Rambler's Top100

№ 213 - 214
12 - 25 сентября 2005

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Российская газета", "Независимая газета" и "Московские новости" о социальных инициативах Президента
"Известия" и "Время новостей" о реформе российского здравоохранения
"Handelsblatt" о проблемах пенсионной системы в России
"Новые известия" о человеческом развитии в странах мира
"Время новостей" о бедности в мире
"Огонек" о рождаемости в России
"Итоги" о рождаемости и репродуктивном здоровье в России
"Новые известия" о демографической политике на Украине
"Corriere della Sera" о половом просвещении в США
"Daily Telegraph" о желательном возрасте деторождения
"Новые известия" о перспективах платного образования в России
"Профиль" об образовании и рынке труда в России
"Время новостей" об обязательном среднем образовании в Москве
"Зеркало недели" о "подкупе" учащихся в Великобритании
"Независимая газета" и "Российская газета" о "русскоговорящем образовании" за пределами России
"Радио "Свобода" об иммиграции в Великобритании

"Российская газета" о выселении иммигрантов - жителей трущоб из Франции
"Московский комсомолец" о населении и национальном составе Москвы
"Российская газета" о демографических проблемах России и роли иммиграции
"Российская газета" о правомочности проверок паспортов
"Московский комсомолец" и "Время новостей" о борьбе с утечкой умов в России
"Dawn" о трафике женщин
"Молодежь Эстонии" о международных усыновлениях российских детей
"Daily Telegraph" о брошенных детях в Италии
"Новые известия" о детской безнадзорности
"Новые известия" об инвалидах в России
"New Scientist", "Frankfurter Rundschau" и "Время новостей" о жертвах Чернобыльской катастрофы
"Труд" о чипсах и онкозаболеваниях
"Российская газета" о нейрореабилитации
"Gazeta.kz" о "целительстве" в Казахстане
"Новые известия" о небоевых потерях российской армии
"Коммерсантъ-Власть" о последствиях урагана в США
"La Reppublica" о природе гомосексуализма

… о реформе российского здравоохранения

Народу прописали "Здоровье"

В распоряжении "Известий" оказалась программа реформирования системы здравоохранения

Вчера президент потребовал срочно и радикально изменить ситуацию в российском здравоохранении. Как выяснили "Известия", Минздравсоцразвития подготовился к этому поручению заранее. Там уже написали проект реформы (в министерстве его называют проект "Здоровье"). "Известиям" удалось ознакомиться с этим документом.
Участковый врач получит нормальную зарплату
Итак, что же такое проект "Здоровье"?
Сейчас самое провальное в нашем здравоохранении то, что специалисты называют "первичным звеном", - поликлиники, районные и участковые больницы, станции "Скорой помощи". Врачей в них катастрофически не хватает, а те, что есть, заняты лишь лечением больных, но не здоровьем здоровых. Чтобы сделать работу привлекательной, участковым терапевтам, педиатрам, врачам общей практики и медицинским сестрам, работающим с ними, с января 2006 года решено резко увеличить зарплату. Прибавки составят до 10 000 руб. - врачам и до 5000 руб. - медсестрам.
Одновременно в течение двух лет все они пройдут переподготовку. Отныне их главной задачей станет не выписывать кучу рецептов и больничных листов, а предупреждать болезни - следить за здоровьем трудоспособного населения и не доводить недуги до хронической стадии. Принципиально новая диспансеризация позволит вовремя лечить основные группы заболеваний (сердечно-сосудистые, онкологические, болезни желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, суставов и т.п.), которые дают и основную преждевременную смертность, и инвалидизацию. Люди не должны годами пить слабенькие таблеточки, постепенно превращаясь в инвалидов, говорят разработчики программы, надо лечить радикально, с использованием современных эффективных технологий, сохраняя качество жизни и не превращая страну в гигантский собес.
