если брать здравоохранение, то по сравнению со стандартами развитых стран и с уровнем, который был достигнут в Советском Союзе в расчете на душу населения, расходы на здравоохранение нужно поднимать минимум в два раза - а это 500 миллиардов. И это только здравоохранение. По образованию для того, чтобы выйти на общемировые стандарты, долю образования в структуре государственных расходов надо поднимать примерно до 600 миллиардов. Все это разговоры в пользу бедных. Тем более что заявленный президентом приоритет о повышении уровня жизни никак не подтверждается прогнозируемой динамикой роста заработной платы. Всем понятно, что это ничего кардинальным образом не меняет. Социальная сфера будет дальше деградировать.
Борис Немцов, член политсовета СПС
Естественно, когда огромный профицит бюджета, огромный Стабилизационный фонд, есть желание и давление всех облагодетельствовать, всем поднять зарплату, купить новое оборудование и так далее. Действия властей совершенно неудивительны. Другое дело, что все эти решения могут подтолкнуть инфляцию и могут остановить экономический рост, и в результате собственно установка президента на удвоение ВВП может исчезнуть.
Опасность такая существует, она очень серьезная. То, что популистских решений ближе к 2008 году будет все больше и больше, - для меня очевидный факт. То, что президент делает это для того, чтобы сохранить высокий уровень доверия к себе, - тоже очевидный факт. Но отсюда не следует, например, что он идет на третий срок. Я так не считаю, и он на днях, кстати, сам сказал, что не собирается этого делать. Другое дело, что Путин хочет оставаться влиятельным политиком и влиять на ситуацию, в том числе и после 2008 года. Для того чтобы на нее влиять, ему надо быть популярным.
Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии
Президент заявил о "национальных проектах" и тем самым проявил свою терминологическую безграмотность. "Национальный проект" - это вполне конкретный термин, который означает некий проект и который реализуется нацией в целом. Проекты, о которых говорит президент, - это просто некие социальные программы, которые, конечно, хороши, но национальным проектом их назвать нельзя. С выборами 2008 года это не связано, а связано с желанием Путина перехватить имидж идеолога государственного патернализма и несколько сместиться в левую социал-демократическую нишу, тем самым вытеснив из нее ныне существующие фигуры левой оппозиции - начиная от Дмитрия Рогозина и заканчивая полевевшим Михаилом Ходорковским. Думаю, что в 2008 году Путин уходит в любом случае. Сейчас он создает некую пиар-инфраструктуру, некое информационное облако вокруг собственных действий, чтобы проводить антисоциальные реформы под социальным соусом, отказываться от государственного патернализма, на словах декларируя приверженность ему. Это чистый пиар-проект, который не имеет никакого отношения к реальной политике, и нисколько в реальности Путин не левеет.
Иван Мельников, зампред КПРФ
Я бы все-таки не назвал подобного рода заявления предвыборным пиаром, потому что, я считаю, они уже стали частью государственной политики. Более того, они фактически подменили государственную политику. Ведь у нас в стране есть две реальности. Первая - существующая в действительности, где отменяют льготы и социальные гарантии, увеличивают пенсионный возраст и плату за ЖКХ, готовят так называемые реформы образования и здравоохранения и так далее. А есть и вторая реальность - телевизионная. И в ней регулярно повышают пенсии и зарплаты, заботятся о работниках науки и здравоохранения и делается еще много хороших дел. То есть я все-таки не воспринимаю заявления Путина как какую-то предвыборную акцию. Эта политика, эта пропаганда - это некая система мер по удержанию общественного сознания, общественного мнения в состоянии надежды. Чтобы люди постоянно думали, что через два месяца будет действительно лучше, а через год будет вообще хорошо и так далее.

Опрос подготовили Наталья КОСТЕНКО, Иван РОДИН. "Независимая газета", 12 сентября 2005 года

