… об идее обязательной
отработки для выпускников медицинских вузов и колледжей
Врачей призывают на госслужбу
Готов законопроект об обязательной отработке выпускников
медицинских вузов и колледжей
Минздрав опубликовал на regulation.gov.ru проект федерального закона,
которым предлагается обязать выпускников бюджетных медицинских вузов
и колледжей проработать определенный срок в выбранных ими больницах
и клиниках системы ОМС. Не выполнившим это обязательство придется
компенсировать бюджету расходы на обучение. По мнению экспертов
и представителей профсоюзов, инициатива Минздрава вряд ли решит
кадровые проблемы отрасли - отток врачей и среднего медперсонала
просто сдвинется по времени.
"Ъ" уже сообщал об инициативе Минздрава на этапе ее проработки
(см. "Ъ" от 5 февраля). Получившийся в итоге законопроект
несколько изменился по сравнению с начальной редакцией, но суть
предложений ведомства осталась прежней: все получившие высшее и
среднее медицинское и фармацевтическое образование за счет федерального
или регионального бюджетов после выпуска должны будут отработать
определенный срок в медицинской организации, оказывающей помощь
в рамках ОМС. Речь, таким образом, идет не только государственных,
но и о частных клиниках - в случае, если они включены в систему
государственного медицинского страхования.
Срок отработки, согласно законопроекту, не может превышать трех
лет. Для ряда специальностей и территорий, например для районов
Крайнего Севера, он может быть по решению правительства сокращен.
Трудоустройство должно произойти в течение первого года после окончания
учебного заведения - или же выпускник может продолжить свое обучение.
Принципиальное отличие предлагаемых изменений от советской модели
распределения молодых специалистов - выпускник сам выберет, в какой
организации и в каком регионе отработать положенное.
Если условие об отработке не выполнено, выпускнику придется компенсировать
бюджету расходы на обучение в тройном размере. Отметим, что изначально
такой штраф предполагался меньшим - речь шла о двукратном размере.
С учетом средней стоимости подготовки медиков в 203 тыс. руб. в
год. размер компенсации, например, при шестилетнем обучении в медицинском
вузе может превысить 3,5 млн руб.
Необходимость введения отработки в пояснительной записке к проекту
аргументируется тем, что сейчас примерно 35% выпускников медицинских
вузов и 40% выпускников колледжей, отучившихся на бюджете, впоследствии
не работают в государственной системе здравоохранения.
Это не позволяет планировать кадровое наполнение системы - сейчас,
по данным Минздрава, в отрасли не хватает 29 тыс. врачей и 63 тыс.
средних медицинских работников. Отмечается, что обязательная работа
в системе ОМС позволит молодым специалистам быстрее получить необходимый
практический опыт, поскольку именно "в государственном здравоохранении
по всем ключевым направлениям реализована система наставничества,
а в отрасли работают высококвалифицированные специалисты".
"Причина, по которой многие выпускники, включая целевиков,
после окончания обучения не идут работать в государственную систему,-
плохие условия труда и невысокие зарплаты. Попытка заставить их
делать это - дискриминационная мера",- отмечает глава профсоюза
"Действие" Андрей Коновал. По его словам, если норма об
отработке будет принята, трудоустроенные выпускники окажутся, по
сути, беззащитными перед своим начальством, которое сможет заставить
их работать в любых условиях под страхом увольнения и необходимости
выплачивать штраф бюджету.
"Позитивного опыта работы такого механизма в других странах
нет",- отмечает профессор кафедры управления и экономики здравоохранения
факультета социальных наук Высшей школы экономики Игорь Шейман.
"Вряд ли таким способом можно решить кадровые проблемы и российского
здравоохранения - пока работа в государственном секторе непривлекательна,
мы рискуем получить все тот же отток кадров, просто через три года
- после отработки",- говорит Игорь Шейман.
Анастасия МАНУЙЛОВА. Коммерсантъ, 6 мая 2025
года
Молодым врачам ищут место работы
Как распределение поможет сократить нехватку медиков
на местах
Правительство РФ внесло 30 апреля в Госдуму проект закона, который
обяжет выпускников бюджетных отделений медицинских вузов работать
в течение 3 лет после получения диплома там, где решит Минздрав.
Скептики высказывают опасения, что эта инициатива может дать обратный
результат, так как многие абитуриенты не захотят превращаться в
"министерских крепостных". "Эксперт" выяснил,
насколько они обоснованы.
Практика распределения профессиональных кадров на предприятия той
или иной отрасли для нашей страны не нова. До распада СССР выпускник
вуза, не поступивший в аспирантуру, должен был отработать три года
по специальности в одной из предложенных ему на выбор организаций.
Позднее распределение было отменено, но появилось целевое обучение
- абитуриент гарантированно зачислялся в вуз под обязательство отработать
после его окончания определенный срок в конкретной организации,
подписавшей договор с учебным заведением. Самый свежий регламент
такого обучения Правительство приняло в октябре 2020 г. - это постановление
"О целевом обучении по образовательным программам среднего
профессионального и высшего образования" со сроком действия
до конца 2026 г.
