Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1079 - 1080
10 июня - 23 июня 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Эксперт" о мерах поддержки рождаемости
"Коммерсантъ" о предложении увеличить пособие по беременности и родам для студенток
"Коммерсантъ" о росте доступности ЭКО
"ТАСС" о поощрении многодетных семей
"URA.RU" о поощрении гендерного равенства в уходе за ребенком
"Коммерсантъ" о медосмотре репродуктивного здоровья
"Коммерсантъ" и "Эксперт" о росте продолжительности жизни
"Если быть точным" об ареалах аномально высокой продолжительности жизни
"ТАСС" об активном долголетии
"Эксперт" о росте заболеваемости онкологическими заболеваниями
"Российская газета" о борьбе с диабетом
"Эксперт" о росте распространения ожирения

"Если быть точным" о рекордном миграционном приросте в России в прошлом году
"Российская газета" о новом канале репатриации
"Коммерсантъ об обязательном тестировании мигрантов на знание русского языка и истории России
"Коммерсантъ" об ограничении доступа мигрантов на рынок труда
"Коммерсантъ" о законодательном регулировании БАДов
"ТАСС" о борьбе с одиночеством
"Коммерсантъ" о методах лечения нарушения коммуникативной функции речи
"ТАСС" о демографических проблемах Глобального Юга
"РБК" о списке городов, представляющих убежище нелегальным мигрантам в США

об ограничении доступа мигрантов на рынок труда

Доставка обойдется без мигрантов

В Санкт-Петербурге предлагают не нанимать иностранцев в такси и курьерские службы
Власти Северной столицы планируют запретить мигрантам работать в такси и доставке. Это следует из проекта постановления, опубликованного на сайте администрации. На документ обратила внимание "Фонтанка" по данным издания, меры коснутся всех, кто оформлен по трудовому патенту. Сам запрет в случае принятия введут до конца 2025 года. При этом постановление не затронет граждан стран Евразийского экономического союза. К ним относятся жители Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Подобные ограничения уже действуют в других регионах, например, в Нижегородской области и Ямало-Ненецком автономном округе.
С чем связана такая политика властей? И к чему готовиться местному бизнесу? Эти вопросы "Ъ FM" обсудил с руководителем проекта BRICS Mobility по организованной и трудовой миграции Натальей Вершининой: "Думаю, главная цель - это перераспределение рабочих рук. Мы сталкиваемся в мегаполисах с таким дисбалансом, что многие хотят и работают курьерами и водителями такси, но на заводы, на предприятия, в цеха идти никто не хочет. Возможно, это способ изменить данную тенденцию.
Надо понимать, что среди граждан Узбекистана, Таджикистана достаточное количество людей, которые проживают с видом на жительство. То есть получается, что документ на них не распространяется. И к тому же будут и какие-то другие варианты. Но очень важно понять, что миграционная политика должна быть не только жесткой, но и системной. Для людей, работающих по патенту, сейчас применяются такие меры".
Год назад правительство Ленинградской области запретило работать в такси мигрантам, оформленным по трудовым патентам. Тогда иностранные граждане легко обходили это ограничение через перерегистрацию в Санкт-Петербурге, но теперь ситуация поменяется, предполагает гендиректор таксопарка №47 Борис Орельский: "Какое-то количество мигрантов все равно так или иначе уедет домой. Это происходит уже не первый год. Но я думаю, что будет происходить то же, что и всегда: они продолжат работать под страхом того, что их поймают, отберут велосипед и накажут. Потому что другого выхода нет. Они привыкли, они оставались.
Непонятно зачем это делается сейчас, для чего это нужно. Это вызовет сильный дефицит. Скорее всего, подорожает доставка. И ничего хорошего для конечного потребителя это за собой не несет. У меня есть коллеги, которые работают и очень довольны взаимодействием с ними. И сейчас, конечно, они попадут в большие неприятности из-за того, что такой закон будет введен. Что касается такси, на рынке есть один агрегатор - это "Яндекс Такси". И в моменты, когда не хватает автомобилей, всем известно, что поднимается коэффициент на поездку. Я думаю, что на 15% точно цена поднимется, если все это примут. И опять у нас в очередной раз будет дефицит водителей. У нас и так их не хватает, местных вообще крайне мало".
Помимо запрета, связанного с работой мигрантов в такси и доставке, правительство Санкт-Петербурга также предложило ужесточить требования для курьеров на электровелосипедах. Например, власти планируют ограничить их скорость до 15 км/ч, а также обязать пользоваться геолокаторами и носить на одежде идентификационные номера. В случае принятия эти меры вступят в силу уже 1 июля. При этом новые требования еще не проработаны до конца, уверен глава Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков: "Требование 15 км/ч для электровелосипедов сейчас вполне реализуемо, но это сценарий не очень понятный. У нас есть требование ПДД, в котором четко записано: скорость, ограничивающая движение электровелосипедов, 25 км/ч и не более. Если вводится норма в 15 км/ч в конкретном городе, для этого нужна определенная нормативно-правовая база.
Почему именно 15 км/ч, а не 10 км/ч и не 20 км/ч? Были ли проведены соответствующие исследования? Посмотрим, как это отразится в целом на доставке в Санкт-Петербурге. Поскольку курьеры перемещаются в рамках требований ПДД со скоростью не более 25 км/ч, надеемся, что все-таки те требования и меры, которые останутся в финальном документе, учтут мнение бизнеса".
По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Потапенко, в 2024-м общее число зарегистрированных мигрантов в городе слегка превысило 200 тыс. человек. Прежде свою статистику приводило Главное управление МВД Санкт-Петербурга, по их данным, в 2023-м разрешение находиться на территории города получило около 1,5 млн иностранцев. "Ъ FM" направил запрос в Администрацию губернатора Санкт-Петербурга.

Никита ПУТЯТИН. Коммерсантъ, 29 мая 2025 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887