Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1079 - 1080
10 июня - 23 июня 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Эксперт" о мерах поддержки рождаемости
"Коммерсантъ" о предложении увеличить пособие по беременности и родам для студенток
"Коммерсантъ" о росте доступности ЭКО
"ТАСС" о поощрении многодетных семей
"URA.RU" о поощрении гендерного равенства в уходе за ребенком
"Коммерсантъ" о медосмотре репродуктивного здоровья
"Коммерсантъ" и "Эксперт" о росте продолжительности жизни
"Если быть точным" об ареалах аномально высокой продолжительности жизни
"ТАСС" об активном долголетии
"Эксперт" о росте заболеваемости онкологическими заболеваниями
"Российская газета" о борьбе с диабетом
"Эксперт" о росте распространения ожирения

"Если быть точным" о рекордном миграционном приросте в России в прошлом году
"Российская газета" о новом канале репатриации
"Коммерсантъ об обязательном тестировании мигрантов на знание русского языка и истории России
"Коммерсантъ" об ограничении доступа мигрантов на рынок труда
"Коммерсантъ" о законодательном регулировании БАДов
"ТАСС" о борьбе с одиночеством
"Коммерсантъ" о методах лечения нарушения коммуникативной функции речи
"ТАСС" о демографических проблемах Глобального Юга
"РБК" о списке городов, представляющих убежище нелегальным мигрантам в США

о методах лечения нарушения коммуникативной функции речи

Родная речь неговорящим детям

Люди с коммуникативными проблемами получили отечественную диагностику
В России разработан первый отечественный диагностический инструмент для помощи неговорящим детям. С его помощью специалисты смогут оценить коммуникативное и языковое развитие человека, а затем подобрать подходящие способы общения - от жестов и графических символов до мобильных приложений. Авторы поясняют, что сейчас логопедам и дефектологам приходится использовать зарубежные анкеты, которые не всегда корректно переведены и "не учитывают наши культуральные особенности". Опрошенные "Ъ" специалисты согласны, что отечественный диагностический инструмент может помочь педагогам, и ждут аналогичного для родителей.
Диагностический инструмент "Конструктор целей" разработала петербургская НКО "Социальная школа "Каритас"" (помогает семьям людей с особенностями развития, обучает специалистов в этой сфере и волонтеров) при поддержке Фонда президентских грантов. "Конструктор целей" реализован как онлайн-опросник, которым могут воспользоваться педагоги, логопеды, дефектологи и тьюторы. Им нужно подробно ответить на вопросы о языковом и коммуникативном развитии ребенка, а также о факторах среды, которые влияют на общение. После этого программа даст рекомендации по взаимодействию с ребенком и посоветует средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) - жесты, графические символы или, например, специальные приложения.
Альтернативные способы общения необходимы всем, кто не может использовать устную речь, поясняет координатор "Социальной школы" логопед-дефектолог Ирина Текоцкая: это могут быть дети с ДЦП, ментальными нарушениями, генетическими синдромами и другими особенностями здоровья.
"Важно понять, как ребенок видит и слышит, как понимает обращенную речь. Что помогает ему общаться, а что, наоборот, становится барьером, - говорит она. - Тогда мы поймем, какие средства АДК ему доступны".
Госпожа Текоцкая подчеркивает, что в России до сих пор не было такого диагностического инструмента, из-за этого специалисты пользовались западными аналогами, которые "далеко не все корректно переведены и не учитывают наши культуральные особенности".
Учитель-дефектолог, методист Центра одаренных детей и молодежи "Эткер" минобразования Чувашии Ольга Иванова рассказывает, что в начале 2000-х при работе с неговорящими детьми приходилось опираться на "простые, почти кустарные методы". Специалисты использовали звукоподражание, пропевание слогов, жестовую поддержку, самостоятельно рисовали коммуникативные карточки. "Это требовало времени и интуиции, ведь у каждого ребенка уникальные стартовые возможности и к каждому нужно найти свой ключик успеха, - говорит она. - Помню, у меня была специальная тетрадка, куда я записывала слоги, слова и фразы, которые нам вместе с детьми удалось научиться говорить. А самое главное - понимать". Госпожа Иванова согласна, что "Конструктор целей" как структурированный инструмент - это "важный шаг в систематизации помощи" таким детям. "Важно помнить, что никакой опросник не заменит живого наблюдения и эмоционального контакта с ребенком. Но если он сократит путь от первых звуков к осмысленной коммуникации - это большая победа", - считает эксперт.
Учитель-дефектолог из Чебоксар Надежда Садовникова говорит, что детям с нарушениями коммуникативной функции речи, социального взаимодействия и познавательной сферы "обязательно нужна четкая структуральная обстановка". Один из ее основных компонентов - визуальная поддержка, использование наглядных стимулов. Рекомендации по их использованию помогут многим, говорит госпожа Садовникова и указывает, что "в последние годы" в дошкольные учреждения приходит все больше неговорящих детей с расстройствами аутистического спектра.
В июле "Социальная школа" планирует выпустить еще один опросник "Ключ к общению" - для родителей.
Он поможет неспециалистам правильно реагировать на сигналы ребенка и выбрать подходящие средства общения. Дефектолог Ольга Иванова считает это очень полезным - по ее оценке, вовлеченность родителей в коммуникативное развитие ребенка "составляет половину успеха".

Наталья КОСТАРНОВА. Коммерсантъ, 3 июня 2025 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887