Повышение квалификации пройдут и все другие врачи первичного звена. Одновременно будет происходить оснащение поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, районных и участковых больниц, станций "Скорой помощи" и др. современным диагностическим и лечебным оборудованием, транспортом, средствами связи.
"Дорогостой" должен стать доступным всем
Вторая болезнь нашей медицины - недоступность для большинства населения по-настоящему эффективных методов лечения: сложных операций, дорогих лекарств, точных диагностических технологий - того, что врачи называют "дорогостой". К примеру, операцию аортокоронарного шунтирования (ту самую, которую делали президенту Ельцину) выполняют лишь 17-20 процентам нуждающихся в ней, эндопротезирование (замену больных суставов) - лишь 10 процентам и т.п.
Решить эту проблему за два года невозможно, тут проект рассчитан на 5 лет, до 2010 года. Но уже в 2006 году объем таких видов лечения должен вырасти в полтора раза, в 2007-м - почти в 3 раза. Эту задачу будут решать совершенно новые центры высокотехнологичной помощи, которые запланировано построить в федеральных округах. И если существующие научные медицинские институты будут создавать и осваивать новейшие методы лечения, обучать им специалистов, лечить самых сложных пациентов, то задача новых центров - исключительно тиражирование медицинских технологий, постановка их на поток. Все операции, все методы лечения будут выполняться по единым технологиям и стандартам, на однотипном оборудовании и даже одинаковыми скальпелями независимо от того, в Москве это будет, Мурманске или Хабаровске. Всего за 5 лет запланировано построить по 6 специализированных центров по основным направлениям: кардиохирургии, травматологии, трансплантологии, нейрохирургии и репродуктивным технологиям. Количество высокотехнологичных коек в стране вырастет в полтора раза, объемы помощи на них - в 4-5 раз.
Новые центры должны будут строиться по согласованию с регионами, по единым строительным технологиям, больным не придется ехать в Москву или Петербург и годами ждать очереди.
Третьей составной частью проекта должно стать то, на что в предыдущие годы у здравоохранения никогда не было средств, - информационная поддержка. Чтобы нация была здорова, многим необходимо изменить привычки - больше двигаться, правильно питаться, меньше курить и потреблять спиртного, следить за своим здоровьем. Поменять отношение народа к собственному здоровью и благополучию - задача не из простых, но, как показывает опыт других стран, и не из безнадежных. Правда, стоит ее решение больших денег.
145 миллиардов рублей на 2 года
В отличие от абстрактных душеспасительных идей, которыми нередко грешат разные реформы, под проект "Здоровье" предусмотрены (и в бюджете 2006 года уже заложен первый транш) дополнительные средства - 145 млрд. рублей на первые два года. Это огромные деньги - сумма примерно равна всему федеральному бюджету здравоохранения, запланированному на 2006 год (146,7 млрд. руб.). Мало того, эти деньги уже расписаны по строчкам и пунктам проекта вплоть до последнего рубля. Скрупулезно подсчитаны койки, должности, ставки, оборудование и инструменты, продуман механизм его согласования с регионами.
Конечно, и детальная проработка планов - не панацея от погрешностей и ошибок. Ожидать, что все в нашем здравоохранении изменится волшебным образом "с понедельника", не приходится. Но масштаб и одновременно конкретность проекта "Здоровье" дают надежду, что тяжело и хронически больная система начнет наконец выздоравливать.