Кому и сколько - в рублях

Меня, как и всякого профессионального социальщика, недавние президентские инициативы должны радовать - здравоохранение, образование, жилищная сфера получают дополнительно более 100 миллиардов бюджетных рублей. Однако хотел бы поделиться и своими опасениями, связанными с тем, как в нашей стране реализуются даже самые прекрасно задуманные проекты.
Подводные камни вижу прежде всего в постановке задач по повышению заработной платы работников здравоохранения и образования. Речь идет о первичном звене специалистов: тех, кто занимается оказанием первичной медицинской помощи и учит детей в школах. В здравоохранении оплата труда участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики должна в среднем вырасти на 10 тысяч рублей в месяц, а медсестер - как минимум на 5 тысяч рублей. При этом ее конкретный размер должен прямо зависеть от объема и качества оказываемой медицинской помощи. В связи с этим возникает несколько принципиальных вопросов.
Вопрос первый. Намеренно ли оставлены за бортом специалисты, работающие в первичном звене, - невропатологи, офтальмологи, отоларингологи и другие? Если это действительно так, то можно с уверенностью предположить, что врачи всех этих узких специальностей быстренько переквалифицируются в участковых терапевтов или врачей общей практики. Судите сами. Средняя зарплата в здравоохранении за 2004 год составила, по данным Росстата, 4745 рублей. По итогам первого полугодия 2005 года - 5867 рублей. Поэтому обещанный рост заработка врача на 5-10 тысяч - это очень существенное повышение, не на проценты, а буквально в разы. Поэтому "перетасовка" в рядах специалистов будет неизбежной, все сразу захотят в педиатры и врачи общей практики. Но ведь и сегодня редко в какой муниципальной поликлинике этих специалистов полный комплект. Куда в этом случае будут обращаться пациенты за специализированной консультацией? Ложиться в больницу? Но ведь это противоречит давно заявленной линии на развитие экономных стационарозамещающих технологий. В крупные межрегиональные диагностические центры? Но они доступны в основном только для жителей крупных городов.
Второй вопрос - намеренно ли "забыты" врачи и, видимо, медсестры, работающие в больницах? И почему ничего не было сказано о санитарках - персонале с самой низкой оплатой труда? Предполагается, что они и без этого достаточно зарабатывают за счет подношений пациентов? А может быть, имеется в виду, что врачи и медсестры для свертывания объемов стационарной помощи будут переходить на более высокие зарплаты в поликлиники?
Следующий вопрос о качестве российской медицины. Есть ли конкретные методики увязки оплаты труда в здравоохранении с объемом и качеством медицинской помощи? В настоящее время повсеместно применяется Единая тарифная сетка, которая впихивает всех бюджетников (и не только медиков) в 18 разрядов, а также многочисленные надбавки, которые связаны со стажем работы, наличием ученого звания, опасными условиями труда, но никак не с "объемом и качеством медицинской помощи". Вспомним, что у нас на дворе уже сентябрь, а с 1 января 2006 года это требование президента уже должно начать работать. Успеем ли подготовить всю необходимую нормативную базу или повторим "приключения", связанные с началом реализации 122-го закона?
Четвертый вопрос касается механизмов финансирования. Как известно, первичное звено здравоохранения принадлежит муниципалитетам. Как деньги, выделенные в федеральном бюджете на 2006 год на повышение зарплат, без задержек и неувязок дойдут до конкретных поликлиник? Вопрос не праздный. Как отметил президент, "мы с вами говорим о разделении полномочий в рамках здравого смысла и с обеспечением необходимым финансированием. И то до сих пор эту работу не довели до конца. Я прошу правительство и всех, кто этим занимается, эту "бодягу" как можно быстрее заканчивать". Если и здесь случатся осечки с реализацией, то люди почувствуют себя в очередной раз обманутыми со всеми вытекающими для власти политическими последствиями.
Вопрос пятый. Бюджетники (а это не только врачи, но и учителя, и работники культуры) привыкли к тому, что зарплату повышают им всем одновременно. Последний пример - сентябрьская индексация на 11 процентов. А тут вдруг вперед вырывается часть медработников. В отношении учителей, правда, обещаны ежегодные поощрения в размере 100 тысяч рублей 10 тысячам лучшим из них. А про библиотекарей, клубных и музейных работников - ни слова. Боюсь, что это сильно не понравится тем, кто ничего не получит от объявленных национальных проектов, и правительство вместе с депутатами вынуждены будут (снова вспоминается опыт монетизации, например, в отношении военных) изыскивать дополнительные десятки миллиардов для того, чтобы снять социальное напряжение.
Кстати, в отношении 10 тысяч лучших учителей пока никто внятно не объяснил: по каким критериям - понятным и справедливым с точки зрения профессионального сообщества - они будут отбираться, кто будет принимать конкретные пофамильные решения. Одно дело - "штучные" награждения, когда, например, в конкурсе "Учитель года" отбирается пятерка лучших, - это заведомо педагоги с именами, новаторы, имеющие свою школу. "Поточный" метод гораздо сложнее и к тому же менее прозрачен.
Еще одно важное замечание - о доведении до людей информации о том, что предложил президент. Читаю в одной многотиражной и уважаемой газете: "Что Путин пообещал стране до конца своего президентского срока?
Поднять зарплату врачам (очевидно, имеется в виду всем! - Е.Г.) на 10 тысяч рублей в месяц, а медсестрам (опять же всем! - Е.Г.) - на 5 тысяч". Если такие вольные интерпретации будут продолжаться и дальше, то власть точно будет подставлена по полной программе.
Правительству нужно срочно, пока информация о национальных проектах еще свежа, разъяснить прежде всего медицинскому и образовательному сообществам, что именно предлагается. Причем сделать это максимально конкретно, в режиме вопросов и ответов. Считайте, что пять вопросов, поставленных в моей статье, первые в этой кампании.
И последнее. Я очень надеюсь, что предложенная президентом идея о создании специального Совета по наблюдению за реализацией приоритетных национальных проектов будет воплощена в жизнь неформально. Этот орган должен стать тем механизмом, который позволит рассматривать эти проекты, во-первых, как исходную точку для начала давно назревших реформ в здравоохранении, образовании и жилищной сфере, и, во-вторых, сделать эти реформы общественно признанными и социально приемлемыми.

