Конкуренция россиян с мигрантами из других стран за место под солнцем - явление скорее гипотетическое, чем реальное. Так что причина напряженности между коренным населением и приезжими лежит в сфере психологии, а не экономики
С середины января приезжим в России придется иметь дело с новыми правилами миграционного учета и приема на работу. На первый взгляд нововведения делают систему либеральнее. Но другой рукой власти уже с 1 января отнимают у иностранцев права торговать лекарствами и спиртным, а с апреля вводят для них запрет и на торговлю в палатках и на рынках, а также вне магазинов в розницу. Связаны ли эти меры с желанием освободить рабочие места, в которых нуждаются россияне? Эксперты полагают, что нет. Конкуренция между внешними мигрантами и жителями России мизерная, если вообще существует. А негативное отношение к приезжим - следствие не экономических причин, а скорее советских стереотипов. Увы, запретительные шаги властей отвечают именно этому "иррациональному" запросу масс. Между тем ксенофобия, возведенная в ранг экономической политики, ударит в первую очередь по этим самым массам...
Незавидная смена ролей
На одобрение идеи о "зачистке" иностранцев в розничной торговле с кремлевской трибуны многие наблюдатели отреагировали очень язвительно. Дескать, теперь мигранты будут заниматься финансами, менеджментом, а россияне - торговать водкой и арбузами. Не правда ли, любопытный принцип разделения труда для страны, еще недавно председательствовавшей в "Большой восьмерке"? Чтобы понять, с чем связан столь нестандартный ход российских властей, стоит разобраться, как конкурируют представители стран ближнего зарубежья с россиянами и в каких областях это соперничество наиболее остро. "Согласно нашим исследованиям, мигранты мало конкурируют с местными жителями по нескольким причинам. Во-первых, они работают там, где не хватает своих кадров. Во-вторых, те рабочие места, которые они занимают, - это большей частью неформальный труд, социально незащищенный, с низкой оплатой", - говорит ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Тюрюканова. В целом, по ее оценке, Россия идет по пути других принимающих стран: постепенно складывается определенное разделение труда, выделяются ниши, которые "зарезервированы" для мигрантов на долгие годы, и со временем эта сегрегация на рынке труда только усугубляется.
Иностранный опыт действительно свидетельствует, что внешние мигранты и местные жители, как правило, существуют в "параллельных мирах". Исключение могут составлять лишь "низовые" слои рынка труда. "Серьезной угрозы для большинства людей иммигранты не представляют: недостаток квалифицированных кадров таков, что мест хватит всем, - объясняет директор британского Nuffield Economics and Business Project Нэнси Уолл. - В ином положении оказываются неквалифицированные работники. Мигранты работают за мизерную зарплату. К тому же часто у них нет иждивенцев, и они соглашаются на оплату труда гораздо более низкую, чем наши (далеко не самые щедрые) социальные пособия". Конкуренция может существовать за рабочие места, требующие невысокой квалификации, соглашается глава отдела публичной информации Международной организации по миграции Жан-Филипп Шози. "Это так называемая "3D-работа": опасная, грязная и трудная (Dangerous, Dirty, Difficult)", - уточняет он. Как замечает Нэнси Уолл, люди с низкой квалификацией обычно сконцентрированы там, где когда-то было крупное производство с большим количеством рабочих мест. В России таких районов предостаточно: с крахом многих градообразующих предприятий на прозябание были обречены целые города. Могут ли внешние мигранты стать прямыми конкурентами мигрантов внутренних, то есть россиян, ищущих лучшей жизни в пределах своей страны?
Трудовая "недвижимость"
По словам научного координатора московской исследовательской программы Международной организации по миграции Галины Витковской, вопрос о конкуренции приезжих из ближнего зарубежья с теми, кто перебрался из депрессивных районов России, специально не изучался, но можно предположить, что таковая действительно возможна. "По нашим исследованиям, не более 30% внешних мигрантов занимают рабочие места, на которые могут претендовать внутренние мигранты. Относительно того, насколько остра эта конкуренция, точных данных нет", - вторит ей Елена Тюрюканова. Теоретически внутренняя миграция в России должна быть довольно сильной из-за неравномерного распределения по разным регионам людей и рабочих мест. "Я не считаю, что нехватка трудовых ресурсов связана с демографической ситуацией, - проблема в распределении трудовых ресурсов", - утверждает управляющий партнер хедхантинговой компании Bordin & Partners Алексей Бордин. Эксперты Всемирного банка в недавнем обзоре российской экономики также указывают на то, что территориальное распределение собственных трудовых ресурсов в России неэффективно. А значит, и внешняя, и внутренняя миграция будет иметь все большее значение для развития экономики.
