В Санкт-Петербурге предлагают не нанимать иностранцев
в такси и курьерские службы
Власти Северной столицы планируют запретить мигрантам работать в
такси и доставке. Это следует из проекта постановления, опубликованного
на сайте администрации. На документ обратила внимание "Фонтанка"
по данным издания, меры коснутся всех, кто оформлен по трудовому
патенту. Сам запрет в случае принятия введут до конца 2025 года.
При этом постановление не затронет граждан стран Евразийского экономического
союза. К ним относятся жители Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии.
Подобные ограничения уже действуют в других регионах, например,
в Нижегородской области и Ямало-Ненецком автономном округе.
С чем связана такая политика властей? И к чему готовиться местному
бизнесу? Эти вопросы "Ъ FM" обсудил с руководителем проекта
BRICS Mobility по организованной и трудовой миграции Натальей Вершининой:
"Думаю, главная цель - это перераспределение рабочих рук. Мы
сталкиваемся в мегаполисах с таким дисбалансом, что многие хотят
и работают курьерами и водителями такси, но на заводы, на предприятия,
в цеха идти никто не хочет. Возможно, это способ изменить данную
тенденцию.
Надо понимать, что среди граждан Узбекистана, Таджикистана достаточное
количество людей, которые проживают с видом на жительство. То есть
получается, что документ на них не распространяется. И к тому же
будут и какие-то другие варианты. Но очень важно понять, что миграционная
политика должна быть не только жесткой, но и системной. Для людей,
работающих по патенту, сейчас применяются такие меры".
Год назад правительство Ленинградской области запретило работать
в такси мигрантам, оформленным по трудовым патентам. Тогда иностранные
граждане легко обходили это ограничение через перерегистрацию в
Санкт-Петербурге, но теперь ситуация поменяется, предполагает гендиректор
таксопарка №47 Борис Орельский: "Какое-то количество мигрантов
все равно так или иначе уедет домой. Это происходит уже не первый
год. Но я думаю, что будет происходить то же, что и всегда: они
продолжат работать под страхом того, что их поймают, отберут велосипед
и накажут. Потому что другого выхода нет. Они привыкли, они оставались.
Непонятно зачем это делается сейчас, для чего это нужно. Это вызовет
сильный дефицит. Скорее всего, подорожает доставка. И ничего хорошего
для конечного потребителя это за собой не несет. У меня есть коллеги,
которые работают и очень довольны взаимодействием с ними. И сейчас,
конечно, они попадут в большие неприятности из-за того, что такой
закон будет введен. Что касается такси, на рынке есть один агрегатор
- это "Яндекс Такси". И в моменты, когда не хватает автомобилей,
всем известно, что поднимается коэффициент на поездку. Я думаю,
что на 15% точно цена поднимется, если все это примут. И опять у
нас в очередной раз будет дефицит водителей. У нас и так их не хватает,
местных вообще крайне мало".
Помимо запрета, связанного с работой мигрантов в такси и доставке,
правительство Санкт-Петербурга также предложило ужесточить требования
для курьеров на электровелосипедах. Например, власти планируют ограничить
их скорость до 15 км/ч, а также обязать пользоваться геолокаторами
и носить на одежде идентификационные номера. В случае принятия эти
меры вступят в силу уже 1 июля. При этом новые требования еще не
проработаны до конца, уверен глава Межрегиональной ассоциации курьерских
служб Александр Митюков: "Требование 15 км/ч для электровелосипедов
сейчас вполне реализуемо, но это сценарий не очень понятный. У нас
есть требование ПДД, в котором четко записано: скорость, ограничивающая
движение электровелосипедов, 25 км/ч и не более. Если вводится норма
в 15 км/ч в конкретном городе, для этого нужна определенная нормативно-правовая
база.
Почему именно 15 км/ч, а не 10 км/ч и не 20 км/ч? Были ли проведены
соответствующие исследования? Посмотрим, как это отразится в целом
на доставке в Санкт-Петербурге. Поскольку курьеры перемещаются в
рамках требований ПДД со скоростью не более 25 км/ч, надеемся, что
все-таки те требования и меры, которые останутся в финальном документе,
учтут мнение бизнеса".
По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Потапенко, в 2024-м
общее число зарегистрированных мигрантов в городе слегка превысило
200 тыс. человек. Прежде свою статистику приводило Главное управление
МВД Санкт-Петербурга, по их данным, в 2023-м разрешение находиться
на территории города получило около 1,5 млн иностранцев. "Ъ
FM" направил запрос в Администрацию губернатора Санкт-Петербурга.