Москвичи делят приезжих в основном по национальному признаку и "тонкостей" в этом смысле не различают
Федеральная миграционная политика в последнее время изменилась - в лучшую сторону. Власти начали укреплять престиж российского гражданства, осознав значение этого института.
Меняются и московские порядки: 6 июня на заседании столичного правительства обсуждалась городская целевая миграционная программа на 2008-2010 годы. Она сильно отличается от предшественницы. Город, наконец, вознамерился регулировать рынок иностранной рабочей силы. Создаются миграционный терминал и центр распределения иностранных работников, будут проводиться ярмарки вакансий для прибывающих из-за рубежа людей.
Возникает, однако, такое соображение: не обострит ли это и без того накаленную межэтническую обстановку в Москве? Ведь жителям столицы едва ли понравится то, что значительные суммы из городского бюджета будут выделяться на нужды иммигрантов.
В последнее время социологическое агентство "Башкирова и партнеры" активно проводит исследования, которые помогают внести ясность в этот вопрос. Одно из них так и называлось "Отношение москвичей к миграции", другое - "Рынок".
Об их результатах корреспонденту "МН" рассказала генеральный директор компании Елена Башкирова.
МН: Елена Ивановна, начнем со второго соцопроса, благо он совсем свежий. Считается, что именно рынки служат источником межнационального напряжения в столице. Так ли это?
БАШКИРОВА: Рынки по-прежнему являются "горячей точкой" столицы. Но при этом москвичи их любят. Три четверти населения города с разной периодичностью там бывают. Правда, настоящих завсегдатаев не так много - лишь 22%. Остальные появляются на базарах от случая к случаю. В основном жители Москвы ходят туда за овощами и фруктами, реже - за мясом.
МН: Но как раз торговля овощами и фруктами - традиционная ниша иммигрантов из Закавказья.
БАШКИРОВА: Да, и эти люди никуда не ушли, несмотря на постановление федерального правительства, которое разрешает работать в торговле только гражданам России. Мы опрашивали москвичей, видят ли они какие-то изменения на рынках. Итоги таковы. Более 41% никаких перемен не заметили. По мнению 18%, уменьшилось количество продавцов. Наконец, почти 7% сказали, что на рынках стало меньше грязи. Думаю, что это чисто психологический эффект.
МН: Может быть, это следствие плохого отношения москвичей к гастарбайтерам?
БАШКИРОВА: Да. Ровно половина жителей города смотрит на иммигрантов отрицательно и лишь 28% считают, что работающие в столице иностранцы приносят ей пользу.
МН: Делят ли москвичи приезжих по национальному признаку?
БАШКИРОВА: Безусловно. Наибольшие опасения у жителей города вызывает иммиграция народов Закавказья. К ней негативно относятся 43,7% москвичей. На втором месте уроженцы Средней Азии - 13,3%. Представители остальных диаспор не вызывают большого отторжения.
МН: Так, на ваш взгляд, было всегда?
БАШКИРОВА: Нет. Отрицательное отношение к народам Закавказья мы фиксируем на протяжении примерно 20 лет. Прежде отмечалось плохое отношение к евреям, но сейчас антисемитизм на телеэкране встречается намного чаще, чем в жизни. В общем, "образ врага" менялся с течением времени.
МН: "Народы Закавказья" - это звучит очень общо. Ведь они делятся на грузин, армян, азербайджанцев.
БАШКИРОВА: Москвичи их не различают. В свое время было введено очень глупое и оскорбительное понятие - "лицо кавказской национальности". Под одну гребенку стали причесывать народы, которые сильно отличаются друг от друга и культурой, и верой. Впрочем, мы, как социологи, понимаем, что подоплека "кавказофобии" заключается не в национальности и даже не в религии приезжих.
МН: Неужели в конкуренции на рынке труда?
БАШКИРОВА: Нет. Главную роль играют психологические факторы. В Москве вообще нездоровая атмосфера, очень высок уровень тревожности в отношении не только приезжих, но и буквально всего. Что же касается конкуренции, то ее не существует. Каждая народность нашла свою нишу.
МН: Миграция - широкое понятие. Это ведь не только иммиграция иностранцев в нашу страну, но и перемещение граждан внутри нее, и отъезд их за рубеж. Проводили ли вы исследования на этот счет?
БАШКИРОВА: У меня есть любопытные данные про эмиграцию. Мы проводили опрос среди москвичей от 14 до 30 лет, пытаясь выяснить, считают ли они приемлемым для себя отъезд из России на постоянное жительство. Мнения разделились почти поровну. Около 45% опрошенных ответили: "Нет, я никогда не покину родину". И почти столько же молодых горожан сказали, что при определенном стечении обстоятельств могут переехать за рубеж. Есть и такие, кто готов эмигрировать при малейшей возможности, но их немного: 5,5% среди юношей и 7,7% среди девушек. Женщины, судя по результатам нашего опроса, вообще более склонны к смене страны проживания. Может быть, дело в том, что они более падки на глянцевые картинки о "красивой жизни".
МН: Видят ли москвичи разницу между кавказцами с иностранным подданством и кавказцами - гражданами России?
БАШКИРОВА: Нет. Общий негативный образ распространяется на всех: как нелегальных иммигрантов, так и на людей, имеющих разрешение на работу в России, гражданство РФ и регистрацию в Москве. Даже на тех, кто здесь женился и ассимилировался.
МН: Получается, что среди москвичей обострено ощущение своей национальности и места жительства, но практически нет чувства российского гражданства?
БАШКИРОВА: Абсолютно точно сказано, хотя это характерно не только для москвичей. Каждые пять лет мы участвуем в крупном международном исследовании "Мировые ценности". Судя по его итогам, на Западе тоже мало кто ощущает себя жителем объединенной Европы или гражданином своего государства. У большинства более развито чувство принадлежности к городу или региону.
МН: Как ослабить ксенофобию в столице? Вы видите какой-либо выход из создавшегося положения?
БАШКИРОВА: На это потребуется время: общественное мнение быстро не меняется. Совершенно очевидно, что надо создать нормальные условия жизни для всех: и москвичей, и приезжих. Нужна и прозрачная миграционная политика, которой сейчас нет. Кроме того, должно воспитываться уважение к людям, выполняющим ту работу, на которую не соглашаются коренные жители. В общем, необходимо вести работу с населением.
МН: В Европе эта работа ведется давно, но, как мы видели по недавним французским событиям, она не дает большого эффекта.
БАШКИРОВА: Может быть. Однако мы не знаем, что там было бы, если бы она вообще не велась.
Сергей ФЕДОРОВ. «Московские новости», 15 июня 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)