Однако в действительности внутренняя миграция плохо справляется со своими функциями. Одна из причин этого - в советском прошлом. "Надо учитывать, что население в России немобильное. Для нас характерен стереотип: если ты уезжаешь, значит, ты неудачник, перекати-поле, - говорит г-жа Тюрюканова. - Вероятно, это отголоски советского периода. Ведь в СССР не приветствовалась свободная миграция: ехать надо было туда, куда нужно партии и государству". Впрочем, сегодняшние власти не делают ничего, чтобы исправить ситуацию. "Чтобы люди стали мобильнее, необходимо перестроить целые институты. Например, сегодня службы занятости замкнуты в административных границах города, области, субъекта Федерации. Если человек обратится в службу занятости в своем городе, ему, скорее всего, не предложат место в Москве или каком-либо другом регионе", - констатирует она. Не добавляет тяги к перемене мест и институт прописки, ныне стыдливо именуемой регистрацией. "Переезд на новое место должен означать повышение социального статуса человека. У нас же этого, как правило, не происходит из-за того, что, переезжая, он оказывается в уязвимом положении, порой выпадает из правового поля в теневое пространство, - отмечает г-жа Тюрюканова. - Зачастую это приводит к маргинализации даже наших, российских мигрантов".
На поводу у заблуждений
Еще один миф о вреде мигрантов заключается в том, что они якобы "понижают" общий уровень заработной платы на рынке труда, и, если бы не они, зарплаты для местных могли бы быть гораздо выше. Эксперты развенчивают это заблуждение: без дешевого труда рабочие места, которые сейчас занимают приезжие, просто не существовали бы. "Дело в том, что мигранты расширяют спрос на некоторые услуги, - поясняет Галина Витковская. - И если бы работающие в этих секторах получали больше, то сразу отпала бы значительная часть людей, которые могут предъявить спрос на такие услуги". К тому же в некоторых регионах иностранцы обходятся работодателям гораздо дороже. "На многих производствах не хватает кадров, и компаниям приходится их завозить. Например, "Северсталь" доставляет рабочих из Казахстана. Зарплата их может оказаться такой же, а расходы на их обслуживание даже несколько выше, потому что им необходимо предоставлять жилье, - рассказывает Алексей Бордин. - Вопрос в том, что элементарно не хватает квалифицированной рабочей силы".
Коль скоро реальных экономических причин для неприязни к тем, кто приехал в нашу страну на заработки, нет, с чем же связано настороженное отношение к ним со стороны и рядовых граждан, и властей? "У россиян вообще сложилось представление, что большинство мигрантов торгует на рынках, - отмечает Галина Витковская. - Соответственно, весь негатив, связанный с торговлей, в силу российского менталитета (торговцы всегда обманут, обвесят), падает на этих людей". Так что "изгнание" торговцев с иностранными паспортами из "храма" российской розницы - всего лишь потакание наиболее расхожему обывательскому заблуждению. Но власти не только не пытаются развеять эти мифы - они создают новые. "Те цифры, которые озвучиваются в средствах массовой информации, в том числе Федеральной миграционной службой, берутся непонятно откуда. Они в первую очередь и нагнетают напряженность, - уверена Елена Тюрюканова. - У нас не наберется 12 млн. мигрантов, даже если предположить, что к нам приехал в среднем каждый пятый трудоспособный житель стран СНГ. В России их не более 5-7 млн. человек". "Утверждения, что мигранты - это источник преступности, наркотиков и терроризма, - полный бред, - полагает Галина Витковская. - Все исследования показывают, что это совершенно разные процессы. Криминальный бизнес интернационален и не связан с трудовой миграцией".
Запертые в тени
К чему же приведут одобренные на высшем уровне меры в отношении иностранцев? "Выгонять торговцев бессмысленно. Не уверена, что те места, которые освободятся, нужны местному населению, - говорит г-жа Витковская. - Фермер не должен, да и не захочет заниматься продажей своей продукции. Он должен или фермерствовать, или торговать. А монополизация на рынках - это совершенно другой вопрос, вопрос криминализации, коррупции". Г-жа Тюрюканова обращает внимание на то, что в основном мигранты обеспечивают потребности небогатого населения. "Если бы не они, люди среднего достатка не могли бы отремонтировать квартиру, построить дачу, купить недорогие продукты на рынке", - считает она. Кроме того, де-факто запреты наверняка окажутся недейственными и вызовут лишь рост коррупции и теневого сектора. Что, в свою очередь, направит проблему по замкнутому кругу и обесценит все лозунги властей о необходимости бороться с нелегальной миграцией. Ведь цивилизованные меры контроля за притоком иностранцев работают лишь на цивилизованном рынке.