Новая инициатива, в случае принятия Госдумой, начнет действовать
с 1 января 2026 г. Новизна законопроекта состоит в том, что целевым
работодателем будет выступать не конкретное предприятие, а система
здравоохранения в целом. Этот нюанс создаст для выпускников медвузов
фактор неопределенности, поскольку заранее неизвестно, в какое именно
медучреждение их могут направить после получения диплома. Санкцией
за отказ от обязательной отработки является выплата в бюджет затрат
на обучение в троекратном размере.
"Отработка по распределению - это ни в коем случае не ссылка"
Анатолий Корсунский, Главный врач ГБУЗ ДГКБ № 9 им. Г.Н. Сперанского,
заведующий кафедрой педиатрии и детских инфекционных болезней Первого
МГМУ имени И.М. Сеченова
В самой идее, чтобы будущий врач брал на себя обязательства отработать
несколько лет там, где его знания будут наиболее востребованными,
а не там, где ему будет "теплее", нет ничего плохого.
Врач - профессия особенная, она по умолчанию подразумевает определенное
самопожертвование, поэтому избравший эту стезю должен пройти все
этапы профессионального становления, начиная от врача скорой помощи
или терапевта больницы в сельской глубинке. Понятно, что студента-физика
не пошлют по распределению в тайгу хотя бы потому, что в тайге для
него нет лабораторий. Но можно вырасти до главного врача федерального
медицинского центра, начав карьеру в сельской больнице, а можно
всю жизнь проработать в ЦАО Москвы и не выйти за пределы низового
звена районной поликлиники. Это вопрос наличия или отсутствия таланта,
личностной зрелости, а не системы трудоустройства.
Насколько эффективной окажется система распределения молодых специалистов
медвузов - это, конечно, вопрос. Потому что даже в советское время,
когда система распределения молодых специалистов существовала как
единственный способ начала карьеры, находились ребята, которые с
помощью различных уловок избегали отработки по распределению. Проект
закона, о котором идет речь, такую возможность ликвидирует, вводя
обязательство возврата потраченных на обучение бюджетных средств
в троекратном размере.
Если человек горит своей профессией, обладает талантом в выбранной
сфере, то обязательство трехлетней отработки на его развитии как
практикующего врача или как ученого никак не скажется. Отработка
по распределению - это ни в коем случае не ссылка и не изоляция
от профессионального сообщества. Государство гарантирует специалисту
возможность постоянного повышения квалификации независимо от его
географического местонахождения. Даже если он в этой больнице один
такой специалист, ему пришлют подмену на время отсутствия в связи
с обучением на курсах повышения квалификации. Потому что врач, не
прошедший переподготовку, - это как водитель без прав или пилот
с просроченной лицензией. Его просто никто не допустит к людям.
Невозможно представить себе, например, хирурга, который проводит
полостную операцию, не имея допуска.
В современной медицине обновление знаний, методов лечения, медаппаратуры
происходит с такой скоростью, что отстать даже на год для врача
означает уйти из профессии навсегда. Я своим студентам-шестикурсникам
на вводной лекции говорю вполне серьезно: "Все, что вы учили
предыдущие пять лет, уже стало историей медицины, как практической
медицины этого больше нет". Смена информационных блоков за
время обучения происходит несколько раз. Раньше можно было проходить
курсы повышения квалификации раз в 5 лет. Сейчас Минздрав ставит
вопрос так, чтобы процесс обучения был непрерывным, где бы врач
не работал. В противном случае человек обязан написать заявление
об увольнении из медучреждения.
Я часто езжу на Дальний Восток; там в Хабаровском крае работа по
непрерывному обучению работников здравоохранения поставлена очень
хорошо. Не все врачи из больниц огромного по площади региона могут
самостоятельно приехать в Хабаровск, поэтому сотрудники краевого
центра повышения квалификации сами выезжают на места с самыми последними,
самыми новыми достижениями медицины. Возможно, я слегка идеализирую,
но было бы преувеличением утверждать, что 3 года работы в глубинке
ставят крест на карьере врача.
Выдержки из проекта ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"Граждане, завершившие
обучение по основным профессиональным образовательным программам
медицинского образования за счет бюджетных ассигнований [...], осуществляют
трудовую деятельность в соответствии с полученной квалификацией
[...] после завершения обучения в течение не более трех лет в организациях,
указанных в части 1 статьи 711 настоящего Федерального закона, с
учетом трудоустройства в срок, не превышающий одного года после
завершения обучения.
В случае неисполнения гражданином, принятым на целевое обучение
по образовательной программе высшего медицинского образования или
высшего фармацевтического образования за счет бюджетных ассигнований
[....], обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение
установленного срока либо расторжения таким гражданином договора
о целевом обучении в одностороннем порядке [....], гражданин выплачивает
компенсацию, составляющую трехкратный размер расходов федерального
бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета,
осуществленных на обучение гражданина.
Правительство Российской Федерации вправе определить перечень специальностей
(направлений подготовки), после завершения обучения по которым устанавливаются
обязательства по осуществлению трудовой деятельности, а также длительность
осуществления трудовой деятельности.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2026 года.