Татьяна БАТЕНЕВА. "Известия", 6 сентября 2005 года

Реформа или заплатки?

Эксперты расходятся во мнениях об эффективности повышения зарплат медикам

Вчерашнее обещание Владимира Путина серьезно повысить зарплату медработникам и оснастить 10 тысяч поликлиник и станций скорой помощи высокотехнологичным диагностическим оборудованием для России беспрецедентно. До сих пор никто из руководителей страны, правительства или хотя бы профильного министерства не обещал почти двухмиллионной армии российских медиков, что уже в следующем году заработки вырастут почти вдвое. В последние годы грядущие изменения к лучшему связывали с проведением структурных реформ в отрасли, в процессе которых должны были кардинально измениться схемы финансовых потоков и высвободиться ресурсы для материального стимулирования врачей и медсестер. Однако, судя по всему, свободные деньги появились у государства совсем из других источников. И завтра окрыленных медиков уже будет волновать, сумеет ли государство донести обещанные президентом тысячи рублей до работников первичного звена уже в 2006 году. Пациентам же и вовсе остается только гадать, отразится ли такое увеличение зарплаты на качестве медицинской помощи. Прояснить ситуацию газета "Время новостей" попросила экспертов.
Татьяна ЯКОВЛЕВА, председатель комитета Госдумы по охране здоровья:
- Я считаю, обещания президента реализуемы. Вернувшись после встречи с президентом, сопоставила то, о чем он говорил, с проектом бюджета на следующий год, который мы сейчас получили. Бюджет на 2006 год только по разделу здравоохранения увеличивается на 177%. Такого никогда не было. Причем, от всех дополнительных денег, которые дало правительство после нулевого чтения, 67% идет именно на здравоохранение. Это в общем-то приличные деньги. Удельный вес расходов на здравоохранение и спорт составит уже 3,4% ВВП!
Может быть, несколько нескромно так говорить, но я считаю, что в этом есть и наша, законодателей, заслуга. Все-таки, когда обсуждалась реформа здравоохранения, мы все говорили о том, что без денег никакой реформы не будет. И мы всегда предлагали сконцентрировать основные усилия на первичном медицинском звене, о необходимости поддержать которое вчера говорил президент. Потому что 80% объема медицинской помощи оказывает именно первичное звено: скорая помощь, поликлиники, профилактические подразделения. А они у нас сейчас в полуразрушенном состоянии.
Когда в июле обсуждался в ходе предварительного, нулевого чтения проект бюджета-2006, нас многое там не устраивало. И мы категорически заявили, что не будем такой бюджет поддерживать. И после этого нам прислали новый расклад - и он полностью подтверждает все обещания президента. Да, представьте себе - 15 тысяч рублей будет зарплата участковых врачей, где-то около 10 тысяч заработная плата медсестер.
Однако не все так просто. Допустим, что деньги у государства есть, но нужны механизмы, чтобы эти деньги дошли до конкретного врача, медсестры, поликлиники. Ведь пока не решены все сложности с тарифными сетками, система финансирования медучреждений вообще слишком сложная. К этому надо добавить еще и проблемы разграничения межбюджетных отношений. Сейчас оплату труда медиков отдали субъектам федерации: хотите по единой тарифной сетке платите, хотите - вводите отраслевую, ограничили только минимум. Ну не могут наши регионы обеспечить достойную зарплату. Мы предлагали задать более четкие рамки. И вот этим сейчас займется федеральный центр.
Правительству решать, как будут реализовываться все обещания: и по заработной плате, и по укреплению материально-технической базы первичного звена. Могут быть и новые федеральные целевые программы. Закупка импортного оборудования пойдет из средств Стабилизационного фонда - техника за счет федеральных денег пойдет в муниципальное здравоохранение. Президент предложил создать специальный совет, который будет разрабатывать механизмы реализации программ, направленных на оздоровление первичного звена в здравоохранении. Более того, Владимир Владимирович сразу определил сроки исполнения - даже не три года, на которые рассчитан бюджет, а два года. А все основные задачи должны быть выполнены уже в 2006 году.
Я считаю, что в здравоохранении настал тот критический момент, когда больше ждать нельзя. Законы о реформе или модернизации здравоохранения обсуждаются уже давно. Но до сих пор они не были подтверждены финансово. Госдума всегда требовала от Минздрава, предлагавшего эти законопроекты, найти золотую середину. И я надеюсь, что к нам прислушались. Теперь деньги есть, и более того, чтобы эти деньги выплачивались, мы должны быстро принимать новые законы.
Александр САВЕРСКИЙ, президент общественной организации "Лига защитников прав пациентов":
-Участковый врач с зарплатой в 15 тысяч не перестанет вымогать деньги с пациентов. Потому что контроля за ним нет. Ни экономической, рыночной, страховой системы контроля. Критериев качества оказания медицинской помощи нет - Росздравнадзор только пытается этим заниматься.
Обещания выделить такие средства до начала кардинальной перестройки всей системы здравоохранения означает, что победило лобби главврачей. В течение последних полутора-двух лет шло достаточно жесткое противостояние между реформаторами и удельными медицинскими князьями, которые не хотели ничего менять и только требовали денег. На мой взгляд, проблема не в том, сколько денег в здравоохранении - их будет не хватать всегда. Поэтому главный вопрос - насколько эффективно они используются. Я сильно сомневаюсь, что при нынешнем положении дел эти деньги принесут пользу.
Деньги выделяет государство, которое должно ориентироваться на результат - ему важно здоровое население. А врачи всегда в основу угла ставили сам процесс лечения, и привыкли получать деньги - от пациентов в конверте, от страховых, из бюджета - за него, а не за результат. А результата можем не увидеть, потому что, повторюсь, контроля за расходами в здравоохранении нет. Лечебно-профилактические учреждения финансируются из множества различных источников с принципиально разными системами ценообразования. И главврачи давно научились этим пользоваться. Никто не может даже обоснованно объяснить, сколько должен стоить укол.
Спрашивается, за что именно госбюджет, страна будет платить сейчас? Что нам за это пообещают медики? Мы на 130-м месте в мире по уровню здравоохранения. И не только из-за того, что денег нет, а потому, что работать эффективно не могут. У нас эти деньги идут на избыточные койки в больницах, которые не могут сократить уже много лет.
Безусловно, усиливать надо амбулаторно-поликлиническое звено. Но оно должно работать иначе. У нас в поликлиниках привыкли всех пациентов с проблемой серьезнее кашля отправлять сразу в стационар. И четкой модели, которая заставит хороших врачей перейти из более прибыльных стационаров - прибыльных, потому что там практически открыто берутся деньги за все услуги - в первичное звено, пока не предложено. К сожалению, это не реформа, а заплатки.

Олег ВОЛКОВ. "Время новостей, 6 сентября 2005 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
ЮНЕСКО - 2001, 2005


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.