"Мигрант практически всегда может найти себе работу в теневом секторе. Поэтому многие европейские страны за последние 15 лет регулярно проводили "амнистии", давая возможность таким людям легализоваться, - подчеркивает Жан-Филипп Шози. - Но одних лишь миграционных амнистий мало, если при этом не сокращать сам теневой сектор. В противном случае, легализуясь, мигрант покинет "неформальную" работу, но само рабочее место останется и на него так же неофициально придет следующий". Разные страны по-разному решают проблемы регулирования миграции. В Канаде и Великобритании применяются балльные системы отбора иностранцев, оценивающие человека исходя из его квалификации и личных качеств, используются также списки приоритетных специальностей. А в большинстве стран Европы чужаков приглашают на работу при условии, что на это место не претендуют местные жители. "Но все это государства с развитыми и "белыми" рынками труда (масштабы теневой экономики в таких странах обычно не превышают 5-7%), мониторинг которых осуществляется в течение многих лет, - говорит Елена Тюрюканова. - Наш рынок труда более теневой, более неформальный, отследить процессы на нем труднее. Можно вводить какие угодно процедуры отбора, но пока не будут сделаны шаги к легализации экономики в целом, требовать от трудовой миграции, чтобы она была легальной, бессмысленно".
Журнал «РБК», февраль 2007 года
Зеленая карта для граждан бывших союзных республик
Потребность России в иностранных рабочих возрастает
Экономика России, население которой, особенно трудоспособного возраста, стремительно сокращается, не может сегодня существовать без притока иностранных работников. С 2005 по 2015 год естественная убыль трудоспособного населения в РФ составит 9 млн. человек. Усиление демографической политики не сможет дать какие-либо результаты в такие короткие сроки. России необходимо восполнить убыль трудоспособного населения за счет притока иммигрантов. В настоящее время это делает иностранную рабочую силу одним из наиболее значимых факторов экономического роста в России.
Многие регионы России уже с 2000-2001 годов испытывают абсолютную нехватку рабочих рук. Если до 1999 году значение показателя напряженности на рынке труда (число зарегистрированных безработных на одну заявленную вакансию) было ниже 1,0 только в Москве, то в 2001 году - уже в 14 субъектах РФ.
Потребность в рабочих кадрах Россия со второй половины 1990-х годов удовлетворяла за счет трудовой иммиграции, в первую очередь из стран СНГ, где продолжает сохраняться высокий уровень безработицы и более низкий, чем в РФ, уровень жизни населения. Если в 1995-м в нашей стране законно трудились 160 тыс. иностранных граждан, то в 2005-м - более 700 тысяч. По различным оценкам, это составляет лишь 7-10% от всех трудовых иммигрантов. Исследования показывают, что безработица среди этой группы лиц невелика и кратковременна.
Гастарбайтеры вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие России. Как показали социологические опросы, проведенные в разных регионах РФ в 2002-2006 годах, от 30 до 50% рабочих мест, занятых трудовыми иммигрантами, не являются конкурентными, то есть на них россияне не претендуют. В то же время примерно 90% иностранцев работают в РФ, не имея регистрации и разрешения на работу. Учитывая, что общая численность незаконных мигрантов из стран СНГ составляет у нас не менее 5,5 млн. человек, такая ситуация создает серьезную угрозу для безопасности нашей страны.
Основным фактором роста масштабов незаконной миграции в РФ были законодательные и процедурные препятствия. Новое российское иммиграционное законодательство, вступившее в силу 15 января текущего года, дает надежду если не на полное решение существующих в этой области проблем, то, по крайней мере, на значительное уменьшение их масштабов. Например, теперь мигранту, чтобы легализоваться, достаточно представить принимающей стороне миграционную карту с отметкой о въезде в страну и документ, удостоверяющий личность. Одновременно процедура уведомления о временном пребывании мигранта призвана решить задачу создания системы миграционного учета как основы государственной статистики иммиграции, практически прекратившей свое существование с 2000 года. И напрасно обижаются наши украинские соседи, которые имели право находиться на территории России 90 дней без регистрации по месту жительства и теперь сочли, что их лишили преференций. Ведь речь идет о миграционном учете, и было бы странно исключить из него украинцев, представляющих одну из самых многочисленных групп в трудовом притоке в Россию.
Революционным можно назвать положение нового законодательства о предоставлении мигранту возможности самому получать разрешение на работу, причем в короткий срок (10 дней) и по упрощенной процедуре. Это освобождает гастарбайтеров от прежней "крепостной" зависимости, предоставляет им свободу выбора. Концептуальность нового законодательства прослеживается и в предоставлении значительных преимуществ временным трудовым иммигрантам из стран с безвизовым режимом пересечения российской границы: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Эти преимущества перед мигрантами из других стран касаются получения разрешений на работу и на временное проживание (до трех лет). Кроме того, работодатели, нанимающие временных рабочих из этих стран, освобождены от необходимости получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Таким образом, очевидна направленность новой миграционной политики на создание общего рынка труда СНГ.
Галина ВИТКОВСКАЯ - научный координатор исследовательской программы Бюро Международной организации по миграции в России.
«Независимая газета-Дипкурьер», 5 февраля 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)