Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1079 - 1080
10 июня - 23 июня 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Эксперт" о мерах поддержки рождаемости
"Коммерсантъ" о предложении увеличить пособие по беременности и родам для студенток
"Коммерсантъ" о росте доступности ЭКО
"ТАСС" о поощрении многодетных семей
"URA.RU" о поощрении гендерного равенства в уходе за ребенком
"Коммерсантъ" о медосмотре репродуктивного здоровья
"Коммерсантъ" и "Эксперт" о росте продолжительности жизни
"Если быть точным" об ареалах аномально высокой продолжительности жизни
"ТАСС" об активном долголетии
"Эксперт" о росте заболеваемости онкологическими заболеваниями
"Российская газета" о борьбе с диабетом
"Эксперт" о росте распространения ожирения

"Если быть точным" о рекордном миграционном приросте в России в прошлом году
"Российская газета" о новом канале репатриации
"Коммерсантъ об обязательном тестировании мигрантов на знание русского языка и истории России
"Коммерсантъ" об ограничении доступа мигрантов на рынок труда
"Коммерсантъ" о законодательном регулировании БАДов
"ТАСС" о борьбе с одиночеством
"Коммерсантъ" о методах лечения нарушения коммуникативной функции речи
"ТАСС" о демографических проблемах Глобального Юга
"РБК" о списке городов, представляющих убежище нелегальным мигрантам в США

о росте распространения ожирения

Килограммы неблагополучия

Сахар и стресс - основные причины роста числа толстых людей
Мы проводили исследования почти во всех регионах РФ в рамках проекта "Здоровое поколение". В них приняли участие 57 тыс. человек. Оказалось, что меню большинства людей составляется рекламой. А что рекламируется наиболее агрессивно? Фастфуд и сладости. Потребители признаются, что не понимают, какой информации о питании они могут доверять. Люди, разумеется, были бы и рады питаться правильно и кормить своих детей здоровой пищей, но они тонут в рекламном контенте.
Ксения Пустовая, Директор АНО ДПО "Университет персонализированной диетологии и нутрициологии"
Степень ожирения населения мало зависит от количества доступной еды. Она зависит от ее качества. В связи с ростом конкуренции в пищевой отрасли - не только в России, а во всем мире, - производители стремятся сделать еду как можно более красивой и сладкой. Сахар добавляется не только в очевидные продукты, такие как выпечка и десерты, но и туда, где вы не ожидаете его встретить, - в кетчупы и консервы, например. Сахар же влияет на наши вкусовые рецепторы как наркотик: чем больше его потребляешь, тем больше его хочется.
Не так много людей имеют привычку читать этикетки на пищевых товарах, покупаемых в супермаркетах, чтобы выяснить уровень содержания в них сахаров, жиров, вредных добавок. Надежнее всего в этом смысле, конечно, готовить самим. Но если вы выбираете полуфабрикаты или готовые блюда, надо выбирать продукты менее калорийные, с меньшим количеством жиров и углеводов.
К сожалению, у большинства людей не хватает знаний, чтобы делать такие оценки. Другая проблема в том, что, какими бы просвещенными вы ни были, когда вы приходите в магазин и покупаете там куриные окорочка или кочан капусты, вы никак не можете отследить всю технологическую цепочку от птицефермы или грядки до прилавка, вы не знаете, какими гормонами кормили эту курицу или каким количеством нитратов и фосфатов напичкали эту капусту.
Очень многое завязано на культуру питания. Возьмите Японию, которая по уровню экономического развития сравнима с США, но там нет такой эпидемии ожирения. Это потому, что в Японии пропаганда здорового питания ведется на государственном уровне: там очень много ориентировано на профилактику ожирения начиная со школы. Японская национальная кухня меньше использует термически обработанные продукты, в ней меньше мучных изделий, молока и мяса, больше морепродуктов. В России же, наоборот, в рационе постоянно возрастает доля мясо-молочных продуктов, и это часто преподносится как показатель роста благосостояния народа.
Еще одной причиной набора избыточного веса выступает стресс. Когда мы волнуемся, наши надпочечники вырабатывают кортизол - стероидный гормон, который регулирует стресс в организме, воздействуя на артериальное давление, обмен белков, жиров и углеводов. Чтобы нивелировать действие этого гормона, организму нужен гормон инсулин, отвечающий за разложение сахаров. Нарушение баланса инсулина и кортизола приводит к увеличению аппетита, сбою сжигания жиров и росту массы тела. Человек в тревоге начинает потреблять больше жирной и сладкой пищи (то, что в народе называется "заедать стресс").
Мы наблюдаем отчетливый рост потребления сладостей после 2020 года - это хорошо коррелируется с происходящими в нашем обществе процессами, которые вызывают у россиян неосознанную тревогу
Уровень ожирения в стране может служить надежным индикатором ее психологического неблагополучия. Кривая роста случаев ожирения очень близка к кривой роста продаж антидепрессантов - в 2024 году в России, по данным Агентства социальных инициатив, их было продано на 26% больше, чем годом ранее. Количество обращений к врачам граждан с депрессиями, тревожными расстройствами и неврозами стабильно растет с того же 2020 года. Так вот сахар - это легкодоступный антидепрессант: он дешевле, чем лекарства, и для его покупки не нужны рецепты.
Это никоим образом не противоречит тенденции к росту продолжительности жизни в России. Она достигается за счет развития системы здравоохранения, но эта система ничего не может сделать с потребительскими привычками в области питания. Оздоровление этих привычек должно стать отдельной частью государственной политики в области здравоохранения. Надо изменить свойственное большинству россиян отношение к своему организму как к расходному материалу, менять пищевые привычки.

Ксения ПУСТОВАЯ. Эксперт, 27 мая 2025 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887