Евгений ГОНТМАХЕР, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций.
"Российская газета", 9 сентября 2005 года

Президент разошелся с бюджетом

В своей речи накануне открытия сессии Госдумы президент назвал странную цифру - 100 миллиардов рублей. Именно такие деньги, согласно его выступлению, понадобятся на решение социальных проблем в 2006 году. Оценивать, какие проблемы будут решены за 100 миллиардов, затруднительно, поскольку совокупные расходы бюджета-2006 на социальные цели составляют 14,3% от общих расходов, а это уже около 600 миллиардов рублей.
В любом случае 100 миллиардов явно недостаточно для решения каких бы то ни было проблем. Согласно бюджету следующего года, зарплаты бюджетников фактически индексируются менее чем на 20% - на 8% с 1 марта и еще на 6,8% с 1 сентября. Эта индексация даже не покрывает инфляцию. Поэтому зарплата работников бюджетной сферы и дальше будет отставать от роста средней заработной платы по стране.
Некое увеличение доли расходов бюджет-2006 предусматривает только в сфере здравоохранения - и то на не совсем понятные цели. Говорится об инвестициях в новые объекты, хотя, на мой взгляд, нужно оснащать и модернизировать уже созданные больницы и клиники, а не строить все заново с бешеными откатами, как это всегда бывает. К тому же пока не существует ни одной адресно-инвестиционной программы. Предусмотрено также большое увеличение расходов на централизованные закупки медицинской техники, что само по себе дискуссионно: насколько эффективны такого рода закупки? Наконец, на 8 миллиардов рублей, или в 8 раз, должны вырасти расходы на территориальные органы в системе здравоохранения, то есть на аппарат, что само по себе беспрецедентно. Все эти расходы очень сомнительные и пока не расшифрованные. Но и они не соотносятся с целями, заявленными президентом: например, увеличение зарплаты бюджетникам в сфере здравоохранения, прежде всего в первичном звене.
Единственная сфера, в которой в речи президента наблюдается несколько большая адекватность действительности, - это жилищное строительство. В проекте бюджета расходы на жилищные программы действительно увеличены в 3 раза по сравнению с предыдущим годом. Существенно повышены ассигнования на программы ипотечного кредитования. Но при этом нужно сделать еще очень много: необходимы специальные инфраструктурные программы в области жилищного и коммунального хозяйства, закон о социальной ипотеке, который сделал бы доступным ипотечное кредитование для бюджетников - врачей, учителей. Ничего этого в проекте бюджета не содержится.
Президент сказал также, что не должно быть "вакханалии" в сфере тарифов. Но здесь сказать - мало. Тарифы у нас устанавливаются прежде всего в области электроэнергетики. Пока что в России очень многие города отапливаются огромными котельными, которые раньше существовали при заводах. Теперь производства стоят, а котельные работают на 10-15% мощности. Естественно, КПД получается очень низкий, а часто и сами котельные находятся в полуразрушенном состоянии. Поэтому необходимо развитие систем альтернативной малой энергетики, которые реально помогли бы демонополизации, снижению тарифов и минимизации издержек.
Таким образом, остается непонятным, за счет каких инструментов будет исполняться все, что сказал президент: в бюджете-2006 они не предусмотрены. Конечно, он может быть пересмотрен в соответствии с программой президента. Но тогда возникает вопрос к правительству, которое еженедельно встречается с главой государства - почему вдруг представлен бюджет, который фактически расходится с задачами и национальными проектами.

Оксана ДМИТРИЕВА. "Московские новости", 9 сентября 2005 года

 


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.