… о методах
лечения нарушения коммуникативной функции речи
Родная речь неговорящим детям
Люди с коммуникативными проблемами получили отечественную
диагностику
В России разработан первый отечественный диагностический инструмент
для помощи неговорящим детям. С его помощью специалисты смогут оценить
коммуникативное и языковое развитие человека, а затем подобрать
подходящие способы общения - от жестов и графических символов до
мобильных приложений. Авторы поясняют, что сейчас логопедам и дефектологам
приходится использовать зарубежные анкеты, которые не всегда корректно
переведены и "не учитывают наши культуральные особенности".
Опрошенные "Ъ" специалисты согласны, что отечественный
диагностический инструмент может помочь педагогам, и ждут аналогичного
для родителей.
Диагностический инструмент "Конструктор целей" разработала
петербургская НКО "Социальная школа "Каритас""
(помогает семьям людей с особенностями развития, обучает специалистов
в этой сфере и волонтеров) при поддержке Фонда президентских грантов.
"Конструктор целей" реализован как онлайн-опросник, которым
могут воспользоваться педагоги, логопеды, дефектологи и тьюторы.
Им нужно подробно ответить на вопросы о языковом и коммуникативном
развитии ребенка, а также о факторах среды, которые влияют на общение.
После этого программа даст рекомендации по взаимодействию с ребенком
и посоветует средства альтернативной и дополнительной коммуникации
(АДК) - жесты, графические символы или, например, специальные приложения.
Альтернативные способы общения необходимы всем, кто не может использовать
устную речь, поясняет координатор "Социальной школы" логопед-дефектолог
Ирина Текоцкая: это могут быть дети с ДЦП, ментальными нарушениями,
генетическими синдромами и другими особенностями здоровья.
"Важно понять, как ребенок видит и слышит, как понимает обращенную
речь. Что помогает ему общаться, а что, наоборот, становится барьером,
- говорит она. - Тогда мы поймем, какие средства АДК ему доступны".
Госпожа Текоцкая подчеркивает, что в России до сих пор не было такого
диагностического инструмента, из-за этого специалисты пользовались
западными аналогами, которые "далеко не все корректно переведены
и не учитывают наши культуральные особенности".
Учитель-дефектолог, методист Центра одаренных детей и молодежи "Эткер"
минобразования Чувашии Ольга Иванова рассказывает, что в начале
2000-х при работе с неговорящими детьми приходилось опираться на
"простые, почти кустарные методы". Специалисты использовали
звукоподражание, пропевание слогов, жестовую поддержку, самостоятельно
рисовали коммуникативные карточки. "Это требовало времени и
интуиции, ведь у каждого ребенка уникальные стартовые возможности
и к каждому нужно найти свой ключик успеха, - говорит она. - Помню,
у меня была специальная тетрадка, куда я записывала слоги, слова
и фразы, которые нам вместе с детьми удалось научиться говорить.
А самое главное - понимать". Госпожа Иванова согласна, что
"Конструктор целей" как структурированный инструмент -
это "важный шаг в систематизации помощи" таким детям.
"Важно помнить, что никакой опросник не заменит живого наблюдения
и эмоционального контакта с ребенком. Но если он сократит путь от
первых звуков к осмысленной коммуникации - это большая победа",
- считает эксперт.
Учитель-дефектолог из Чебоксар Надежда Садовникова говорит, что
детям с нарушениями коммуникативной функции речи, социального взаимодействия
и познавательной сферы "обязательно нужна четкая структуральная
обстановка". Один из ее основных компонентов - визуальная поддержка,
использование наглядных стимулов. Рекомендации по их использованию
помогут многим, говорит госпожа Садовникова и указывает, что "в
последние годы" в дошкольные учреждения приходит все больше
неговорящих детей с расстройствами аутистического спектра.
В июле "Социальная школа" планирует выпустить еще один
опросник "Ключ к общению" - для родителей.
Он поможет неспециалистам правильно реагировать на сигналы ребенка
и выбрать подходящие средства общения. Дефектолог Ольга Иванова
считает это очень полезным - по ее оценке, вовлеченность родителей
в коммуникативное развитие ребенка "составляет половину успеха".